Много лет назад случилось так, что я оказался перед трудным выбором.
Наконец, я принял решение, но сомнения всё-таки оставались. Не сумев
разрешить их, я отправился к Мастеру и рассказал ему о своей проблеме.
• Как узнать, когда решение приходит от Бога, а когда от нафса? • спросил я
его.
Он помолчал немного и сказал:
• Для суфия всё, что приходит от Бога, есть Бог, а всё, что приходит от
нафса, ...есть Бог.
Когда я был молодым, незрелым юнцом, я часто бродил по базару, среди
суматохи и толкотни, столь привлекательной для всех мальчишек. Однажды,
проходя среди базарных лотков, я увидел седого старого человека • на нем был
зороастрийский пояс • возбужденно говорящего с сурового вида муллой.
Привлеченный горячим спором, я пробрался к ним поближе.
• Ты поступил бы мудро, если бы стал мусульманином, подобно мне, • говорил
мулла огнепоклоннику, • вместо того, чтобы оставаться язычником.
• Если Бог этого захочет, так и будет, • ответил старик-зороастриец.
• О невежда, этого Бог и хочет, но Сатана не допускает, • говорил мулла, •
он не желает, чтобы ты был праведным.
• Поразительно! • воскликнул зороастриец, • оба, и Бог и Сатана, обладают
волей, но, похоже, Сатана берет над Богом верх. Тогда зачем мне следовать за
слабым? Ведь если я мудр, я последую за тем, кто сильнее, не так ли?
По сконфуженному лицу муллы я понял, что ему нечего возразить на слова
старика. Извергая проклятия, он исчез в толпе. Хотя больше я никогда не
встречал этих людей, я не мог забыть этот спор. Он произвел на меня очень
сильное впечатление, что, несомненно, повлияло на сон, увиденный той ночью,
или, вернее, на то, что случилось потом.
Я не очень хорошо помню этот сон. Я был в странном доме и быстро шел через
анфиладу комнат. В каждой комнате обитал отвратительный демон, исчадие ада,
один ужаснее другого. Я откуда-то знал, что, двигаясь дальше, в одной из
комнат в конце концов увижу самого ужасного из всех демонов, самого Сатану.
Несмотря на это, остановиться я не мог.
И действительно, достигнув последней комнаты, я очутился лицом к лицу с
гнуснейшим, отвратительным существом, которое не мог себе и вообразить. В
этот миг я проснулся в ужасе, покрытый испариной.
С облегченьем поняв, что это лишь сон, я открыл глаза в надежде успокоиться
в привычной обстановке своей комнаты. Всё было как прежде. Но я был не один.
В ногах моей кровати сидел человек. Он был необычайно красив, с худым лицом,
орлиным носом и пронзительными •кошачьими• глазами. Его гладкие черные
волосы были зачесаны назад, открывая высокий лоб. Я никогда не видел этого
человека раньше и не мог понять, как он проник в мою комнату. Но что- то в
нем было мне знакомо.
Я собирался спросить его, кто он и что делает в моей комнате, когда он
посмотрел на меня, усмехаясь. Это была отвратительная, наводящая ужас
усмешка. И я точно знал, что человек, сидящий передо мной, был никто иной,
как сам прo клятый. Я был ошеломлён. Как это могло быть, пытался я понять?
Ведь он вовсе не похож на то отвратительное существо из моего сна. В
замешательстве я отвел глаза. Когда я заставил себя вновь взглянуть на него,
он уже исчез.
Мысли мои смешались. Я не понимал, что всё это значит. Зачем Сатана приходил
ко мне и что означает его ужасная усмешка? Может быть, мне только
приснилось, что я проснулся? А если нет, то чего он хотел от меня?
Беспокойство от этого происшествия не давало мне спать. Только через два дня
я смог заснуть снова.
Меня так захватило это событие, что я испытал жгучее желание понять, кто же
такой Сатана.
Я оказался перед той самой дилеммой, которую поставил старик-зороастриец на
базаре. Конечно, идея о превосходстве Сатаны над Богом была абсурдной. Бог
сильнее Сатаны, как же может быть иначе? И однако, ответ старика мулле
заинтриговал меня. Я недоумевал, как возможно объяснить существование зла,
Сатаны, в мире, если Бог • всемогущ? Ответ старика заключал в себе парадокс,
и мною овладело жгучее желание разрешить этот парадокс, иными словами •
понять Сатану и объяснить существование в мире чудовищного зла • жадности,
ненависти, предрассудков, несправедливости, насилия, которые и правили
миром.
Чтобы найти ответ, я начал читать всё подряд, что смог найти, о
существовании зла.
К моему разочарованию, я вскоре обнаружил, что огромное большинство авторов,
даже те, кто был в других отношениях талантливым и проницательным, по этому
вопросу несли всякую чушь. В конце концов я стал таким знатоком проблемы
зла, что перестал находить в книгах что-то новое для себя. И я решил искать
ответы на свои вопросы не в книгах, а из уст людей, близко знакомых с
Сатаной и злом. Я подумал, что истинную природу Сатаны можно узнать у тех,
кто принял его и его образ действия. Но к моему изумлению оказалось не
так-то просто найти того, кто был бы на •короткой ноге• со злом. Я обнаружил
глупость. Я наткнулся на низменность. Я нашел эгоистичность, жадность,
пошлость, ненависть, гнев. Но ни в ком я не нашел осознанного восприятия
зла. Зло действовало очень эффективно, но без малейшего осознавания теми,
кто находился под его чарами. Как могли они что-нибудь рассказать о своем
хозяине, будучи его подручными неумышленно?
* * *
Месяцы слагались в годы, а я ничуть не приближался к тому, что искал. Я был
на грани того, чтобы оставить свои искания, сокрушенный своими неудачами,
когда решил отправиться в паломничество. Возможно, сказал я себе, Бог дарует
мне то, в чем отказал Сатана. На пути в Мекку мне случилось остановиться на
несколько дней в Багдаде • не помню, по какой причине, если она и была. Это
было лучшим из всего, что я сделал. В первый же вечер в Багдаде, сидя в
чайхане, я услышал снаружи какой-то шум. Любопытствуя, я вышел узнать
причину такой суматохи. Чуть ниже по улице вокруг нескольких людей
преклонного возраста собралась целая толпа.
С трудом пробравшись поближе, я оказался около говоривших и мог разобрать, о
чем идет речь. Я повернулся к стоящему рядом парню и спросил его, что здесь
происходит.
• Это суфийские шейхи, мудрые люди, они собрались здесь, чтобы поговорить на
духовные темы.
Поблагодарив его, я повернулся к группе мужчин, начавших оживленное
обсуждение. К моему удивлению, они обсуждали именно ту тему, которая так
настойчиво преследовала меня: что есть зло. Я стал слушать с предельным
вниманием. Один из мужчин обратился к собравшимся и произнес благословение •
я не вполне разобрал, что это было. Затем он начал рассказывать:
• Однажды, исполненный веры /букв. по тексту •полностью уповая на Бога•,
поскольку здесь идет речь об особом виде паломничества - хадж с полным
упованием на Бога/, я пересекал пустыню. Три дня у меня не было ни крошки
хлеба, ни глотка воды, слабость моя всё увеличивалась и увеличивалась. На
четвертый день Иблис явился ко мне и сказал:
• Ты роздал все свои богатства и владения лишь для того, чтобы отправиться в
паломничество голодным? Зачем? Тебе легче было бы путешествовать, имея всё
это.
Услышав эти слова, я взмолился:
• О Господи, Ты послал врага к Своему другу, чтобы он уничтожил его? Без
Твоей защиты я беспомощен и не смогу выбраться отсюда.
В ответ прозвучал голос:
• О путник, выброси всё, что у тебя в карманах, чтобы Мы могли ниспослать
тебе то, что пребывает в Незримом.
Я сунул руку в карман и нашел там четыре серебряные монетки, о которых я
совсем забыл. В тот миг, когда я их выбросил, Иблис исчез, а мне была
послана пища из Незримого. Эта пустынная часть мира /букв. •Эта сточная
яма•, ведь пустыня • это сад Господа, здесь же речь идет о тварном мире в
целом как царстве Сатаны/, это узилище • владения Сатаны. Остерегайтесь его
владений • тогда он ничего не сможет поделать с вами.
С противоположной стороны поднялся другой мужчина и начал говорить:
• Да, истинно, мир • царство Сатаны. Но Сатана не только в мире, он
присутствует в каждом из нас. На самом деле он не что иное как низменная
душа странника, его •я•. Каждый день страсти облекаются в триста шестьдесят
разнообразных божественных одежд, сбивая искателя с пути истинного. Но
Сатана не может проникнуть в сердце и внутреннюю сущность путника, если
страсть к совершению греха не проявляется в нем. Когда предрасположенность к
страсти возникает в ком-либо, Сатана использует ее и взлелеивает, проецируя
на сердце. Это и есть •искушение•, начинающееся со страсти и представляющее
собою самое гнусное из действий Сатаны. Обман Сатаны держится на твоем
собственном бесчестии, каждое твое желание и есть твой Сатана.
Где-то позади говорящего раздался голос:
Снимая покров, Величайший проявляет Себя в гневе.
Как дуалисты сотворяют везде Сатану?
Из толпы прокричали:
• Ересь! Лицемерие!
• Нет, это не ересь и не лицемерие, • сказал третий мужчина в ответ толпе. •
Или вы не знаете, что у Бога два имени? Одно • Милостивый и Милосердный,
другое • Всемогущий. Из атрибута Мощи Он вывел Иблиса в существование. А из
атрибута Милости • Мохаммада. Оба, и Иблис, и Мохаммад, ведут по Пути. Иблис
уводит от Бога, тогда как Мохаммад направляет к Нему.
Когда я услышал это, меня начала бить дрожь. В своем невежестве и гордыне я
думал, что о Сатане и зле я узнал всё что можно. Сейчас же я ясно понял, что
не знал ничего. Начитался небылиц и бесплодных фантазий, наслушался праздных
мечтателей.
Как только я немного успокоился, я заметил странного мужчину, смотревшего на
меня. Сам человек был ничем не примечательный, если не считать его
просто-таки царственного зеленого плаща, выделяющегося среди шерстяных
заплатанных плащей, которые обычно носят дервиши. Когда я повернулся, чтобы
еще раз взглянуть на него, его не было. Я начал осматриваться и заметил его,
вернее, край его плаща, исчезающий за углом. Что-то инстинктивно толкнуло
меня, и я последовал за ним. Сначала я потерял его из виду, но в конце
концов обнаружил на маленькой грязной улочке. Я замедлил шаги и,
успокоившись, подошел к нему.
• Извините меня, я видел Вас на собрании. Могу я поговорить с Вами?
Человек в зеленом плаще приостановился и, обернувшись, бросил на меня
короткий взгляд через плечо. На мгновение мне показалось, что он сейчас
уйдет, но он повернулся ко мне.
• Зачем вы беспокоите меня? Что во мне могло заинтересовать вас? Не могу
предложить вам ничего, принадлежащего этому миру.
• Я этого и не ищу. Мне бы только хотелось поговорить с Вами, если у Вас
есть время. Рассказать о своей дилемме.
• На собрании было много людей знания. Почему бы не спросить кого-нибудь из
них?
• Я устыдился своего невежества и не осмелился подойти к ним.
• А почему вы беспокоите меня?
• Не знаю. В Вас было что-то... Когда я смотрел на Вас, мне показалось, Вы
всё понимаете, о чем там говорилось, и что Вы всё это уже знаете. А еще, Вы
так пристально смотрели на меня.
Я ожидал, что он откажет или рассердится, но он удивил меня.
• Что это за дилемма, о которой вы говорите?
• Всю жизнь я пытался понять зло и Сатану. До сегодняшнего дня я думал, что
изучил всё, что можно об этом узнать. Теперь я осознал, что не знаю ничего.
Чувствую, что сейчас моя цель даже дальше, чем в начале моих поисков.
Я хотел продолжить, но человек прервал меня взмахом руки, зеленая вспышка
плаща на мгновение ослепила меня.
• Какова бы ни была ваша дилемма, я могу дать ответ и уберечь вас от
неприятностей. Но сомневаюсь, что вы послушаете меня.
• Почему?
• Потому что это не то, что вы хотите услышать.
• Всё равно скажите.
• Ответ прост: забудьте о Сатане. Игнорируйте его. Сатана слаб и немощен
перед Богом. Рассматривайте его как нечто чрезвычайно незначительное.
Утратьте интерес к Сатане и полностью предайтесь Единому, Несравненному и
Всемогущему. Поминайте Его с каждым дыханием.
• Но как я могу забыть или утратить интерес к тому, что я стремился понять
столько лет?
• Я сказал, что вы не в состоянии воспользоваться моим советом.
• Возможно, однажды я пойму Сатану и тогда смогу думать о нем как о чем-то
незначительном, и забуду о нем?
• Я уже сказал всё, что необходимо знать о Сатане.
• Но Вы знаете много больше. Скажите же мне, позвольте и мне узнать то, что
знаете Вы. Может быть, посредством знания я смогу пренебречь им.
• Это не поможет вам игнорировать его. Ведь он • •вводящий в заблуждение•.
Он всегда знает больше вас и исказит всё, что вы знаете. Сатана намного
умнее любого человека. И поскольку вы так настойчивы, я немного расскажу о
том, что вы хотели узнать. По крайней мере, в одной вещи вы были правы:
кое-чего вы не знаете.
Начнем с того, что вопрос о зле и вопрос о Сатане • это две абсолютно разные
темы. Зло может существовать с точки зрения человека, но с Божественной
точки зрения как возможно существование зла? Если ты совершаешь злое • ты
причиняешь зло самому себе. Как может твоя злонамеренность исходить от Бога?
Бог есть абсолютное добро и ничего, кроме чистейшего добра. Как Он может
быть причиной зла? И разве не Он сотворил Адама и Иблиса, Моисея и Фараона?
• Но если задачей Сатаны не является распространение зла, то что же тогда?
• Вы бы не смогли этого понять. Так чего беспокоиться? Это будет звучать для
вас как ересь или чепуха.
• Если Вы не хотите сказать, дайте мне возможность узнать это самому, даже и
от самого Сатаны, уж он-то точно даст мне ответ.
• Похоже, ты еще больший глупец, чем я думал, если хочешь говорить с
Сатаной. А с чего ты решил, что я могу тебе в этом помочь?
• Я слышал, что те, кто близок к Богу, могут сами призывать и допрашивать
Сатану.
Человек в зеленом плаще запрокинул голову и засмеялся так, словно я был
сумасшедшим. Когда он прекратил смеяться, то пристально взглянул на меня.
• Делай что должен. Но что бы ни случилось, помни, Иблис необычайно хитёр.
Чтобы совратить тебя, он использует всё, даже истину. И да поможет тебе Бог.
С этими словами он повернулся и исчез, хотя я не заметил, как он уходил. Всё
получилось отлично, подумалось мне. Внезапно я почувствовал себя
опустошенным. Всё, что я хотел, так это найти местечко, чтобы передохнуть.
Не зная точно, где я нахожусь, я пошел наугад. Я потратил несколько часов,
прежде чем нашел мечеть, где решил остановиться. Совершив омовение, я
заметил мужчину странного вида, шедшего ко мне. По какой-то причине от его
присутствия во мне стал нарастать страх, возможно, потому, что я был
чужестранцем. Когда человек оказался рядом, я спросил его, кто он, чувствуя
еще больший страх.
• Зачем ты спрашиваешь, если ты сам искал меня? А представляешься таким
наивным и испуганным. Зачем играть со мной в такие игры? Я могу и получше
провести свое время.
Я с трудом верил своим ушам.
• Это ты, прo клятый!
• Я тот, кто я есть. Зачем ты искал меня?
• Хотел узнать тебя получше.
• Мы и так почти братья.
• Бывает, что и братья • чужие друг другу.
• Бывает.
• Тот, кто устроил нашу встречу, сказал мне, что сеять зло • не ваше
занятие. Как это может быть?
• Он так сказал тебе?
Я кивнул головой.
• Может, ты и не такой наивный, как кажешься.
Я растерялся и, наконец, решился спросить прямо:
• Если это так, то кто ты и какова твоя истинная цель?
Тряхнув головой, Иблис ответил:
• Вы, человеческие существа, поражаете меня. Сотни тысяч лет я преданно
поклоняюсь Богу, пребывая между страхом и надеждой. Мое имя было Азазил, и
именно я указал ангелам дорогу к Божественному Присутствию. Не было более
преданного Богу, чем я. И ты смеешь говорить со мной о зле и спрашивать, кто
я такой? А кто ты такой?
• Я больше не уверен в том, что знаю, кто я, но я не тот, кто был проклят
Богом, как ты.
• Быть проклятым Им слаще в сотню раз, чем отвратиться от Него к иному.
Посмотри на себя! Ты так погружен в мысли обо мне, что совершенно не помнишь
о Нем. Ты забыл, что всё исходит от Него. Я ничего не делаю без Божьего
веления. Он хотел сделать меня символом проклятья. Он сделал что хотел и
использовал Адама просто как предлог.
• Ты не боишься Божьего гнева?
• Боюсь? Почему я должен бояться? Если другие бегут от Его шлепков • пусть
их. Пожалуйста. Возлюбленный сделал мне подарок на память, и я храню его,
невзирая на то, сладок он или горек. Тот, кто различает, всё еще неопытен в
любви.
Я ощутил, что еще немного • и из ушей у меня пойдет кровь. Голова у меня
закружилась. Я-то был уверен, что Сатана • зло, что он ослушался Бога, а
сейчас почти убедился в том, что он • один из любящих Бога.
• •Один из любящих Бога•?
Иблис оглушительно расхохотался.
• Ты наносишь мне оскорбление. Именно полная приверженность Божественному
Единству помешала мне пасть ниц перед Адамом. Я не один из любящих Бога. Я
величайший из любящих Его. Как бы ни проклинали меня, я никогда не подчинюсь
никому, кроме Него. Если бы даже на мгновение я отвлекся на что-то еще, не
было бы у меня такой власти над миром.
Никогда в жизни я не был так смущен и напуган, как в этот момент. Теперь я
понял, почему человек в зеленом плаще предостерегал меня от разговора с
Сатаной. Я попытался разжать его хватку. Хотелось бежать от него, но я все
еще не узнал, зачем он появился много лет назад в моей комнате, и надеялся
получить ответ.
• Мне хотелось бы спросить еще об одном.
• О сне и моем появлении?
• Да. Как ты узнал?
• Как узнал? Вы, дети Адама, действительно туповаты. Нет ничего, чего бы я
не знал о самости. Я • князь самости. Это мои владения от края и до края. Я
знаю, что вы намереваетесь совершить еще до того, как вы задумаете это.
• Тогда скажи мне, зачем ты приходил той ночью?
• Это совсем просто. В своем сне ты вызвал меня в таком безобразном виде,
что мне захотелось показать всю ограниченность твоего понимания. И долго же
до тебя это доходило. Тупо, очень тупо.
И он разразился наводящим ужас смехом. Я не знал, что и подумать. В самом ли
деле мне был явлен другой, истинный, лик Сатаны, или я всё еще обманываюсь,
даже теперь? К сожалению, у меня не было возможности выяснить это: когда я
хотел продолжить расспросы, то обнаружил, что стою один у фонтана.
Проклятого нигде не было видно.
Совершив молитву, я покинул мечеть, надеясь вновь отыскать человека в
зеленом плаще. Три дня я повсюду искал его, но не нашел никого, кто хотя бы
слышал о нем, а тем более видел. Он не оставил никаких следов, и в конце
концов я забросил свои попытки как совершенно безнадежные.
Пав духом из-за своей неудачи, я решил отправиться в Мекку, как и собирался
ранее. Ночуя в пустыне, я увидел во сне человека в зеленом плаще, а когда
хотел заговорить с ним, то не смог. И он повернулся и ушел. Я проснулся.
Утром мне было еще тяжелее, чем накануне. Когда я достиг Мекки, я был в
крайне скверном расположении духа, ненавидя всех и в особенности себя. Не
хотелось входить в Дом Бога в таком состоянии, и я отправился на базар. К
моему изумлению, там я увидел мужчину в зеленом плаще, сидящего в окружении
детей. По-видимому, он рассказывал им какую-то историю, они сидели как
зачарованные у его ног. Я подождал, пока они закончат, и затем подошел. Все
дети бросились врассыпную. Я приблизился и поклонился ему.
• Извините. Я не хотел испугать детей.
• Ничего. Эта история окончена.
• Я только хотел сказать, что осознал, насколько вы были правы. Я был полным
идиотом, когда хотел говорить с Сатаной. Я не знаю, что и думать. Он
совершенно опустошил меня, не прилагая к тому ни малейших усилий. Его речь
казалась такой вдохновенной.
• И что же он рассказал тебе?
• Что он величайший из любящих Бога. Что он ничего не делает без Его
повеления. Это действительно так? Я должен знать.
• Я предупреждал, что Иблис, чтобы совратить тебя, использует всё, даже
истину.
• Значит, всё так и есть, как он сказал?
• Да, но это не вся правда. Иблис никогда не открывает всё как есть, но лишь
часть, достаточную для того, чтобы придать достоверность своей софистике и
обману. Он, может быть, и любит Бога, а ты спросил его, почему? Может, он и
в самом деле исполняет лишь то, что велит Бог, а ты спросил, чем вызваны эти
веления Божии?
• Я был в таком замешательстве, что едва мог соображать. А Вы можете
ответить мне на эти вопросы? Могу я узнать всю правду?
• Можно было бы просто отделаться от тебя, отослав прочь. Однако ты осознал
свою глупость и, возможно, научился чему-нибудь. И потому еще один раз я
отвечу тебе. Это правда, что Сатана любит Бога. Его любовь к Богу
действительно светлая. Здесь он сказал тебе правду. Но любовь, зараженная
самостью, нечиста. Он любит не только Возлюбленного, но и себя. А так как он
не способен любить беззаветно, его любовь проявляется вкупе с ревностью,
превышающей всё. И на мгновение Сатана не может допустить, чтобы другие тоже
обращались к Богу, и потому все его усилия направлены на то, чтобы отвратить
человека от Бога. Только так • согласно его извращенному восприятию • он
единственный сможет обладать Богом.
• Но тогда зачем Бог создал Сатану?
• Бог создал Азазила из Своих локонов, чтобы не дать приблизиться к Себе
недостойным, и поставил его стражем у Своей двери.
• Но это значит, что Сатана и вправду под Божьей властью?
• Сатана • часть вселенной, и всё во вселенной под властью Божьей. Сатана •
проявление Божьего Гнева. Моисей и Фараон оба • слуги Единой Реальности,
хотя по видимости первый пришел к истине, а второй сбился с пути.
• Выходит, Бог не хочет, чтобы все искали путь, следовали Его слову? Как это
возможно?
• Как возможно! Разве не написано в Книге:
•Аллаху принадлежит вся власть! Разве не отчаиваются те, которые уверовали,
что если бы Аллах пожелал, то повел бы прямым путем всех людей•? (Коран
13:31)
Было трудно принять это, но сердцем я знал, что так оно и есть. Но я не мог
понять, почему в таком случае у Сатаны столь гнусная и злобная репутация. Я
решился попросить человека в зеленом плаще ответить еще на один вопрос. Он
ответил не так, как я ожидал.
• Я сказал тебе более чем достаточно. Если ты всё еще не удовлетворен,
спроси его сам.
Я не понял, что он имеет в виду, пока он жестом руки не показал поверх моего
плеча. Я оглянулся и снова увидел Сатану, улыбавшегося своей отвратительной
улыбкой.
• Что, захотелось узнать причину моей плохой репутации? Некоторые говорят,
что она мной заслужена, но они просто невежды. В действительности она не что
иное как ваше отражение, вас, жалких людишек, отражение вашей собственной
низменности.
• Как это?
• Твой друг уже рассказал тебе о моей цели. Я отвлекаю детей Адама от их
Создателя и сбиваю их с пути истинного так, чтобы они отвернулись от Него, и
мне ни с кем не пришлось делить мою любовь к Нему. Чтобы поймать их в
ловушку нафса, самости, для меня все средства хороши. Если необходимо, я
использую для отвлечения даже самые благородные качества и поступки.
• Невозможно!.. Как же добро может быть разрушительным?
• Это просто. Когда верующий совершает праведный поступок, я делаю так,
чтобы этот поступок показался ему прекрасным. Я нашептываю сладкие слова
поощрения, говоря им, какие они замечательные. Они исполняются чувством
самодовольства и начинают много мнить о себе • вместо того, чтобы вспомнить
о Боге, которому на самом деле принадлежит вся хвала. Я заставляю их
гордиться своими действиями, так что они раздуваются от важности и начинают
смотреть на других свысока.
• Действительно невероятно!
• А я и есть невероятный парень. Теперь-то ты начинаешь понимать. Ну так
дальше. Если эту тактику постигает неудача, я толкаю их на дорогу благих
намерений. Когда они заняты добродетельными действиями • например,
поминанием Бога, я нашептываю им в уши: •Приближается время молитвы, а ты
ведь можешь поминать Бога в любое время. Если пропустишь время молитвы, ты
допустишь небрежение по отношению к своему долгу. Иди, соверши свои молитвы
• и можешь вернуться к поминанию•. Когда я отвлеку их таким образом, далее я
соблазняю их, подталкивая к возвращению в мир, говоря: •Ты выполнил свой
долг перед Богом и заслужил отдых. Ты можешь вспоминать Его позднее. А
сейчас выпей чаю, поговори с друзьями, ты заслужил это•. Так, вытесняя одно
за другим хорошие намерения, я отвлекаю их от первоначальных замыслов и
увожу от поминания Бога. Поистине у меня в запасе несметное количество
способов добиваться своего, используя даже высочайшее благо.
Правда, я редко прибегаю к таким уверткам. В своих усилиях сбить
человеческие существа с пути истинного я сперва всегда играю на низменных
чувствах. Только когда я терплю в этом неудачу, я использую добро. И в самом
деле, с чего бы это мне обращаться к благому, если того же самого я гораздо
легче добьюсь с помощью неблагого?
Единственная причина, по которой меня знают как гнусного и подлого • в том,
что это именно те качества, благодаря которым люди обычно отвращаются от
своего Создателя. Так что для достижения своих целей я прибегаю к добру
крайне редко. Если бы вы сами не были так низки и гнусны, я никогда бы не
заработал такой плохой репутации. Всё, что ты видишь во мне, не более чем
твое собственное отражение. Так что нечего проклинать меня, а если уж очень
хочется, так проклинай самого себя.
Я не знал, что сказать. Опять Сатана преуспел. Мой ум пребывал в полном
смятении. Как можно спорить с ним? У него были ответы на все вопросы, и они
были так же неуязвимы, как чернота его души. В совершенном отчаянии я
повернулся к человеку в зеленом плаще, преклонил колени и взмолился о
помощи.
• Я думал, что ты хоть чему-нибудь научился, но сейчас вижу, что ты всё так
же слеп. Когда мы говорили с тобой, я открыл тебе единственный способ
обхождения с Сатаной. Ты не послушал, зачем же начинать всё сначала?
• Я буду послушен теперь, обещаю. Не отказывайте мне.
Выслушав это, Сатана впервые обратился к человеку в плаще:
• Да, скажи пожалуйста. Мне бы тоже хотелось услышать, что это за
единственный способ обхождения со мной.
Не обращая внимания на Сатану, человек в плаще взял меня за руку:
• Бог милостив. Я говорю тебе то, что уже сказал однажды. Возможно, на этот
раз ты внемлешь моим словам.
• Обещаю. Ненависть моя к Сатане придала мне сил.
• Нет, даже это ошибка. Есть только одна вещь, которую Сатана не может
вынести и что может изгнать его прочь. Не обращай на него никакого внимания.
Не имеет значения, что он говорит или делает. И это всё, ничего более. И он
покинет тебя. Даже ненависть к Сатане играет ему на руку. Ведь ненависть к
Сатане отвлекает от любви к Богу. Ты должен совершенно утратить всякий
интерес к Сатане, относясь к нему как к чему-то незначительному, так, чтобы
освободившись, ты мог полностью предать себя Богу. Забудь Сатану и себя,
помни Единого. И Сатана станет бессильным и немощным перед тобой.
И тут внезапно я осознал, что все мои изыскания были заблуждением. Я
потратил столько сил за все эти годы, выясняя всё возможное о Сатане, силясь
понять его, а настоящий ответ оказался таким простым: игнорируй его, забудь
о нем.
Когда я взглянул на Сатану, я увидел, как впервые за всё время высокомерие и
самонадеянность слетели с него. Он побледнел, как будто был сильно испуган.
Голос человека в плаще отвлек мое внимание от Сатаны.
• Ты должен стать подобным Рабии. Она была одной из величайших влюбленных в
Бога. Однажды Сатана в своей ревности решил попробовать отвлечь ее от
Возлюбленного, хотя бы на миг. Притворившись убогим нищим, Сатана
приблизился к Рабии и попросил позволения задать ей вопрос. Будучи смиренной
женщиной, она, конечно, согласилась.
• Ты любишь Всемогущего?
• Да. Нет у меня иной любви, кроме Него.
• Тогда ты должна ненавидеть Сатану и быть его врагом.
• Вовсе нет, • отвечала она, • я столь преисполнена любви к Милостивому, что
в моем сердце нет места и времени для ненависти к Сатане.
Услышав это, Сатана издал страшный вопль • такого я никогда не слышал. Когда
же я хотел посмотреть на него, он исчез без следа. Я повернулся к человеку в
плаще, но обнаружил, что и он исчез. Оставшись один, я подумал, уж не
привиделось ли мне всё это? И возможно ли, чтобы это было лишь сном или
фантазией?
Я стоял смущенный, не зная, что делать дальше. Оборванный уличный мальчишка
робко приблизился ко мне. Он был похож на меня • такого, каким я был много
лет назад, до начала моих поисков.
• Извините, господин. Это для вас.
Он протянул мне сложенный листок бумаги.
• Что это?
• Мужчина дал мне это. Он сказал, чтобы я передал вам.
• Какой мужчина?
• Не знаю. Я не видел его прежде.
• Как он выглядел?
• Я не заметил. Просто мужчина. Он был одет в необычный плащ. Мне надо идти.
Мальчишка поддел ногой камень и припустился бежать в сторону базара. Я
развернул записку. Там была одна фраза. Вот она:
Вот всех вещах
Смотри на Него,
Говори о Нём,
Знай • только Его.
((буквально по тексту: Зри Одно, говори Одно, знай Одно ))