ЛЕКЦИЯ ВАИДЙАНАТХА ПРАБХУ

... Мы все время рассказываем разные истории, и все слушают эти
истории. Истории можно очень долго рассказывать. Все очень хорошо. Я
их сам люблю. Но я решил сегодня рассказать что-то такое посильней,
с тем, чтобы если вам не понравится, то вы больше не будете прихо-
дить... Ну, а если понравится, то, конечно...
Я подумал рассказать о том (на то, к сожалению, есть основания)
с какими препятствиями может столкнуться человек, когда он идет по
пути преданного служения, и каким образом он может преодолеть эти
препятствия. Это, в принципе, очень важно, и ачарии в прошлом уделя-
ли этому очень много внимания.
...На самом деле, единственное, что мешает нам продвигаться в пре-
данном служении - это наше собственное вожделение. Ни в какой дру-
гой религии на это упор не делается, кроме как в бхакти, потому что
бхакти - это научный процесс. Никто не свободен от этого вожделения.
Как, однажды, к Шриле Прабхупаде пришел один ученик и сказал: "Шри-
ла Прабхупада, я совершенно освободился от вожделения. У меня нет
никакого вожделения, абсолютно". Прабхупада на него посмотрел и ска-
зал: "Может тебе к врачу сходить?..."
На самом деле, мы должны очень четко понять, что у каждого из
нас есть вожделение. И каждая обусловленная душа обладает этим вож-
делением по очень простой причине: потому что у каждого из нас изна-
чально есть любовь к Богу. И когда мы приходим в материальный мир,
эта любовь, соприкасаясь с гуной страсти, превращается в вожделение.
Так же, как сворачивается молоко... Именно потому оно такое сильное,
что, на самом деле, изначально, это - энергия души... Человек, кото-
рый исполнен гнева, нужно понимать,- исполнен вожделения. Он может
думать, что он свободен от него, но, просто потому, что он все вре-
мя злится, можно понять, что в нем есть это вожделение. Кришна гово-
рит, где прячется это вожделение. Он говорит, что тело подобно кре-
пости. И вожделение сидит в чувствах, в уме и разуме. Разум идет не-
посредственно за душой, и способ, с помощью которого Кришна предла-
гает избавиться от этого вожделения, Он говорит Арджуне,- разум дол-
жен наполниться сознанием Кришны. Все идет через разум. Когда мы на-
чинаем преданное служение, то все это вожделение, которое как мохна-
тый паук опутало наш разум, начинает проявляться. И тут начинается
эта борьба. А так как мы слепы от вожделения, то, в Ведах говорится,
что мы должны стать шастра-чакшух. "Бхагават-Гита" обращена не к
уму, она обращена к разуму. /!!!/ Так, разум может обрести силу, с
помощью чтения шастр.
Смысл процесса преданного служения в самом начале - это побе-
дить ум, с которым мы себя отождествляем. Почему семя бхакти прорас-
тает в сердце? Потому, что человек обладает шрадхой. Чтобы предан-
ное служение действительно развивалось в человеке, и чтобы он мог
быть уверен в будущем, он должен обладать двумя качествами: первое -
дхрида-врата, второе - мадху-врата.
Дхрида-врата - значит, что человек должен быть очень честным.
Он должен быть искренним и соблюдать обеты, которые дал. Честным пе-
ред собой. Вступая на этот путь, мы обещаем что-то Кришне и духовно-
му учителю. Если мы будем поддаваться на уговоры нашего ума, кото-
рый полон вожделения, мы не сможем удержаться. Мы должны держать
свое слово. И, особенно, это касается инициации. В Ведах говорится,
что человек, который нарушает данное учителю обещание, все равно,
что дает ему пощечину. Так что, прежде чем нарушить что-то, пред-
ставьте, что вы подходите к Шри Вишнупаду и даете ему пощечину...
Если вы сможете это сделать, если у вас поднимется рука, то ...
Мадху-врата."Мадху" - это мед, "врата" - обет. Преданный, что-
бы его будущее в преданном служени было благополучным, должен быть
подобен пчеле. Пчела дала обет искать только мед, только нектар. Так
и преданный. Если он решил: "Я не хочу никакой гадости больше. У ме-
ня ее было достаточно в жизни. Я хочу только меда преданного служе-
ния. Я хочу только этого.",- тогда у него будет все благополучно.
Точно такое отношение у него должно быть к другим преданным. Мы все
- пчелки. Мы все летаем, и все мы хотим найти нектар преданного слу-
жения. Поэтому мы не должны видеть в людях какие-то дурные качества.
Потому что мы хотим нектар...
У непреданных нет хороших качеств. Почему? Потому что непредан-
ный находится на колеснице своего ума. Он отождествляет себя со
своим умом. И что происходит? Бхавато бахих. "Бахих" - значит внеш-
ний. Он начинает привлекаться внешним миром, и он не в состояни по-
нять истинную природу своего я. В этом заключается разница между
шастра-чакшух и человеком, который ослеплен вожделением. Во втором
случае человек не может отличить себя от своего ума, поэтому он при-
нимает иллюзию за реальность. Тогда как человек, который смотрит на
все глазами шастр, понимает, что он не есть этот ум.
У нас есть этот ум, и он все время с нами, и он все время поме-
щает нас в какие-то иллюзорные ситуации, он все время испытывает ка-
кие-то муки, какие-то страдания, он все время чувствует несчастья,
он все время думает: "Вот этот преданный на меня плохо посмотрел.
Наверное, он меня не любит. Этот меня нелюбит, тот меня не уважает",
и т.д. Этот кошмар отождествления себя с собственным умом продол-
жается в преданном служении. Но так как человек начинает уже осозна-
вать, что это - ИЛЛЮЗИЯ, он уже немного пришел в себя. Мы не прини-
маем это всерьез, потому что мы понимаем, что это не мы, что это ум
играет с нами шутки.
Когда мы сталкиваемся с какими-то трудностями, то мы должны ис-
кать опору в трех вещах: садху, гуру и шастры, а не винить кого-то.


* * *

ТУКАРАМ 01.03.92г.
ИСТОРИЯ ВИТАЛНАТХА

В Индии есть храм Виталнатх... Эта уникальная форма... Это
Кришна и Румини. Оба на одной ноге. И с этим связана история тоже
одного преданного...
Много много юг тому назад, в одну из Кали-юг, в Махараштре, жил
брахман, и у него был сын. Этот брахман был очень ученым, он был
преданным, хорошо знал Веды, но сын его был совершенно непутевым. И
он пытался науить своего сына, но тот ничего не воспринимал.
В 15 лет, как это водится, сына женили. Его жена была очень
красивая, и он совершенно потерялся. Единственное, что он делал,-
все время смотрел на свою жену. Отец сказал ему: "Я уже стар. Я хо-
чу научить тебя как поклоняться Вишну", но сын говорит: "Я знаю все
про Вишну. У Вишну лотосные глаза, и у моей жены тоже лотосные гла-
за. Так что ... Мне не нужно ничего больше." Его звали Паундаликой,
этого сына. И, в конце концов, отец совершенно отчаялся, махнул на
него рукой. Отец совершил церемонию шраддха - он сбрызнул голову сы-
на водой (шраддху совершают по умершим) и сказал: "Я не хочу иметь с
тобой ничего общего больше". Сын взял на руки свою жену и ушел из
дома. Он понес ее куда-то по святым местам. Они ходили по святым
местам, все смотрели и думали, что это какой-то сумасшедший, но он
не обращал никакого внимания. В конце концов он пришел в Бенарес. Он
хотел у кого-нибудь остановиться, но его никто не пускал. Тогда он,
с женой на руках, пришел на берег Ганги и переплыл на другую сторо-
ну. Вышел на берег (неся на руках свою жену) и увидел хижину с соло-
менной крышей. Он зашел туда и увидел трех женщин необычайной красо-
ты с длинными, до колен, волосами. Эти женщины подметали своими за-
мечательными волосами пол. И он стал смотреть на этих красавиц, и
жена показалась ему страшной уродиной, по сравнению с ними. И он
махнул рукой на жену. Как загипнотизированный он приблизился к од-
ной из женщин. Он увидел ее черные волосы, и рука сама потянулась к
ним. Он захотел дотронуться до них, и когда дотронулся, огонь, пла-
мя вышло из них и обожгло его руку. Женщина обернулась и сказала:
-Как ты посмел дотронуться до меня?
Он задрожал и сказал:
-Прости меня, пожалуйста, но, кто ты? Почему вы метете тут пол?
Тогда она ответила:
-Я мету здесь пол потому, что такие люди, как ты, ходят туда-
сюда.
-Постой постой, говорит он, я ничего не понимаю. Причем здесь
такие люди, как я?
-Еще ты спрашиваешь, кто я такая ! Ты только что переплыл через
меня.
Каждый день люди приходят и сбрасывают свои грехи в меня. И се
годня ты переплыл и сбросил все грехи. Должна же я как-то очис-
титься. Потому я и мету этот пол.
-Нет,я вообще ничего не понимаю,- говорит он.
-Я - Ганга.
-Ты - Ганга?!.. А что же это за место, где ты метешь пол? И кто
эти другие женщины? - изумился Паундалика.
-Даже не произноси их имена, - ответила Ганга, - их имена
нельзя произносить. Это - Сарасвати, невидимая река. Она очищает
всех, кто только думает о ней. Она очищает мысли людей. А это - Яму-
на, которой поклоняемся и я, и Сарасвати.
-Постой, и она что, тоже пришла мести?
-Нет, она пришла послушать мудреца, который здесь живет. Его
зовут Кукуда Муни. Он целый день воспевает бхаджаны. Потому это мес-
то так чисто, что я, когда чищу его, тоже очищаюсь от всех грехов.
Тогда он посмотрел на свою жену и сказал: "Уходи отсюда. Я не хо-
чу тебя больше видеть. Я пошел к Кукуда Муни".
Он пришел к мудрецу. И мудрец сказал ему: "Повторяй имя. Ты дол-
жен повторять "Витал". Когда Паундалика услышал это, он совершенно
все забыл и стал повторять: "Витал, Витал, Витал...", как одержимый.
Он шел, шел, и дошел до Махараштры. Он переплыл через реку, и все
это время повторял: "Витал, Витал, Витал..." Он ничего не ел. Он да-
же не мог дышать. У него все дыхание было - "Витал, Витал, Витал".
Это - имя Кришны. И он упал без сознания на песок.
В этот момент, Виталнатх, Кришна, подошел к к нему и сказал: "Ты
должен оставаться здесь и построить храм". Виталнатх гораздо раньше
пришел на это место и ждал Паундалика...
Это произошло много тысяч лет назад, когда Кришна жил в Двараке.
Однажды, Рукмини вышла из дворца и увидела Кришну. Она увидела, что
он качается на качелях и улыбается. И на лице у него улыбка - бла-
женная... Кришна качается на качелях и улыбается... Рукмини посмот-
рела на Кришну и сказала: "Прабху, я никогда до этого не видела те-
бя таким счастливым. С кем ты качаешься, и почему ты так
улыбаешься?" Кришна посмотрел на нее и ответил: "Я качаюсь с
Радхой..." Услышав это, Рукмини сразу начала вспоминать имена всех
16 тыс. жен, но там, среди них, не было Радхи. "Прабху, с кем?". Тут
Кришна встрепенулся и говорит: "А нет, ни с кем... Я просто так ка-
чаюсь... на качелях..." Тогда Рукмини страшно рассердилась и сказа-
ла: "Я всегда знала, что ты, ты не с нами! Ты делаешь вид, что ты с
нами! Но на самом деле ты все время где-то в другом месте! И ты все
время думаешь о ком-то! И эта Радха!... Эта Радха... Теперь я все
поняла. Это какая-то другая женщина... О ком ты думаешь?" Кришна го-
ворит: "Нет, нет! Ни о ком, ни о ком!" Но Рукмини страшно рассерди-
лась и сказала: "Все! Я ухожу!",- и она ушла из Двараки, и пошла
в лес, и стала совершать аскезы. Она встала на одну ногу, а вторую
поджала и стала стоять так со страшной силой, и с полной решимостью
стала совершать аскезы. В течение сотен лет она так простояла. В
конце концов Кришна смилостивился над ней. Она стояла так вся погру-
женная в аскезу, очень сердитая. И в этот момент Кришна подошел и
тоже встал так рядом с ней и тоже так поставил ногу. Он стал за ней.
Она заметила и отвернулась от него. Тогда Кришна начал шутить: "
Э... И что это ты тут стоишь? Что это ты тут делаешь?" В конце кон-
цов она не выдержала и рассмеялась. Она сказала: "Зачем ты пришел
сюда? Я совершала тут аскезы. Обязательно тебе нужно прийти и нару-
шить все. Чего ради ты пришел сюда?" Тогда Кришна ответил: " А чего
ради ты пришла сюда? Зачем ты пришла?" Она подумала и говорит: "Ты
знаешь, я не знаю, зачем я пришла сюда..." И тогда Кришна сказал:
"Зато я знаю, зачем ты и я пришли сюда. Мы пришли, чтобы увидеться
со своим преданным. Он придет скоро . Мы должны подождать". И когда
Паундалик пришел и упал без чувств, Виталнатх пришел к нему и ска-
зал: "Ты должен снова остаться на этом месте, пока я снова не прий-
ду к тебе, когда ты построишь храм..."

Тукарам родился где-то за 200 лет до явления Чайтаньи в семье
необразованного крестьянина. В их деревне был храм. Это был храм Ви-
талнатха. Когда ребенку исполнилось 5 лет, отец отдал его в гуруку-
лу. Учитель был страшно недоволен им, потому что, когда учитель го-
ворил ему: "Ты должен писать "Шри Хари Ганапате намаха",-Тукарам пи-
сал: "Шри Хари намаха". Учитель говорил: "Нет, ты должен писать "Шри
Хари Ганапате намаха", и Тукарам писал:" Шри Хари намаха"... Тука-
рам говорил: "Понимаешь, когда я пишу "Шри Хари" и когда я пишу "Ха-
ри", я уже забываю совершенно обо всем остальном, я ничего больше не
помню, поэтому я пишу "Шри Хари намаха"... Учитель страшно на него
рассердился. Он терпеть его не мог. И когда Тукарам приходил, он го-
ворил: "Уходи отсюда. Там есть храм, иди туда, к Виталнатху, и сиди
там. Ты совершенно не способен ни на какую учебу". Тукарам в этих
случаях очень радовался, потому что он любил Виталнатха. Он целыми
днями сидел перед этим Божеством и смотрел на него. Это было един-
ственное, что он делал... Учитель говорил: "Ты только не говори ни-
чего своему отцу, чтобы он не расстраивался, что ты такой неуч и та-
кой бездельник".
Однажды в этот храм пришел садху и стал петь бхаджаны: "Хари
бхаджане..." Тукарам не мог поверить своим ушам и стал петь вместе с
ним. Когда садху ушел, Тукарам продолжал петь. Он ходил вокруг алта-
ря и пел "Хари бхаджане, Хари бхаджане... Учеба уже закончилась,
солнце уже село, а он забыл совершенно обо всем. Он ходил вокруг Ви-
талнатха, и в храме уже никого не было.