Санатана Госвами.

Санатана Госвами был одним из самых близких спутников Господа Шри Чайтаньи. С детства его очень интересовала логика, философия, риторика и, особенно, учение, изложенное в Шримад-Бхагаватам. Обстоятельства его жизни сложились так, что в течение долгого времени он вместе со своим братом Шри Рупой были вынуждены стать министрами в мусульманском правительстве Хуссейн Шаха. Но даже тогда Санатана не прекращал изучения священных писаний и продолжал вести благочестивую жизнь.
Однажды ему во сне явился прекрасный странник и велел у не слишком привязываться к мирской жизни, которую вел Санатана, отправится во Вриндаван, найти забытые святыни, связанные с играми Кришны и проповедовать повсюду любовь к Богу. Когда на следующее утро он рассказал об этом сне Рупе, тот ответил, что он уже знает о содержании сна и что Санатане явился Сам Кришна, который сейчас низошел на нашу планету в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Вдохновленные видением Господа Чайтаньи, два брата решили оставить государственную службу и полностью посвятить себя служению Богу, но они ждали знака. В конце концов, они обратились за советом к своей матери и та сказала им написать письмо Самому Шри Чайтанье. Они так и сделали, но ответ пришел лишь после неоднократных обращений. В письме Чайтанья привел лишь цитату из священного писания о том, что если у женщины появляется любовник, она с особым усердием начинает относится к своим домашним делам, но в глубине души она только и мечтает о том, как бы поскорее встретиться с возлюбленным. Рупа и Санатана поняли, что Шри Чайтанья хотел сказать этим и продолжили службу в мусульманском правительстве Бенгалии.
Однако спустя некоторое время Шри Чайтанья принял санньсу, то есть отреченный образ жизни, и вскоре Он отправился проповедовать по Северной Бенгалии, где в городе Рамакели он встретил братьев. Эта встреча стала поворотным пунктом в истории гаудия-вайшнавизма. Шри Рупа смог сразу же отречься от своей мирской жизни и он расстался со всеми своими богатствами, заработанными во время службы, пожертвовав половину вайшнавам, четверть отдав своим родственникам и спрятав четверть на случай непредвиденных расходов. Но Санатана был вынужден продолжить работу в правительстве. Однако он притворился больным, а сам в это время пригласил к себе домой 10 или 12 самых ученых брахманов в Рамакели и ежедневно изучал с ними Шримад-Бхагаватам. За многие версты стекались туда пандиты и преданные, чтобы послушать, как читает Бхагаватам Санатана.
Но вскоре Хуссейн Шах заподозрил что-то неладное и послал к Санатане своего врача. Тот, конечно же сказал потом, что Санатана совершенно здоров, и тогда правитель сам предстал перед собранием вайшнавов. Санатана тогда сказал ему, что со стороны последнего было бы очень великодушно пригласить на государственный пост кого-нибудь другого. Хуссейн Шах разгневался на эти слова и прокричал: "Твой старший брат живет как охотник, и если ты отойдешь от управления государством, всему прийдет конец". Говорят, что Хуссейн Шах относился к Санатане, как к своему младшему брату, и так как большую часть своего времени он проводил в военных походах и на охоте, он очень сильно зависел от Санатаны в делах управления государством. В бешенстве правитель приказал бросить Санатану за решетку.
Узнав, что его старший брат арестован, Рупа Госвами передал ему, где он оставил десять тысяч золотых монет и сказал ему использовать эти деньги для побега. Санатана предложил тюремщику сначала 5 тысяч золотых, но видя, что тот все же колеблется, он разыграл перед ним комедию, сказав, что свобода ему нужна лишь для того, чтобы отправится в паломничество в Мекку. Кроме того, он добавил, что тот, кто освобождает узника из тюрьмы, сам получает освобождение из тюрьмы материального мира. Чтобы окончательно уговорить тюремщика, Санатана пообещал ему еще пять тысяч золотых и сам придумал историю своего побега.
Так как Санатана Госвами был теперь вне закона, он и его слуга Ишана пробирались через непроходимые джунгли, пока они не дошли до гористой местности Патажа в Бихаре. Там они остановились в гостинице, но хозяин гостиницы узнал у находящегося на его службе астролога, что у Санатаны Госвами есть с собой золотые монеты. Тогда он решил убить их и украсть деньги. Для осуществления своего замысла он очень почтительно обратился к ним, так что Санатана Госвами почувствовал неладное. Он спросил у Ишаны, сколько у них денег. Тот ответил, что у них осталось 7 монет (еще одну он решил оставить для себя). Тогда Санатана Госвами добровольно отдал эти деньги хозяину. Раскаявшись, тот оказал ему всяческое содействие и помог перебраться через горы. А Ишану, хоть он и остался со своим золотым, Санатана прогнал.
Продолжая свой путь, Санатана Госвами встретился со своим богатым шурином, и тот посоветовал ему остаться жить в его доме, но Санатана помнил о том, какую важную миссию возложил на него Господь Чайтанья и отклонил это предложение. На прощание шурин подарил ему очень хорошее шерстяное одеяло. Через несколько дней Санатана Госвами пришел в Бенарес и отправился к тому дому, где остановился Шри Чайтанья. Когда он подошел к дому, Господь сразу же сказал хозяину, что у дверей стоит великий вайшнав, которому надо оказать всяческое почтение. Но когда хозяин вышел он увидел пред собой лишь какого-то нищего странника в изодранных одеждах и не пустил его в дом. Но Шри Чайтанья сказал, что именно его Он и хочет видеть, и когда Санатана Госвами вошел, Он подбежал и обнял его.
Затем Господь попросил, чтобы Санатану привели в человеческий вид, причем после омовения он отказался надевать новые одежды и лишь после долгих уговоров он согласился взять поношенную одежду у одного возвышенного преданного, что очень понравилось Господу. В тот день Санатана Госвами и Шри Чайтанья обедали вместе и Санатана заметил, что Господь кинул мимолетный взгляд на его дорогое одеяло. И хотя Он не сказал ему ни слова, Санатана понял, что это Ему не понравилось. Он тотчас же отправился на берег Ганги и обменял свой подарок на старое стеганное одеяло.
Шри Чайтанья Махапрабху оставался в Бенаресе 2 месяца и все это время он объяснял Санатане Госвами философию любви к Господу. Затем Он повелел ему отправится во Вриндаван и писать там работы, посвященные правилам и регулирующим принципам преданного служения. Эта книга стала известна как Хари-бхакти-виласа. Когда Санатана Госвами прибыл во Вриндаван, там не было ни одного храма. И первый храм, который был построен во Вриндаване, - Мадан-Мохан Мандир - появился там усилиями Санатаны Госвами. Кроме того, этот великий преданный Господа известен такими своими произведениями, как Брихат-Бхагаватамрита, Дашана-типани и Дашима-чарита. Также он внес свой вклад в нахождение древнейших святынь в месте детских игр Кришны.
Санатана - один из самых знаменитых среди Госвами Вриндавана и значение его жизни и творчества невозможно переоценить. Кави Карнапур в книге Шри Гаура-ганоддеша-дипика раскрывает сокровенную тайну личности Санатаны Госвами: "Самая близкая подруга Рупы Манджари, известная под именами Рати Манджари и Лабанги Манджари, низошла в этот мир в облике Санатаны Госвами. Его почитали все и он считается манифестацией трансцендентного тела Шри Чайтаньи Махапрабху. Санатана Кумар, самый выдающийся среди всех мудрецов, вошел в его тело и поэтому он является воплощением Санатана Кумара.