[Text 155922 from CIS]
Однажды некий человек с упреком сказал Байазиду, великому мистику IX
столетия, что он постился, молился и т.п. в течение 30 лет, но так и не
нашел в этом утешения, которое обещает Байазид. Байазид ответил ему, что и
за 300 лет он ничего не достигнет.
- Почему? - спросил искатель просветления.
- Потому что этому препятствует твое тщеславие, - сказал мудрец.
- Но как мне от него избавиться?
- Есть одно средство, но оно тебе не подойдет.
- И все же назови его.
Байазид сказал:
- Ты должен пойти к цирюльнику и сбрить свою почтенную бороду, затем
снять верхнюю одежду, опоясаться кушаком и одеть на шею торбу с грецкими
орехами. Когда ты все это сделаешь, ступай на базарную площадь и кричи во
весь голос: "Даю орех тому сорванцу, который ударит меня по шее". Потом
пройдись перед зданием суда, чтобы старшины города увидели тебя в таком
виде.
- Но я же не могу этого сделать, - взмолился человек, - прошу тебя,
расскажи мне о каком-нибудь другом средстве.
- Это первый и единственно возможный шаг к цели, - сказал Байазид. -
Но ведь я предупреждал, что это средство тебе не понравится, поэтому ты
неизлечим.

СЛУГИ И ДОМ

Жил некогда один мудрый и добрый человек, который владел большим
домом. Он часто отправлялся в продолжительные путешествия и в таких
случаях оставлял дом на попечение своих слуг.
Особенностью этих людей была какая-то поразительная забывчивость.
Так, например, временами они забывали, зачем их оставили в доме, по
нескольку раз выполняли одно и то же дело или полагали, что должны
выполнять свои обязанности не так, как им предписывали правила. Все это
происходило потому, что они забывали свои функции.
Однажды, когда хозяин отсутствовал особенно долго, подросло новое
поколение слуг, которые возомнили себя законными владельцами дома. Но
поскольку они были ограничены своим узким миром, им стало казаться, что с
ними происходят какие-то странные вещи. Например, время от времени у них
возникало желание продать дом, но они не могли найти на него покупателей,
потому что не знали, как взяться за это дело. Когда же приходили люди,
интересующиеся покупкой дома, они первым делом просили показать им
документ, подтверждающий, что дом - собственность жильцов, но так как
слуги ничего не знали о таком документе, они считали таких людей
сумасшедшими или ненастоящими покупателями.
Странность их положения заключалась еще и в том, что все необходимое
для дома и жильцов появлялось "таинственным образом", и это не позволяло
так называемым хозяевам почувствовать себя ответственными за весь дом.
Инструкции по уходу за домом, целью которых было напоминать слугам их
обязанности, хранились в кабинете хозяина, но так как второе поколение
слуг объявило его священным, никому не разрешалось туда входить, и ореол
непроницаемой тайны окружал хозяйские покои. Некоторые даже отрицали само
существование этих покоев, несмотря на то, что могли видеть ведущие туда
двери. Скептики объясняли, что двери - это просто настенное украшение.
Таким образом, слуги не могли ни управлять домом, ни возвратиться
полностью к своим первоначальным обязанностям.


Предание сообщает, что эту притчу часто использовал суфийский мученик
Аль-Халладж, который был казнен в 922 году, будто бы за то, что заявил: "Я
есмь истина".
Халладж оставил потомству замечательное собрание мистических стихов.
С большим риском для себя многие суфии последнего тысячелетия утверждали,
что Халладж был великим просветленным.