"Я полагаю, что теперь мы понимаем, как возникли энергия и материя
во Вселенной, -- заявляет физик Поль Дэвис, -- но научная версия
творения идёт гораздо дальше. Она обещает, что в будущем мы сумеем
объяснить, как буквально из ничего появились пространство и время,
составляющие основу бытия".
Со времени Ньютона учёные придерживаются мнения, что все явления
природы можно описать, на основе простых математических законов. Эта
предпосылка, подразумевает, что в своей основе реальность проста и что
люди, опираясь исключительно на силу своего ума и органов чувств, в
конце концов сумеют дать исчерпывающее объяснение природы и
происхождения всех явлений во Вселенной.
Современные ученые низводят Вселенную до положения механизма,
действующего в соответствии с абстрактными математическими законами, а
человеку при этом отводиться место сложной машины, воля и эмоции
которой -- всего лишь различные типы химических реакций в мозгу. Такое
видение мира неизбежно приводит к тому, что этические нормы и ценности
перестают восприниматься людьми как фундаментальные законы,
установленные Творцом. Учитывая серьёзные последствия, к которым может
привести подобный подход, принятый современной наукой, мы не должны
торопиться признавать его универсальность, пока нам не приведут
неопровержимые доказательства. Многие учёные и философы утверждают,
что наука уже располагает ими.Рассмотрим некоторые из них, касающиеся
происхождения Вселенной, жизни и природы сознания.
Взгляните на усыпанное звёздами ночное небо. Как возникли все эти
бесчисленные звёзды и планеты ? Большинство современных учёных скорее
всего ответят на этот вопрос, сославшись на одну из версий "большого
взрыва". В соответствии с ней, вначале вся материя Вселенной была
сосредоточена в одной точке и разогрета до очень высокой температуры.
В некий момент времени произошёл ужасающей силы взрыв. В расширяющемся
облаке субатомных частиц постепенно стали формироваться атомы, звёзды,
галактики, планеты и наконец зародилась жизнь.
Такая, теория большого взрыва захватывает воображение. Учёные п по
традиции отвергают любые объяснения происхождения Вселенной, которые
предполагают вмешательство сверхъестественных сил. Особое
сопротивление у них вызывает концепция Верховной Личности --
Бога-Творца, создавшего мир.
Согласно всем существующим теориям большого взрыва, вначале
Вселенная представляла собой точку пространства бесконечно малого
объёма, имевшую бесконечно большую плотность и температуру. Такое
начальное состояние в принципе нельзя описать математически. Все
рассчёты заходят в тупик. Это всё равно, что заниматься делением
какого-то числа на ноль -- что получиться ? Один ? Пять ? Пять
триллионов ? Ответа на этот вопрос не существует.
Нобелевский лауреат Вайнберг отмечал: ~"К сожалению, я не могу
начать свой цветной документальный фильм о большом взрыве с нулевой
точки отсчёта, когда времени ещё не существовало, а температура была
бесконечно велика". Мироздание не желает вписываться в узкие рамки
материалистических методов познания, Теория большого взрыва не может
объяснить возникновение и существование галактик.
Духовный учитель Международного общества Сознания Кришны Его
Божественная милость Харикеша Свами Вишнупад на одной из своих лекций
приводил такой пример: "Представьте, что будет если подложить
динамитную шашку под деревянный дом и взорвать её. Сложатся все
составные части этого строения в симметричном порядке вокруг эпицентра
взрыва или они будут валяться тут и там создавая хаос ?"
Строгий порядок движения планет по орбитам наводит на мысль о том,
что всё это создано совершенным разумом. Однако, современные версии
космологических теорий предсказывают появление только однородного
облака газа. Чтобы получить нечто большее, требуется корректировка
исходного состояния Вселенной, которую математически обосновать весьма
трудно.
Очевидно, что Вселенная бесконечно сложна и имеет аспекты, не
поддающиеся количественному описанию. Не пора ли задуматься над тем,
как должно познавать Вселенную. Наличие множества сложных и
упорядоченных свойств Мироздания наводят на мысль о том, что она
создана разумным Творцом, а если это так, то не разумнее ли спросить
об этом непосредственно У Него?Одна из альтернативных теорий
происхождения Вселенной изложена в Ведах -- священных писаниях древней
Индии, которые подробно освещают вопрос о строении космоса и нашем
месте в нём. Космологическое учение Вед очень подробно разработано.
Накоторые Их концепции радикально отличаются от современных научных
взглядов, а другие на удивление созвучны с последними научными
открытиями. Известный учёный Саган, например, снимая в Индии один из
эпизодов своей телевизионной серии "Космос", отметил: ~"Индуизм,
основанный на учении Вед, -- это единственная религия, в которой сроки
существования Вселенной приблизительно совпадают с оценками научной
космологии".
Так же как и в современной физике, согласно учению Вед, мельчайшей
структурной единицей материи является атом, на санскрите "ану", но
Веды также говорят о существовании атомов сознания, называемых
"дживатмами", индивидуальными живыми существами. Вся Вселенная
покоится в Верховном Творце, и вместе с тем Он находиться в каждом
атоме Вселенной.Такой подход к познанию окружающего нас мира позволяет
составить более полное представление о природе и происхождении
проявленного Космоса.Здесь сознание является основой реальности и не
может быть исключено из теорий, претендующих на исчерпывающее описание
Мироздания.
Поэтому разумный человек не должен отвергать того, что
окончательное объяснение природы Вселенной, которая сейчас кажется
практически необъяснимой, будет получена на основе представлений о
сверхсознании и разумном Создателе.
Учёные начали обсуждать возможность возникновения жизни на Земле
из химических соединений немногим более столетия назад. Под
микроскопами того времени живая клетка казалось всего лишь пузырьком,
заполненным различными веществами. Поэтому Дарвину и его современникам
легко было представить себе, что простейшие формы жизни могли
возникнуть в первичном "бульоне". Но с тех пор как учёные глубже
проникли в тайны живой клетки, предположение о том, что жизнь возникла
из химических веществ, уже не кажется таким логичным. Клетка в
действительности является молекулярным механизмом, сложностью своей
организации превосходящем современные города. Однако, несмотря на это,
большинство современных учёных по-прежнему свято верит в догму.
Они считают, что в процессе случайных химических взаимодействий
простые молекулы объединились в сложные органические соединения,
которые сформировали первые самовоспроизводящиеся организмы. Этот
сценарий выдаётся за неопровержимо установленную истину и в этом
качестве фигурирует во всех учебниках, начиная от школьных и кончая
университетскими.
Удивительна способность молекул клетки взаимодействовать друг с
другом наводит на мысль о том, что они обладают таинственной
способностью к самоорганизации. Однако учёные без колебаний отвергают
эту идею, настаивая на том, что молекулы просто подчиняюя законам
физики. Но тогда нужно ответить на вопрос о том, каким образом
молекулы, взаимодействуя в соответствии с простыми механическими
законами, смогли объединиться и сформировать непостижимо сложные
структуры клетки. То, что до сих пор учёные не смогли дать описание
процессам, происходящим внутри живых систем приводит к выводу, что
сложные формы живых организмов являются аспектом реальности, который
нельзя объяснить с позиции современной науки. Согласно Ведам,
источником наделения сознанием живых существ, является Верховная
Абсолютная Личность Бога. Именно Он является источником и материальной
и духовной энергии. Согласно Ведам, присутствие души заставляет
двигаться и развиваться тело, состоящее из материи, которая сама по
себе инертна.
В настоящее время большинство людей безоговорочно принимает теорию
эволюции Чарльза Дарвина, гласящую что человек произошёл от животных в
результате эволюции.Логика дарвинистов проста : развитие форм шло от
простых к более сложным. И ныне существующая иерархия животных форм
эту теорию вроде бы подтврждает.. Но иерархия -- это естественное
порождение ума. Анализируя средства передвижения, сконструированные
инженерами, мы также обнаружим иерархию механических форм: различные
виды легковых автомобилей, механизмов и т.д. Но было бы ошибкой
считать, что они произошли один от другого,каждое из них было
сконструировано независимо от других. Следовательно, наличие иерархии
форм ещё не является доказательством того, что одна форма произошла от
другой в процессе размножения. Новая наука, молекулярная биология,
развившаяся за последние несколько десятилетий, ещё больше усложнила
задачу теоретиков-эволюционистов. Последние исследования высшей
нервной деятельности показали, что мозг не является комком пластичного
серого вещества -- он состоит из миллиардов нейронов, соединённых
между собой в сложнейшие цепи. Чтобы перейти от мозга обезьяны к мозгу
человека, необходимо увеличить число нейронов и соединить их между
собой в качественно ином порядке, чтобы они позволили мозгу выполнять
новые сложные функции, например, воспринимать осмысленную речь, тогда
как обезьяна на это не способна.
Сам Дарвин признавал, что его теория не даёт удовлетворительного
объяснения механизма возникновения сложных структур. В своем
произведении "Происхождение видов" он писал: "Предположение о том, что
глаз со всеми его филигранными механизмами возник в результате
естественного отбора, может показаться, будем смотреть правде в глаза,
в высшей степени абсурдным".
Принято считать, что факт эволюции запечатлён на страницах
"каменной летописи", в слоях земли разной древности, хранящих
ископаемые остатки живых существ. Однако столетия раскопок и
исследований поражают отсутствием переходных форм, которых за миллионы
лет должно было скопиться предостаточно. Профессор Хериберт-Нильсон из
Лундского университета в Швеции пишет: ~"Палеобиологические факты,
которыми мы располагаем, не позволяют создать даже карикатуру на
эволюцию. Ископаемые остатки, обнаруженные палеонтологами, так
многочисленны, что отсутствие переходных форм уже не может быть
объяснено недостатком материала. Отсутствие промежуточных звеньев --
установленный факт. Их никогда не удастся обнаружить".
Даже среди уже найденных ископаемых остатков есть очень много
аномальных находок, которые ставят под сомнение теорию эволюции
Дарвина. Например, в 1913-ом году доктором Реком обнаружен скелет
современного человека в очень древнем слое, возраст которого
оценивается в 500.000 миллионов лет. Или находка удивительного сосуда
во время взрыва скальной породы в 1852-ом году в окрестностях
Дорчестера, одного из городов Америки. Ваза изящной работы, по оценкам
учёных имеет возраст по меньшей мере в 600 миллионов лет, иначе
говоря, она появилась на свет ещё до предполагаемого возникновения
первых позвоночных, не говоря уже о людях.
Эти и многие другие необычные находки, которые нигде не
афишируются, а зачастую и просто скрываются сторожилами науки, сами по
себе свидетельствует о существовании людей или других в равной мере
разумных существ в геологические эпохи, которые, согласно современным
научным теориям, ассоциируются с самыми ранними стадиями эволюции.
Веды подробно описывают сложный процесс эволюции, начинающийся с
возникновения тонких форм, которые затем воплощаются в материи.
Ведическое объяснение эволюции, в отличие от теории Дарвина более,
соответствует изначальному смыслу слова "эволюция", которое означает
развитие того, что уже существует в зачаточной форме, а не случайное
появление чего-то принципиально нового в результате физических
процессов.
Все виды живых существ создаются одновременно и всего во всей
Вселенной их существует 8 миллионов 400.000 тысяч. Изменения
физических форм возможны, но в пределах одного вида, то есть обезьяна
всегда была обезьяной, а человек всегда оставался человеком. Веды
учат, что все живые существа обладают душой и что существует
параллельный эволюционный процесс, связанный с переселением души. На
санскрите это называется термином "реинкарнация".
Согласно ведическим писаниям, душа представляет собой уникальный
неразрушимый атом или квант сознания, неотделимую частицу Изначальной
Верховной Личности Бога, Кришны. Качество души описаны в древнейшем на
Земле произведении "Бхагавад - Гите". "Для души не существует ни
рождения, ни смерти. Она никогда не возникала, не возникает и не
возникнет. Она -- нерождённая, вечная, всегда существующая,
изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело", -- так
утверждает в "Бхагавад - Гите" Сам Верховный Господь Кришна.
Индивидуальная душа качественно тождественна с Верховным Господом,
но отличается от Него количественно. Душа находится в теле одного
живого существа, в то время как Кришна в форме Сверхдуши, Параматмы
присутствует в телах всех живых существ.
В зависимости от уровня своего сознания, душа получает то, или
иное тело. Наделённые сознанием души, которые находятся в телах
растений и животных, постепенно эволюционируют до тех пор, пока не
обретут человеческую форму. Последовательный переход от низших форм
тела к высшим сопровождается постепенным углублением самоосознания
души.
Резонно спросить, почему Верховная Личность Бога, Кришна
заставляет душу снова и снова рождаться и умирать, переселяясь из
одного тела в другое. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ввести
представление ещё об одной фундаментальной характеристики обладающей
сознанием души -- свободе желания. Естественным состоянием каждой
индивидуальной души является осознанная и свободная деятельность, не
противоречащая воле Всевышнего. Но, если душа, злоупотребив
предоставленной ей свободой, проявляет желание действовать независимо
от Всевышнего, Он удовлетворяет её желание и предоставляет ей
возможность действовать в материальном мире.
Здесь душа вынуждена бороться за существование в атмосфере острой
конкуренции и конфликтовать с миллионами других живых существ,
движимых сходными материальными желаниями. Взаимодействия, в которые
вступают живые существа в этом мире, регулируются законом вселенской
справедливости, или законом кармы, в соответствии с которым успехи и
неудачи, наслаждения и страдания живого существа определяются
поступками, которые оно совершало в прошлых жизнях. Таким образом,
каждое живое существо само отвечает за свою судьбу.
Многообразие форм, в которых воплощается живое существо,
необходимо для того, чтобы удовлетворить его желание испытать
определённые материальные ощущения и помочь ему постепенно
преобразовать свои материальные желания в духовные. В зависимости от
того, насколько сильно живое существо хочет злоупотреблять своей
свободой, принося вред себе и окружающим, оно получает тело,
пропорционально стесняющее его свободу действий.
Бог хочет, чтобы душа вернулась в духовный мир и вела духовное
существования, находясь в теле, состоящем из духовной энергии, которое
вечно как и сама душа. Но по своему выбору душа может оставаться в
материальном мире. В формах жизни с менее развитым, чем у человека,
сознанием, живое существо полностью подвластно материальным законам.
Но живое существо в человеческом теле обладает достаточно развитым
разумом и способно понять, что материальная энергия подчиняется воле
создателя Вселенной.
Развитое сознание человека -- это ключ к свободе, так как оно
позволяет живому существу принимать сознательные решения, которые
могут изменить его положение. То положение, в котором мы находимся
сейчас, полностью определяется законом кармы, но наше будущее
детерминировано не так строго -- у нас всегда остаётся свобода выбора
и возможность манёвра. Живое существо, получившее человеческое тело,
может пренебречь волей и целями владыки Вселенной и остаться в
круговороте рождений и смертей в материальном мире, рискуя
деградировать до более низких форм жизни. Но оно может действовать в
согласии с волей Бога и таким образом вырваться из круговорота
рождений и смертей и посвятить себя духовной деятельности, которая
подразумевает участие духовных чувств.
Все живые существа в этом мире обладают органами чувств, развитыми
в большей или меньшей степени. Физические органы чувств (глаз, ухо и
так далее) являются просто механическими приспособлениями, с помощью
которых душа получает определённую информацию. Мозг также входит в эту
систему. Он представляет собой устройство, обрабатывающее информацию.
Поэтому чувства и мозг можно рассматривать как механизм коммуникации
между внешним миром и сознающей душой, которую в Ведических писаниях
называют дживатмой.
Наши материальные чувства несовершенны. Когда мы смотрим на солнце,
нам кажется, что это небольшой диск, хотя на самом деле оно гораздо
больше Земли. Мы воспринимаем мир только в определённом диапазоне
электромагнитных волн. Это ограничение необходимо для душ, которые
хотят забыть о своей духовной природе и действовать вопреки воле Бога.
Многие люди с невежественным сознанием говорят: "Покажите мне Бога,
тогда я поверю в Него",-- хотя сами не могут увидеть собственную руку,
находясь в тёмной комнате. Несовершенство материальных чувств -- это
один из недостатков, присущих любому живому существу, находящемуся в
материальном мире.
Однако у души всегда остаётся возможность пробудить в себе свои
изначальные чувства и непосредственно увидеть Бога. В Ведических
писаниях есть много рассказов о великих преданных и мудрецах,
достигших этого состояния сверхсознания. Один из них, Нарада Муни в
предыдущей жизни был сыном простой служанки и жил в бедной индийской
деревне. Во время сезона дождей, длящегося четыре месяца, у него была
возможность общаться с мудрецами, остановившимися у них в доме. В
следующей жизни Нарада Муни быстро достиг самоосознания и стал святой
личностью.
Существуют различные уровни материального чувственного восприятия и
сопряжённой с ним деятельности. Человек, находящийся на уровне
обыденного сознания, воспринимает только ординарные материальные
явления. Но живые существа, наделённые более развитым сознанием, такие
как управляющие полубоги, могут воспринимать более глубокие планы
материальной реальности. Например, рядовой зритель видит на экране
телевизора лишь изображения людей. Но инженер-электротехник
телестанции понимает, как возникают эти изображения, и имеет прямой
доступ к электронному оборудованию, создающему эти изображения.
Деятельность инженера протекает в иной, более сложной обстановке, чем
деятельность человека, сидящего перед экраном телевизора. Подобно
этому во Вселенной также существуют высшие и низшие планы материальной
реальности, которые соответствуют различным уровням материального
восприятия.
Логично предположить, что Верховный разумный творец Вселенной
должен существовать в измерении, находящемся за пределами материальных
пространства и времени, которые Он создаёт. Духовная по природе
индивидуальная душа также имеет доступ в это измерение. Когда сознание
дживатмы достигает этого уровня. её чувства полностью очищаются и
получают возможность непосредственно воспринимать причину всех причин.
На протяжении столетий учёные пытаются найти объединяющее начало,
лежащее в основании многоплановой Вселенной. В наши дни этот поиск
приобрёл форму попыток физиков создать теорию единого поля, которая
должна объяснить всё, начиная с субатомных частиц и кончая скоплениями
галактик. Однако все их старания обнаружить объединяющее материальное
начало так и не увенчались успехом. Поэтому имеет смысл рассмотреть
ведические представления об объединяющем аспекте Верховного Разумного
Существа. Чтобы понять природу этого объединяющего аспекта, можно
провести параллель между Верховным Господом и нами, качественно
тождественными Ему индивидуальными существами. Наше сознание постоянно
объединяет различные аспекты реальности: нас самих, окружающую
обстановку, наши мысли, так что всё это складывается в единое
впечатление. Аналогичным образом Вселенское Разумное Существо, которое
называют Сверхдушой, является тем началом, которое объединяет
Вселенную в единое целое.
Всепроникающее сознание является уникальной характеристикой
Сверхдуши, отличающей Ёе от бесконечно малых живых существ, чьё
сознание ограничено очень узкими рамками.
Автор древнего произведения "Брахма-самхиты", собрания гимнов из
Ведических писаний Древней Индии, описывает, как Верховный Господь
связует воедино все аспекты реальности: ~"Он -- единое и неделимое
существо... Все вселенные существуют в Нём, а Он во всей Своей полноте
присутствует в каждом атоме, из которых состоит Вселенная. Таков
изначальный Господь, перед которым я склоняюсь".
Всё, вплоть до атома, является энергией трансцендентного разума, и,
следовательно, имеет единую природу. Большая часть теорий о единой
природе всего сущего выдвигает идею о существовании единого начала,
которое лежит в основе всех явлений и лишено индивидуальных качеств.
Но Веды говорят, что единая основа всего сущего, Господь Кришна,
является личностью и обладает безграничным разнообразием
индивидуальных свойств и форм.
Хотя с помощью логических рассуждений и анализа многообразных
форм и видов материи мы сами можем прийти к выводу о существовании
повелителя Вселенной, детальное знание о Нём и Его трансцендентных
деяниях можно обрести только с помощью принципиально иного подхода. В
соответствии с Ведической концепцией, Высший Источник Абсолютного
знания предоставляет информацию, необходимую для создания организмов.
Он также предоставляет информацию, лежащую в основе разумной
деятельности живых существ. И наконец, Он же может предоставить знание
о Себе Самом.
Веды приводят подробное описание того, как информация о Верховной
Личности Бога Кришне стала доступна людям. Основным носителем этой
информации является звук. Сначала это знание было открыто первому
живому существу во Вселенной, Брахме, после чего оно стало
передаваться от одного духовного учителя (гуру) к другому по цепи
ученической преемственности. Ведический звук качественно отличается от
материального в том смысле, что он скорее является воплощением знания,
чем его символом.
Его Божественная Милость Бхактиведанта Свами Прабхупада, один из
величайших духовных учителей в цепи ученической преемственности,
начинающейся с Брахмы, первого живого существа этой Вселенной,
созданного Самим Господом, говорит: ~"Господь существовал до творения,
поэтому слова, произнесённые Им, состоят из трансцендентных [то есть
находящихся выше двойственности материального мира] звуков. Разница
между материальными (пракрита) и духовными (апракрита) звуками
огромна. Физики могут изучать только звуки пракрита, вибрирующие в
материальном небе, поэтому необходимо уяснить, что никто во Вселенной
не в состоянии постичь смысл Вед, записанных символами, пока
сверхъестественный звук (апракрита), нисходящий по цепи ученической
преемственности От Господа Кришны к Брахме, от Брахмы к Нараде, от
Нарады к Вьясе и так далее, не вдохнёт в него это знание".
Материальный звук отличен от предмета, который он определяет.
Например, слово "вода" отлично от самой воды, но Ведические звуки не
отличны от духовных объектов, которые они определяют. Если Ведические
звуки получены из надлежащего источника, то духовная реальность,
воплощённая в них, непосредственно воспринимается слушателем.
Единственное, что от нас требуется, -- это принимать Ведическое знание
в том виде, в каком мы его услышали, и передавать его без искажений. В
этом случае передаваемая информация будет совершенной.
На определённом этапе истории, пять тысяч лет назад, Ведические
звуки были записаны великим мудрецом Вьясадевой специально для людей
нашей эпохи. Как и предсказывалось Ведами, в Кали-йугу,-- век вражды и
лицемерия, люди настолько деградируют, что запомнить для них будет
означать записать. В настоящее время насчитывается более полутора
тысяч томов этих бесценных с духовной и метериальной точек зрения
произведений, записанных на языке Санскрит, от которого, по мнению
современных учёных, произошли все современные языки и диалекты.
Санскрит -- это язык духовного общения, поэтому он существует на всех
планетах, населённых разумными живыми существами, в этой и других
вселенных.
Веды описывают все сферы деятельности человека, начиная от
земледелия, законов общества, правил ведения войны, астрологии,
медицине Аюрведе, различных точных наук и заканчивая знаниями о душе,
Боге и их взаимосвязи. Части Вед, описывающие духовную науку,
составляют как бы верхушку огромной горы. В них описывается, что
конечной целью познания является возвращение души в своё естественное
духовное состояние. В обусловленном состоянии душа пытается проявлять
свои способности независимо от Всевышнего, но в освобождённом
состоянии душа может непосредственно общаться в Верховной Личностью
Бога Кришной. Чтобы развить эти трансцендентные, духовные отношения,
человек должен идти путём бхакти, преданного служения Господу.
В разные исторические эпохи Веды рекомендуют разные средства для
восстановлений таких отношений. В Сатья-йугу, золотой век, когда жизнь
людей была очень долгой, это был процесс статической медитации на
Верховного Господа в Своём сердце. В Трета-йугу, серебряный век,
достичь самореализации можно было совершая жертвоприношения. А в
Двапара-йугу, бронзовый век, -- это былпроцесс поклонения Божествам в
храме. Для Кали-йуги, нынешнего века, основным методом является
повторение мантр, составленных из имён Бога, и прежде всего мантры
Харе Кришна:
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама,
Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Этот метод основан на том, что Господь присутствует в звуке Своего
имени. Простое механическое повторение мантры не даст желаемого
результата. Только если ученик получает Её от своего духовного
учителя, находящегося в цепи ученической преемстмвенности, тогда
практика воспевания Святых имен Бога будет иметь необходимую духовную
силу, при условии, что практикующий будет внимательно
сосредотачиваться на звуке произносимой им мантры. Таков метод,
рекомендованный Господом Чайтаньей, самым милостевым воплощением
Господа Кришны. который приходил на эту планету пятьсот лет назад в
Индии. Тысячи последователей Господа и по настоящее время проповедуют
эту науку во всём мире.
Сознание, затуманенное материалистическими концепциями, не
способно воспринимать душу и Всевышнего. Но духовная энергия,
содержащаяся в трансцендентных звуках мантры Харе Кришна, позволяет ей
устранять материальные покровы души, пробуждая таким образом её
изначальное духовное сознание и избавляя от кармических последствий её
деятельности, которые удерживают душу в цикле перевоплощений.
Учёные часто обвиняют религию в том, что она предлагает объяснения
явлений этого мира, в которые нужно верить, но которые нельзя
проверить. Однако наука бхакти-йоги располагает методами, которые
позволяют любому человеку одухотворить своё чувственное восприятие до
такой степени, что он сможет увидеть душу, Верховного Господа и высшее
духовное измерение.
В связи с этим может возникнуть возражение, что непосредственно
ощутить всё это способны только люди, практикующие бхакти-йогу, и
потому их опыт не может считаться научным доказательством. Однако то
же самое можно сказать и о материальной науке. Физики-атомщики,
например, имеющие доступ к ускорителям, могут убедиться в
существовании субатомных частиц, но обычный человек не располагает
необходимыми для этого средствами. С другой стороны, каждый на
собственном опыте может проверить духовное знание, которое приходит в
процессе практики бхакти-йоги. Для этого не требуется никакого
специального оборудования, только ваше искреннее желание. Бхакти-йога
-- это тот метод, который, в конечном итоге, может избавить человека
от его материальных страданий.
Причина, по которой не все способны воспринимать нематериальные
явления, проста: чтобы наше сознание поднялось на соответствующий
уровень, должны быть соблюдены определённые условия. Тоже самое
справедливо и по отношению к науке. Например, знаменитый английский
физик Кавендиш экспериментально определил гравитационную постоянную. В
этом эксперименте на тонкой проволоке подвешивалась штанга. У её
противоположных концов помещаются железные шары определённой массы, и
под их воздействием штанга начинает медленно вращаться. Когда
металлические шары переставляют, направление движения штанги меняется.
На основании данных этого эксперимента можно вычислить гравитационную
постоянную. Но внешние помехи, скажем, от транспорта, не дадут
получить точные данные в этом эксперименте, поэтому он должен
проводиться в комнате, тщательно изолированной от посторонних влияний.
В духовной науке для получения искомых результатов также
необходимо исключить некоторые факторы. Определённые виды деятельности
мешают развитию высшего сознания. К этим видам деятельности, которые,
в соответствии с Ведами, удерживают сознание на материальном уровне,
относятся участие в азартных играх, употребление в пищу мяса,
внебрачная половая жизнь и употребление алкоголя и наркотических
препаратов. Поэтому тот, кто занимается бхакти-йогой, должен
воздерживаться от подобной деятельности.
Само слово "йога" на санскрите означает "связь". Таким образом,
процесс бхакти-йоги подразумевает восстановление нашей утраченной
связи со всевышним Господом. Хотя мы и забыли о Кришне, Он, будучи
Всемилостевым, даёт нам реальный шанс снова вернуться в изначальную
обитель и жить там, наслаждаясь духовным счастьем.
Ведические писания говорят о существовании духовного мира, не
похожего на материальную Вселенную. Более того, там сказано, что он
составляет большую часть мироздания. В "Бхагавад-гите" Кришна
утверждает: ~"Но существует другая, непроявленная природа, вечная и
трансцендентная к проявленной и непроявленной материи. Эта высшая
природа не подлежит уничтожению. Она остаётся неизменной, даже когда
этот мир обращается в прах. То, что ведантисты называют непроявленным
и непогрешимым, высшая цель всех поисков, место, достигнув которого
никто не возвращается назад, -- это Моя высшая обитель".
Бог создал не только материальную Вселенную. У Него есть
трансцендентное царство, где Он наслаждается бесконечными играми.
Господь -- Верховный Наслаждающийся, и в духовном мире вместе с Ним
живут бесчисленные души, достигшие высшего уровня сознания. Они лично
общаются с Кришной и бескорыстно служат Ему, а Господь отвечает им
взаимностью, заботясь о них и служа им. Служа друг другу, Господь и
Его преданные испытывают безграничное духовное блаженство, куда более
глубокое и сильное, чем любое материальное наслаждение. И в основе
этих духовных взаимоотношений лежит бхакти-йога, наука преданного
служения.
Мы кратко рассмотрели альтернативную механистической концепции
Вселенной, науку, фундаментом которой является сознание и личность, а
не атомы и пустота. Хейтлер, физик-теоретик из Цюрихского
университета, в своей книге "Человек и наука" пишет: ~"Вера в
механистическую Вселенную -- это одно из современных суеверий. Как и
любое другое суеверие, эта вера основана на подлинных фактах, которые
в конце концов так искажены, что превратились в абсурд...
Суеверие, заставлявшее людей охотиться за ведьмами, стоило жизни
тысячам ни в чём не повинных женщин, которых безжалостно сжигали на
кострах. Но механистическое суеверие ещё опаснее. Оно приведёт к тому,
что у человека полностью атрофируется духовное и моральное чувство,
что в свою очередь устранит последние барьеры, мешающие ему поднять
руку на другого. Если мы будем смотреть на человека, как на сложную
машину, то что изменится, если мы уничтожим его ?"
В настоящее время многие Ведические произведения переведены более
чем на восемьдесят основных языков мира, включая и русский. Эти книги
составляют основу философии и религиозной деятельности Международного
Общества Сознания Кришны, основатель-ачарья которого, Его Божественная
Милость Бхактиведанта Свами Прабхупада, оставил в наследие всему
человечеству более шестидесяти томов переводов классических Ведических
текстов и комментариев к ним. Благодаря его усилиям мир, который мы
оставим грядущим поколениям, станет лучше. Шрила Прабхупада
проповедует идею международного братства и духовного единения всего
человечества.
Свами Бхактиведанта принёс западу напоминание о том, что наша
чрезвычайно активная, но односторонняя культура переживает кризис,
который может закончиться её саморазрушением, и причины этого кроются
в отсутствии по-настоящему глубокого метафизического сознания.
Ведические писания говорят о существовании временных форм религий
и вечной религии души. Временные формы религий даются человечеству на
определённых этапах его развития, соответственно месту, времени и
обстоятельствам. Но существует знание, на которое не влияют
условности, накладываемые территориальными, экономическими,
социальными, политическими, национальными и временными
разграничениями. Это вечная религия любви к Богу. В одной жизни
человек может родиться христианином, в другой -- мусульманином или
индуистом, но цель всех временных религиозных образований -- поднять
сознание человека до уровня осознания себя слугой Всевышнего Господа,
которого можно называть разными именами: Аллах, Будда, Рама, Иегова,
Кришна. Бог один, но но у Него много имён.
Последователи Господа Кришны, называющие себя вайшнавами, ставят
своей целью достичь самоосознания через восстановление связи с
Верховным Господом. Если человек достигает определённого уровня
чистоты, осознания своего отличия от этого временного материального
тела и себя как души, навечно связанной со Всевышним Господом, он уже
не является обитателем этого двойственного мира иллюзий и страданий и
имеет полное право войти в духовное царство, исполненное вечности,
знания и блажества.