Шри Бакришвара Пандит сопровождал Господа во время Его
игр в Навадвипе и после принятия Саньясы Он также сопровождал
Его в Джаганатха Пури. Во время прибывания Господа в Пури он
также продолжал с ним жить. Шри Бакришвара Пандит явился в де-
ревне Гуптипара, близ Гривени. Он был особенным непревзойдён-
ным танцором и киртанщиком и мог танцевать непрерывно в тече-
нии 72 часов. Когда Шри Чайтанья Махапрабху начал массовые
воспевания святого имени Шри Хари в Навадвипе, Шри Бакришвара
Пандит был там одним из основных певцов и танцоров. Именно по
его милости Девананда Пандит избежал гнева Махапрабху. Дева-
нанда также сопровождал Господа в Его путешествии в Рамак .
Одно время Девананда Пандит был известен как непревзойдённый
расказчик Бхагаватам. Однажды Шривас Пандит отправился послу-
шать его лекции и повергнутый в экстатическую любовь слушанием
Бхагаватам , он начал плакать. Несколько невежественных учени-
ков Девананды Пандита, думая, что это приносит беспокойства,
выставили Шриваса за дверь, и хотя это было проделанно на гла-
зах у Девананды, тот не попытался остановить этот акт пренеб-
режения к преданному- Бхагавата. Есть 2-ва вида Бхагават. Кни-
ги- Бхагавата и преданные- Бхагавата. По этой причине Деванан-
да Пандит совершил оскорбление по отношению к великому предан-
ному (маха-бхагавата). Когда же Шри Чайтанья Махапрабху услы-
шал о том, как неуважительно отнеслись к Его дорогому предан-
ному, Он дал много наставлений, касательно Бхагаваты. Он ска-
зал, что те, кто читают книгу Бхагавата, но не предлагают поч-
тения преданному Бхагавата являются просто оскорбителями, и
что они могут читать Бхагавату целую вечность- им всё равно не
достичь любви к Господу. Преданный Бхагавата и книга Бхагавата
не отличны друг от друга. Для того, чтобы понять книгу Бхага-
вата следует в начале искренне служить преданному Бхагавата.
Поэтому Махапрабху пренебрёг Деванандой, лишив его своей ми-
лости. Однажды вечером Бакришвара Пандит пришёл на другой бе-
рег Ганги из Надии в дом одного преданного из Кулии, чтобы тан-
цевать и воспевать святое имя. Услыхав эту благую новость Де-
вананда отправился туда, и увидев проявления симптомов божест-
венной любви в личности Шри Бакришвара Пандита был очарован.
Постепенно в том месте собралась большая толпа , и Девананда
Пандит взял в свои руки палку и сдерживал ей людей, чтобы те
не препятствовали экстатическому танцу Шри Бакришвара Пандита.
Бакришвара Пандит воспевал и танцевал в течении 2-х прахар
(6 часов), до самой ночи. Девананда подошёл и предложил свои
дандаваты лотосным стопам Шри Бакришвара Пандита, который
остался доволен его служением и благословил Девананду, сказав-
"krsna-bhakti hauk"-"Да обретёш ты преданность Господу Шри
Кришне". С того дня, по милости Шри Бакришвара Пандита, пре-
данность пробудилась в сердце Девананды. В последствии, когда
Махапрабху пришёл в Надию, чтобы повидать свою мать и мать
Ганги Он одарил Девананду своей милостью. "Ты служил Бакришва-
ру и поэтому Я заметил тебя. Бакришвар полностью пропитан
трансцендентной энергией Господа, и тот, кто становится его
преданным , достигает лотосных стоп Шри Кришны. Его серд-
це-личная обитель Шри Кришны, и когда Шри Кришна танцует, Бак-
ришвара также танцует. Где бы вам не довелось иметь общение с
Бакришваром, то место есть общая сумма всех Святых мест "оно
также благоприятно как Шри Вайкунтха". Учеником Бакришвара
Пандита был Гопал Гуру Госвами, а его учеником был Шри Дхь-
янчананда Госвами. В своей Дхьян Чандри Баддхати Дхьянчананда
Госвами написал-"Личность, которая прежде в совершенстве знала
искусство танца и пения-гопи Гунгавидья, в настоящее время из-
вестна в мире, как Бакришвара Пандит. Он явился на пятый день
пребывающей луны, в месяц Асар и завершил Свои игры в этом ми-
ре на шестой день убывающей луны , в месяц Асар. Когда Бакриш-
вара танцевал и пел, Сам Чайтанья Махапрабху танцевал в экста-
зе, а Бакришвара старался поймать Его лотосные стопы, говоря
при этом:"О луноликий, дай мне 10 000 тыс.гандхарв и пусть они
поют, пока я танцую. Тогда я буду счастлив.". Махапрабху отве-
чал:"Ты-одно из моих крыльев. Если бы у меня было второе, по-
добное тебе, я взлетел бы в небо." (Ч.Ч.Ади 10.17.). Бакришве-
ра Пандит поклонялся Божествам Шри Шри Радха-Канта, находив-
шимся в доме Кази Мишры, который также являлся резиденцией Шри
Чайтаньи Махапрабху (Тамбхира). Этим Божествам поклоняются там
и по сей день.

ШРИ СВАРУПА ДАМОДАРА ГОСВАМИ

Шри Сваруп Дамодар-вечный спутник Господа Шри Чайтаньи
Махапрабху. Прежде его звали Пурушоттам Ачарья и он жил в На-
вадвипе. Он никогда не расставался с Махапрабху. Когда Шри
Чайтанья проявлял Свои игры в принятии саньясы, Сваруп Дамода-
ра стал подобен безумцу и путешествуя в Баранаси он также при-
нял саньясу от одного саньяси по имени Чайтанья Нанда.Его гу-
ру-саньяса сказал ему, что ему "следует изучить Веданту само-
му, а также учить других". Шри Пурушоттама Ачарья не принял
одежды саньяси, но просто снял свои шикша и брахманский шну-
ры.Поэтому Его имя было Сваруп (имя брахмачария). После этого
по приказу своего Гуру, он пришёл в Нилакаю, где снова встре-
тил Махапрабху. "Однажды Сваруп Дамодар, бывший близ-
ким другом Махапрабху и океаном нектара преданности, пришёл в
Джаганатха Пури к лотосным стопам Махапрабху. Увидев, что Ма-
хапрабху принял саньясу, он стал подобен безумцу и также при-
нял саньясу в Варанапии"(Ч.Ч.Мад.10.102). Хотя его образован-
ности практически не было предела, он почти не разговаривал с
другими и предпочитал оставаться в одиночестве. Поэтому очень
немногие осознавали его действительное положение. Он был пол-
ностью сведущ в понимании трансцендентного вкуса преданности
Шри Кришне и его тело было целиком поглощено любовью к Нему,
он,казалось, был вторым Махапрабху. Если кто-либо хотел пока-
зать Махапрабху какую-нибудь книгу, стих или песню, которую он
сам сочинил, всё это вначале показывалось Сварупа Дамодару.
Если эти композиции содержали какие-то противоречия верховной
позиции bhakti, определённой писаниями, тогда слушание их не
смогло бы стать источником трансцендентного блаженства для Ма-
хапрабху. Поэтому Сварупа Дамодар лично проверял написанное и
лишь то, что было безупречно в этом направлении могло быть
предоставленно Махапрабху. Он часто цитировал Шри Гита Говинду,
Кандидов и Видьяпати, чтобы доставить трансцендентное наслаж-
дение Шри Чайтанье Махапрабху. В музыке и пении он был подобен
Гандхарве, а в знании шастр с Брихаспати. Никто не мог срав-
ниться с ним в учёности. Он был необычайно дорог Шри Адвайте и
Нитьянанде Прабху и был душой и жизнью таких преданных, как
Шриваса и др.. Когда Сварупа Дамодара прибыл в Пури из Кази
(Баранаси) он процитировал следующую шлоку во славу Махапраб-
ху. "О ты, являющийся олицетворением милости-Шри Чайтанья. То,
что легко прогоняет всякую печаль прочь и то, что безупречно
чисто, то,что заставляет почувствовать высшее счастье и чьим
появлением разрешаются все споры по поводу запутанных утвержде-
ний в писаниях, то, что заставляет душу погружаться в экстати-
ческую любовь, проливая ливнем милость и красоту, пусть же эта
безгранично дорогая и благоприятная милость прольёт на меня
свои сладостные лучи!"(Шри Чайтанья Candrodoy Katak).Увидев,
что Сварупа Дамодар предлагает ему свои дандаваты, Махапрабху
поднял его и обняв, сказал:"Сегодня утром, во сне, я видел,
что ты пришёл. Когда я вновь обретаю возможность общаться с
тобой, я чувствую себя подобно слепцу, который становится
безгранично счастливым, обретя способность видеть."
Сварупа Дамодара ответил:"Прабху, пожалуйста, прости ме-
ня. Оставив Тебя и убежав в Варанаси, Я совершил огромную
ошибку. У меня нет даже намёка на привязанность к Твоим ло-
тосным стопам, и в действительности я стал великим грешником,
оставив Тебя и уйдя так далеко. Я отказался от общения с То-
бой, но Ты не отказался от меня. Связав мою шею верёвкой ми-
лости, Ты притащил меня обратно к Своим лотосным сто-
пам."(Ч.Ч.Мад 10)Услышав эти слова от Сварупа Дамодара, ска-
занные с таким смирением, Махапрабху снова обнял его и ска-
зал:"Кришна очень добр. Он милостиво позволил нам снова быть
вместе." Махапрабху не отпускал Сварупа Дамодару от Себя. Ка-
кие бы особенные экстатические эмоции не проявлял Господь,
Сварупа Дамодара всегда вёл киртан в этом особенном настрое-
нии. К тому времени прибыл из Видьянагара в Южную Индию Шри
Рай Рамананда. Таким образом они оба: Сварупа Дамодара и Рама-
нанда Рай, усиливали экстатическое настроение Махапрабху,
воспевая и декламируя различные стихи. В течении дня Махапраб-
ху был погружён в игры санкиртаны со своими преданными, а
ночью Он вкушал нектар экстатической любви к Шри Шри Радхе и
Кришне в компании их двоих. Также, как Лалита и Вишакха были
наиболее близки со Шримати Радхарани, Рамананда Рай и Сварупа
Дамодара были столь же близки со Шри Чайтаньей Махапрабху. В
Пури Сварупа Дамодара жил в местечке Сатасан Мат. Это нахо-
дится около Бхакти Кутира Бхактивиноды Тхакура, у океана в
Сварга Дваре. Махапрабху поручил ему заботиться и наставлять
Радхунатху Даса Госвами. Сварупа Дамодара ушёл на второй день
убывающей луны в месяц Асар.