"Бхагавад-гита" занимает с 25 по 42 главы "Бхишма-парвы", шестой из
восемнадцати книг "Махабхараты".

Вся завязка "Махабхараты" построена на зависти. Зависть проникла в сердце
Дхртараштры давным-давно. В тот день, когда родился Дурйодхана, Дхртараштра
позвал к себе Видуру и спросил его: "Слышал ли ты о том, что у моего брата
Панду уже родился сын. Он старше моего. Как ты думаешь, не помешает ли это
моему сыну унаследовать трон?" С того дня Дхртараштра лишился покоя и сна.


В ночь перед началом битвы Вйасадева пришел к Дхртараштре, своему сыну, и
сказал: "Сын мой, наступили черные дни в твоей жизни. Твои сыновья и все
остальные цари, которые собрались на Курукшетре, погибнут в течение следующих
нескольких дней. Это предрешено. Если ты хочешь видеть войну, я могу даровать
тебе зрение". Дхртараштра сказал: "Я был слеп всю свою жизнь, мой господин. И
сейчас я не хочу видеть смерть своих сыновей. Мне достаточно будет услышать об
этом." "Будь по твоему. Санджая будет рассказывать тебе обо всем, что
происходит на поле битвы. Я наделю его даром прозрения. Санджайа будет видеть
все, что происходит на поле битвы. Более того, ему будут открыты также мысли
всех воинов, собравшихся там. Он будет видеть ночью и днем, и, не ведая
усталости, он будет рассказывать тебе о том, что происходит на поле битвы дни и
ночи напролет. Я сделаю его неуязвимым, никакое оружие не будет
страшно ему7 Он вернется невредимым с поля битвы и расскажет тебе обо
всем, что происходило там. Я же позабочусь о том, чтобы слава твоих
сыновей и сыновей Панду стала бессмертной. Я обессмерчу их имена. Не
предавайся горю. Судьба сильнее нас, и победит тот, кто прав.
Всемогущее время рассудит всех". Сказав это, Вьясадева удалился.

Обе армии были построены в боевом порядке друг против друга. Кауравы увидели
великолепную золотую колесницу Арджуны, украшенную флагом с изображением
Ханумана. На ней возвышался улыбающийся Кршна. В правой руке Он держал кнут, а
в левой поводья. Бхишма, Крпа и Дрона, увидев Кршны, мысленно склонились перед
Ним в глубоком почтении.

В воздухе повисла тишина. Вдруг все увидели, как Йудхиштхира снял с себя
панцирь и сложил на землю свое оружие. Он спустился со своей колесницы и
босиком направился к лагерю врага. Все следили за ним, затаив дыхание. Он шел
по направлению к своему деду. Посмотрев на него, Бхима последовал за ним.
Арджуна, Сахадева, Накула и Кршна пошли следом. Никто не мог понять, что
намеревается делать Йудхиштхира. "Мой господин, что стоит за твоим неожиданным
решением? Что ты собираешься делать в лагере своих врагов?" - спросил Арджуна.
"Мой господин, ты снял с себя панцирь, и мы последовали твоему примеру. Ты
сложил свое оружие и быстрым шагом направляешься в лагерь врага. Не позабыл ли
ты о нас, твоих братьях? Почему ты делаешь все это, брат мой?" - спросил Бхима.
"Страх закрался в сердца твоих братьев, которые смотрят на то, как ты, сложив
оружие, шагаешь в стан врага. Объясни нам, что ты хочешь сделать," - спросил
Накула. "Вместо того, чтобы сражаться, ты подставляешь себя под удар врага.
Почему, можешь ты, наконец, объяснить нам?" - почти прокричал Сахадева.

Йудхиштхира хранил молчание. Он продолжал быстро шагать по направлению к лагерю
противника. Кршна улыбался, слушая все эти вопросы, в которых сквозило
отчаяние. В конце концов Он не выдержал и решил приободрить павших духом
Пандавов: "Я разгадал его план. Йудхиштхира идет к Бхишме, Дроне, Крпе и Шалйе
просить у них разрешения сражаться с ними. Они старше вас, а <МИ>шастры <М>гласят,
что, если человек сражается со старшими, испросив на то их позволения, ему
гарантирована победа, если же он не спросил у них разрешения, то он обречен на
поражение". После этих слов Кршны все умолкли.

Глаза всех собравшихся были устремлены на Йудхиштхиру. Кауравы наблюдали за ним
с нескрываемым удивлением. Им казалось, что в последнюю минуту у Йудхиштхиры
сдали нервы и он направляется в Бхишме, чтобы просить его отменить битву.
Йудхиштхира приблизился к группе воинов которая окружала Бхишму. Воины
расступились перед ним. Бхишма ждал своего внука с улыбкой на устах.
Йудхиштхира подошел ближе. В его глазах стояли слезы. Он пал в ноги Бхишме, и
его братья последовали его примеру. Йудхиштхира сказал: "О мой господин, теперь
война неизбежна. Мы вынуждены будем сражаться с тобой. Я прошу тебя
благословить нас на победу в этой битве". Бхишма был очень доволен слышать это.
"Дитя мое, ты знаешь, что победа уже одержана вами. Кршна на вашей стороне, и
потому никто не сможет вас победить. Я вынужден сражаться против вас, потому
что так велит мне долг, но ваша победа предрешена". [На самом деле это был план
Кршны - Кршна хотел уничтожить всех, собравшихся на Курукшетре воинов, поэтому
Ему нужны были великие воины не только на стороне Пандавов, но и на стороне
Кауравов. Уддхава объяснил Маитрейе, что Кршна в Своей миссии уничтожения
демонов воспользовался помощью Арджуны, Дроны, Бхишмы и Бхимы.] Затем
Йудхиштхира обошел одного за другим Дрону, Крпу и Шалйу и попросил у них
благословения.

Пока Йудхиштхира разговаривал с Шалйей, Кршна улучил момент и завел разговор с
Карной. "Радхейа, я слышал, что ты, ненавидя Бхишму, отказался участвовать в
сражении до тех пор, пока прадед жив. Еще не поздно. Ты еще можешь перейти на
сторону Пандавов. А не хочешь переходить совсем, присоединись к нам на
несколько дней, до тех пор пока Арджуна не убьет Бхишму. Когда Бхишма будет
мертв, ты сможешь опять перейти на сторону Дурйодханы." "Уже слишком поздно. Я
ценю Твою любовь к Пандавам, но я уже отдал мою жизнь Дурйодхане. Судьба моя
уже решена, и никто не в силах изменить ее".

Вернувшись в свой лагерь, Йудхиштхира объявил: "Война начнется через несколько
мгновений. Если кто-то на стороне Кауравов хочет перейти на нашу сторону, я с
радостью приму его". Один из братьев Дурйодханы, Йуйутсу, принял это
предложение и перешел на сторону Йудхиштхиры. Йуйутсу значит "сражаться", он
был сыном Дхртараштры от женщины <МИ>шудрянки<М>. Это слово употребил Дхртараштра в
своем первом вопросе Санджайе <МИ>(йуйутсавах)<М>

Махараджа Йудхиштхира вынужден был принять вызов на игру в кости согласно
условиям <МИ>раджасуйа-йаджны<М>, по которым каждый из присутствовавших на обряде
мог вызвать царя на любой поединок. Эта игра была чем-то вроде шахмат.

Махараджа Йудхиштхира долго колебался, стоит ли начинать войну или нет.
Последней каплей, склонившей чашу весов в пользу войны, было известие о попытке
Дурйодханы пленить Кршну. Услышав об этом от Самого Кршны Махараджа Йудхиштхира
пришел в страшную ярость: "Это ничтожество осмелилось поднять руку на моего
Господа? Ему больше не на что надеяться. Моему терпению пришел конец. Я
решился. Однажды Кршна сказал, что земля жаждет напиться крови этих мерзавцев,
этих грязных животных. Я не буду больше ждать ни минуты".

Кршна сказал: "Когда человека подгоняет кнут судьбы, он опрометью мчится
навстречу собственной гибели. Дурйодхана уже отдал приказ своим войскам
выступать на Курукшетру."

Командиры семи <МИ>акшаухини<М> Пандавов: Друпада, Вирата, Дхрштадйумна, Сатйаки
(Йуйудхана), Шикханди, Сахадева и Дхрштакету. Сатйаки был двоюродным братом
Кршны.

Сахадева предложил поставить во главе войска Пандавов Вирату, Накула - Друпаду,
Арджуна - Дхрштадйумну, Бхима - Шикханди, Йудхиштхира - Кршну, а Кршна
присоединился к мнению Арджуны. Так Дхрштадйумна стал во главе армии Пандавов.

Сатйаки учился военному искусству у Арджуны. Дхрштакету, сын Шишупалы,
сражавшийся на стороне Пандавов, был убит в битве Дроначарйей.

Кауравов: Крпа, Дрона, Шалйа, Джайадратха, Судакшина, Кртаварма, Ашваттхама,
Радхейа, Бхуришрава, Шакуни, Бахлика и Сомадатта. Бхишма обещал каждый день
убивать десять тысяч воинов. Это была его квота.

Санджайа был наделен не только дальновидением, но и способностью молниеносно
перемещаться по воздуху.

Для так называемых исследователей "Бхагавад-гиты" она представляет собой
"собрание емких, замкнутых по смыслу афоризмов", которые практически никак не
связаны между собой. Семенцов. Другие пытаются разделять ее на несвязанные друг
с другом части, утверждая, что они были созданы по-отдельности и
инкорпорированы в текст позднее. Иначе говоря, они ничего не понимают в
"Бхагавад-гите". Это все равно, что сказать про какую-то фразу: "О, я прекрасно
понимаю все ее слова. Смысл каждого слова мне понятен, но все вместе они никак
не связаны между собой". Иначе говоря, они признаются в том, что ничего не
смыслят в "Бхагавад-гите". Однажды Хрдайананда Махараджа организовал для Шрилы
Прабхупады встречу с очень известным профессором индологии, специалистом по
индуизму: "Значит, вы преподаете индуизм. Можете вы мне сказать, что такое
индуизм?" "Я не знаю", - последовал гордый ответ профессора. "Не знаете", -
переспросил Шрила Прабхупада. "Не знаю", - профессор, по всей вероятности, имел
в виду, что никто не знает, что такое индуизм. Шрила Прабхупада обернулся к
своему ученику, который стоял поблизости, и спросил у него: "Как называется
человек, который преподает то, что сам не знает?" "Мошенник, Шрила Прабхпада,
мошенник", - обрадованно закричал ученик. Шрила Прабхупада бросил победоносный
взгляд на бедного профессора.

Однажды некий индиец подошел к Шриле Прабхупаде и, очень гордясь собой, сказал:
"Свамиджи, я могу прочитать всю Бхагавад-гиту наизусть всего за сорок восемь
минут, как это сделал Кришна". "О, это очень хорошо, а можешь ли ты жить по
Бхагавад-гите сорок восемь минут?" (И цан цхнт Бхагавад-гита шитхин 48 минутес.
Тха'с алл ригхт, бут цан йоу ливе Бхагавад-гита фор 48 минутес? )

Первый комментарий "Гитабххашйа" Шанкары.

Крпачарйа и его сестра Крпи - дети Гаутамы Рши. Он был первым учителем военного
искусства Кауравов.

Однажды мальчики играли в мяч, и мяч залетел в колодец. Мальчики сгрудились над
колодцем и не знали, что делать. Поблизости стоял какой-то незнакомец и
наблюдал за мальчиками. Увидев их растерянность, он сказал: "Похоже, что вы не
занете , как пользоваться луком и стрелами. Если бы ккрпа. Кто ты такой, чтобы
то-то из вас владел этим оружием, вы бы не стояли тут". "Наш учитель - великий
Крпа, но чем нам могут помочь лук и стрелы?" "Я покажу вам". Незнакомец снял со
своего пальца перстень и бросил его в колодец. Мальчики с удивлением уставились
на него, ожидая, что он будет делать дальше, а тот тем временем снял лук с
плеча и выпустил стрелу. Мальчики перегнулись борта колодца и затаив дыхание
следили за полетом стрелы. Стрела прошла сквозь перстень и пронзила мяч.
Незнакомец выпустил вторую стрелу, которая пронзила первую. Так он выпускал
стрелу за стрелой, пока они не образовали веревку, за которую он вытащил из
колодца мяч с перстнем. "Кто ты, о незнакомец?" "Пойдите к своему деду и
расскажите ему, что произошло. Он знает, кто я". Это был Дрона, муж Крпи,
ученик Бхаргавы, сын великого мудреца Бхарадхваджи.

Друпада был наследником трона Панчалы со столицей Кампилйа. "Я возьму тебя с
собой и мы будем неразлучны всю жизнь". - "Дружба возможна только между
равными. Опомнись и ступай своей дорогой, нищий брахман". - "Помнишь, однажды
ты сказал мне, что дружба возможна только между равными? Теперь мы равны с
тобой. Ты нищий и у тебя нет ничего - ни царства, ни богатств, и даже твоя
жизнь больше не принадлежит тебя. Она у меня в руках. Но не бойся, я не причиню
тебе вреда. Я по-прежнему хочу быть твоим другом, и поскольку дружба возможна
только между равными, я возвращаю тебе половину твоего царства, а половину
оставляю себе. Так мы снова станем друзьями и соседями." Гнев брахмана не живет
долго. Брахманы не помнят своих обид. "У меня будет сын, который убьет этого
ненавистного мне человека. У меня родиться дочь, которую я отдам в жены этому
замечательному лучнику в знак моего преклонения перед его искусством."

Дрона убил на пятнадцатый день сражения двумя острыми дротиками Друпаду, Вирату
и сыновей Дхрштадйумны. Дрона в своем гневе стал применять божественное оружие,
которое он не имел права применять против тех, кто им не владел. Так он
уничтожил стони и тысячи воинов из армии Пандавов. Кршна посоветовал сказать
ему, что Ашваттхама мертв. Бхима убил слона Ашваттхаму, и с лийом, горящим от
стыда, подъехал к Дроне и сообщил ему об этом, но Дрона не поверил ему: "Никто
не может убить Ашваттхаму". Но потом сомнение закралось ему в душу, и он
спросил, обращаясь к Йудхиштхире: "Дитя мое, я хочу, чтобы ты сказал мне,
правда ли, что мой сын мертв?"

Бхима сказал Дроне: "Ты брахман только по имени, по профессии же ты - мясник".

Царевичи из родов Вршни, Андхаки и Бходжи обучались военному искусству вместе с
Пандавами и Кауравами у Дроначарья.

"Не убивай его! Не убивай! Возьми его в плен живым. Не убивай Дрону, умоляю
тебя!" - кричал Арджуна. Дхрштадьюмна был глух. Он подъехал к колеснице, на
которой не шелохнувшись сидел Дрона и не говоря ни слова отрубил ему голову.
Все тело Дхрштидьюмны было запачкано в крови Дроны. Видешие это воины
содрогнулись от ужаса, а Дхрштадйумна спрыгнул с колесницы, держа в одной руке
меч, а в другой голову Дроны, и бросил его голову на землю. "Я исполнил свое
обещание".

"Я пришел первый, так что тебе придется уступить мне право просить армию у
Кршны". "Это совсем не важно, кто из нас пришел первыя, а кто последним. Все
зависит только от воли Кршны, и как Он того пожелает, так оно и будет". Арджуна
был спокоен и невозмутим. Всем было известно, что Пандавы скорее предпочтут
отправиться обратно в лес, чем сражаться против Кршны. Дурйодхана уже
торжествовал победу. "Мой господин, я не хочу ничего другого на свете. Я хочу
только Тебя", - со слезами на глазах промолвил Арджуна. Дурьйодхана был на
седьмом небе от счастья. Он рассыпалс в благодарностях и уехал из Двараки.
Глядя вслед удаляющемуся Дурйодхане, Кршна улыбнулся загадочной полуулыбкой.
"Что за глупость ты совершил, мой дорогой друг! Почему ты предпочел безоружного
Меня целой армии могучих воинов?" "Что мне за дело до того, что случиться в
этой войне? Какое мне дело, кто будет сражаться на чьей стороне? Я хочу Тебя, и
ни до кого другого мне нет дела. Ты просто испытываешь меня. В Своих руках Ты
будешь держать не кнут, а скипетр Дхармы. Я знаю Тебя и я хочу только Тебя, и
если Ты будешь со мной рядом, мне не страшна смерть."

1.8 Сомадатта был сыном царя Бахлики, приходившегося страшим братом Махарадже
Шантану, прадеду Кауравов и Пандавов. Бхуришрава был сыном Сомадатты.

1.10 В лекции ШП говорит, что Дурйодхана всегда считал Бхиму глупцом: "Хотя
Бхима, бесспорно, очень силен, но он никогда не отличался очень большим умом",
- думал Дурйодхана. Стих выдает волнение Дурйодханы, потому что он называет
свою армию <МИ>тад<М>, то есть "та", а армию Пандавов <МИ>идам<М> - "эта" (ближняя).

1.11 - 1.19

Гибель Бхишмадевы, о том, как Агни подарил колесницу Арджуне и о том, как эта
колесница сгорела после окончания битвы. О победе Арджуны над всеми Кауравами,
когда он спасал коров Матсйев. О том, как Арджуна получил имя Дхананджайа. Тема
лекции - "Господь пребывает в сердце каждого живого существа и руководит их
чувствами, но Его непосредственное вмешательство определяется тем, до какой
степени живое существо предалось Ему. В случае Своего чистого преданного
Господь лично руководит его чувствами". (1.15) Определение <МИ>шаранагати<М>.
История с д-ром Радхакришнаном и его интерпретацией <МИ>шаранагати.<М>

1.14 "Колесница, на которой восседали оба друга, была подарена Арджуне Агни,
богом огня..."

Однажды в жаркий летний день Арджуна с Кршной отправились купаться на Йамуну.
Когда солнце стояло в зените, Арджуна с Кршной мирно беседовали, как вдруг их
беседу прервал странного вида брахман. У него была огненно-рыжая борода и
волосы, а от тела его исходило странное сияние. "Я голоден, я страшно голоден.
Вы должны утолить мой голод", - проговорил брахман. "Если ты скажешь нам, что
ты хочешь, мы сейчас же велеим приготовить это для тебя. Чего бы тебе хотелось
отведать". "Обычная пища не сможеть насытить меня". Агни, а это был он,
попросил у них помочь ему проглотить лес Кхандава, на опушке которого они
сидели. Этот лес находился под особым покровительством Индры, потому что в нем
обитал друг Индры, змей Такшака, и Агни, несмотря на неоднократные попытки
никак не удавалось спалить этот лес - Индра всякий раз заливал пожар потоками
дождя. "Ты прав в одном, - промолвил Арджуна, - мы действительно обладаем
божественным оружием и могли бы исполнить твою просьбу и помешать Индре залить
лесной пожар, но у меня нет подходящего лука, который выдержал бы все мои
<МИ>астры<М>. Мне нужен могучий лук и колчан, в котором никогда не иссякают стрелы.
Кроме того моя колесница недостаточно прочна и лошади недостаточно быстроноги,
чтобы я мог сражаться с самим царем небес Индрой. Я обещаю тебе выполнить твою
просьбу, если ты снабдишь меня всем необходимым. Что же касается Кршны, то Он и
так сильнее, чем все оружие небес, вместе взятое".

Агни понравились речи Арджуны, и он вызвал Варуну, повелителя морей. "Варуна,
ты должен дать божественный лук Гандиву, подаренный тебе Сомой, и два
непустеющих колчана Арджуне. Подари ему также колесницу, запряженную самыми
быстрыми лошадьми. Так Арджуна получил свою знаменитую золотую колесницу,
запряженную четверкой быстрых, как ветер, белоснежных лошадей. Некогда эта
колесница помогла полубогам одолеть в битве демонов. Она могла передвигаться по
воздуху со скоростью мысли. Она сияла, как облако под лучами солнца. Тогда же
Кршна получил от Варуны Свою Сударшана-чакру и палицу Каумодаки.

В конце битвы, после падения Дурйодханы, когда тот обвинил Пандавов в нечестном
ведении боя и Пандавы, пристыженные, опустили головы, Кршна объяснил им, что
некогда в лесу Камйака Он поклялся убить всех, кто был на стороне Кауравов,
чтобы отплатить за слезы Драупади. "Что же касается грехов, которые вы навлекли
на себя, сражаясь нечестно, то я принимаю их <МИ>все<М> на Себя. Я готов взять на
Себя это бремя ради Своих любимых Пандавов. Они для Меня дороже, чем сама
жизнь".

После того как битва была окончена и Дурйодхана, поверженный Бхимой, умирал на
поле битвы, Пандавы, по обычаю, вошли в лагерь врага, разбитый в
Самантапанчике. Как только они прибыли туда, Кршна попросил их остановиться.
"Арджуна, - сказал Он, - возьми свой лук и колчаны и сойди с колесницы". Сам
Кршна продолжал сидеть на колеснице. Арджуна послушно сошел на землю. Как
только он это сделал Кршна отпустил поводья, положил кнут и тоже сошел с
украшенной драгоценными камнями золотой колесницы. В то же мгновенье великий
Хануман вдруг спрыгнул с флага, взлетел в небо и скрылся из виду. Все в
изумлении наблюдали за тем, что будет дальше. Они перевели взгляд на колесницу
Арджуны, но прежде, чем они успели понять, что произошло, она уже пылала огнем,
как поленница сухих дров. За несколько мгновений от колесницы осталась только
кучка пепла. Пламя, объявшее колесницу, пожрало и белых лошадей, запряженных в
нее. Колесница Арджуны, которая вселяла ужас с сердца Кауравов, превратилась в
горстку пепла.

Со слезами на глазах Арджуна повернулся к Кршне и промолвил: "О мой Господь,
что я вижу? Моя колесница, моя золотая колесница, подаренная мне Агни, моя
колесница, которой все эти дни правил Ты, моя колесница сгорела у меня на
глазах без всякой видимой причины! Я ничего не могу понять. Пожалуйста, объясни
мне, что случилось!" Кршна посмотрел на него суровым взглядом. "Арджуна, твоя
колесница сослужила свою службу. Больше в ней нет никакой необходимости. Эта
колесница приняла на себя столько <МИ>астр<М> Дроны и Радхейи, что должна была
сгореть давным-давно. В нее вошли <МИ>брахмастры<М> Дроны и Карны, она приняла на
себя удар <МИ>астр<М> Ашваттхамы, но Я сидел на ней, и потому с ней ничего не могло
случиться. Я сошел с нее сейчас, после того, как ты исполнил то, что должжен
был исполнить, и потому она сгорела дотла. Такова была Моя воля. Все в этом
мире создано с определенной целью, и, сыграв свою роль, все уходит в небытие.
Придет время, и Я тоже исполню то, ради чего Я пришел в этот мир, и тоже покину
его. Но пока у Меня еще есть тут кое-какие дела".

1.11 "Все вы, оставаясь на своих стратегических позициях, оказывать поддержку
деду Бхишме..."

В ночь перед пятым днем сражения: "Дорогой Дурйодхана, ты хочешь знать, что
дает твоим врагам силы выдержать мои атаки и атаки Дроны. Я скажу тебе. С ними
Кршна. По этой причине никто не может победить их. Кршна - это Сам
Господь Вишну, родившийся на земле, чтобы уничтожить зло. Великий и всемогущий
Верховный Господь воплотился в этом бренном мире, и Его называют
Кршной....Пандавы непобедимы. Пусть у тебя не остается ни малейшего сомнения в
этом. До тех пор, пока Кршна на их стороне, никто не сможет причинить им ни
малейшего вреда!"

Пятый день. (Дроне) "Я завишу от тебя и моего деда, только вы можете помочь
мне! Если вы будете сражаться в полную силу, Пандавы ничего не смогут поделать
с вами". "Ты последний глупец, если ты до сих пор еще не понял, что Пандавы
непобедимы. МЫ будем исполнять свой долг, а все остальное зависит не от нас".

В ночь перед девятым днем сражения. "Дурйодхана, твой дед слишком любит
Пандавове кроме того, он недостаточно силен, чтобы сражаться против Пандавов.
Попроси его перестать сражаться. Попроси его сложить оружие, и тогда я возьму в
руки свое оружие и ты снова воспрянешь духом".

2.8

Арджуна выдвигает так много аргументов, основанных на священных писаниях, но
тем не менее говорит, что лишился покоя и не может обрести опоры

1.16-19

Санджайа называет здесь Дхртараштру <МИ>пртхиви-пати<М>, что значит "царь всей
земли". Царь Хастинапура правил всем миром, а все остальные цари находились у
него в вассальном подчинении.

Йудхиштхиру называют здесь <МИ>раджа<М>, царем, как до этого уже называли
Дурйодхану, таким образом предстояло сражение двух царей.

Женитьба без сражения для кшатриев считалась незавершенной. Кшатрий на
<МИ>свайамваре, <М>убив соперника, приносил его кровь своей невесте и смазывал этой
кровью ее пробор. Кшатрии также не могли отказать девушке, если та просила их
жениться на ней. Это был один из законов кшатриев. Когда <МИ>ракшаси<М> Хидимба
попросила Бхиму жениться на ней, то он было отказался, поскольку она была
<МИ>какшаси, <М>но та пожаловалась Махарадже Йудхиштхире, он заставил Бхиму жениться
на ней. Таков был обычай.

1.20

Кршна назван здесь Хршикешей. Санджайа имеет в виду, что его
предназначение - служить трансцендентным чувствам Кршны

История о том, как Хануман согласился быть на флаге Арджуны.

1.21<М>

<МИ>сенйор убхайор мадхйе/ратхам стхапайа ме 'чйута -<М> "Арджуна приказывает
Кришне: "Постави мою колесницу между двумя армиями", но в то же время Он
немного колеблется и сомневается: "А правильно ли то, что делаю? Передо мной
Сам Верховнй Господь, а я Ему приказываю", и чтобы обезопасить себя от упреков
в <МИ>марйада-вйатикрама<М>, он как бы напоминает Кришне: "Тебя зовут Ачьюта, это
значит, что Ты безупречен, то есть Ты никогда не нарушаешь Своего слова. Ты Сам
согласился быть моим колесничим, так что пожалуйста не обессудь и не обижайся
на меня за то, что я Тебе сейчас приказываю."

2.17

<МИ>эшо 'нур атма четаса ведитавйо<М> - "Душу, атомарную по размерам, можно постичь
с помощью совершенного интеллекта". "Мундака-упанишад" 3.1.9

Пять воздушных потоков в теле <МИ>панча-прана: прана, апана, вйана, самана<М> и
<МИ>удана<М>. Индивидуальная атомарная душа находится в сердце вместе со Сверхдушой,
и потому вся энергия, необходимая для движения тела, исходит из сердца.
Частицы, переносящие с собой кислород из легких, набираются энергии от души.

2.19

<МИ>на химсйат сарва бхутани<М> - "Ни над кем нельзя совершать насилия".

2.33

2.41

Примеры целеустремленности: Арджуна, сражавшийся с Шивой, который принял образ
охотника история с пашупата-астрой)

Арджуна, учившийся искусству стрельбы из лука у Дроны:Ашваттхаме- "Не давай ему есть в
темноте!"

Дхрува Махараджа и Нарада Муни

3.21

<МИ>шрештха<М> - чтобы следовать примеру <МИ>шрештх<М>, нужно знать, кто такие
<МИ>шрештхи<М>. Сейчас люди подражают имитаторам, тем, кто сам подражает великим
людям. Самыми большими авторитетами в современном обществе стали кинозвезды,
которые могут очень хорошо изображать из себя великих людей. Другая категория
<МИ>шрештх<М> - это <МИ>шудры<М> последнего разбора - игроки бейсбол и другие
спортсмены. Вся Америка быда в шоке, когда выяснилось, что всеобщий любимец и
кумир зарезал собственную жену, которую до этого систематически избивал.

<МИ>итарах<М> - когда это слово стоит за каким-то словом, это оно означает его
противоположность <МИ>(суретара<М> - один из синонимов слова "демон")

<МИ>праманам<М> - доказательство. Это значит, что любой поступок великого человека
становится доказательством. Поэтому у бейсбольных звезд спрашивают, каким
кремом для бритья они пользуются, какие сигареты курят и т.д. То, что они
делают само по себе является доказательством того, что это хорошо. Поэтому
любому человеку необходим <МИ>ачарья<М> - тот, чьему примеру можно подражать.

3.40

нннн<Б>Тхе обjецтс оф перцептион аре супериор то тхе сенсес тхереоф, анд тхе
ннминд ис супериор то тхе обjецтс оф перцептион; тхе интеллигенце ис супериор
ннто тхе минд, бут тхе соул ис супериор бй фар то тхе интеллигенце.<М>

нннннннннннннннннннннннн<Б>ЦОММЕНТАРЙ<М>

нннСрила Мадхвацарйа интерпретс тхис версе ас фоллошс: ЭТхе демигодс пресидинг
новер тхе обjецтс оф перцептион аре супериор то тхе Девас оф тхе сенсес. Тхе
ндемигодс пресидинг овер тхе минд аре супериор то тхе Девас оф тхе обjецтс оф
нперцептион. Греатер тхан тхе Девас оф тхе минд ис тхе годдесс оф тхе
нинтеллецт, Сарасвати; бут греатер стилл тхан схе, ис тхе Супреме Соул,
нВисну".<Р>


4 элчюч

4.10 ритч-рчэч-яхчйч-кроъхч - ю кччыстюы примырч кроъхи моьно приюысти
рчссуьъыниы Уокрчтч из ъичлоэч Фыъон: стр. 46, 89 с - нчкой
описчности? - спросил я
- Ттояы нчм ны съылчться нынчюистникчми юсякоэо слоюч, кчк иныы
стчноюятся чылоюыконынчюистникчми, ияо ныт яольшый яыъы, чым нынчюисть
к слоюу. Шоьъчытся онч тчким ьы точно оярчзом, кчк и
чылоюыконынчюистничыстюо. ш им мы проникчымся, ысли спырюч эорячо и
яыз юсякоэо рчзяорч ъоюыряым кому-нияуъь и считчым ыэо чылоюыком
союыршынно чыстным, зърчюым и нчъыьным, но ю скором юрымыни
оянчруьиючым, что он ныюырный нынчъыьныи и ыщы тоэо хуьы. нРо испытчыт
это ныоънокрчтно, ю осояынности по юины тых, коэо считчл сюоими
ялизкими ърузьями, тот ю концы концою от ччстых ояиъ нынчюиъит уьы
юсых поъряъ и ни ю оъном ны юиъит ничыэо зърчюоюэо и чыстноэо.
..... Рочно тчк ьы, ысли кчкоы-нияуъь рчсссуьъыниы или концыпция
измынит чылоюыку и окчьытся лоьной, он ю концы концою рчзоччроюыючытся
юо юсых тыориях и концыпциях и нччинчыт считчть, что юсы они лоьныы.

Седьмая глава


Уыъьмчя элчюч - оязор

нришнч эоюорит, что юсы исхоъит от рыэо - юсы энырэии - юоъч, юозъух,
эфир, оэонь - унччы эоюоря, юсы, что мы юиъим юокруэ сыяя. уолыы тоэо,
лн эоюорит, что ъчьы ьиюоы сущыстюо - нэо энырэия и тоьы исхоъит от
рыэо. Почыму ьы мы ны юиъим этоэо и ны понимчым, что юсы это исхоъит
от рыэо? лн отюыччыт нч это, рчссыиючя юсы нчши сомныния, слоючми - сутры мчни эчнч июч - юсы
нчнизчно нч рыэо, кчк ьымчуьины нчнизчны нч нить. рить ны юиъно, но по
сущыстюоючнию яус, сюязчнных юмысты, моьно понять, что онч ысть -
инччы эоюоря, сюязчнность юсыэо сущысэо, эчрмония и упоряъочынность
яюляются элчюным сюиъытыльстюом сущыстюоючния уоэч, кчк юысшый силы.
мчлыы лн эоюорит, кчк прояюляытся этч сюязь - лн ысть кюинтыссынция,
юнутрынняя сущность юсыэо, чктиюноы нчччло юо юсым, что ысть. Плчыму
ьы мир ны понимчыт нэо и ны юиъит прояюлыний нэо сущности? Ррияхир
эунч мчйчйр эючйр - ююыъынныы ю зчялуьъыниы трымя эунчми ррнШрнЙ
мчтыричльной энырэии, луюъи ны моэут уэляъыть юнутрыннюю сущность. нчк
ьы прыъолыть юлияниы этих трых эун? мчм эюч ый прчпчъйчнты - прыъчться
аоспоъу. нто и почыму ны прыъчытся аоспоъу? Почыму люъи ны оярчщчются к аоспоъу
почыму - потому что они ъушкрити - ныпрчюыъныы, эрышники. арыхи мышчют
люъям оярчтиться к рыму. (р концы нришнч юырнытся к этой тымы и
скчьыт, что ъриъхч юрчтч - покончить с иллюзиый моэут только ты, кто
пырыстчл эрышить. йышчм счрючм иъчм пчпчм ъьчнчнчм пунйч
кчрмчнчм.Причины оярчщыния к аоспоъу? - Тытыры типч прчюыъных люъый.

7.1 До этого, в первых шести глвах Кришна уже
описал все системы йоги, включая <МИ>аштанга-йогу,<М> но здесь Он
говорит: "А теперь Арджуна Я расскажу тебе, как с помощью <МИ>йоги<М>
можно постичь Меня". Иначе говоря, забудь об всем, что Я сказал тебе
до этого и слушай Меня внимательно, Я начинаю рассказывать тебе самое
интересное.

В последнем стихе "Гиты" было сказано, что лучший из <МИ>йогов<М> - это тот, кто
всегда думает о Кришне: <МИ>мад-гатенантар-атмана.<М> То есть главное - так или
иначе сосредоточить ум на Кришне. В этой главе Кришна объясняет, как это
сделать.

Слово <МИ>самаграм<М>, полностью, целиком, в полном объеме, указывает на то, что
Кришна говорит о Своем личностном аспекте, потому что только личностный аспект
является полным проявлением Кришны, а Брахман и Параматма - это Его частичные
проявления. Иначе говоря, Кришна собирается начать рассказывать науку сознания
Кришны. Зная Кришну как личность, человек знает все: <МИ>йасмин виджнате сарвам
эвам виджнатам бхавати<М>, а именно: Абсолютную Истину, живые существа,
материальную природу и их многообразные проявления.

Сосредоточение ума на Кришне достигается с помощью девяти форм преданного
служения, которое начинается со <МИ>шраванам<М>. Слушание - первая и самая важная из
форм преданного служения, поэтому Кришна говорит здесь: <МИ>тач чхрну -<М>Слушай
Меня. Постепенный процесс преданного служения <МИ>(адау шраддха тато сйат...)<М>
описан в ШБ 1.2.17-21. Иначе говоря, в этих стихах дается расшифровка слов <МИ>тач
чхрну - <М>что будет с тем, кто слушает о Кришне, и показывает путь от <МИ>тач
чхрну, шраванам<М> к <МИ>асамшайам самаграм (чхидйанте сарва-самшайах).<М>

7.2

Кришна говорит здесь: "Только Я могу дать полное знание, знание обо всем
сущем."

<МИ>гьяна<М> и <МИ>вигьяна<М> в этом стихе переводятся как "духовное и материальное
знание.

Обладать полным знание - значит знать Кришну, см. след. стих.

7.3

Из многих многих тысяч людей только один стремится постичь себя. Первые шесть
глав "Бхагавад-гиты" адресованы таким любознательным людям, желающим познать
природу души.

Речь здесь идет об истинном понимании Кришны - <МИ>таттватах<М>, то есть постижении
личностного аспекта Кришны, Кришны как <МИ>сарва-карана-каранам.<М>

Сам Кришна позже в этой главе еще раз подчеркнет: <МИ>мам ту веда на кашчана<М>, - а
тот, кто знает Его - <МИ>са махатма су-дурлабхах.<М>

Кришна должен Сам открыть Себя и Он сделает это, если будет доволен служением
Своего преданного.

Кришна интригует Арджуну.

7.4

Взаимоотношения Кришны и Его материальной энергии. Кришна как причина всех
причин. Один из основных вопросов философии - вопрос о причине. Кришна как
причина материального проявления.

Материальная энергия отделена от Кришны <МИ>(бхинна),<М> поэтому она кажется
самостоятельной.

Санкхья и материалистическая наука - концепция освобождения - поиск <МИ>прадханы<М>,
первоматерии. Освобождение как власть над материей и освобождение как отказ от
желания властвовать над материей.

7.5

<МИ>пуруша<М> и <МИ>пракрити<М> <МИ>санкхьи<М>ю Представления атеистической <МИ>санкхьи<М> о
взаимном притяжении и взаимной зависимости <МИ>пуруши<М> и <МИ>пракрити,<М> магнита и
железа. Освобождение невозможно, потому что по конституции они вечно связаны
друг с другом - ложность этой позиции. Живые существа принадлежат к высшей
энергии потому что в качественном отношении они одинаковы с Господом. Но когда
они эксплуатируют низшую, материалььную, энергию, они забывают о своей духовной
природе (под влияние материи).

Полное знание - это знание Кришны и Его энергий. Непонимание энергий Господа в
конечном счете приводит к <МИ>майяваде<М>. Ж.С. - одна из многочисленных энергий
Господа <МИ>- парасйа шактир вивидхайва шруйате<М>

9.23

<МИ>йе 'анйа девата бхакта<М>

<МИ>дева<М> значит "полубог", а суффикс <МИ>та<М> - "положение, пост". Иными словами,
Кришна говорит о поклонении тому, кто занимает какой-то пост в правительстве
вселенной.

9.34

Душа, в соответствии с нашей философией имеет два атрибута: сознание и эго или
способность к самоотождествлению. (В соответствии с философией <МИ>ньяи,<М> сознание
не является атрибутом души и, обретая освобождение, душа утрачивает сознание.
Иначе говоря, "освобождение", о котором толкуют <МИ>ньяики,<М> - это просто-напросто
смерть, или как это сформулировал Лермонтов, "Я хочу забыться и уснуть, но не
тем холодным сном могилы...".) Поэтому Кришна сначала говорит нам: <МИ>ман-мана<М> -
думай обо Мне. Это относится к сознанию души. Затем: <МИ>мад-бхакто -<М> считай себя
Моим преданным. Это относится к самоотждествлению. Этими словами исчерпывается
<МИ>самбандха-гьяна,<М> знание о природе души и ее взаимоотношениях со Всевышним.

Следующий совет: <МИ>мам-йаджи мам намаскуру<МИ> - <М>поклоняйся Мне и предайся Мне -
относится к категории <МИ>абхидейи<М>. Поклонение не исчерпывается офицмальным
поклонением на алтаре. Каждый наш поступок должен быть актом поклонения. Самое
элементарное определение вайшнава: "Вайшнав - это тот, кто предлагает всю свою
пищу Богу. Некоторые вайшнавы, например <МИ>санньяси<М> из Мадхва-сампрадайи, не
повторяют имен Кришны, но предлагают пищу все вайшнавы.

Завершение стиха описывает <МИ>прайоджану<М>, цель процесса преданного служения -
Так в полном сознании Кришны ты вернешься ко Мне.