(На основе "Говинда-лиламриты" Кришнадаса Кавираджа
и "Кришна-Бхаванамриты" Вишванатхи Чакраварти)

1. Радха- и Шьяма-кунды на Голоке
2. Радха- и Шьяма-кунды в этом мире
3. Молочный океан в Радха-кунде
4. Рощи главных гопи
5. Игра в кости
6. Брызгание красками
7. Водное сражение
8. Два Кришны
9. Поклонение Сурье
10. Поклонение Дурге
11. Сборщик налогов
12. Слава Манаси-ганги
13. Лодочник с флейтой
14. Кришна ищет браслет Радхи
15. Кто хозяин Вриндавана?
16. Разноцветные жемчуга
17. Стих о косе Радхарани
18. На качелях
19. Проклятия Кришны, Радхи,
Шридамы и Вираджи
20. Шива против чудовищ
21. Милость Радхи к шакалихе
22. Кем были Ватсасура и Шакатасура
23. Санкиртана Кришны
24. Как Кришна на день
25. Нарада в ашта-калия-лиле

Радха- и Шьяма-кунды на Голоке

Однажды на Голоке Вриндаване гопи обмахивали опахалом Радху и Кришну, сидящих на троне. Неожиданно от любви к Радхарани Кришна проникся Её настроением и принял Её облик. Повторяя "Кришна! Кришна! Кришна!", Он убежал в рощу. В то же время Радхарани прониклась настроением Кришны и приняла Его облик. Она стала повторять "Радха! Радха! Радха!" Подруги были поражены, они не знали, как успокоить Радху и не могли найти Кришну. Когда Кришне сказали о том, что произошло с Радхарани, Он пошёл к Ней. Тогда голос с небес сказал Ему: "Если Ты будешь повторять имя Радхарани, Она Сама придёт к Тебе". Господь так и поступил. Радха в облике Кришны пришла к тому месту и потупила взор.
Кришна сказал: "Моя дорогая Радхарани, Я - Твой вечный слуга, можешь наказать Меня, как желаешь. Моя милая Возлюбленная, Я заставил Тебя страдать в разлуке со Мной. Но разлука доставила боль и Мне. От наших слёз образовалось два маленьких озерца. Озерцо из Моих слёз будет называться Шьяма-кундой, а из Твоих - Радха-кундой".
Гопи были счастливы от того, что Радха засияла от слов Кришны. Когда Радха и Кришна омылись в Своих озерах, Они обрели Свои прежние формы.

Радха- и Шьяма-кунды в этом мире

Радха- и Шьяма-кунды появились в ночь на Бахулаштами, на восьмой день убывающей луны месяца Картики.
Когда Кришна сразил Ариштасуру, демона в обличье быка, у Него состоялся шутливый разговор с Радхарани.
Радха сказала:
- О Кришна, о убийца быка! Не прикасайся ко Мне!
- О невинная, Аришта - демон, который против религии, коров и всего святого. Разве плохо, что Я убил его? Защищая этого негодяя, Ты принимаешь часть его грехов на себя. А поскольку подчинённые берут на себя 1/6 часть кармы царя, то гопи тоже берут часть Твоей дурной кармы, ведь Ты - их царица.
- Но всё же он - бык, и Тебе надо искупить этот грех, подобно Индре за убийство демона Вритрасуры, который был брахманом.
- И что же Я должен сделать?
- Тебе нужно совершить омовение во всех святых местах мира.
- Делать Мне нечего! Я могу немедленно призвать сюда все святые места в олицетворённых формах и совершить омовение. Смотри!
Кришна топнул ногой и позвал:
- Все святые реки, немедленно явитесь передо Мной!
В месте, где Господь топнул ногой, образовался котлован с водой.
Гопи сказали:
- Мы не верим Тебе.
Тогда перед Кришной стали появляться святые места в форме людей. Со сложенными ладонями они почтительно представлялись и исчезали: "Я - океан солёной воды", "Я - океан молока", "Я - река Годавари", "Я - река Сарасвати", "Я - святое место Пушкара".
Так продолжалось очень долго, пока гопи не убедились в правоте Кришны. Затем Кришна принял омовение и горделиво заявил:
- Я очистился. Я создал озеро с водами из всех святых мест. А вы, девушки, родились на Земле в обычных семьях и не совершали никаких благочестивых дел.
Шримати Радхарани сказала:
- Да, мало того, что мы не совершали благих дел, так ещё и общаемся с убийцей быка. Мы конечно же взяли на себя часть Твоих грехов. Подружки, сейчас Я тоже создам прекрасное озеро, а вы помогите Мне!
Гопи стали копать землю к западу от озера Кришны в том месте, где от копыт демона Аришты осталась канава. Девушки рыли руками и расстёгнутыми браслетами, отбрасывая землю в сторону. Через час они завершили работу.
Кришна сказал:
- Вы можете наполнить своё озеро водой из Моего.
Радха возразила:
- Ни в коем случае. Вода в нём осквернена ужасным грехом убийства быка. Мы с подругами наносим чистую воду в кувшинах из Манаси-ганги.
Тут Кришна махнул рукой и из Его озера появились все святые места в одном облике. Эта личность почтительно склонилась к стопам дочери Вришабхану и стала возносить молитвы:
- О Богиня, только Господь Кришна знает Твою славу, и Он чувствует Себя в долгу перед Тобой. Он не хочет допустить, чтобы Ты устала от такой грандиозной работы. Мы очень просим Тебя об одной милости. Разреши нам войти в Твоё озеро.
Радха согласилась. Вода из Шьяма-кунды потоком хлынула в Радха-кунду.
Кришна сказал:
- Дорогая Радхика, пусть Твоё озеро прославится больше Моего. Я всегда буду приходить сюда омываться и проводить игры.
Радха ответила:
- А Я буду приходить с подругами купаться в Твоём озере. А любой преданный, принимающий здесь омовение или живущий неподалёку, будет очень дорог Мне. Пусть такие преданные убивают хоть сотню Ариштасур.
В отличие от Радха-кунды, которая имеет квадратную форму, Шьяма-кунда имеет неправильную форму, напоминающую след от левой стопы Господа. Озеро Кришны окружено рощами Его близких друзей, управление которыми они передали в руки гопи.
Ачарьи говорят, что перед Радха-кундой появилась Лалита-кунда в предзнаменование этого события. По просьбе Лалиты в её озеро вошли 68 олицетворённых святых мест, чтобы очищать грешников от шести видов убийств: самоубийства, аборта, убийства обычного человека, брахмана, коровы и насекомых. После того, как Кришна сразил Ариштасуру, Он вначале омылся в озере Лалиты. Не только Господь, но и любой преданный, желающий приблизиться к Шримати Радхарани, должен вначале доставить удовольствие Лалите.
Бхактисиддханта Сарасвати комментирует: Ариштасура символизирует такие пороки, как пренебрежение бхакти и ложные религии. Многие люди полагают, что Радха - жена Абхиманью, и Кришна не должен быть с Ней. Когда Кришна обнимал Радхарани, появился Аришта, чтобы помешать Их общению. Убив Аришту, Кришна сразил философию Аристотеля, или рационалистическое мышление этого несовершенного мира.
*****
Радха-кунда соединяется со Шьяма-кундой сверкающим мостиком под названием сангам, место встречи. Ещё это место называют ратна-веди, инкрустированной площадкой. Если присмотреться внимательно, то между драгоценными каменьями можно увидеть щели, позволяющие смешиваться экстатическим водам двух озёр. Здесь, в месте сокровенных игр, Радха и Шьяма в Своих жидких формах наслаждаются вечным союзом без страха разлуки.

Молочный океан в Радха-кунде

В 1941 г. на Радха- и Шьяма-кундах проводились восстановительные работы. Когда из озёр на время откачали всю воду, люди увидели на дне множество маленьких родничков. Их было так много, что когда насосы выключали, водоёмы быстро наполнялись вновь. Каждый родничок представляет собой одно из святых мест (реку, озеро или океан), которые 5 тыс. лет назад явились сюда по указанию Кришны. Эти святые места превратились в роднички, чтобы продолжать служение лотосным стопам Шримати Радхарани.
Преданные обнаружили Канчана-кунду прямо посредине Радха-кунды. Эта небольшая площадь, отгороженная низеньким бордюром, символизирует изначальную Радха-кунду, выкопанную руками Радхи и Её подруг.
Удивительно, что один из родничков источал густую белую жидкость, похожую на молоко. Многие преданные и до этого видели белесые сгустки под водой посредине Радха-кунды, но не могли понять, что это. Иногда всё озеро принимает белый оттенок. Как-то раз преданный набрал эту жидкость в бутылку и на следующий день она превратилась в йогурт.
Откуда же появляется эта белая жидкость? Местные духовные учители говорят, что молоко появляется из Кшира-сагары, молочного океана в этой вселенной. Но почему же нет молочных родничков в Шьяма-кунде? Дело в том, что все святые места вначале вошли в Шьяма-кунду, Господь омылся в ней, а потом с разрешения Шримати Радхарани они перешли в Радха-кунду и остались там, чтобы служить Ей в Её вечных играх. Молочный океан в виде молочных родничков иногда приходят в экстаз при виде развлечений Радхи и Мадхавы. Тогда они неуправляемо бьют ключом, подобно тому, как текло молоко из грудей мамы Яшоды или из вымени коров от сильной любви к Кришне.
Как молоко питает тело, нектар према-бхакти питает душу. В Радха-кунде есть и то, и другое. Из неё можно пить молочный нектар из подземных родничков и нектар любви к Богу, текущий с лотосных стоп Шримати Радхарани.

Рощи главных гопи

Радха-кунду окружают 8 рощ главных гопи. Девочки сами задумали обстановку в своих рощах и сами украсили их. Вокруг каждой рощи располагаются ещё 8 маленьких рощ помощниц гопи.

Роща Лалиты
Золотистая роща Лалиты напоминает огромный лотос, и здесь можно наслаждаться всеми временами года. Вокруг деревьев - золотые, сапфирные и лазуритовые платформы. Возвышается золотой храм в форме 1000-лепесткового лотоса. Роща Лалиты самая большая, она расширяется и сжимается согласно желанию Радхи и Кришны. 8 маленьких рощ вокруг неё напоминают восьмилепестковый лотос.
В юго-западной стороне рощи - изящный 3-этажный лотосоподобный храм, в котором 16 комнат на двух верхних этажах. Окна и входы в нём со всех четырёх сторон. Внутри на стенах висят картины сокровенных игр Радхи и Кришны, а снаружи - как Господь убивает демонов. Огромный инкрустированный каменьями купол венчает храм. Он опирается на коралловые колонны с ажурными хрустальными основаниями. Отсюда, с веранды на открытом воздухе Божественная Чета любуется панорамой Радха-кунды.

Лотосные качели Лалиты
В юго-восточной части рощи Лалиты находятся напоминающие лотос качели Мадана Долана. Они держатся на 4-х шёлковых верёвках, привязанных к двум бакуловым деревьям. На рубиновом сиденье 8 мест. У каждого сиденья полуметровая коралловая спинка и свисающая подножка в форме лепестка лотоса. На них также подушки под спину и подлокотники в шёлковых наволочках. Над качелями натянут навес из гобеленов.
8 гопи садятся вокруг Радхи и Мадхавы, поют праздничные песни, а Вринда раскачивает качели.

Роща Вишакхи
Роща Вишакхи разноцветная. На чампаковых деревьях благоухают красные, синие, жёлтые и зелёные цветы. Пёстрые попугаи радуют слух пением, опьянённые пчёлы собирают пыльцу и как стражники следят за тем, чтобы не вошли нежеланные гости. Лозы мадхави, густо обвив ветви чампаковых деревьев, образуют тенистый навес.

Роща Читры
Роща Читрадеви разноцветная. Слово "читра" означает разнообразный и чудесный. Там все деревья, лианы, птицы, пчёлы, животные, дворики, платформы, качели и троны являют чудесное разнообразие форм и цветов.

Роща Индулекхи
Роща Индулекхи белая. Там троны, платформы, дворики, беседки и ограды из лунного камня. Растут белые лотосы и лилии. У деревьев белые стволы, ветви и даже листья. Белые попугаи, пчёлы и кукушки сливаются с окружающей обстановкой и поэтому почти не видны, но зато слышно, как они сладостно поют. В полнолуние Радха, Кришна и гопи одеваются в белое и спокойно развлекаются в этой роще, невидимые для посторонних, таких как Джатила.

Роща Чампакалаты
В роще Чампакалаты всё золотистое: пчёлы, земля, деревья, цветы, побеги, качели, платформы и павильоны. Однажды Джатила пришла сюда застать Радхарани вместе с Кришной. Радха была в золотистом сари, и хотя Она сидела рядом с Кришной, Джатила не заметила Её. Она увидела только Кришну.
Иногда Господь приходит сюда, принимает золотистый облик и незаметно смешивается с гопи. Ему очень нравится подслушивать их разговоры о любви к Нему. Кухня Чампакалаты прославилась сказочными пирами, которые она вместе с Вриндой готовит для Божественной Четы.

Роща Рангадеви
Роща Рангадеви тёмно-синяя. Это любимая роща Радхи, поскольку здесь всё напоминает Ей о Шьямасундаре. Земля, дворцы и домики инкрустированы сапфирами. Тёмно-синие лианы обвивают тамаловые деревья.
Когда мимо этой рощи случайно проходят такие старшие родственники Радхарани, как Джатила или Мукхара, они видят только Её, поскольку Кришна сливается с окружающей обстановкой. Счастливые видеть Её одну без Кришны, они благословляют Её и уходят.

Роща Тунгавидьи
Роща Тунгавидьи малиновая. Вся земля в этом месте выстелена рубинами. По желанию Кришны лианы, цветы, птицы, животные, качели и дорожки окрашены в малиновый цвет.

Роща Судеви
Роща Судеви зелёная. Домики, платформы и павильоны инкрустированы изумрудами. Изумрудные дорожки почти сливаются с травой и кустами. Здесь Радха с Говиндой играют в кости и другие азартные игры.

Игра в кости

Однажды Радха сказала Лалите: "Подружка, могучий Кришна запросто победил нас в водном сражении, бросании красками и катании на качелях. Но это всё силовые игры. Давай бросим Ему вызов в игре в кости, которая требует ума. Тут-то от Его гордыни не останется и следа".
Нандимукхи села возле Кришны, Вринда возле Радхи. Кундалата вела игру. Мадхумангал считал очки Кришны, а Лалита - очки Радхи. Вначале каменные кубики бросила Радхарани, Богиня победы. У Неё выпало 10 и 12 очков. Так Она выиграла у Кришны камень Каустубху. Затем выиграл Господь и получил в виде приза объятие Радхарани. Следом выиграла Радха, чем заслужила поцеловать Кришну. Господь с улыбкой сказал: "Ну подружки, Я сражён, забирайте свои призы" и подставил щёку. Радха и гопи рассмеялись и закрыли уста краем сари.

Брызгание красками

Эта игра холи проводится в роще Лалиты на площадке, выстеленной драгоценными каменьями. Пол разрисован изящными узорами из рисовой пасты. По бокам стоят золотые кувшины с красками, такими как мускус, кункума, агуру и сандалом, разведенными на воде. Рядом приготовлены золотые шприцы. Есть особые бомбочки из камфары, кункумы, мускуса и агуру, скреплённые снаружи слоем лака. Всё это благоприятные вещества, и когда их бросаешь в другого, с любовью, он испытывает блаженство. Бомбочки такие нежные, что разлетаются прямо в воздухе, осыпая противника красками. А для снятия усталости рядом приготовлены ещё пан, душистая розовая вода и цветочные гирлянды.
Вринда раздаёт всем белые одежды, гирлянды, пан и украшает их пастой чанданой. Кришна с друзьями на одной стороне площадки, Радха с подружками - на другой. Сладкая атмосфера любви кружит голову. Под флагом Купидона разворачивается захватывающее сражение: Кришна и гопи пускают друг в друга цветные жидкости и стрелы любовных взглядов.
Вскоре на лбах гопи проступают капельки пота. Их волосы приходят в беспорядок, рассыпаясь по плечам, из кос выпадают цветы. Они то брызгают из шприцев, то достают из передников бомбочки и бросают в мальчиков. Чтобы усилить дух любви, гопи поют романтические песни.
Когда Кришна брызгает из шприца, струя через некоторое время разделяется на сотни маленьких струй, потом на миллионы, и на гопи опускается дождик из цветных капель. Иногда бомбочки падают на землю и, взрываясь, обдают облаком ароматной пыли.
Одежды участников развлечения вскоре промокают, и краски прилипают к ним ещё сильнее. Ранее белые одеяния становятся радужными. Некоторые гопи незаметно обходят Кришну сзади и обдают струёй из шприца. Все девочки не могут удержаться от смеха, когда кто-нибудь из гопи, подкравшись сзади, закрывает Ему глаза ладошками. Тут же они окружают Его и забрасывают душистыми красками. Кришна, пользуясь возможностью, обнимает и целует подруг. Особенно легко это Ему удаётся, когда Он вынуждает их зажмуриваться от красок, брошенных им в лицо. Во время всего этого развлечения девочки и мальчики дразнят друг друга и шутят.
Водное сражение

Вринда ведёт Радху, Мадхаву и гопи к Радха-кунде наслаждаться играми в прохладной воде. Она раздаёт Кришне и гопи тонкие белые одежды для купания. Подойдя к берегу, гопи побуждают друг друга войти в воду. Застенчивых и нерешительных подруги хватают за одежду и со смехом затягивают в озеро. Вошедшие в воду начинают брызгать в стоящих на берегу.
Чтобы защититься от атаки Кришны, гопи стоят на мелководье. Господь, зашедший в воду по пояс, бросает девочкам вызов. Они отвечают не сразу, боясь, что Кришна заведёт их глубоко. Гопи берутся за руки и пытаются окружить Шьяму, словно хотят поймать Его в золотую сеть. Они брызгают в Него водой, смешанной с цветочной пыльцой и медовым нектаром, капающим с лотосов. Кришна напористо мечет в гопи потоки воды и разрывает их цепочку. Лёгкие одеяния девочек, промокая и прилипая к телам, обнажают их красоту. В это время Господь не может оторвать от них глаз.
Для болельщиков на берегу Радха-кунды есть два павильона. В одном сидят сторонники Радхи, в другом - сторонники Кришны. Вринда, Дхаништха и Нандимукхи наблюдают за водным сражением из одного павильона, и когда гопи превосходят Кришну, они осыпают их цветами и радостно кричат: "Слава Радхе!" В соседнем павильоне сидят Субала, Мадхумангал и Кундалата. Когда Кришна одерживает верх над девочками, они бросают цветы и кричат: "Слава Кришне!"
Кришна с гопи продолжают плескание. Какое-то время они плещут очень мягко, потом в азарте натиск нарастает, и в конце соревнование переходит в азартную схватку. Струи подобны стрелам Купидона. Лев-Кришна силой превосходит ланей-гопи. Они перестают брызгать и прикрывают лицо руками. Тогда восторженный Мадхумангал кричит: "Эй, друг, Ты разбил их наголову! Смотри, эти дерзкие девчонки пытаются спрятать свои украшения и сбежать! Хватай их! Забери у них скорей драгоценности и отдай Мне! Я продам их в Матхуре, куплю сластей и вернусь! Я быстро - одна нога здесь, другая там!"
Лалита в ответ кричит: "Болтун! Погоди, мы ещё отыграемся!"
Кришна подходит к гопи собирать трофеи: объятия, поцелуи и украшения. От истомы их лианы-руки слабеют, волосы и гирлянды приходят в беспорядок. Тут выходит Радха и обещает победить зазнавшегося героя. Она вступает в схватку, при этом гопи наблюдают со стороны. Разгорячённая Радхика брызгает в Мадхаву редко, но метко, всё время меняя положение. Благодаря Своей тактике и моральной поддержке гопи Радха стала брать верх над Кришной.
Лалита закричала: "Милая подружка Радхика, теперь можно остановиться. Смотри, с Кришны слетела корона, а камень Каустубха принял покровительство Твоих щёк, отражая Твою форму. Его тилаки смыты, гирлянда осыпалась, а серёжки трясутся от страха. Всё, Кришне конец, не мучай Его больше! Лучше оживи Его ласковым прикосновением, полным любви!"
Но Радхарани юркнула в заросли золотистых лотосов и исчезла из вида. Кришна стал Её искать и поцеловал один из лотосов, приняв его за лицо Своей Возлюбленной. Радхика рассмеялась и этим выдала Себя. Кришна тоже засмеялся и обнял Радхарани к огромному удовольствию всех гопи.
Больше всего Кришне нравится видеть Свою Любимую с гордо поднятой головой, со вздёрнутыми от гнева бровями на лотосоподобном лице, со слезами на глазах и счастливой улыбкой одновременно.
Выйдя на берег, гопи устраивают ложе для Радхи и Кришны. На огромную подушку из листьев кладут слой мягких благоуханных лепестков красного лотоса, а сверху покрывают тонким шёлком. Ещё они делают несколько цветочных валиков, чтобы полулёжа опираться на них. Некоторые гопи держат наготове прохладительные напитки, мёд, фрукты и бетель.

Два Кришны

Однажды у Радха-кунды Кришна решил переодеть Радхарани в Себя. По Его просьбе манджари натёрли светлую кожу Радхи чёрным мускусом, обвязали золотистое дхоти вокруг талии и украсили такими же как у Кришны павлиньим пером, ожерельями и браслетами. В конце превращения они ещё и заткнули Ей за пояс такую же флейту, как у Господа. Радха с чётками рудракша в руках села на тигровую шкуру и, словно йог, погрузилась в безмолвную медитацию. Кришна сел неподалёку от Неё на другой подстилке. Когда к Радха-кунде пришли Их подруги, то поразились.
Одна гопи сказала: "В какую страну мы попали? Здесь два совершенно одинаковых Кришны!"
Девушки обеспокоились. Как они теперь объяснят Джатиле отсутствие Радхи? По ошибке гопи приняли Радху с чётками за Кришну, а Кришну за Радху. Они сказали Кришне: "О Радхика, зачем Ты переоделась в этого похотливого любовника? Пусть себе Кришна сидит на тигровой шкуре и медитирует, а нам нужно идти отсюда скорее!"
Имитируя голос Радхи, Кришна сказал: "Лалита, Мне стыдно признаться, что Кришна сделал со Мной, чтобы Я так выглядела. Но если мы пойдём с тобой в рощу, то Я всё расскажу".
Услышав голос Радхарани, гопи успокоились, подумали, что не ошиблись. Они коснулись тела Кришны и сказали: "Надо же! Кроме голоса всё в точности, как у Кришны. Но как же это произошло?"
Господь сказал: "Кришна загипнотизировал Меня мантрой. Затем Он произнёс заклинание над водой в ладонях и растёр ею всё Моё тело. Поскольку Мой рот был закрыт, вода не подействовала на него. Но что Он сделал со Мной потом, Мне стыдно рассказывать при всех".
Все гопи, кроме Лалиты, ушли, ведь знали, что она им всё расскажет. Кришна отвёл Лалиту в заросли и, обняв, стал страстно целовать. Лалита вздрогнула от неожиданности и спросила: "Ой, Радха, что Ты делаешь?"
Кришна объяснил: "Просто Мне было стыдно сказать, вот Я и показала, что Он со Мной делал". Тут Кришна заговорил уже Своим голосом и некоторое время наслаждался с Лалитой любовной игрой. Затем, пообещав не выдавать Кришну подругам, она вернулась к Радха-кунде. Гопи тут же окружили её и стали допытываться.
Лалита сказала Вишакхе: "Если хочешь узнать, что Кришна делал с Радхой, иди и спроси у Неё сама". Так Господь Кришна, неотразимый возлюбленный, проделал то же самое со всеми девушками.

Поклонение Сурье

В дневное время гопи во главе с Радхарани приходят к Радха-кунде поклоняться богу солнца Сурье. Для Радхи это предлог уйти из дому, чтобы встретиться с Возлюбленным. В действительности, это Кришна превращается в Сурью и принимает дары девочек. Он также переодевается в брахмана Вишва Шарму, который вместе с Мадхумангалом играет роль священнослужителя.
В 5-й Песни Шримад Бхагаватам пишется: "Обычно полубоги - это души, но бог солнца, Сурья Нараяна - воплощение Бога, которому поклоняются первой из семи гаятри-мантр: "Я медитирую на божественное сияние солнца, главу всех планет и око Всевышнего. Пусть оно усилит мою медитацию".
*****
Когда Радхи долго нет, Джатила начинает подозревать Её в общении с Кришной. Она идёт в храм Сурьи, чтобы выяснить правду. Попугай Сукшмадхи срочно летит к девушкам в рощу и возбуждённо чирикает на лету: "Джатила идёт!" Тут же все бегут к Сурья-кунде, входят в храм бога солнца и меняют свои роли.
Через несколько минут входит Джатила и спрашивает: "Кундалата, почему вы так долго?"
Та отвечает: "Мы никак не могли найти жреца. На примете есть один юноша Вишва Шарма, ученик Гарга Муни. Он согласился помочь нам, но Мадхумангал, услышав твоё имя, отговорил его, сказав, что ты критикуешь безупречный нрав гопи ".
Джатила смягчилась: "Ну хорошо, Кундалата, пожалуйста, приведи этого юношу, а Мадхумангалу пообещай от меня сластей и подарок впридачу".
Гопи привели Кришну. Он выглядел идеальным брахманом, так что Джатила приняла всё за чистую монету. Она поклонилась Кришне и поприветствовала Его.
Увидев Радхарани, Кришна воскликнул: "А, это та самая прославленная девушка, чьё целомудрие известно даже в Матхуре! Какое счастье иметь такую невестку!"
Кришна сказал Джатиле, что прежде всего нужно признать жреца, повторив мантру: "Я принимаю священнослужителем Вишва Шарму, чистейшего учёного брахмана, чья династия приносит удачу всем".
Скрытый смысл: "Я принимаю своим господином Кришну, знатока науки любви, чья династия очищает всех". Джатила понимала всё прямо, а гопи - скрытый смысл.
Затем Вишва Шарма учит Радхарани, как произносить молитву богу солнца: "О Сурьядев, я склоняюсь перед тобой. Ты благожелатель этого мира. В твоих лучах, рассеивающих мрак, расцветают лотосы".
Скрытый смысл: "Я склоняюсь перед Кришной, чей облик устраняет из сердца вожделение. Он - всепривлекающий друг лотосооких гопи".
Во время церемонии Мадхумангал тоже произносит разные ведические мантры. В конце он обращается к Радхарани: "О Радха, для завершения ритуала и обретения множества коров нужно предложить несколько коров жрецу".
Скрытый смысл: "О Радха, чтобы удовлетворить желание Кришны в любовных развлечениях, Тебе нужно предложить Себя вместе со Своими чувствами Господу, повелителю чувств".
Впечатлённая Джатила похвалила Кришну: "О юный брахман, я очень довольна твоим умением. Прошу тебя, отныне всегда проводи службы Сурьядеву".
Вишва Шарма сказал: "Гарга Муни обучил Меня ещё хиромантии, астрологии и ясновидению".
Джатила: "А ты можешь предсказать судьбу моей невестке по ладони?"
Кришна произнёс задумчиво: "Как брахмачари Я не могу касаться женщин. Но можно Мне посмотреть на ладонь с расстояния?"
Взглянув на ладошку Любимой, Господь затрепетал и воскликнул: "Потрясающе! По линиям Я вижу, что эта девушка - сама Богиня удачи. Где Она, там полное процветание".
Скрытый смысл: "Я стану самым счастливым, когда встречусь с Радхарани наедине".
Затем Кришна спросил у Джатилы имя её сына, сделал вид, что просчитал его гороскоп и сказал: "Сейчас на Абхиманью ополчились неблагоприятные планеты. Он на волоске от смерти. Но не беспокойтесь, его верная жена всё нейтрализует".
Джатила на радостях подарила Кришне два золотых кольца с бриллиантами. Так Господь ласковыми словами превратил сварливую старуху в заботливую свекровь.
Мадхумангал сказал: "Уважаемая Джатила, пожалуйста, одари меня за благословения, которые я дал". Та отдала ему два золотых перстня. Радостный Мадхумангал захлопал себя подмышками, завернул перстни и Сурья-прасад в тряпочку и пустился в пляс, прославляя Радху и Джатилу.
Довольная ритуалом, Джатила повела Радху и Её подруг домой. Радхарани то и дело оборачивалась назад под предлогом беседы с Лалитой, шедшей сзади. В действительности, Она ловила любовный взгляд Шьямы, которым Он провожал Её, стоя на пороге храма.

Поклонение Дурге

Однажды Абхиманью встретился с Пурнамаси. Абхиманью сказал:
- Дорогая госпожа, пожалуйста, благослови меня и мою жену Радхарани на поездку в Матхуру.
- А почему ты уезжаешь?
- Говорят, что Она общается с Мадхавой...
- Да слухи всё это! Вот если бы ты поймал Их хоть раз, другое дело!
- Ну хорошо, я не поеду. А не могла бы ты обучить Радхарани поклоняться богине Дурге? Чандравали уже научилась этому, и теперь они с мужем Говардхана Маллой сказочно разбогатели.
- Хорошо, твоё желание будет исполнено.
Пурнамаси договорилась с Вриндой об одной хитрости. Вринда привела Кришну в храм, переодела в Дургу и натёрла Его кожу золотистой краской. Кришна встал перед настоящим божеством, заслонив его спиной. Потом Вринда пришла к Радхарани и пригласила Её на службу.
Тем временем Джатиле сказали, что Радхарани развлекается с Кришной в Гаури-тиртхе. Джатила и Абхиманью тут же собрались в дорогу.
Абхиманью сказал:
- Мам, сегодня Пурнамаси разрешила мне увезти Радху в Матхуру, если я поймаю Её на горячем.
Войдя в храм Дурги, Радха почтительно склонилась перед божеством, которое в действительности было Кришной.
Кришна голосом Дурги сказал:
- О Радха, Твою просьбу выполнить очень трудно.
- О богиня, смилуйся надо Мной!
Тут в храм входят Джатила и Абхиманью.
- Наконец-то мы Тебя застукали!
Радхарани, увидев мужа, упала без чувств.
Джатила удивилась:
- Сынок, от кого это исходит такое божественное сияние?
- От богини Дурги, от кого ещё!
Лалита и Вишакха сказали:
- Дорогой Абхиманью, ты много раз просил нас поклоняться Дурге, и теперь она так довольна нами, что живая выступила из божества.
Абхиманью спросил:
- Вишакха, а какое благословение моя жена просит у богини?
Кришна голосом Дурги ответил:
- О лучший из пастухов, она хочет оградить тебя от великого несчастья.
- Какого несчастья? - с ужасом спросил Абхиманью.
Вринда сказала:
- О Абхиманью, послезавтра царь Камса планирует отрубить тебе голову и предложить её Господу Шиве.
Джатила выкрикнула в шоке:
- Дорогая богиня, смилуйся над нами, сделай что-нибудь! Неужели это случится?
- Смилуйся над нами, благослови нас, - произнесла Радха со сложенными ладошками.
Кришна голосом Дурги сказал:
- Милая Радхарани, Я не могу исполнить Твою просьбу.
- Но богиня, ты - прибежище всех гопи, благослови Меня, ведь Я не могу жить без Моего господина!
- О лучезарная красавица, Ты тронула Меня Своей преданностью. Я дам Тебе благословение, но при одном условии. Никогда не покидай Вриндаван и всегда служи Мне.
Абхиманью облегчённо воскликнул:
- О милостивая богиня, я обещаю, что сам буду следить за этим.
- О Радхика, - сказала Джатила, - Ты спасла всех нас!
Вринда сказала:
- Муж, необоснованно обвиняющий жену в неверности, сокращает себе жизнь. Это подтвердит сама богиня Дурга.
Кришна голосом Дурги:
- О удачливый Абхиманью, Радха - это источник твоей удачи, всегда доверяй Ей.
Абхиманью:
- Мама, пойдём же скорей домой, поездка в Матхуру отменяется.
Они вдвоём уходят. Лалита и Вишакха счастливо смотрят на Радхарани. В храм вошла Пурнамаси и сказала:
- О сын Яшоды, прими мои благословения. Сегодня Ты избавил меня от страха разлуки с Радхой.

Сборщик налогов

Однажды Васудева попросил Бхагури Муни провести на берегу Говинда-кунды жертвоприношение на благо своих сыновей Кришны и Баларамы. Пурнамаси пригласила туда Шримати Радхарани и других гопи. Они омылись, нарядились и отправились в путь, неся на голове золотые кувшины с молоком, йогуртом и маслом. В это время Кришна с друзьями устроил на Говардхане засаду. Господь был одет по-царски, как настоящий сборщик налогов. В руке флейта, за поясом - буйволиный рожок.
Когда девочки проходили через ущелье Говардханы, мальчики преградили им дорогу.
Кришна сказал:
- Воры, вы ежедневно ходите этой дорогой продавать молочные продукты, и не платите дань. Но сегодня вам придётся расплатиться сполна!
Радха сказала:
- Надо же, сын Нанды дома такой воспитанный, а здесь распетушился! Убирайся прочь! Если Ты коснёшься Меня, то масло для ягьи осквернится!
Кукушка, сидевшая на дереве, посоветовала Господу:
- А Ты задобри Её ласковыми словами и спокойно бери плату.
Кришна объявил: Милые стройные красавицы, каждая из вас должна отдать пригоршню бриллиантов, а Радхарани даже сверх того за Свою несравненную красоту.
Радха воскликнула:
- Лалита, разве Я не говорила тебе не ходить этой дорогой, где эти наглые мошенники?
Лалита сказала:
- Этот Чёрный Змей опутал кольцами всех! Нужно пожаловаться Его родителям. Тогда Он в страхе уползёт.
Радха возразила:
- Родители любят Его, но мы пожалуемся Камсе. Уж он-то ни на что не посмотрит.
Кришна рассмеялся:
- Клянусь коровами, что Я убью этого жалкого царька и, протащив его тело по всему Вриндавану, брошу у Говардханы шакалам на радость. Ох, Радха, поспеши на ягью, заплатишь потом, а Лалита останется заложницей.
Лалита вспыхнула:
- Судеви, приведи сюда маму Яшоду! Читра, приведи Джатилу, а ты, Вринда, позови скорее брахманов с жертвоприношения!
Кришна удивился:
- Да что Я, грабитель? Вы, девушки, долго скрывались от уплаты налогов, но когда Купидон узнал, что вы будете проходить этой дорогой, то немедленно послал сюда Меня. Я вежливо попросил уплатить должное, но теперь Мне придётся снять с вас насильно все украшения, в первую очередь с заносчивой Лалиты.
На место разбирательства ко всеобщей радости пришла Нандимукхи, внучка Пурнамаси. Она сказала Кришне:
- Дорогой Кришна, если Ты не отпустишь девушек сейчас, их репутация будет запятнана. Я обещаю, что завтра они вернутся сюда сполна заплатить должное.
Господь сказал:
- Хорошо, но пусть они в качестве задатка оставят несколько горшков с йогуртом и маслом.
Девочки подчинились и гордо ушли. Господь радостно усадил друзей в круг и стал угощать йогуртом и маслом.
Радха, Лалита и Вишакха были особенно возмущены. На следующий день они с сотнями подруг заранее пришли к перевалу и устроили засаду. Ничего не подозревающий Кришна привёл с Собой лишь несколько близких друзей. Гопи набросились на мальчиков и хорошенько поколотили их. Потом они привязали пастушков к деревьям и стали дразнить и унижать их. Кришне досталось больше всех.
Лалита сказала:
- Наглец, Ты должен заплатить Радхарани налог, потому что Она - царица Враджи. Твои коровы каждый день пасутся на Её лугах, съедают почти всю траву, а остальное нещадно вытаптывают.
Господь Кришна со сложенными ладонями попросил у Радхарани прощения и признал, что не имел права требовать платы. Затем Лалита вынудила Кришну склониться к стопам Радхи и признать Её Царицей Вриндавана.

Слава Манаси-ганги

Как-то раз в поисках пищи Гаруда наткнулся на огромную змею. Он схватил её когтями и полетел домой. Когда он летел над Гангой, хвост змеи коснулся священной воды и она немедленно обрела четырёх-рукую форму, как у обитателей Вайкунтхи. Гаруда изумился, посадил Вишнудута себе на спину и перенёс его в духовный мир.
Нанда Махарадж и другие враджаваси так вдохновились, услышав эту историю, что решили поскорее отправиться в паломничество к Ганге принять омовение. Узнав об их желании, Кришна заявил, что в этом нет нужды, поскольку все святые места мира есть во Врадже. Но враджаваси не поверили Кришне, ведь Он был ещё ребёнком. Тогда Кришна повёл их к Говардхану и у всех на глазах Ганга-деви лично явилась перед Ним и обратилась в Манаси-гангу, прославленное озеро на холме. Жители Враджи склонились перед ней, а потом, радостные, предложили ей роскошные лампады.
Это произошло в новолуние месяца Картики. С тех пор в Индии празднуют этот день как Дивали. Когда стемнеет, люди зажигают лампады и украшают ими крыши домов. Также они собираются у Манаси-ганги и пускают плавать глиняные чашечки с горящими фитилями. Так ночью вся Манаси-ганга будто в светлячках.

Лодочник с флейтой

Однажды гопи пришли к Манаси-ганге, неся на головах горшки с молоком, маслом и йогуртом. У берега в единственной ветхой лодке сидел лодочник - юноша с павлиньим пером в волосах. Они попросили его перевезти их на другой берег, пообещав сластей и масла. Гопи сели в лодку, и юноша стал грести. Вдруг он отложил вёсла и спокойно уселся.
Радхарани спросила:
- Почему Ты перестал грести?
Лодочник ответил:
- Я устал и проголодался. Пока вы не покормите Меня, Я не возьмусь за вёсла.
Гопи возмутились, но поняв, что юноша не изменит решения, предложили Ему молочные продукты. Лодочник выпил всё до дна и сказал, что приляжет немного вздремнуть. Он попросил, чтобы две девочки помассировали Ему руки, а две - стопы.
Радхарани сказала:
- Хорошо, две девушки, несомненно, могут взять тебя за ноги, а две - за руки. Они вышвырнут Тебя за борт, если сейчас же не возьмёшься грести!
Лодочник взялся за вёсла. Скоро Он вновь оставил их и воскликнул:
- У нас перегрузка, лодка ветхая и протекает. Если вы не выбросите часть своих горшков, мы все утонем.
Гопи в страхе выбросили горшки с йогуртом.
Лодочник сказал:
- Этого мало, лодка всё равно опускается, выбросите ещё и свои золотые украшения.
Девочки запротестовали, но подчинились, увидев, что лодка действительно затапливается. Драгоценности скрылись под водой.
Тогда юноша крикнул:
- Беда! Нам грозит смерть. Выбросите за борт свои одежды!
Гопи разозлились:
- Мы выкинем Тебя, если не начнёшь скорей грести!
Лодочник налёг на вёсла. Небо заволокли тучи, подул сильный ветер, заискрились молнии. На озере поднялись сильные волны, и вода стала захлёстывать через борт лодки. Лодочник увидел страх в глазах Радхи и Её подруг и, чтобы усилить их переживания, стал незаметно раскачивать лодку. Радхарани так испугалась выпасть в воду, что обхватила лодочника за шею обеими руками и прижалась к Нему. Тогда тучи быстро рассеялись, волны утихли и показалась луна. Тут Радха поняла, что лодочник не кто иной, как Её возлюбленный Шьямасундара. Гопи же удивились, увидев, что Радха обнимает какого-то чужого человека. Радхарани выхватила из-под полы одежды Кришны флейту и показала подругам. Те всё поняли, их лица озарились улыбками.
Затем Кришна долго плавал с гопи от острова к острову на Манаси-ганге. Тогда это озеро было огромным, но поскольку Говардхана уменьшается, то оно тоже уменьшается пропорционально.

Кришна ищет браслет Радхарани

Однажды в Виласаване Шримати Радхарани потеряла браслет. Она обеспокоилась и стала повсюду искать его. Неожиданно рядом с Ней появился Кришна и спросил, уж не флейту ли Она ищет, что Он недавно потерял. Радхарани было не до шуток, и Она смиренно попросила помочь Ей найти браслет. Но Кришна то и дело подшучивал над Ней. Тогда Радхика отругала Его и чуть было не заплакала. Кришна успокоил Возлюбленную и стал раскапывать песок на берегу Вилачу-кунды. К изумлению Радхарани Господь откопал самые разные браслеты и спросил, какой из них был Её. Одни были золотые, другие - серебряные, третьи - из драгоценных каменьев. Радха изумилась и бросилась Кришне в объятия.

Кто хозяин Вриндавана?

У Кусум-саровара Радхарани собирала цветочный букет. Рядом появился Господь Кришна и спросил:
- Кто это собирает здесь наши цветы?
Радха ответила:
- Разве Ты не знаешь Меня? Впрочем, неважно. Непонятно вот, что Ты здесь делаешь?
- Я - садовник и поэтому должен быть здесь.
(Радха восприняла слово "садовник" по-своему).
- Если ты шмель, то лети к Своей подружке.
- Но Ты и есть Моя подружка.
- Ну да! Ты выдаёшь Себя за честного человека, к тому же аскета. Но как Тебе не стыдно похищать сердца чужих девушек?
Кришна сделал серьёзный вид:
- Махараджа Кандарпа (Купидон) - царь этого леса. Поскольку он доволен Мной, то наделил Меня всем своим могуществом. О красавица, Я - аскетичный брахмачари и, кажется, Ты пришла пленить Меня Своей красой. Но не шути со Мной. Не думай, что Тебя простят только потому, что Ты - девушка. Уж Я-то точно не прощу. Я доставлю Тебя к Махараджу на суд. Тогда Твоя спесь растает. Ты рвёшь цветы без разрешения, пытаясь похитить собственность Махараджа, ведь все части Твоего тела подобны ворам: Твои ладошки и стопы похитили прелесть лотосных лепестков; походка лишила гордости слонов и лебедей; ногти похитили славу зеркал; коленки похитили великолепие золотых шаров; бёдра похитили изящество банановых пальм, а талия похитила величие золотого алтаря. Твой пупок похитил славу озера с нектаром; грудь лишила величия ложе Купидона; пальчики похитили прелесть цветов Купидона; зубы похитили изящество жемчужного ожерелья, а глаза похитили грациозность оленей и птиц чакори. Твоя шея лишила славы морскую раковину, а складки кожи на животе похитили величие волн Ямуны. Ты похитила у нашего царя столько всего, и думаешь, что всё сойдёт с рук? Красота и величие нашего царства неповторимы во всём мире, но сегодня Ты лишила нас всего.
Радха сказала:
- Какой Ты умный, Кришна! Ты - величайший вор, а притворяешься святым, да ещё и других называешь ворами! Когда Ты украл одежды гопи, все видели, что Ты самый настоящий вор. Девочки замерзали в холодной воде, а Ты просто наслаждался, как ни в чём не бывало! Это - лучший пример Твоей честности.
О Кришна, в округе есть много девушек замужнего возраста, но никто не хочет отдавать своих дочерей за Тебя. Да и кто захочет выйти замуж за безумца в обличье принца? Дорогой Кришна, Ты брахмачари не по желанию, а по воле рока. Но как не стыдно этому брахмачари играть на флейте, чтобы привлекать к себе красивых девушек? Не подходи ко Мне и на шаг!
Как Ты смеешь претендовать на хозяина этого леса, хотя не посадил в нём ни одного деревца? Зато Твои коровы выщипали здесь всю траву и повытаптывали землю. Вринда старается изо всех сил, чтобы лес выглядел чистым и аккуратным, поэтому мы называем его Вриндаваном. Скорее Я могу заявлять на него права, ведь Вринда подарила его Мне. Кроме того, этот лес разросся вокруг Моего любимого озера Радха-кунды, а у дороги есть вывеска: "Вход только для женщин". Мужчинам здесь места нет. Мы, девушки, собираем здесь цветы для поклонения богу солнца. Кто Ты такой, чтобы указывать нам? Убирайся отсюда вместе со Своими друзьями и коровами и паси их где-нибудь в другом месте! Если Ты не уйдёшь Сам, Я позову Лалиту, а она очень сильна и могущественна!
В это время к Радхарани подошла Вишакха, загадочно улыбнулась, связала концы одежд Радхи и Кришны вместе и сказала:
- Мы с подружками уже провели поклонение Сурье и сейчас приглашаем Вас на Радха-кунду для новой игры.
Кришна улыбнулся:
- Радхика, а что Ты будешь теперь делать с этими замечательными цветами?
Шримати Радхарани спрятала кокетливую улыбку за букетом, подошла к Кришне, порывисто обняла Его и сказала:
- Это цветы Тебе.
Все вместе они отправились к Радха-кунде.

Разноцветные жемчуга

В книге Рагхунатхи даса Госвами под названием Мукта-чарита есть история о жемчуге.
Сатьябхама спросила у Кришны: "Откуда у меня такие удивительные жемчуга в браслетах и ожерелье?"
В ответ Кришна рассказал ей следующую историю: "Как-то раз пастушки собрались отпраздновать Дивали. Они нанизывали на нити жемчуг украсить своих коров. Эту новость Мне принёс попугай Вичакшина. Я пришёл к девочкам и попросил у них жемчуга для украшения Своих любимых коров Хасини и Харини. Гопи отказали. Я очень долго умолял их дать Мне хотя немного жемчуга. Тогда Лалита сказала: "Хорошо, сейчас я посмотрю, чем из своих замечательных жемчужин я могу пожертвовать". Просмотрев все шкатулки, она наконец горделиво выудила со дна крошечную расколотую жемчужинку, величавым жестом протянула её Мне и торжественно произнесла: "Вот, это самая бесценная и совершенная жемчужина, достойная украшать Твоих коров".
Тогда Я рассердился и, уходя, крикнул: "Ладно, ладно, Я выращу Свои жемчужины, и они превзойдут ваши во всех отношениях!"
Гопи покатились со смеху. Возмущённый, Я пришёл домой и попросил у мамы несколько жемчужин. На берегу Ямуны Я закопал их в землю. Затем попросил у гопи молока, чтобы поливать их. Они наотрез отказались, сказав, что не собираются переводить продукты. Тогда Я попросил молока у мамы. Как только Я стал поливать Свой маленький участок, очень скоро пробились побеги. Я был окрылён и привёл мамочку посмотреть на это чудо. Она была поражена, а гопи продолжали насмехаться, говоря, что это были сорняки. Но на 4-й день на них выросли огромные разноцветные жемчужины, источавшие аромат на всю Гокулу. Я был так счастлив, что позвал друзей, и вместе мы пели и танцевали.
На гопи лица не было. Они посадили в землю весь жемчуг, какой нашли дома. И поливать его решили не только молоком, но также йогуртом и топлёным маслом. Но к страшному разочарованию у них выросли только колючие сорняки. Увидев это, мы с друзьями схватились за животы от смеха. Чтобы разжечь их зависть ещё больше, Я украсил ожерельями из Своих радужных жемчужин всех коров, быков, коз и даже обезьян. Гопи особенно расстроились от того, что их родные обнаружат пропажу жемчуга и тогда им всем влетит. Они послали ко Мне Чандрамукхи и Канчаналату с большим количеством золота купить часть Моего жемчуга. Я отказал, заявив, что даже самая малая из них ценнее камня Каустубхи на груди Господа Нараяны. И вообще, кому это нужно, пусть сами приходят ко Мне.
Тогда явились все гопи, кроме Радхарани. Она спряталась за деревьями неподалёку, чтобы можно было подслушать разговор. Гопи попросили Меня продать им часть жемчуга. Вынув из шкатулки самую маленькую жемчужинку, Я отдал её Вишакхе для Радхарани. Я сказал, что если Радха тот час же не заплатит за неё, то Я заточу Её в Своём саду как узницу. Мы с друзьями разложили жемчужины на продажу и стали долго спорить с девочками о цене каждой из них. Не достигнув согласия, мы поссорились, и гопи ушли на Радха-кунду.
Тогда Я лично нанизал самые лучшие жемчужины в ожерелье, положил в отдельную золотую коробку и написал на крышке "Радхике". Затем сделал другие ожерелья, разложил в коробки, написал имена других гопи и отправил их в подарок им. В ответ Радхарани прислала Мне бетелевые орехи, благоуханные гирлянды и сласти, приготовленные Ею. Гопи счастливо вернулись домой в новых ожерельях. Их родные были изумлены.
Из этих же жемчужин и твоё ожерелье, дорогая Сатьябхама".
Когда Кришна завершил рассказ, наступил вечер. Разноцветные жемчужины изумительно переливались в закатных солнечных лучах и бросали отблески в лицо Господу Кришне.

Стих о косе Радхарани

Однажды Санатана Госвами пришёл в гости к Рупе Госвами к Радха-кунде. Он увидел на пальмовом листе написанный Рупой стих, в котором коса Радхарани сравнивается с чёрной коброй: "О Радхарани, о Царица, сверкающая как золотистый цветок горочана! Твои прекрасные одеяния отливают синевой лотоса, а коса, украшенная драгоценностями и цветами, блестит, как капюшон чёрной кобры".
Санатана засомневался в верности такого сравнения. Он отправился к Говинда-гхату и увидел девочек, игравших под деревом. Вдруг ему показалось, что у одной из них по спине ползёт чёрная змея, хотя это была коса, и он крикнул ей, предупреждая об опасности. Тогда девочки рассмеялись и мгновенно исчезли, будто растворились в воздухе. Санатана опешил и потерял сознание. Когда он пришёл в себя, то понял, что это были гопи вместе со Шримати Радхарани. Санатана пришёл к брату и искренне похвалил его сравнение.

На качелях

Как-то раз Рупа Госвами сидел у Радха-кунды под деревом в медитации и увидел одну из игр Господа. Радха, Кришна и гопи подошли к качелям, висевшим на ветви дерева. Кришна тут же уселся поудобней и стал звать Радху сесть рядом.
Она сказала: "Нет, Я уверена, что Ты сразу же раскачаешь их очень высоко и испугаешь Меня. Покачайся Сам, а когда сойдёшь, Я сяду с подружкой".
Кришна долго уговаривал Любимую, но Она не сдавалась. Наконец, Радха робко села напротив Него. Гопи стали мягко раскачивать качели, Радхарани расслабилась и потеряла бдительность. Атмосфера Радха-кунды была так приятна! Тут Кришна начал раскачивать ногами. Прежде, чем кто-то успел опомниться, качели взлетали выше голов гопи. Размах увеличивался, и Радха сильно перепугалась. Она стала умолять Кришну остановить качели, чтобы сойти. Но Господь не хотел прерывать игру. Радхарани обняла Кришну, изо всех сил прижавшись к Нему. Господь ощутил ликование. Он стал раскачивать качели ещё сильнее, и, в конце концов, они стали вращаться на полный оборот. У Шримати Радхарани захватило дух, Она едва дышала, а гопи, придя в себя, стали прославлять Божественную Чету.
Тут Рупа Госвами лишился чувств, а придя в сознание, увидел, что все ушли, качели пусты, а у дерева от сильного раскачивания обнажены корни.

Проклятия Кришны, Радхи, Шридамы и Вираджи

Однажды Радхарани ждала Кришну, но Он всё не приходил. Когда Ей сказали, что Господь в это время уединился с гопи Вираджей, Радха в гневе отправилась к её дворцу. У ворот на страже стоял Шридама, старший брат Радхарани. Он не пустил сестру внутрь, и Она потребовала, чтобы Вираджа вышла к Ней. Когда Вираджа появилась у ворот, Радхарани тут же прокляла её стать рекой и низойти в материальный мир. Кришна так и не появился, и Радхарани ушла.
После этого Кришна с Вираджей пошли гулять в лес. В то же место случайно пришли семеро её маленьких сыновей. Своим бурным поведением, смехом и вознёй они рассердили мать, и та прокляла их стать удалёнными друг от друга водоёмами, из которых никто никогда не будет пить. Так эти мальчики превратились в семь океанов вокруг семи островов Бху-мандалы. Это океаны пресной и солёной воды, молока, йогурта, топлёного масла, сиропа из тростникового сахара и вина. Им было суждено оставаться в таком состоянии до конца жизни вселенной.
Пришло время Вирадже идти в материальный мир. Кришна утешил её, сказав что она станет Ямуной, и Он примет её Своей женой в олицетворённой форме Калинди.
Затем Господь вместе со Шридамой пошёл к Радхарани. Но Она сказала, чтобы Он убирался к Своей любимой Вирадже и прокляла Господа стать лесом на её берегу, чтобы наслаждаться с ней вечно. Кришна нахмурился и ушёл. Шридама рассердился на сестру и потребовал от Неё быть повежливее с Кришной. Но Радхарани в ответ возмущённо спросила у брата, что он понимает во взаимоотношениях с любимым и прокляла его стать демоном. В ответ Шридама проклял Её на столетнюю разлуку с Кришной, чтобы Она оценила общение с Ним. В это время Кришна вернулся и попытался их успокоить. Он сказал, что всё произошло по Его воле, поскольку Он собирается низойти на Землю облегчить её бремя и повидаться со Своими преданными слугами в играх. Кришна сказал Радхарани, что хотя Её ожидает разлука в связи с Его отъездом в Матхуру и Двараку, Он будет являться во Вриндаван невидимым для других раз в месяц в день полнолуния, чтобы продолжать игры с гопи.
Шридаме Кришна сказал, что тот станет могущественным демоном Шанкхачудой, который встретит смерть от Господа, когда потревожит Его в игре с девушками.
История о Шанкхачуде есть в Гарга-самхите. Жил демон по имени Шанкхачуда. Когда по милости Куверы он стал казначеем полубогов, то разбогател и стал так могуществен, что никто не осмеливался сразиться с ним. Однажды он услышал о том, что другого могучего воина, Камсу, никто, ни полубоги, ни демоны, не могут превзойти в битве на палицах. Шанкхачуда был в полном восторге, он пришёл в азарт. Взяв с собой палицу из сплава восьми металлов, он пришёл к Камсе и вызвал его на бой. Проигравший должен был стать слугой победителя. Вначале они наносили друг другу удары палицами, а когда те разлетелись на куски, кулаками. Они сражались 27 дней, но никто не мог одержать верх, поскольку силы были равными.
Вот Камса схватил Шанкхачуду в охапку и, подпрыгнув на высоту 800 миль, бросил его на землю. Тот, как ни в чём не бывало, вскочил на ноги, схватил Камсу в охапку и, поднявшись на высоту 800 тыс. миль, бросил его вниз. Битва продолжалась, когда к этому месту пришёл Гарга Муни. Бойцы прекратили схватку и поклонились ему. Мудрец сказал, что битва не имеет смысла, и что им обоим суждено в будущем сражаться на смерть с Господом Вишну. Так что лучше было бы поберечь силы. Бойцы по-братски обнялись. Камса пригласил Шанкхачуду жить с ним в Матхуре.
Однажды Шанкхачуда узнал о несравненной красоте Радхарани и посоветовал Камсе жениться на ней. Не долго думая, царь послал своего друга во Вриндаван похитить Радху. Но Кришна убил его и снял с головы бесценный камень, напоминавший морскую раковину. Он подарил его Балараме, а тот, в свою очередь, Радхе. Когда Господь сразил Шанкхачуду, из тела демона вышло свечение и вошло в тело Шридамы, который прибежал на шум вместе с другими пастушками.
В служении Кришне, мальчики могут выделять из себя экспансии. Это их же сознание, но в нескольких формах. Например, когда Господь выходит из реки, кто-то из друзей выделяет из себя полотенце и даёт Кришне, и так наслаждается прикосновением к Его телу. Так и в этой истории, Шанкхачуда был распространением тела Шридамы.

Шива против чудовищ

Однажды Господь Шива пришёл во Вриндаван повидать Кришну. Он был вымазан пеплом, волосы спутаны, весь в змеях и скорпионах. Мама Яшода приняла гостя за йога-отшельника, испугалась и поскорее вежливо отказала ему приближаться к Кришне, который тогда был ещё младенцем. Шива смиренно удалился. Вдруг, по непонятной причине, Кришна стал плакать. Как только Его ни успокаивали. Собралась вся деревня, а малыш не унимался. Не помогали ни игрушки, ни святые имена. Пришла Пурнамаси и спросила, не приходил ли кто-нибудь до этого. Мама Яшода сказала, что некий страшный мистический йог хотел увидеть её сына. Пурнамаси сказала, что, должно быть, он сглазил Кришну, и что нужно его скорее привести и всё уладить. Яшода стала звать: "Баба, баба!" Господь Шива пришёл на зов и очень обрадовался. Когда его привели в дом, Кришна тут же успокоился и заулыбался. Шива склонился перед колыбелью, а малыш задрыгал ножками и коснулся его головы. Шива взял подержать Его на руки. Полубог ощутил такое блаженство, что задрожал. Яшода испугалась, что он уронит сына и скорее забрала Его. Шива сказал, что если понадобится его помощь в защите от пришельцев, на него можно положиться. Стоит только позвать его "Баба, баба!" и он тут же явится. Полубог растворился в воздухе, чем поразил маму Яшоду. Она поверила, что это действительно могущественная личность.
Кришна подрос и стал играть во дворе. Однажды Он так сильно баловался, что мама Яшода, чтобы успокоить Его, сказала: "Если будешь так шалить, за Тобой придут буки. Они огромные, свирепые, лохматые, клыкастые и всех едят". Кришна так испугался, что стал ниже травы, тише воды.
В один прекрасный день Кришна прибежал и в ужасе спрятался за мамой. Он указал на трясущиеся кусты и закричал: "Мама, там буки! Они идут сюда!" Яшода засмеялась и сказала: "Ну что Ты, я обманула Тебя, я просто придумала их, а в кустах, наверно, запутался телёнок. Сейчас я пойду и освобожу его". Кришна сказал: "Нет, мама, ты не можешь обмануть, твои слова - закон. Они есть и идут сюда".
Яшода пошла к кустам и оторопела. На неё шли огромные, свирепые, лохматые, клыкастые буки. В страхе она закричала: "Баба! Баба!" Тут появился Шива, из его третьего глаза вырвался поток пламени и буки обратились в камни, которые до сих пор можно видеть во Вриндаване.

Милость Радхи к шакалихе

Однажды во Вриндаване шакалиха остановилась попить воды из озера возле Радха-кунды. Детишки, игравшие неподалёку, азарта ради решили побить её палками. Шакалиха в страхе нырнула в пустую лисью нору. Тогда дети разожгли костёр у входа в неё. В это время Шримати Радхарани возвращалась с подругами домой после игр. Когда жалобный вой достиг Её слуха, Она сказала, что в Её владениях никто не должен страдать. Она попросила Чампакалату выяснить в чём дело. Чампакалата прогнала детей, потушила костёр и привела несчастное существо к Своей госпоже. Дрожащая, но счастливая шакалиха пала к стопам Шримати Радхарани. Царица Вриндаваны потрепала её за шею и благословила на вечное служение Себе.

Кем были Ватсасура и Шакатасура

В Гарга-самхите говорится, что Ватсасура был в прошлой жизни Прамилой, сыном Муры. Однажды Прамила, победив всех полубогов, пришёл к ашраму Васиштхи Муни и увидел его корову Нандини. Эта камадхену, корова исполняющая желания, была самым ценным сокровищем мудреца, поскольку она обеспечивала его всем необходимым для проведения ритуалов. Прамиле так понравилась корова, что он тут же захотел забрать её себе. Он подошёл к Васиштхе и попросил пожертвовать ему корову. Но Васиштха не ответил ему, поскольку в то время соблюдал обет молчания.
Тогда корова сказала: "Прамила, ты пришёл сюда в обличье брахмана с намерением лишить Васиштху самого ценного в его жизни. За это я проклинаю тебя лишиться своего могущества и стать телёнком".
Демон тут же обратился в телёнка по имени Ватсасура. Он преисполнился смирения и пал к ногам камадхену, прося о прощении и милости. Нандини сказала, что в Двапара-югу он получит освобождение от руки Господа.
Когда Кришна, Баларама и Их друзья пасли телят в лесу, Ватсасура прибился к стаду, чтобы убить Божественных братьев. Но Кришна сразу заметил пришельца, поймал его за задние ноги, раскрутил и забросил на дерево. Так демон испустил дух.
О Шакатасуре другая история. Некоторые думают, что Шакатасура - это демон, принявший образ тележки с помощью мистических сил, чтобы убить Кришну. Нет, это демон-призрак, спрятавшийся в тележке, чтобы получить милость Господа.
Однажды у Ганги мудрец совершал аскезы и поклонялся Богу. Недалеко от того места жил демон. Он ловил рыбу, купался и шумел на всю округу. Мудрец часто просил демона подыскать себе другое место, но тот не обращал на него никакого внимания. Однажды аскет не выдержал и проклял демона немедленно оставить тело. Оказавшись в положении привидения, демон пал мудрецу в ноги и стал просить прощения. Аскет смилостивился и сказал, что Сам Господь дарует ему освобождение, когда придёт проводить игры во Врадже.
Призрак отправился во Вриндаван и спрятался за ручной тележкой, находившейся в доме Нанды Махараджа. Когда наступил первый день рождения Кришны, к Нанде и Яшоде стали собираться соседи и знакомые. Мама Яшода уложила спящего Кришну в колыбель возле тележки, а сама занялась приёмом гостей. Когда малыш проснулся и закричал от голода, Яшода из-за шума не услышала Его. Маленький Кришна стал перебирать ножками в воздухе и зацепил колесо тележки. С неё с грохотом полетели горшки, и она рассыпалась. В это время демон Шакатасура избавился от проклятия и получил освобождение в Брахмане.

Санкиртана Кришны

Однажды Кришна пришёл во Вриндаванский лес встретиться с Радхарани. Гопи сказали Ему, что родные держат Её дома и никуда не отпускают. В действительности, Радха спряталась за ближайшими деревьями. Шьяма расстроился и спросил у девочек, как Ему встретиться с Возлюбленной. Гопи посоветовали Ему сесть в медитацию и внимательно повторять имя Радхи. Кришна так и сделал, но через некоторое время спросил: "Почему же Она всё не приходит?" Индулекха шутливо ответила: "Наверно Ты повторяешь Её святое имя с оскорблениями. Знаешь, Кришна, Тебе нужно не просто повторять, а хлопать в ладоши и громко петь Её божественное имя. Это устранит все оскорбления и тогда святое имя будет довольно Тобой".
Кришна присоединился к киртану гопи. Со слезами на глазах и с ликованием в сердце Он пел имя Радхарани и хлопал в ладоши. Привлечённая Его любовью, Шримати Радхарани выбежала из-за деревьев и бросилась Ему в объятия.

Как Кришна на день

Господа Балараму называют Доуджи, старшим братом Кришны. Когда в Трета-югу Рамачандра, Лакшман и Сита скитались по лесу, Лакшману, младшему брату, очень часто приходилось попадать в неприятности. Однажды он не вытерпел и сказал, что в следующий раз придёт как старший брат.
После поднятия Говардханы Кришна сразил несколько демонов, а Господу Балараме долгое время не предоставлялось ни одного такого случая. Он стал беспокоиться о Своём долге защищать Кришну как младшего брата. Однажды, решив переодеться в Кришну, Он попросил у Него флейту и павлинье перо на один день. Кришна дал, и Баларама, счастливый, побежал в лес, играя на флейте.
В то время во Вриндаван явился демон Кеши с заданием убить Господа. Когда он спросил у Камсы, как выглядит Кришна, тот ответил, что у Него флейта и павлинье перо. И вот Кеши увидел мальчика, как ему и описывал Камса. Он заржал и бешено лягнул Балараму в грудь. Тот отлетел так далеко, что скрылся из виду. Довольный Кеши, думая, что убил Господа, ускакал.
Баларама, придя в себя, заплакал. Грудь болела, дыхание спёрло, Он проголодался и вспотел. Прибежав к Кришне, Он рассказал о Cвоей беде, отдал Ему флейту и павлинье перо, и пообещал, что никогда больше не будет их брать. Потом Он прибежал к маме Рохини и в бессилье уснул у Неё на руках.
Господь Кришна украсил волосы пером, взял флейту и отправился в лес. Там Он сразил демона Кеши и радостный вернулся домой.

Кто стучится в дверь?

Радха:
- Кто стучится в Мою дверь?
Кришна:
- О милая, это Мадхава.
- Мадхава - название весеннего месяца. Это ко Мне весна в гости пожаловала?
- Да нет же! Это тот, кто держит колесо Сударшану.
- Колесо? Ты, наверно, горшечник?
- Нет, нет, Я тот, кто поддерживает целый мир.
- А, многоглавый Ананта-Шеша поддерживает его. Ты Ананта?
- Нет. Я тот, кто сокрушает змей.
- Враг змей - Гаруда. Так Ты - Гаруда?
- Вовсе нет. Я - Господь Хари.

Нарада в ашта-калия-лиле

Как-то раз Нарада Муни обратился к Господу Шиве: "Дорогой Господь, я видел Всевышнего во многих формах, даже как пастушка, играющего в Гокуле. Только ашта-калия-лилу ещё не видел. Что мне делать?"
Шива улыбнулся и сказал, что не в его полномочиях благословлять на видение сокровенных игр Радхи и Кришны. Он дал Нараде мантру, чтобы тот повторял её во вриндаванском лесу и молился о милости Вриндадеви. Он сказал, что именно Вриндадеви вводит преданных в ашта-калия-лилу.
Нарада пришёл во Вриндаван, совершил Враджа-парикраму, и когда прибыл к Брахма-кунде возле храма Шрирангаджи, встретил Вриндадеви в окружении гопи. Обрадовавшись появлению мудреца, она поклонилась ему и усадила. Нарада рассказал ей о своём желании. Вринда сказала, что даже Брахма и Шива не имеют доступа к ашта-калия-лиле. Чтобы принять в них участие или увидеть их, нужно последовать примеру гопи, развив их настроение. Она посоветовала Нараде остаться во Врадже и развить чистую любовь к Богу.
После продолжительных молитв и аскез во Вриндаване Нарада Муни вновь увидел Вринду с подругами и спросил, не очистился ли он достаточно, чтобы созерцать восемь игр Господа. Вринда сказала, что такой облик всё равно не подходит для этого. Она повела его к озеру Кусум-саровару и попросила его окунуться в воду. Выйдя из воды Нарада превратился в гопи по имени Наради. Так по милости Вринды мудрец через некоторое время увидел ашта-калия-лилу Радхи и Кришны.
Господь Кришна, увидев Нараду в облике Наради, попросил его на время остаться во Вриндаване в месте, которое в последствии будет названо Нарада-кундой, и написать Бхакти-сутру, писание о преданном служении Богу. Хотя на мудреце лежало проклятие, что он не может оставаться на одном месте в этом мире больше 15 минут, Господь заверил его, что он может остаться надолго, ведь Вриндаван - не материальный мир. Написав Бхакти-сутру, Наради вновь пошла с Вриндадеви к Кусум-саровару, окунулась в воду и приняла прежний облик мудреца.