Баладева Видьябхушана.

Шрила Баладева Видьябхушана был очень отреченным преданным, у которого не было ни малейшего желания прославится или просто стать известным. Ради блага всего человечества он написал много книг, но он нигде не упоминал ни о месте своего рождения, ни о своем происхождении и поэтому это нам не известно. Историки определили, что он родился в восемнадцатом столетии, вероятнее всего в Ориссе (возможно около реки Ремуны).
Баладева Видьябхушана закончил изучение грамматики, поэзии, риторики и логики в очень раннем возрасте и затем он отправился в паломничество. В это время он провел некоторое время в Южной Индии, где он общался с таттвавади и так он познакомился с учением Шри Мадхвачарьи и он стал проповедовать это учение по всей Индии.
Скорее всего он принял саньясу в 9 лет. В линии Мадхвы существует такая система, что саньясу принимают в основном у ачарий. Поэтому ачарьи часто принимали очень молодого ученика, давали ему саньясу и учили его, чтобы он продолжал эту линию ученической преемственности. Возможно, так случилось и с Баладевой. Он получил посвящение в линии Вьяса-Тиртхи, одного из самых выдающихся философов в ученической преемственности Мадхвы. Основанная Вьяса-Тиртхой организация - одна из самых уважаемых и известных во всей Мадхва-сампрадайе.
Во время своих странствий он опять пришел как-то в Ориссу и встретился с Радха-Дамодара Девой и начал обсуждать с ним философские вопросы. радха-Дамодара дева объяснил ему основные моменты философии гаудия-вайшнавов, как их разъяснил Шри Чайтанья Махапрабху, и попросил его принять безграничную милость Господа Чайтаньи.
Эти слова проникли в сердце Баладевы Видьябхушаны и пробудили в нем божественную любовь. Через несколько дней он был инициирован и получил мантру, состоящую из имен Радхи и Кришны и начал изучать "Сатсандарбху" Шри Дживы Госвами. Спустя очень короткое время он стал очень хорошо разбираться в философии гаудия-вайшнавов. Получив разрешение и благословение своего гуру он отправился в Шри Вриндавана Дхаму для дальнейшего изучения этой философии под руководством Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Тот был очень рад увидеть смирение, отрешенность и прекрасное знание Вед Баладевой. Вишванатха Чакраварти во всех подробностях рассказывал ему о философии ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы - философии одновременного непостижимого сходства и различия. Баладева полностью принял ее и начал очень активно проповедовать это учение. В то время члены Шри-сампрадайи обратились в суд царя Джайпура: они говорили, что раз у гаудия-вайшнавов нет своего комментария на Веданта-сутру, то у них нет соответствующих качеств для поклонения Божествам и поэтому поклонение должно быть передано Шри-сампрадайе. Также они сказали, что нигде в шастрах не говорится об авторитетности поклонения Шримати Радхарани вместе с Шри Шри Говиндой-Гопинатхой.
Царь Джайпура, Садачари Раджа, получил посвящение в гаудия-сампрадайе и поэтому он тайно сообщил преданным во Вриндаване о том, что случилось. Но в то же самое время царя вынудили вынести Радхарани из алтарной комнаты запретить бенгальским гауддия-вайшнавам поклонятся Божествам в храме. В то время Шрила Вишванатха Чакравартипада уже стар, поэтому он не мог отправится в Джайпур. Поэтому он послал своего ученика, Шри Баладеву, который был хорошо знаком с шастрами и поэтому он мог авторитетно ответить на этот вызов. На большом собрании он привел последователям Рамануджи такие сильные доводы, что они не смогли ничего на них ответить. В частности, он сказал: "Шри Чайтанья Махапрабху, основатель гаудия-вайшнава сампрадайи, принимал Шримад Бхагаватам как естественный комментарий на Веданта-сутру, которую составил Сам Шрила Вьясадева. Это подтверждается и в Шатсандарбхе." Однако собравшиеся ученые отказались принимать что-либо иное, кроме собственно комментария на Веданта-сутру. Баладеве не оставалось ничего другого, кроме как пообещать им представить им комментарий.
Шри Баладева отправился в храм Шри Говиндаджи и, распростершись перед Ним, сообщил Божеству о том, что произошло. Той ночью во сне перед Баладевой явился Господь и дал ему наставления о том, как написать комментарий на Веданта-сутру: "Я Сам буду диктовать тебе и поэтому никто не сможет не признать это."
Воодушевившись таким видением, Баладева почувствовал прилив сил и через несколько дней он завершил свой комментарий, который называется "Шри Говинда Бхашья".
Шри Баладева опять пришел на собрание ученых Рамананди и они после прочтения его просто потеряли дар речи. Это была победа гаудия-сампрадайи, и ученые дали Баладеве титул "Видьябхушана".
Это собрание происходило в Голте недалеко от современного Джайпура. Там Баладева Видьябхушана установил Божество Виджая Гопала, но, к сожалению, сейчас об этом Божестве ничего не известно. С тех времен махараджи Джайпура объявляют, что первым должно проводится поклонение Шри Говинде, и только по- том другие храмы могут проводить свои арати.
Потерпев поражение, ученые Рамананди выразили желание получить посвящение у Шри Баладевы Видьябхушаны. Однако он отклонил это, сказав, среди четырех авторитетных сампрадай Шри-сампрадайя очень уважается за развитие учения о дасья-бхакти, или преданности в положении слуги. Если бы к этой сампрадае было потеряно уважение, то это можно было бы считать оскорблением.
Вернувшись во Вриндаван, Баладева Видьябхушана рассказал Вишванатхе Чак- раварти о победе и тот дал ему свои благословения. Тогда же Баладева Видьябхушана начал писать комментарий на Шатсандарбху Шрилы Дживы Госвами. После того, как Шри Вишванатха Чакраварти закончил свои игры на этой планете, Шри Баладева Видьябхушана стал следующим ачарьей в ученической преемственности гаудия-вайшнавов.