ШРИ БАКРИШВАРА ПАНДИТ

Шри Бакришвара Пандит сопутствовал Господу во время Его игр в Навадвипе и после принятия саньясы Он также сопровождал Его в Джаганатха Пури. Во время прибывания Господа в Пури он также продолжал жить с ним. Шри Бакришвара Пандит явился в деревне Гуптипара, близ Гривени. Он был особенным непревзойдённым танцором и киртанщиком и мог танцевать непрерывно в течении 72 часов. Когда Шри Чайтанья Махапрабху начал массовые воспевания святого имени Шри Хари в Навадвипе, Шри Бакришвара Пандит был там одним из основных певцов и танцоров. Именно по его милости Девананда Пандит избежал гнева Махапрабху. Девананда также сопровождал Господа в Его путешествии в Рамакели. Одно время Девананда Пандит был известен как непревзойдённый рассказчик Бхагаватам. Однажды Шривас Пандит отправился послушать его лекции и повергнутый в экстатическую любовь слушанием Бхагаватам, он начал плакать. Несколько невежественных учеников Девананды Пандита, думая, что это приносит беспокойство, выставили Шриваса за дверь, и хотя это было проделанно на глазах у Девананды, тот даже не попытался остановить этот акт пренебрежения к преданному-Бхагавата. Есть два вида Бхагават. Книги-Бхагавата и преданные-Бхагавата. По этой причине Девананда Пандит совершил оскорбление по отношению к великому преданному (маха-бхагавата). Когда же Шри Чайтанья Махапрабху услышал о том, как неуважительно отнеслись к Его дорогому преданному, Он дал много наставлений, касательно Бхагаваты. Он сказал, что те, кто читают книгу Бхагавата, но не предлагают почтения преданному Бхагавата являются просто оскорбителями, и что они могут читать Бхагавату целую вечность - им всe равно не достичь любви к Господу. Преданный Бхагавата и книга Бхагавата не отличны друг от друга. Для того, чтобы понять книгу Бхагавата следует в начале искренне служить преданному Бхагавата. Поэтому Махапрабху пренебрeг Деванандой, лишив его своей милости.
Однажды вечером Бакришвара Пандит пришёл на другой берег Ганги из Надии в дом одного преданного из Кулии, чтобы танцевать и воспевать святое имя. Услыхав эту благую новость Девананда отправился туда, и увидев проявления симптомов божественной любви в личности Шри Бакришвара Пандита был просто очарован. Постепенно в том месте собралась большая толпа , и Девананда Пандит взял в свои руки палку и сдерживал ей людей, чтобы те не препятствовали экстатическому танцу Шри Бакришвара Пандита. Таким образом Пандит воспевал и танцевал в течении 2-х прахар (6 часов), до самой ночи.Когда он закончил танцевать и присел Девананда подошёл к нему и предложил свои дандаваты лотосным стопам Шри Бакришвара Пандита, который остался доволен его служением и бла- гословил Девананду, сказав"krsna-bhakti hauk" - "Да обретёшь ты преданность Господу Шри Кришне". С того дня, по милости Шри Бакришвара Пандита, преданность пробудилась в сердце Девананды. В последствии, когда Махапрабху пришёл в Надию, чтобы повидать свою мать и мать Ганги Он одарил Девананду своей милостью. "Ты служил Бакришвару и поэтому Я заметил тебя. Бакришвар полностью пропитан трансцендентной энергией Господа, и тот, кто становится его преданным , достигает лотосных стоп Шри Кришны. Его сердце - личная обитель Шри Кришны, и когда Шри Кришна танцует, Бакришвара также танцует. Где бы вам не довелось иметь общение с Бакришваром, то место есть сумма всех Святых мест "оно также благоприятно как Шри Вайкунтха". Учеником Бакришвара Пандита был Гопал Гуру Госвами, а его учеником был Шри Дхьянчананда Госвами. В своей "Дхьян Чандри Баддхати" Дхьянчананда Госвами написал:"Личность, которая преж- де в совершенстве владела искусством танца и пения - гопи Тунгавидья, в настоящее время известна в этом мире, как Бакришвара Пандит. Он явился на пятый день пребывающей луны, в месяц Асар и завершил Свои игры в этом мире на шестой день убывающей луны , в месяц Асар. Когда пел Бакришвара Пандит, Сам Чайтанья Махапрабху танцевал в экстазе, а Бакришвара старался поймать Его лотосные стопы, говоря при этом:"О луноликий, дай мне 10 000 тыс.гандхарв и пусть они поют, пока я танцую. Тогда я буду счастлив.". Махапрабху отвечал:"Ты - одно из моих крыльев. Если бы у меня было второе, подобное тебе, я взлетел бы в небо." (Ч.Ч.Ади 10.17.). Бакришвера Пандит поклонялся Божествам Шри Шри Радха-Канта, находившимся в доме Кази Мишры, который также являлся резиденцией Шри Чайтаньи Махапрабху (Тамбхира). Этим Божествам поклоняются там и по сей день.
 ШРИ СВАРУПА ДАМОДАРА ГОСВАМИ
Шри Сваруп Дамодар - вечный спутник Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Прежде его звали Пурушоттам Ачарья и он жил в Навадвипе. Он никогда не расставался с Махапрабху. Когда Шри Чайтанья являл Свои игры принятия саньясы, Сваруп Дамодара стал подобен безумцу и путешествуя в Варанаси он также принял саньясу от одного садху по имени Чайтанья Нанда.Его гуру-саньяса сказал ему, что ему "следует изучить Веданту самому, а также учить других". Шри Пурушоттама Ачарья не принял одежды саньяси, но просто снял свои шикша и брахманский шнуры.Поэтому Его имя было Сваруп (имя брахмачария). После этого по приказу своего Гуру, он пришёл в Нилакаю, где снова встретил Махапрабху. "Однажды Сваруп Дамодар, бывший близким другом Махапрабху и океаном нектара преданности, пришёл в Джаганатха Пури к лотосным стопам Махапрабху. Увидев, что Махапрабху принял саньясу, он словно сошел с ума также принял отречение в Варанаси"(Ч.Ч.Мад.10.102). Хотя его образованность практически не знала придела, он почти не разговаривал с другими и предпочитал оставаться в одиночестве. Поэтому очень немногие осознавали его действительное положение. Он был полностью сведущ в понимании трансцендентного вкуса преданности Шри Криш- не и его тело было целиком поглощено любовью к Нему, он, казалось, был вторым Махапрабху. Если кто-либо хотел показать Махапрабху какую-нибудь книгу, стих или песню, которую он сам сочинил, всё это вначале показывалось Сваруп Дамодару. Если эти композиции содержали какие-то противоречия верховной позиции bhakti, определённой писаниями, тогда слушание их не могло быть источником трансцендентного блаженства для Махапрабху. Поэтому Сварупа Дамодар лично проверял написанное и лишь то, что было безупречно в этом смысле могло быть предоставленно Махапрабху. Он часто цитировал Шри Гита Говинду, Кандидов и Видьяпати, чтобы доставить трансцендентное наслаждение Шри Чайтанье Махапрабху. В музыке и пении он был подобен Гандхарве, а в знании шастр - Брихаспати. Никто не мог сравниться с ним в учёности. Он был необычайно дорог Шри Адвайте и Нитьянанде Прабху и был душой и жизнью таких преданных, как Шриваса и др.. Когда Сварупа Дамодара прибыл в Пури из Кази (Варанаси) он процитировал следующую шлоку во славу Махапрабху. "О ты, являющийся олицетворением милости, Шри Чайтанья. То, что легко прогоняет всякую печаль прочь и то, что безупречно чисто, то, что заставляет почувствовать высшее счастье и чьим появлением разрешаются все споры по поводу запутанных утверждений в писаниях, то, что заставляет душу погружаться в экстатическую любовь, проливая ливнем благоденствие и красоту, пусть же эта безгранично дорогая и благоприятная милость прольёт на меня свои сладостные лучи!"(Sri Chaitanya Candrodoy Katak).Увидев, что Сварупа Дамодар предлагает ему свои дандаваты, Махапрабху поднял его и обняв, сказал:"Сегодня утром, во сне, я видел, что ты пришёл. Когда я вновь обретаю возможность общаться с тобой, я чувствую себя подобно слепцу, который становится безгранично счастливым, обретя способность видеть."
Сварупа Дамодара ответил:"Прабху, пожалуйста, прости меня. Оставив Тебя и убежав в Варанаси, Я совершил огромную ошибку. У меня нет даже намёка на привязанность к Твоим лотосным стопам, и в действительности я стал великим грешником, оставив Тебя и уйдя так далеко. Я отказался от общения с Тобой, но Ты не отказался от меня. Связав мою шею верёвкой милости, Ты притащил меня обратно к Своим лотосным стопам."(Ч.Ч.Мад 10). Услышав эти слова от Сварупа Дамодара, сказанные с таким смирением, Махапрабху снова обнял его и сказал:"Кришна очень добр. Он милостиво позволил нам снова быть вместе." Махапрабху не отпускал Сварупа Дамодару от Себя. Какие бы особенные экстатические эмоции не проявлял Господь, Сварупа Дамодара всегда вёл киртан в этом особенном настроении. К тому времени из Видьянагара в Южную Индию прибыл Шри Рамананда Рай. Таким образом они оба: Сварупа Дамодара и Рамананда Рай, усиливали экстатическое настроение Махапрабху, воспевая и декламируя различные стихи. В течении дня Махапрабху был погружён в игры санкиртаны со своими преданными, а ночью Он вкушал нектар экстатической любви к Шри Шри Радхе и Кришне в компании их двоих. Также, как Лалита и Вишакха были наиболее близки со Шримати Радхарани, Рамананда Рай и Сварупа Дамодара были столь же близки со Шри Чайтаньей Махапрабху. В Пури Сварупа Дамодара жил в местечке Сатасан Мат. Это находится около Бхакти Кутира Бхактивиноды Тхакура, у океана в Сварга Дваре. Махапрабху поручил ему заботиться и наставлять Рагхунатху Даса Госвами. Сварупа Дамодара ушёл на второй день убывающей луны в месяц Асар.
 ШРИ ШИВАНАНДА СЕН
"Шри Шивананда Сен был очень близким другом Шри Чайтаньи Махапрабху. Перед сезоном дождей он возглавлял спутников Чайтаньи Махапрабху, идущих в Пури, куда они отправлялись каждый год, что бы увидеть Господа. Все расходы за это путешествие он взял на себя".(Ч.Ч.Ади. 10.54.). "Богатства и владения должны быть полностью употреблены на служение Господу Шри Хари, Гуру и Вайшнавам. Шивананда Сена использовал свою собственность и состояние наилучшим образом, заняв всё в служении Шри Гауранге и Его преданным. Вся его семья, сыновья и слуги были преданными Шри Чайтаньи Махапрабху. Его три сына: Шри Чайтанья дас, Шри Рама дас и Шри Карнапур дас были исключительно преданы Махапрабху. Два его племянника: Шри Валабха Сен и Шри Канта Сен также были великими преданными. Сен Шивананда обычно жил в Кумар хатта, которая в настоящее время известна, как Халисахир. Место нахождение божеств Шри Гаур-Гопал, которым он поклонялся до сих пор остаётся неизвестным. Однако Божества, кото- рым поклонялся Шринатх Пандит, Гуру Кави Карнапура, всё ещё находятся в Кальяни, в храме Кешто Рай, который расположен в нескольких милях от Чайтанья Доха. В своей "Гаур-ганоддеша-дипика", сын Шивананды, Шри Кави Карнапур писал, что гопи Вриндавана, чьё имя Бира и которая была посыльной Шримати Радхарани известна сейчас под именем Шри Шивананда Сена.
Преданные отправлялись в Пури за месяц до фестиваля Ратха-Ятра и идя пешком они прибывали, опоздав на месяц. Однажды преданные намеревались начать своё путешествие, т.к. день был особенно благоприятен для начала путешествия. Сначала они посетили дом Шри Адвайты Ачарьи в Шантипуре. Проведя там фестиваль в течении одного дня, Адвайта Прабху , его жена и сын сопровождали процессию в Майапур, где должны были иметь даршан матери Чайтаньи Махапрабху, Шачи Маты. Она так, или иначе проводила свои дни в великой разлуке со своим сыном. Преданные предлагали Ей свои поклоны и Она в ответ предлагала поклоны стопам Адвайты Ачарьи и Его жене Сита Тхакурани. Затем, вспоминая своего сы- на, Она начала плакать. Адвайта Ачарья Прабху и Его жена утешали Шачи Мату, как только могли, и затем они начали своё путешествие.
Хотя Господь Чайтанья приказал Нитьянанде Прабху проповедовать в Бенгалии, он также присоединился к преданным, что бы увидеть Махапрабху. Там также присутствовали Шри Ачарьяратха Пундарика Видьянитхи, Шривас Пандит со своими братьями и их жёнами, Васудева, Говинда, Мадхава Гхош, Мурари Гупта Оджха, Шри Рагхава Пандит, Шри Кхандаваси Нарахари, Шри Гунараджа Кхан и другие. Сен Шивананда взял с собой свою жену и детей. Так же много других преданных взяли с собой своих жён. Тхакурани (женщины) приготовили любимые блюда Махапрабху. Шивананда позаботился о питании каждого также об уплате пошлин на переправах. Где бы они не останавливались на ночь, они проводили там фестиваль, танцевали и воспевали Святые Имена. Шивананда Сен знал все пути, идущие через Ориссу. Однажды он отстал, задержавшись на пристани, что бы уладить расчёт со сборщиком пошлин, в то время как остальная часть паломников ушла вперёд. Пройдя некоторое расстояние они присели отдохнуть под деревом. Шивананда, однако, за- держался и поэтому никто не мог обеспечить их пищей. Нитьянанда стал ругать и оскорблять его имя и был готов проклясть его: "Где этот Шива? Все умирают от голода, а он всё не идёт. Нет никого, кто бы позаботился о прасаде для нас. Что бы его сын умер также!". К тому времени появился Шивананда Сен. Его жена подбежала к нему со слезами на глазах:"Ты не достал никакого прасада и Гошай сильно разгневался. Он проклял твоих сыновей, что бы они умерли." Шивананда ответил:"Не сошла ли ты с ума. Нет смысла плакать без нужды. Постарайся держать себя в руках." Утешив свою жену, он пошёл к Нитьянанде Прабху и предложил свои дандаваты. Нитьянанда, всё ещё пребывающий в гневе, дал ему в ответ хорошего пинка. Шивананда почувствовал большое удовольствие, получив такую милость от Шрипада Нитьянанды и немедленно отправился в дом к одному Гаудия Вайшнаву, чтобы достать прасадам и позаботиться о месте отдыха для преданных. Затем он пригласил туда Нитьянанду Прабху. Нитьянанда принял прасадам вместе с преданными, после чего появился Шивананда и, предложив свои поклоны лотосным стопам Нитьянанды Прабху, он взмолился Ему:"Сегодня, принимая меня за своего слугу, ты наказал меня подходящим для моего оскорбления образом. Но такова твоя нежность, что под видом наказания ты в действительности одарил меня великой милостью. Кто во всех трёх мирах способен понять твой характер? Пыль с Твоих лотосных стоп трудно достижима даже для Господа Брахмы, но такой низкий и подлый негодяй, как я ощутил прикосновение Твоих лотосных стоп к моему телу. Сегодня моё рождение и наследство моих праотцов стало успешным и сегодня Я получил преданность Шри Кришне, также, как и достиг всех основных целей для человеческих существ религию, экономическое развитие и удовлетворение чувств. "Услышав эти слова, Нитьянанда Прабху стал очень счастлив , он поднял Шивананду и с нежностью обнял его." (Ч.Ч.Ант.12.31.)
Однажды Шивананда пришёл в Пури со своим сыном Чайтанйа дасом.В один день Чайтанья Махапрабху спросил ребёнка:"Как твоё имя?"Тот ответил:"Чайтанья дас."Тогда Махапрабху спросил Шивананду:"Что это за имя?".Шивананда ответил:"Я выбрал это имя, получив вдохновение из сердца."
Как-то раз Шивананда предложил своему сыну пригласить Махапрабху на обед. Когда же Чайтанья дас попросил об этом Махапрабху, тот с радостью при- нял это трогательное приглашение мальчика. Шивананда вместе со своей женой приготовили множество различных блюд, чувствуя великое счастье в сердце, от- того, что Махапрабху будет принимать это в их доме. Когда прибыл Махапрабху, Шивананда предложил свои поклоны и после омовения стоп Господа, он усадил его за стол. Махапрабху сказал: "Сегодня приглашение было передано мне Чайтанья дасом." Затем Чайтанья дас поставил напротив Махапрабху йогурт, лимон, имбирь, цветочные пакоры и другие очень вкусно приготовленные блюда. Видя всё это, Махапрабху сказал:"Этот мальчик читает мои мысли, поэтому сегодня я очень доволен, что принял его приглашение".(Ч.Ч.Ант.20.180) Так Махапрабху принял прасадам с счастливом настроении и, закончив трапезу, Он позвал Чайтанья даса и дал ему остатки еды.
ШРИ МАДХУ ПАНДИТ.
В Чайтанья Чаритамрите нет упоминаний о Шри Мадху Пандите. Только в Бхакти Ратнакар упомянуто, что он был тем,кому Шри Гопинатхаджи явил себя .(Б.Р. 2.473)"О Шринивас! Что ещё я могу сказать? Господь открыл Себя своему чистому преданному, который затем проповедовал Его славу в мире. Кто способен описать их непостижимую деятельность, из-за которой сам Господь подчиняется их любви. Так Враджендра Каумар - вместилище многих удивительных качеств, явил себя Парамананде Бхатачарии и Шри Мадху Пандиту. Так Шри Гопинатаджи - океан милосердия, который наслаждается играми на чарующе прекрасных берегах Баншибаты, проявился своей милостью Шри Мадху Пандиту (Шадхап Дипикайам). И так Шри Мадху Пандит стал слугой Шри Гопинатха, который блеском своего тела похищает ум каждого. Сотни и тысячи людей сбежались, что бы увидеть того, кто есть сама олицетворенная сладость. Когда успокоительная свежесть Его чарующей формы вошла в их сердца через глаза, они обнаружили, что пылающий огонь материального существования, который прежде горел там, теперь потушен."
Некоторые считают, что прежде Шри Мадху Пандит поклонялся Божествам Шри Нанда Дулал, сделанные из такого же шила, как Шри Шьямасундара (Кхардаха) и Шри Балабхаджив (Балабхапур) и которые были привезены из дворца Наваб. Шри Нанда Дулал до сих пор находится в деревне Шайбоа, до которой можно доехать на автобусе от Кхардахи. Следует добраться до Матаранджи Мор, и за тем проследовать на рикшах до храма Шри Нанда Дулал. Сева-пуджа в настоящий момент проводится учениками Шрилы Омкарнатха. Когда Шринивас и его компания на- меревались покинуть Шри Вриндавана дхаму, на воловьей повозке с книгами, Мадху Пандит вручил ему цветочную гирлянду от Шри Гопинатаджи,дав ему свое благословление. Мадху Пандит был учеником Шри Гададхара Пандита. Он родился в 1432 году в Макабду.
 ШРИ РАГХУНАНДАН ТХАКУР
Шри Мукунда дас, Мадхава дас, и Шри Нарахари Саркар Тхакур были тремя братьями, живущими в деревне Шри Кханда. Рагхунандан был сыном Шри Мукунда даса. (Ч.Ч.Мад.15) В доме Мукунда даса с великой преданностью служили Господу Гопинатхе. Однажды Макунда даса позвали сделать какую-то работу и он попросил своего сына Рагхунандану поклоняться и служить Божеству Господа Гопинатхе в тот день. Он объяснил Ему, что это Божество находится в их семье уже многие поколения и Ему поклонялись его отец, отец его отца, и отец деда и так далее, на протяжении многих лет. Также,  как я и твоя мать кормили тебя каждый день, также и Его следует ежедневно кормить. Объяснив Рагхунанде, что это является большой ответственностью и, что он должен быть очень осторожным и крайне внимателен к своему служению. Мукунда ушёл. Тем временем Рагхунандан, получив наставления своего отца, собрал все предметы для предложения Шри Гопинатху и вошёл в комнату для Божества. В то время Рагхунандану было едва ли 5 лет и после того, он, предложив бхогу и подрожая действиям своего отца, увидел, что Гопинатх не съел ничего предложенного, он очень обеспокоился. Он просто взмолился Гопинатху со слезами на глазах: "Пожалуйста съешь! Ну съешь!" Гопинатх был полностью покорён такой простотой Рагхунанданы, высказанной с полной любовью и поэтому он тихонько съел все, не оставив даже крошки. Спустя некоторое время отец Рагхунанданы, Мукунда вернулся и спросил своего сына выполнил ли тот его указания? Когда его сын ответил: "Да". Мукунда попросил принести немного прасада. Рагхунанда удивился: "Прасадам? Я предложил всё в точности, как ты мне рассказал и Гопинатх съел всё, так что же Я должен