Скорее всего, вы слышали историю о богатом торговце, млм от-
важном бароне, который "увидел свет" и во имя Бога отрекся от
этого мира.
Пятая Песнь Шримад-Бхагаватам рассказывает об одном знатоке
искусства отречения, который вынужден был вновь жить мате-
риальной жизнью, следуя указаниям Верховного Господа. Он был вы-
нужден жить материальной жизнью как царь. Мог ли он сопротив-
ляться усладам царской жизни? Мог ли он духовно выжить? И может
ли сегодня, человек 80-х научиться искусству деятельности у При-
йавраты, который отрекся от царства на заре цивилизации.
Царевич Прийаврата позволил своему младшему брату Уттанапа-
де стать царем, ибо интересом Прийавраты была духовная истина, а
далеко не царствование и интриги. Но после смерти Уттанапады,
Свайамбхува Ману, отец Уттанапады и Прийавраты вынужден был под-
няться на холм Гандхамадана, чтобы убедить Прийаврату оставить
свое отречение и взяться за правление царством.
Во время встречи отца и сына их внимательно слушал мудрец
Нарада - учитель Прийавраты. Они стояли, окруженные травянистыми
склонами, раскрашенными в цвета радуги: красный, пурпурный и си-
ний. Пруд, рядом с которым они находились, приносил успокоение
уму. Его чистые воды были покрыты рябью, и слегка плескались сла-
бые волны. Вода, стекавшая с вершин, бурля и пузырясь, смешива-
лась с уже волнующимся потоком. Другие вершины, расходящиеся во
все стороны на большое расстояние создавали ощущение безбрежнос-
ти и вечности, а мягкие ветра, дующие сверху, ласкали кожу Нара-
ды, Ману и Прийавраты.
Ману заговорил первым. "Правь царством, возьми на себя от-
ветственность. Писания определяют это как твой долг. Ты должен
взять на себя серьезную ответственность за поддержание царства, и
никто, кроме тебя, не может этого сделать".
Как верный сын, Прийаврата безропотно принимал указания
своего отца. Тем не менее он боялся. Прийаврата знал природу ма-
териальной жизни. Несмотря на то, что материя сулит знатность и
великолепие, все обречено на уничтожение. Так зачем же ввязы-
ваться в это? Зачем привлекаться этим? Для чего? Он не видел в
этом смысла. Но хотя Прийаврата полностью осознавал глупость ма-
териальных привязанностей, он боялся применить силу своей реали-
зации против майи, чья мистическая сила приковывает человека к
временному существованию, несмотря на его рассудительность, ра-
зум и волю. Но, уважая силу майи, он также понимал коренную при-
чину ее воздействия.
Нарада научил Прийаврату тому, что майа является результа-
том материальных привязанностей, возникающих из-за нашей зависти
к Кришне, который, благодаря тому, что обладает всей красотой,
силой, богатством, могуществом, славой и отреченностью, лишь один
воистину может испытывать наслаждение.
С другой стороны, мы, как незначительные бесконечно малые
духовные индивидуальности, являемся по своей конституции любовны-
ми слугами Кришны. В Его безграничной обители наше наслаждение
также безгранично. Но мы пожелали отвергнуть это зависимое поло-
жение, чтобы стать неистовыми соперниками Кришны. поставив себя в
положение самых выдающихся, мы боремся за роль, сценарий и под-
мостки нашего удовлетворения. Мы страдаем в одиночку из-за соб-
ственных неудач. И когда мы сотрем этот грим соперника Кришны и
снова станем Его возлюбленным слугой, занавес опустится, наша
роль будет сыграна, и этот временный спектакль закончится. Но до
тех пор пробить завесу майи и избавиться от наших материальных
привязанностей невозможно.
Прийаврата чувствовал, что ему повезло стать учеником Нара-
ды Муни, чистого преданного Кришны. Обучаясь у Нарады на холме
Гандха-мадана, Прийаврата не хотел разменивать свое богатство
сознания Кришны на незначительное царство в этом бренном мире.
Таким образом, он считал, что гораздо более разумно оставаться в
стороне от этого, ведя жизнь в отречении.
Поэтому Прийаврата сознательно спросил у Ману: "Я предвижу,
что моя духовная жизнь разрушится, если я приму эту ответствен-
ность по правлению Землей. Если по вашей просьбе я стану царем,
не отклонюсь ли я от преданного служения Кришне?"
Когда Ману услышал ответ Прийавраты, который звучал практи-
чески как отказ, он почувствовал безнадежность; на кого же еще
можно возложить ответственность за царство? Неужели он, в его
преклонном возрасте должен занимать трон императора, чтобы защи-
щать собственность горожан?
И когда Ману оказался в замешательстве, Господь Брахма -
высший духовный авторитет и отец Нарады - появился на холме Ган-
дхамаданы. Нарада, Ману и Прийаврата были удивлены. Три великие
души тотчас же встали в почтении. Их руки спонтанно сложились в
уважительном жесте. Они произнесли соответствующие ведические
гимны и предложили дары. Таким образом, они, в соответствии с
возможностями, доступными на холме Гандхамаданы с любовью приня-
ли Брахму. Брахма бросил свой добрый взгляд на Нараду и Ману,
чтобы выразить свою признательность их милосердию и затем повер-
нулся к отрекшемуся царевичу и с улыбкой сострадания произнес:
"Мой дорогой, Прийаврата, пожалуйста, выслушай меня внимательно.
Я принес указания Кришны. Ради твоего истинного блага ты должен
принять желание Господа как свое собственное. Ты, так же, как и
все остальные, являешься Его вечным слугой. Даже я должен выпол-
нять указания Верховного Господа, как должны это делать Ману и
Нарада. Насколько же отличается Брахма, лидер древнего общества,
от современных видов жизни 20-ого века. Вместо того, чтобы следо-
вать указаниями Бога, соверменные лидеры из гордости поддержи-
вают в себе свой независимый скептицизм, который измеряется прог-
рессом в постройке небоскребов, разработке сверхпроводников и
бомб. И мы, как последователи, слепо подчиняемся им. Если мы и
дальше будем продолжать обращать внимание на тех, кто обещает нам
исполнить капризы наших заботливо лелеемых фантазий, то наши жиз-
ни, потраченные впустую, закончатся пустотой и отчаянием. Но ес-
ли мы избавимся от временных обусловленностей и будем действо-
вать в соответствии с авторитетом и желаниями Кришны, на своем
пути к совершенству мы достигнем успеха. Но сегодня, доступны ли
в наши дни надежные духовные авторитеты? И должен ли каждый из
нас в поисках желаний Бога прислушиваться к тонким голосам, исхо-
дящим изнутри? Это очень опасное положение, так как в конце кон-
цов очень много беспокойств и откровенного зла привносится в мир
мезантропами, убежденными в том, что они исполняют волю Господа.
Брахма не советует Прийаврате ничего непрактичного, так он
продолжал просвещать его:" Как слепой человек может прекрасно пу-
тешествовать, когда его ведет личность, обладающая совершенным
видением, или как запряженный вол тянет повозку очень эффективно,
когда им управляет возничий. Точно так же человек получает наи-
высшее благо от его жизни, принимая авторитет желания Кришны, ка-
ким он открывается через ведические писания, такие, как Бхага-
вад-гиту и Шримад-Бхагаватам и через слова чистых духовных учите-
лей."
Хотя Прийаврата был готов охотно принять мудрость наставле-
ний Брахмы и действовать во имя долга, повинуясь авторитету Криш-
ны, каким он передается через писания и духовных учителей, одна-
ко, он оставался в замешательстве; какому авторитету он должен
следовать: его гуру, Нараде, который до этого советовал ему сох-
ранять отреченный образ жизни, свободу от материальных отношений,
или же Брахме, учителю Нарады, который сейчас намекает на то, что
он должен принять царство со всеми ему сопутствующими царицами,
принцами и придворными?
Кришна разъяснил кажущиеся противоречия между духовной жиз-
нью и связью с материальным миром в 18 главе Бхагавад-гиты. Гос-
подь объяснил Арджуне:

сарва-дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхьо мокшайишьями ма шучах

"Оставь все другие религии и вручи себя Мне. Я избавлю тебя от
всех последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего".
Таким образом, критерий того, какая деятельность является
материальной, а какая - духовной, какая деятельность оскверняет,
а какая очищает, какую деятельность необходимо продолжать, а от
какой необходимо отречься, заключается в том, совпадает ли эта
деятельность с желанием Кришны. Если она совпадает с желанием
Кришны, такая деятельность является духовной, очищающей и прибли-
жающей человека к совершенству. Если же она не совпадает с жела-
ниями Кришны, то такая деятельность, даже если она кажется слав-
ной деятельностью, оскверняет и затягивает человека в тиски мате-
риального существования.
Каково же решение проблемы Прийавраты? Каким же авторитетом
ему нужно пренебречь? Нарада учил Прийаврату сохранять отречение,
Брахма наставлял его стать царем. Для того, чтобы оставаться в
отречении и, одновременно, взаимодействовать с материальным ми-
ром в качестве царя, необходим духовный разум.
Шрила Рупа Госвами, великий учитель в цепи ученической
преемственности от Брахмы дает определение разума как способнос-
ти использовать материю в служении Кришне. Он утверждает:

анасактасйа вишайан
йатхархам упайунджатах
нирбандах кришна-самбандхе
йуктам ваирагйам учйате

Так как, умирая, мы оставляем все то, чем владели, ничто воис-
тину нам не принадлежит. Поэтому истинное отречение не означает
отрекаться от того, что нам в действительности не принадлежит.
Скорее, это означает использование всего в служении Кришне - об-
ладателю Вселенной.
"Не используй свое положение царя ради своего собственного
наслаждения", - продолжал Брахма. - "Иначе ты вынужден будешь
принять еще одно материальное тело и таким образом продолжать
вязнуть в болоте материальных страданий. Стань царем, но как Его
слуга". И далее Брахма разъяснил этот момент Прийаврате: "Сосре-
доточь свой ум на наслаждении Кришны. Не отвлекайся на царские
радости или горести. Терпеливо сноси это, ибо они появляются и
исчезают с естественным течением времени. Смотри на наслаждения и
страдания так, как если бы это было последним ночным сном. Оста-
вайся стоек в своем служении. Однако, опасайся (Брахма предупреж-
дает Прийаврату) ума и чувств. Если они не контролируются, они
заставят тебя исследовать эту временную природу, соблазнят тебя к
расточительству твоей жизни и уведут от твоей цели. Таким обра-
зом, бойся не царства, бойся истинных врагов - неконтролируемых
ума и чувств. Даже если человек отрекается и путешествует из од-
ного дремучего леса в другой, эти враги будут являться причиной
великой опасности. С другой стороны, даже если человек женат, но
контролирует свои ум и чувства, он будет защищен так же, как царь
надежно защищеный могучими крепостными стенами. Даже жизнь с же-
ной и детьми не повредит тому, кто самоудовлетворен и кто являет-
ся ученой душой. Контроль собственных ума и чувств это совершен-
ное отречение. Этот процесс автоматически достигает совершенства,
когда человек следует правилам и регуляциям духовной жизни и дей-
ствует, используя все в служении Кришне. Поэтому Брахма объяс-
няет: "Человек может достичь истинного прибежища, только если он
с преданностью сосредоточит свое сознание на лотосных стопах
Кришны."
Но может ли царь, или даже современный человек, окруженный
земными наслаждениями, пренебречь собой и своими чувственными же-
ланиями и с преданностью сосредоточить свое сознание на Кришне?
Может ли он использовать все в служении Кришне? Ответ: да, ибо
ключ к успеху - любовь к Кришне - сама собой развивается в сер-
дце того, кто воспевает имена Кришны. Харер нама харер нама ха-
рер намаива кевалам калау настй эва настй эва настй эва гатир
анйатха.
" В этот век ссор нет другого пути достижения духовного со-
вершенства, кроме воспевания святого имени, воспевания святого
имени, воспевания святого имени Господа." Как растение, которое
растет, когда оно поливается водой, наша привязанность, наши лю-
бовные взаимоотношения с Кришной расцветают все больше по мере
того, как мы воспеваем Его имена. Таким образом, воспевая имена
Кришны, в нас естественным образом увеличивается склонность к
служению Ему независимо от того, сидим ли мы на данном нам
судьбой красном царском троне или на монашеском пледе или за сов-
ременным столом директора. Мы можем действовать в чистом созна-
нии, всегда сознавая: "Я поставлен сюда Кришной. Как я могу удов-
летворить Господа этой деятельностью?"
Все препятствия к достижению этого чистого знания будут
преодолены, и мы обретем желание слушать о Кришне, о Господе.

Шринватам сва катхах кришнах.
пунйа шраванам киртанам
хрдйанто стхо хйабхадрани
видхуноти сухрт сатам

Продолжая слушать о Кришне, мы научимся видеть Его присут-
ствие повсюду, зная, что Он является источником и сутью всего.
Когда мы будем пить воду, мы будем видеть, что Он является вку-
сом, утоляющим нашу жажду. И когда мы будем смотреть, как гра-
циозно парит в небе птица, мы будем видеть в этом художественный
вкус Кришны. На способности мы будем смотреть как на дар Кришны,
на мудрость как на часть Его знания, а на смерть как на Его неиз-
бежного представителя.
Все славные проявления в этом мире, которые мы видим, мы бу-
дем видеть как частичку энергии Кришны, так как мы понимаем, что
вся вселенная покоится на Его энергиях.
Но Кришна не только всемогущий. Он также и всепривлекающий.
Например, Шримад-Бхагаватам говорит о взаимоотношениях с Кришной,
о взаимоотношениях Кришны с Его дорогим другом Арджуной; о том,
как Кришна защищал его в любых ситуациях; как Кришна уполномочил
Арджуну победить непобедимых противников во время великой битвы
при Курукшетре; как Кришна удовлетворил желание Арджуны жениться
на Драупади и как Кришна прославлял Арджуну, рассказывая ему эту
удивительную духовную классику - Бхагавад-гиту.
По мере того, как мы слушаем, мы понимаем, что Арджуна иг-
рает роль типичного друга Кришны, и что точно таким же образом
Кришна вечно наслаждается обществом других друзей. Кришна также
может раскрывать сладостные развлечения с каждым как самый забот-
ливый друг, как самый совершенный сын, как самый дорогой муж или
как самый соблазнительный возлюбленный. Слушая о Кришне, который,
как Верховный могущественный контролирующий, имеет все способнос-
ти совершенно наслаждаться, он служит Своим преданным и позво-
ляет нам ясно понять, что глупо ограничивать нашу любовь к Криш-
не ложными взаимоотношениями, стесняющими сферу нашей деятельнос-
ти. Так увеличивается желание раскрыть наши забытые личные взаи-
моотношения с Кришной. Чтобы вкусить эту сладость и еще больше
увеличить наше желание, Кришна в Бхагавад-гите раскрывает один
секрет:

йа идам парам гухьям
мад-бхактешв абхидхасьяти
бхактим майи парам критва
мам эвайшьятй асамшаях

"Тому, кто объясняет эту высшую тайну сознания Кришны, чистое
преданное служение гарантируется. И в конце он вернется назад ко
Мне".

на ча тасман манушьешу
кашчин ме прия криттамах
бхавита на ча ме тасмад
аньях приятаро бхуви

"Нет в этом мире слуги дороже для Меня, чем он, и никогда не
будет".
Чаитанйа Махапрабху также умолял брахмана Курму: "Кого бы ты
ни встретил, проповедуй ему о следовании наставлениям Господа Шри
Кришны какими они даны в Бхагавад-гите, Шримад-Бхагаватам. И та-
ким образом, становись гуру и освободи всех на твоей земле. Сле-
дуй этому указанию, и твоя домашняя жизнь не будет препятство-
вать тебе в твоем духовном прогрессе". Любая искренняя личность,
которая проповедует в соответствии с этим указанием Шри Чаитанйи
Махапрабху, получит благословение Господа, и на такую личность не
будет влиять материя. Мы можем проповедовать, рассказывая о Криш-
не, и мы можем использовать наш разум, сопсобности, деньги и вре-
мя в проповеди сознания Кришны, если человек достаточно учен, ес-
ли он обладает какими-то научными знаниями, если он философ,
поэт, он может изучать энергию Господа и использовать это знание,
чтобы прославить верховенство Господа. Если человек - администра-
тор или политик, он может установить верховенство Господа через
искусство упрвления государством. Если человек является бизнесме-
ном, промышленником или занимается сельским хозяйством, он может
потратить свои с трудом заработанные деньги ради Господа, думая о
том, что эти деньги - деньги Кришны, и они предназначены для слу-
жения Ему.
Затем Брахма подводит итог своим наставлениям Прийаврате:
"Ищи прибежища у Кришны через выполнение Его наставлений, и та-
ким образом ты будешь всегда защищен Господом, так же, как пчела,
которая находится в закрытом цветке лотоса, защищена от палящего
знойного солнца".
Прийаврата стоял, нахмурив брови, ибо он обдумывал слова
Брахмы. Молчание, казалось, сгущало тишину вокруг. Проходили се-
кунды, потом минуты. Казалось, что крики и чириканье птиц начали
возрастать. Никто не двигался.
Затем Прийаврата поднял голову и с широкой улыбкой на его
благородном лице он склонился перед Брахмой в глубокой покорнос-
ти. Прийаврата станет царем. Он принял указание Брахмы.
Сначала Ману почувствовал облегчение, потом радость, и в
конце с глубокой признательностью он начал поклоняться Брахме.
Нарада и Прийаврата, удовлетворенные и избавившиеся от него-
дования, стоя ждали, пока Брахма удалится. Предавшись желанию
Кришны, Верховной Личности Бога, Прийаврата оставил уединение и
мир холма Гандхамаданы и взялся за правление его царством.
Он правил в соответствии с религиозными принципами и защи-
щал горожан как своих собственных детей. Видя его решительность,
воры и плуты разбежались. Его благочестие вызвало обильный дождь
и изобилие зерновых и плодов. Не было чрезмерных налогов, беспо-
коивших горожан.
Прийаврата женился и получил десятерых детей от его жены
Бархишмати и обучил их чистому преданному служению.
Внешне он казался исключительно могущественным монархом,
захваченный привязанностью к своей прекрасной Бархишмати и свя-
занный безграничными сложностями, богатствами и царским могущес-
твом. Внутри себя Прийаврата оставался твердым в отречении. Его
знание было устремлено к лотосным стопам Кришны.
После многих лет правления Прийаврата научил нас тому, как
избежать судьбы материалистов, которые умирают в скорби, думая о
богатствах, жене и доме.
"Увы, как низко я пал. Я пал жертвой этого материального кол-
довства. Мое положение так же безнадежно, как положение спутника,
провалившегося в глубокий забытый колодец на невспаханных окрес-
тностях фермера. Я опустился до положения танцующей обезьянки в
руках моей жены, но всему этому пришел конец. С меня достаточно."
Таким образом, к концу своей жизни Прийаврата отказался от
трона, полностью отвергнул царство и разделил свои царские богат-
ства между его покорными сыновьями. Освободившись от мате-
риальных привязанностей, погрузившись всем сердцем в сознание
Кришны, он возвратился к святой простой жизни в отречении.
Вся слава Прийаврате. Он оставался отреченным и чистым, нес-
мотря на свое царское положение. Все это благодаря тому, что он
полностью посвятил свою деятельность лотосным стопам Кришны, ко-
торые являются сутью древнего искусства деятельности.