Интервью с Дмитрием Головачом

Дмитрий Головач - кандидат физико-математических наук, один
из участников прошедшей осенью 1994 года под Ростовом-на-Дону
конференции "Россия и Веды". В своем докладе, который назывался
"Необходимость духовной коррекции", он сказал:"Сегодняшнее разви-
тие мира во многом напоминает картину прогрессирующего флюса. Ма-
териализация сознания людей, всей их жизни, причем в невиданных
доселе масштабах, может иметь самые катострофические для челове-
чества последствия. Это наглядно показал двадцатый век с его са-
мыми кровавыми и жестокими в истории войнами, нарушением экологи-
ческой среды, падением нравственности и ростом преступности. Поэ-
тому нам всем так необходима коррекция на духовность, что смогло
бы сделать сознание людей более гармоничным и возвышенным и, в
конечном итоге, привело бы их к счастью".
А почему в качестве метода духовной коррекции Дмитрий Голо-
вач выбрал для себя именно Сознание Кришны, и каким предстал пе-
ред ним окружающий мир в свете ведической философии, он размыш-
ляет в беседе с нашим корреспондентом.
КОРР. Дмитрий, давно ли Вы стали изучать книги Шрилы Прабху-
пады, и чем они привлекли Вас?
Д.Г. Эти книги я начал читать около года назад и с тех пор
прочел все, что уже вышло в русском переводе. И я могу сказать,
что в этих древнейших ведических писаниях, очень подробно и дос-
тупно прокоментированных А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой со-
держится чрезвычайно детализированная физическая картина строе-
ния мира, строения вселенной и, с другой стороны, чрезвычайно де-
тализированная концепция духовной жизни. Это как раз и может быть
симпатично людям, которые занимаются интеллектуальной деятельнос-
тью. Философия, которая дается в этих книгах, позволяет наиболее
полно объяснить ситуации, с которыми люди каждодневно сталкивают-
ся, поэтому корректировка их материальной деятельности может
производиться наиболее тщательно.
КОРР. Почему Вы считаете, что ведическая традиция наиболее
полно объясняет мир?
Д.Г. Хотя бы просто по количеству священных писаний, объем
которых, пожалуй, превосходит все остальные религии, вместе взя-
тые.
Мы можем извлечь из Вед с помощью современных аналити-
ческих методов, используя для этого компьютеры, их логическое со-
держание, для того, чтобы его можно было эффективно применить на
практике. Хотя, безусловно, главное содержание Вед - это духов-
ное знание, но тем не менее эти логические конструкции могут ис-
пользоваться в повседневной жизни и могут привлечь научных работ-
ников к изучению Вед. Так, например, ученые, которые занимаются
физикой элементарных частиц или квантовой механикой, смогут ис-
пользовать космогонические концепции, которые заложены в Ведах,
концепции строения материи, концепции взаимодействия Бога со все-
ми материальными частицами, со всем материальным миром. Биологи
могут обратиться к концепции взаимодействия живого существа с Бо-
гом через Параматму - Сверхдушу, всепроникающий аспект Господа.
КОРР. То есть Вы считаете, что современная наука также нуж-
дается в духовной коррекии?
Д.Г. Господствующие в обществе научные и философские взгля-
ды и сознание каждого отдельного индивидума неразрывно связаны.
Материалистический взгляд на человека, общество и природу форми-
рует в человеческом сознании такую систему ценностей, которая ос-
нована на признании главенствующей роли материальных объектов. И
тогда процесс духовного самоосознания человека заменяется воспи-
танием культуры удовлетворения чувств, удовлетворения желаний. Но
материальные желания, как утверждается в ведических писаниях,
удовлетворить невозможно - от этого они только разгораются с но-
вой силой, и это бесконечный проесс - каждый может подтвердить
это, исходя из собственного опыта. А более изощренное удовлетво-
рение желаний требует создания более сложных материальных объек-
тов и обеспечения большими энергетическими затратами. Для этого
применяется современная технология, которая основана на методах
научного исследования свойств материального мира. Лавинообразное
развитие в течение последних десятилетий технологии и науки выз-
вано именно этим все разрастающимся процессом нескончаемого удов-
летворения материальных желаний человека. Так, исследования в об-
ласти электроники и полупроводников направлены, в частности, на
разработку новых поколений виддео-, аудио- и компьютерной техни-
ки, оборот продаж которой достигает 100 млрд. усл. единиц в год.
КОРР. Можно ли в таком случае вообще говорить о каком-либо
прогрессе современной науки, если она способствует не возвышению,
а, наоборот, принижению, "заземлению" сознания людей?
Д.Г. Можно видеть, как люди становятся все более зависимыми
от той искусственной среды обитания, которую они сами себе соз-
дают. Мы уже не можем представить своего существования без "у-
добств" современной цивилизации, которые на самом деле являются
лишь набором материальных протезов, создающих иллюзию обладания
божественными атрибутами - всемогуществом, всеведением, способ-
ностью к всепроникновению. Однако так называемый прогресс совре-
менной цивилизации не идет ни в какое сравнение с теми мате-
риальными достижениями основанной на духовном знании древнейшей
ведической цивилизации, о которой рассказывают священные писания.
Из них мы узнаем о космических кораблях - они назывались виманы -
способных беспрепятственно передвигаться по всей Вселенной и уп-
равляемых с помощью разума. В данном случае речь идет не о тран-
спортировке грубого материального тела, а о перемещениях на бо-
лее тонких планах - эфирном и астральном, если пользоваться сов-
ременной терминологией. Веды рассказывают также о "телевидении" и
"телеслышании" без помощи каких-либо материальных аппаратов (имен-
но так была воспринята "Бхагавад-гита" Саньджаей, который описы-
вал происходящее на поле битвы Курукшетра и передовал слова Криш-
ны царю Дхритараштре). Существовало у них оружие типа нашего
ядерного, функционирующее, однако, гораздо более тонким способом
- оно приводилось в действие с помощью звуковых вибраций - мантр,
и было направлено на определенного конкретного человека или груп-
пу людей, а при желании его действие могло быть остановлено дру-
гой мантрой. Было и такое оружие, которое оказывалось эффектив-
ным только тогда, когда тот, на кого оно было направлено, был
настроен агрессивно, но если он не проявлял склонности к сопро-
тивлению, действие этого оружия нейтрализовалось.
Все, о чем я рассказывал сейчас - это также материальное
знание, не духовное, однако оно базируется на иных формах сущес-
твования материальных тел - не только эфирной и астральной, о ко-
торых я уже упомянул, но на каузальной (относящейся к миру при-
чинно-следственных связей, где реализуются всевозможные законы),
и ментальный (мир идей, мир Эйдоса, о котором говорил и Платон).
Так, после прочтения древнеиндийского эпоса "Махабхарата" я при-
шел к выводу, что в основном в нем упоминается оружие психологи-
ческого типа, которое вызывает не телесные повреждения, а воздей-
ствует на психику. Оно повергает человека в ужас, лишает его спо-
собности к действию, им овладевает истерический хохот или судор-
ги. Это скорее гипнотическое воздействие. А современные системы
оружия функционируют исключительно на грубом, физическом плане,
который в соответствии с иерархией, данной в ведической литерату-
ре, является самым низшим и примитивным.
Таким образом, владение высшим, духовным знанием дает воз-
можность с легкостью проникнуть и в более тонкие законы мате-
риального бытия. В то же время материалистическое отношение чело-
века к себе и к природе лишь отделяет его от познания истинной
сути вещей и порождает у него чувство неудовлетворенности. Совре-
менная материалистическая наука не в состоянии описать и изучить
сверхсложные информационные объекты именно по причине их сложнос-
ти, и так же она принципиально не в состоянии изучать объекты ду-
ховные. А непонимание более тонких законов природы приводит к
экологическим катастрофам и другим губительным последствиям. Я
могу привести общую схему экспериментального получения знания в
рамках материалистической науки. Очевидно, что для того, чтобы
эксперимент и создаваемый на его основе технологический процесс
были управляемыми, в качестве исходной точки берутся простые и
предсказуемые процессы, описываемые простыми законами. Затем осу-
ществляется движение от простого к сложному, при этом для дости-
жения цели эксперимента используется метод последоватеьных приб-
лижений. Однако, как только ситуация в эксперименте перестает
сводиться к простейшим уравнениям и перестает быть воспроизводи-
мой, то от такого направления исследования оказываются. Поэтому
очевидно, что материалистическая наука не в состоянии, да и не
ставит своей целью полное описание явлений даже окружающего нас
мира, не говоря уже о выходящей за пределы чувственного восприя-
тия реальности.
КОРР. В чем еще Вы видите возможность духовной коррекции
именно нашей, российской ситуации?
Д.Г. В плюралистическом подходе к духовным проблемам, в со-
действии не какой-то одной избранной религии, а всем истинным ре-
лигиям. Сейчас, когда коммунистическая культура (а она, как мы
знаем, не решала всех духовных вопросов), распалась, возникла
необходимость срочного восстановления многих духовных институтов,
которые могут быть не обязательно христианскими. Я приведу такой
известный пример, что в США, в крупных учебных центрах воен-
но-воздушных сил, имеется алтарь для совершения обряда, который
рассчитан сразу на три основные религии - христианство, иудаизм и
ислам. И поскольку военнослужащие разные, то они имеют возмож-
ность удовлетворять свои духовные потребности непосредственно на
совмещенном алтаре.
И еще одно. Сейчас у нас сложилась такая ситуация, когда те,
кто должен заниматься духовностью - отцы церкви, начинают интере-
соваться мирскими проблемами и мирскими целями и многое делают
для их достижения. В русской истории это напоминает XIV-XVI века,
когда только начало формироваться московское государство. Тогда
отцы церкви быстро заходили в тупик, потому что духовный учитель
не должен путать свои задачи с задачами тех, кто стоит у власти.
Каждый должен заниматься своим делом - в Ведах об этом очень чет-
ко сказано. Власть имущие должны управлять, деловые люди - зани-
маться бизнесом, рабочие - производить все необходимое для жизни,
а те, кто взял на себя миссию решения духовных проблем, должны
направлять всех этих людей таким образом, чтобы они не делали
ошибок в своей практической деятельности и не зацикливались на
материальном, а шли по пути духовного самоосознания.