Враджендра Кумар дас  (о христианстве)  

Чтобы понять, в чем причина разногласий, нужно хорошо знать  предмет. Мы живем в такой стране, где проповедуется христианство и  многие люди воспринимают Сознание Кришны как чуждое, говоря: "Нам не  нужно чужого Бога" - это в лучшем случае, а в худшем - воспринимают как  нечто враждебное. Это и в западных странах где христианство имеет  глубокие корни. Поэтому наши проповедники и ученые решили изучить этот  вопрос - какие имеются свидетельства, исторические факты, параллели,  противоречия. Они исследовались не только преданными, а просто учеными.
 Преданный Притху Прабху, он был до сознания Кришны ученым и занимался  как раз анализом религий и христианства, так что его мнение авторитетно.
 Я буду использовать его данные в лекции. Кроме того я буду использовать  книгу, "Сознание Кришны и христианство", которая вышла недавно в ИСККОНе.
 Вкратце расскажу историю христианства - это из лекций Притху  Прабху. Первое - это история происхождения и ситуация в том месте, где  зародилось христианство. Говорится, что в то время в Иерусалиме, части  римской империи, римляне жестоко насаждали свою власть, это было время  террора. И многие пророки предрекали приход мессии, конец света. Это  было ужасное время страха и террора. Люди жили в постоянном страхе,  ждали конца света и верили, что только посланник Бога, мессия может их  спасти. В то время было много религиозных групп, и самой яркой из них  была группа оссинов. Это была очень многочисленная аскетичная группа. Их  принципы были подобны тем, которым мы сейчас следуем - вегетарианство,  полное воздержание от интоксикаций, секса. И что удивительно - Иисус  Христос появился в то время, когда оссины были многочисленны. И в их  коммунах (они жили коммунами) проповедовал Иоанн Креститель, т.е.
 Христос не мог ничего не знать о них. Но тем не менее мы нигде в  писаниях не встречаем информации о них. И Притху Прабху объясняет, что  католики постарались уничтожить всю информацию о них, потому что они  подверглись гонениям и до IV века они жили в горах, либо разбежались,  либо были уничтожены. Эти люди, которые проповедовали чистый образ  жизни, подобный тому, который проповедуем мы, были весьма  многочисленныи, тем не менее, о них не упоминается ни слова - ни в  Библии, ни в Евангелие, хотя Христос и Иоанн Креститель не могли о них  не знать. Хотя римский историк Иосиф Флавий, который очень скурпулезно  записывал все что тогда было, говорит что это была самая многочисленная  группировка. Т.е. то что о ней не сказано ни слова, является уже делом  рук политики. Т.е. то христианство что мы имеем сейчас это продукт  активного и длительного политического вмешательства, т.е. христианство  использовалось в политических целях. И то что сейчас называют  христианством, это - так говорят не только преданные, но и ученые - это  не христианство вовсе. Это уже учение Павла, который был уже значительно  позже, и лично Христа не встречал. Павел состоял в сильном антогонизме с  апостольской церковью. Первые апостолы очень строго следовали учению  Христа. И эта апостольская церковь была очень малочисленна, поскольку  проповедовала аскетизм, а у аскетов, естественно, не так много  последователей. Так вот и мы видим, что у нас не много последователей.
 Павел развивал совсем другие идеи. Так он проповедовал, что действовать  по Христу и следовать каким-то ограничениям вообще не обязательно.
 Именно с его благословения Императором Константином было отменено  вегетарианство. Первые христиане были чистыми вегетарианцами. То же  самое касалось области секса. И для того чтобы сделать эти ограничения  более приемлемыми социально, чтобы было как можно больше последователей,  Павел, обладавший шакти, как мы говорим, силой, энергией, стал популярен  среди купцов и политиков. И те поблажки, которые он давал, были им  выгодны. Это хорошая религия, можно охватить много людей, и на этой  почве эксплуатировать их по принадлежности к вере. И он ввел культ  которого не было никогда - культ распятия, поклонения кресту. Христос  сам об этом ничего не говорил. А Павел говорил, что главное верить в  Христа и верить в крест, действовать же по Христу не обязательно,  главное верьте в крест, на котором он погиб.
 Но мы знаем, что в вере без действий нет никакого толка. Если я,  например, верю в какое-то благо, то я должен сделать какой-то шаг, тогда  будет смысл, просто в вере нет смысла. Хотя Павел, конечно имел  несколько глубоких духовных моментов, но с течением времени все это  выветрилось и осталась голая вера в распятие. И Шрила Прабхупада  комментировал это так, что это то же самое, что и оскорбление Святого  имени - т.е. верить в Святое имя, повторять его, и в то же время делать  все, что хочу, не следуя тем наставлениям, которые даются.
 И уже после ухода Шрилы Прабхупады Тамала Кришна Госвами приводил  такой пример: представьте, что нам скажут, что следовать наставлениям  Шрилы Прабхупады вовсе не обязательно, просто поклоняйтесь постели, на  которой он оставил свое тело, и вы освободитесь, это самое главное. Это  тоже самое. То есть крест - это место страданий Христа, где он оставил  свое тело. Нужно просто в это место верить, и все будет хорошо. И многие  христиане наивно верят, будто Иисус Христос заключил такой завет, что Я  за вас буду вечно страдать, а вы сможете вечно грешить. Такая филисофия  очень распространена среди христиан. На самом деле таких утверждений  нет. Тем не менее философия Павла имеет большое влияние.
 Самый главный момент, который мы должны понять - это то, что  подлинного, достоверного христианского писания сейчас не существует. Это  исторические факты. Было вот что. При жизни Христа ничего не  записывалось. Первые записи появились спустя 40 лет после его ухода,  записанные на арамейском языке. Сейчас ни одного писания на арамейском  языке не осталось, все было сожжено при очень интересных обстоятельствах.
 Император Константин собрал совет из разных религиозных  группировок и предложил им помириться. Т.е. уже тогда были разногласия.
 И они начали спорить: одни говорили, что должно быть вегетарианство,  другие - что нет. И это "перемирие" закончилось грандиозным побоищем,  некоторые даже были убиты, и в конце этого все арамейские писания были  сожжены. А Константин поступил просто - он издал указ, что любому, кто  верит в вегетарианство в религиозных целях, нужно залить свинец в  глотку. И с этими вещами очень быстро было покончено - лучше, конечно,  есть мясо, чем получить свинец в глотку.
 И фактически то, что мы имеем сейчас - это английский перевод с  латинского перевода с греческого, составленного по воспоминаниям  арамейских текстов, которые сгорели 1300 лет назад. Теперь представьте с  чем мы имеем дело. И поэтому когда говорят: " В Евангелии сказано..." -  это уже ничего не означает. Фактически то, что мы сейчас имеем  исковеркано невообразимым образом. Так в пророчестве Иссайи говорится,  что явится младенец от девы и имя ему будет Иммануил, и будет есть он  только мед и йогурт, дабы отличать доброе от злого. Т.е. чтобы отличать  доброе от злого, говорится нужно есть мед и йогурт, мясо не надо есть,  т.е. говорится о вегетарианстве.
 И тому же самому Христу они приписывают то, что он ел рыбу и  прочие вещи. Т.е. очень много таких нестыковок в современных писаниях.
 Главный постулат христианства - возлюби Бога, возлюби ближнего, но  каким образом это сделать, никаких правил и упоминаний нет. Если мы  говорим о теле, то это означает заботу о теле - материальную  благотворительность. Но если это духовные наставления, то они в первую  очередь должны быть направлены к душе. Это не материальные наставления,  поскольку это сказано в священном писании. Поэтому возлюби ближнего -  это духовные наставления и они означают - сделать ему так, так ему  проповедовать, чтобы он возлюбил Бога, а это означает проповедь чистого  духовного знания. Как еще можно возлюбить Бога ? Поэтому мы не должны  покупаться на дешевые утверждения, что возлюбить ближнего - это  совершать материальную благотворительную деятельность. Эти наставления  относятся прежде всего к душе. То что сейчас представляет собой  христианство не относится к религии в ведическом понимании. Это можно  обозначить термином упа-дхарма, т.е. обязанности и деятельность в  обусловленном состоянии на материальном уровне. То что мы называем  Сознанием Кришны - это санатана-дхарма, т.е. вечная деятельность души на  духовном уровне. И эти уровни не сравнимы. А все религиозные культы, в  том числе и индуизм ( поклонение полубогам ) - это упа-дхарма. Поэтому  их нельзя сравнивать с Сознанием Кришны - это разные уровни  существования.
 Далее интересно то, что нигде в христианстве не встречается ясного  определения души. Иногда они отвечают, что душа это кровь. Тогда встает  вопрос - почему они говорят, что у животных души нет, но кровь же у них  есть, а кровь - это душа. Это противоречие на их же собственной основе.
 Но в действительности в Библии есть утверждение, что душа присутствует у  животных: "И сказал Бог: "Вот Я даю вам всякую траву, сеющую семя и  всякое древо, имеющее плод и сеющее семя. Вам все это будет в пищу. А  всем зверям земным и всем птицам небесным и всякому пресмыкающемуся по  земле, в котором душа живая, дал Я в пищу всю зелень травную. Да будет  так."" Это первая книга "Бытия". Сам Бог сказал - всем, в ком есть душа  живая. И тем не менее кто-то осмеливается утверждать, что у животных нет  души, и на этом основании их можно есть. Т.е. это уже противоречие в  рамках собственной традиции. Т.е. нет представления о том что душа  отлична от тела, а на основе этого непонимания строятся другие  представления, доминирующие в христианской системе.
 Следующий вопрос - вопрос перерождения. В лекции Притху Прабху  говорится, что до V века в Евангелии мысли о перерождении принимались.
 Об этом есть достоверные исторические документы. Те же оссины, в среде  которых появился Христос, принимали перерождение, вегетарианство. И  перерождение до сих пор осталось в Евангелии, но оно хитрым образом  законспирировано, так что не каждый может понять эти вещи. Там есть  такое утверждение об Иоанне Крестителе: Христа спрашивают о нем и он  отвечает: "Он пришел, но вы не узнали его." Это пророк Илия, которого  казнил Ирод. Т.е. фактически это мысль о том, что можно прийти и уйти, и  это будет одна и та же личность.
 В другом месте говорится о плоти, духе и душе - об этих трех  различных вещах говорится совершенно недвусмысленно. Так говорится:  "Есть тела земные, есть небесные, иная слава небесных, иная земных. Иная  слава Солнца, иная Луны, иная звезд, и звезда от звезды рознится в  славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении - восстает в  нетлении, сеется в унижении - восстает в славе, сеется в немощи -  восстает в силе. Сеется тело душевное - восстает духовное. Есть тело  душевное и есть духовное. Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не  могут наследовать царства Божия и тление не наследует нетления. Говорю  вам тайну - не все мы умрем, но все изменимся ... ибо тленному всему  надлежит облечься в нетленное, а смертному в бессмертное, то сбудется по  написанному: "Поглощена смерть победою." Т.е. совершенно четко  говорится, что есть тело духовное, есть душевное, есть плоть. И при всем  при этом, при таких четких утверждениях даже в нынешнем Евангелии кто-то  говорит, что душа и плоть это одно,что душа без тела не существует, хотя  совершенно открыто, черным по белому написано о различии этих вещей -  плоть не может наследовать духовного царства.
 И еще один момент. Еще удивительно то, что в Христианстве нет  такой четкой парампары, как в ведической культуре, и поэтому оно сильно  подвержено влиянию разных философов со стороны. Представляете какая  удивительная вещь! Философ может влиять на религию. Представьте, если к  нам сейчас придет какой-нибудь философ и скажет: "У вас там, знаете  что-то не то". И мы: "О, отличная идея, давайте вставим." Т.е. нет  понимания о том, что духовное знание не может быть изменено - к нему  ничего нельзя добавить или убрать. И в частности говориться, что Платон  очень сильно повлиял на христианство. О нем говорят, что он был  полуреализованной личностью, признавал существование души и  перерождение. И пока он был все эти вещи были в христианстве. Но ему на  смену пришел Аристотель, который полностью отверг своего учителя. И с  этого времени стали деградировать все традиции вегетарианства и  перерождения. И после него был Фома Аквинский, и с этого времени все эти  представления были выхолощены полностью.
 Сейчас остановлюсь на вегетарианстве. Во-первых, я уже зачитывал  из Библии то, что дал Бог нам в пищу. Кроме того, в самих текстах  Евангелия есть утверждения, что не стоит пить вина и есть мяса. Но  поскольку все эти утверждения были неблагоприятными для общей массы  людей, а стремились к популяризации христианства, то их просто опустили.
 И именно в то самое время стали добавляться такие фразы, на которых  сейчас любят спекулировать: "Не важно, что в тебя входит, важно, что  выходит". Но если мы изучим механику, то мы увидим, что в  действительности есть определенная связь того, что в нас входит, с тем,  что выходит. Недаром в йоге говориться - вы есть то, что вы едите.
 Питание очень сильно влияет на нас. И в Евангелие во многих местах в  такой непрямой форме говориться, что нехорошо есть мясо и пить вино.
 Кстати говоря о вине, которое христиане принимают как причастие, то  вначале это было не вино, а виноградный сок. Но вино и виноград - одного  корня и до спекуляций один шаг остается и сок превращается в вино. Но  против этих вещей совершенно четкие наставления даются. И только для  популяризации были отменены все эти вещи, которые изначально содержались  в христианстве. И эти попытки приписать Христу, что он ел мясо, рыбу,  уже по точным историческим хроникам являются поздними вставками, потому  что Христос такое не проповедывал. Он был очень аскетичной личностью и  проповедовал очень радикальную философию. Он был своего рода  революционером своего времени.
 Иудейская религия проповедовала культ семьи, культ благосостояния  в рамках религии. Христос же учил прямо противоположным вещам. Сейчас я  вам зачитаю - это прямо сознание Кришны - "И всякий, кто оставит дом,  или отца, или мать, или братьев, или сестер, или жену, или детей ради  имени моего, получит во сто крат и обретет жизнь вечную." Это слова  Христа - он проповедовал оставить все. Даже мы так не проповедуем. То  есть он говорил очень твердо, аскетично. И вот этой личности  приписывают, что он ел мясо, рыбу и все позволял. На самом деле и в  Евангелие и в Библии при внимательном рассмотрении можно обнаружить  много мест, противоречащих друг другу. Это происходит в результате  последующих вставок и переписок.
 То же самое относится к такому утверждению Христа: "Я есть путь, и  истина, и жизнь. Никто не приходит к Отцу иначе, чем через меня."  По всем историческим хроникам - это уже поздняя вставка, поскольку  в то время христианство уже стало государственной религией. Хотя желания  такого у самого Христа не было. Христос не собирался куда-то идти  проповедовать. Он говорил своим апостолам, что проповедуйте здесь, не  ходите даже в Самарию - это по соседству с тем местом, где Христос  родился. И фактически, это слово, которое использовано как "никто не  приходит к Богу кроме как через меня", это слово используется только в  настоящем времени (в соответствии с грамматическими правилами). Т.е. речь идет об определенном месте, времени, определенных обстоятельствах.
 И кроме того, эта вставка была сделана уже позже. И эта фраза - путь  только через Иисуса - может пониматься так, что нам не нужен теперь  духовный учитель. Это хорошее оправдание для того, чтобы не принимать  гуру. Хотя мы знаем, что без учителя, без принятия внешнего авторитета,  никакое духовное развитие невозможно.
 Еще один спорный момент - идолопоклонство. Многие христиане  приходят в храмы ИСККОН и видят там Божества, видят как преданные Им  поклоняются, и говорят, что это - идолопоклонство. Потому что в  иудейских писаниях очень четко сказано: "Да не будет у тебя других богов  перед лицом Моим. Не делай себе никакого изображения того, что в небе  или вверху, внизу или на земле, или в воде и ниже земли".
 Интересная фраза - "перед лицом моим". Лицо - это форма, т.е. несомненно, что Бог - это личность, имеет лицо. И он говорит: "Да не  будет у тебя других богов перед лицом моим". Т.е. Богу самому в форме не  отказывается. Заметьте, это очень тонкий момент. И перед лицом Его не  должно быть других богов. Это то, что говорили мы. Кришна говорит: "мам  экам шаранам враджа", - т.е. вручи себя Мне одному, другим полубогам не  поклоняйся. Так вот поклонение другим богам - это поклонение полубогам.
 В то время было поклонение полубогам Балу и Иштхару, как говорится в  исторических документах. Кто они такие, я не знаю, сносок нет, но это  был популярный культ в соседних странах. И вот говорится: "другим богам  не поклоняйся", то же самое, что мы проповедуем, но они почему-то  используют это против Сознания Кришны.
 И другое: сказано - не сотвори себе кумира, того что вверху, внизу  и на земле. Естественно мы не делаем никаких таких изображений. Кришна  не принадлежит этому материальному миру, Он трансцендентен. Это тот  самый отец, который говорит: "не имей других богов перед лицом моим". Он  не говорит - "моих изображений не делай", Он говорит: "других богов не  делай". Это то же самое, что и мы говорим - других богов не надо. Но так  все хитро интерпретируется, что Кришна - бог идолов и перед лицом  христианского идеального Бога больше ничего не должно быть. Хотя  фактически, как выясняется, тот самый единый Бог Яхве, которого они  признают, удивительно похож на Вишну. У них обоих, по описанию, шлемы, у  них у обоих - булава, один сжигает огнем, другой диском - чакрой, у  обоих голоса, напоминающие урчание грома, и у обоих носители удивительно  похожие: у Вишну - Гаруда, у Яхве - херувим с крыльями. То есть  фактически описания сходятся на 90 %. Так вот перед лицом такого Бога,  других богов нет смысла делать. И поэтому поклонение мурти - форме  Господа и поклонение идолу - совершенно разные вещи, их нельзя путать.
 То же самое происходит, когда мы предлагаем прасад - они говорят:  идолопожертвование, нельзя есть предложенное идолу. Но что они делают?  Причастие - предлагают Богу-Отцу хлеб и вино, - фактически это то же  самое. То есть Богу можно предложить, но о прасаде от того же Бога  говорят - идолопожертвование. У них причастие - скажем, раз в месяц по  кусочку хлеба и глоточку вина. У нас же - каждый день только прасад от  того же единого Бога. То есть, фактически мы говорим об одних и тех же  вещах, но они поворачивают их настолько хитрым способом, что это  выглядит как противоречие. Это происходит от незнания и непонимания  единой природы Бога.
 Следующее - это непонимание положения Бога. В Ведической  литературе говориться, что существуют первичные и вторичные аспекты  Бога. Вторичные аспекты - это те, о которых говорят христиане - творец,  всезнающий, карающий, поддерживающий, милостивый. Потому что эти аспекты  имеют отношение к нам в этом материальном мире. Кришна творит этот мир,  поддерживает его, карает грешников, защищает праведников. И его имена  связаны с этими его функциями. Вишну, Нараяна - вместилище всех живых  существ, то есть это формы, имеющие отношение к этому материальному  миру, вторичные имена - они не имеет отношения к изначальной форме Бога.
 А есть изначальная форма Бога, то есть то, чем Бог занимается в своей  духовной обители. Христиане об этом к сожалению ничего не знают. Но в  Ведической литературе эти знания очень обширны. Напрмер его имя  Яшода-нандана - сын матери Яшоды, или Говинда, Гопала - это уже то, что  имеет отношение к его деятельности в духовном мире. И поэтому эффект от  воспевания имен первичных и вторичных приводит к разному результату. Об  этом говорит Бхактивинода Тхакур в "Шри Харинама- Чинтамани" . Например,  воспевание имен Вишну может привести человека на Вишнулоку, а воспевание  имен Кришны - на Кришналоку, то есть это разные аспекты Бога, разные  имена и разный эффект.
 Далее, основное наставление в Христианстве - возлюби Бога, но  каким образом это сделать там не говориться. Один христианский  проповедник говорил: - "В Гите дается наставление - "Оставь все виды  религии и просто вручи себя мне" - и это совершенство, которое может  достичь христианин, то есть оставить все занятия и полностью вручить  себя воле Бога". Его оппонент (в книге "Сознание Кришны и христианство"  ) Сатьярадж Адхикари говорит ему, что на самом деле это высшее  наставление "Бхагавад-Гиты" - даже еще не начало духовной жизни, это  предварительная ступень. А начинается любовь к Богу уже над этим. И это  то, что содержится в диалоге между Господом Чайтаньей и его близким  преданным Раманандой Роем, когда шла их беседа и Господь Чайтанья просил  его говорить о все более и более высоких ступенях любви к Богу. И когда  Рамананда Рой сказал, что надо оставить все дела и вручить себя Богу,  Господь Чайтанья сказал - "да, но это не так важно, продолжай пожалуйста  дальше..." То есть то, что христианин сказал - это для меня вершина,  Господь Чайтанья сказал: "это не так важно". Потому что вручить себя  Кришне - это начало деятельности, а потом уже начинает развиваться  любовь к Богу. Когда начинают выхолащиваться все эти примеси (мишра) -  карма-мишра, гьяна -мишра, йога - мишра, затем идет исполнение  предписанных обязанностей, т.е. все эти примеси материальных желаний  начинают уходить из сердца. И постепенно человек возвышается до самого  высшего уровня - чистой любви - рага-бхакти. Вот об этом идет речь в  Сознании Кришны. И то, что для христианина - вершина, для преданных  только начало. То есть любовь к Богу в христианском понимании и в  понимании Сознания Кришны - разные уровни реальности. Хотя совершенно  очевидно, что в христианской традиции были чистые личности, религиозные  мистики, которые испытывали экстаз любви к Богу. Так, например, в  псалмах Давида - чистая бхакти. Однажды он, например, обнаженным  танцевал в экстазе и воспевал и ни на что не обращал внимания, потому  что это было состояние экстатической любви к Богу. Т.е. через  христианскую традицию тоже возможно достижение этих высших стадий, но  заметьте, все эти личности были величайшими аскетами. Ни один из них не  ел мяса, не пил вина, не занимался сексом или чем-нибудь другим. Это  были аскеты из аскетов. Т.е. это говорит о том, что достичь любви к Богу  можно только через аскетизм.
 Еще один важнейший момент - это то, что учение, данное Христом, и  современное христианство - это вещи разные. Современное учение - это  учение, данное Павлом, и от учения Христа там мало что осталось.
 А Христос - это личность, которая представлена в Ведах и  непосредственно в тексте "Махабхавишья Пураны". Его там называют Иша или  Исса, который проповедует амаликитам - так там называется еврейская  община, которая там жила. Там также говорится, что он родится от  девственницы, его называют мессией, говорится, что его распнут, и после  распятия он двинется в сторону Индии. Все эти вещи указываются в будущем  времени. Все это было записано до рождения Христа. Поэтому сама личность  Христа является исторической, и она предсказана, как предсказаны все  шактьявеша-аватары. Кстати, явление Мухаммеда тоже предсказано в той же  "Махабхавишья Пуране". Он также назван по имени, и даны его  характеристики. Т.е. эти личности исторические, они не являются  неизвестно откуда пришедшими, и потому мы принимаем их авторитет и то,  что они говорили. Но то, что имеется сейчас - дописки и политические  переделки - имеют одну цель - адаптировать это учение к людям, которые  живут сейчас и сделать его популярным, хотя у Христа такой задачи не  было.
 Еще один момент - три аспекта христианства и как они соотносятся с  ведической традицией. Там говорится об Отце, Сыне и Святом Духе. Как  говорил Шрила Прабхупада - Бог Отец - это Бхагаван - Верховная Личность  Бога, источник всего, Кришна. Святой Дух соответствует Параматме,  которая всепроникающа и присутствует повсюду. Как говорят "святым духом  общаюсь". И Сын - это аватара (нисходящий), который является  представителем Бога и говорит от лица Бога. Как, например, Иисус Христос  - Сын Божий, он говорит: "Отец во мне, и я в Отце".
 Следующий момент - Иисус иногда называл Бога "Авун" - буквально  это означает "вселенский отец". И тут удивительный вопрос - часто  спрашивают: "Откуда пришел Христос и куда он может забрать своих  преданных ?" И есть распространенное мнение и Шрила Прабхупада его  упоминал, что Христос пришел с Брахмалоки - высшей планеты материального  мира, где живут сиддхи, мистики, совершенные живые существа, аскеты. И  они попадают не сразу в духовный мир, а на Брахмалоку. Т.е. "Авун" может  относится к Брахме - отцу вселенной, который создал все живые существа.
 И поэтому Шрила Прабхупада говорил, что благочестивые христиане, которые  точно следуют учению Христа, но при этом не знают многого о Личности  Бога, могут попасть в разные места. Во-первых, в Махеш-дхаму, обитель  Шивы - это место среднее между материальным и духовным мирами, где можно  дальше духовно развиваться. Второе - Брахмалока, то место, откуда  предположительно пришел Иисус Христос, и оттуда уже двинуться дальше. И  третье, они могут родиться в семьях чистых преданных и уже начать свое  развитие дальше, потому что до тех пор, пока неизвестно что-либо  конкретное о Личности Бога, не развиты отношения с Ним, любовь к Нему,  на Вайкунтхи и на Голоку Вриндавану попасть практически невозможно.
 Хочу сказать о слове "монах". Оно происходит от слова "моно" -  один. И имеет то же значение, что и муни (мудрец), т.е. это люди,  которые уходили в отшельничество и там занимались аскезами. И  христианские святые соответствуют примерно уровню ведических мудрецов.
 Хочу в заключение сказать, что все это не является критикой в  адрес христианства, а лишь маленькая попытка показать, что в  действительности то, что сейчас называется христианством, имеет очень  маленькое отношение к учению Христа. И с этой позиции пытаются судить  других. Чтобы правильно понимать свои отношения с христианами, нужно  понимать, что они не имеют непосредственой связи с учением Христа, с  самим Христом, и что они сами являются жертвами заблуждения, К  сожалению христианская традиция находилась под сильным влиянием  политиков и правителей, и поэтому они принимали то, что выгодно  политике, и убирали то, что не выгодно. Ведическая традиция передается  через брахманов - людей, не заинтересованных в политических интригах, в  перекраиваниях и добавлениях. И эти вещи мы должны хорошо понимать.
 И хотя в Евангелии много мест, которые один в один сходятся с  традицией бхакти, люди с сектантским мышлением предпочитают видеть не  единство, а различие. Хотя сходства гораздо больше, чем различия.
   * * *    
Притху Прабху говорит, что мы не можем утверждать это на 100 %,  потому что в Ведах об этом ничего не говорится, но существует очень  много информации в буддийской и исламской литературе, где говорится о  некоем Иссе, который жил и учился в Тибете, Гималаях и был в Индии, и  даже говорится, что он вступал в споры с кастовыми брахманами, говоря,  что они должны проповедовать чистую дхарму, а не обусловленную  материальную религию. И он там находился в период с 12 до 29-30 лет, а  затем вернулся в Сирию и там проповедовал всего 3 года. Когда христиан  спрашивают, что делал Христос в этот период, они начинают нервничать и  говорят, что это не важно, потому что для них это запретная тема.
 И то, что Христос ходил по воде, проходил сквозь стены - это  элементарные вещи для йога, и они называются ашта-сиддхи (мистические  совершенства). Например, хождение по воде - это лагхима (легче  легчайшего). И в писаниях об Иссе говорится, что он был продвинутым  йогом.
   * * *    
Вопрос: Христиане иногда спорят и говорят, что Иисус говорил: "Я и  Отец - одно".
 Ответ: В этом нет никакого противоречия. Чистый посланник Бога -  действительно одно с Ним. И то же самое говорится в шастрах. Та же самая  Шри Шри Гурваштака (молитва духовному учителю), которую мы повторяем  каждое утро, говорит, что духовный учитель фактически равен Бгу. И в  11-й Песне "Шримад Бхагаватам" Кришна говорит, что к ачарье следует  относится также, как ко Мне, Он равен Мне. Т.е. гуру, духовному учителю  мы должны поклоняться также как Богу, потому что он является дорогой к  Богу. Но Христос не был единственным.
 * * *  
Вопрос: о крещении.
 Ответ: Это форма инициации. Грехи могут быть смыты не только  огнем, но и водой. Но главное - это крещение святым духом, т.е. принятие  Бога в сердце, т.е. это обряд самскары, очищения.
 * * *  
Вопрос: о дьяволе.
 Ответ: В ведических писаниях не упоминается личности дьявола, как  в христианских писаниях. В широком смысле - это майя, иллюзорная энергия  Бога, вводящая живые существа в иллюзию, которая действует, как кажется,  в противоположность Богу. Дьявол искушает, у майи - то же самое. Она  привлекает живое существо, показывает как здорово здесь в материальном  мире. И как только оно клюнуло - ловушка захлопывается, и его покрывает  иллюзия. Так действует материальная природа. На самом деле - это не  сила, противоположная Богу, это его же собственная энергия, которая  выполняет особую функцию для тех живых существ, которые хотят находиться  в иллюзии.
 * * *  
Вопрос: когда возникло Сознание Кришны.
 Ответ: Сознание Кришны существовало всегда - это вечная  деятельность живого существа . И эти знания существовали всегда. Но в  1965 году, когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, там сложилась  ситуация, когда люди уже приелись всеми материальными вещами (кама) и  искали мокшу (освобождение). И когда Шрила Прабхупада сказал - "Вот вам  Кришна", они его приняли. Т.е. знания есть всегда. Например, человек  идет в школу с 7 лет. И это не значит, что до 7 лет не существовало  истины, что 2*2=4. Просто он созрел для того, чтобы принять эту истину.
 В школе ему говорят: "дважды два - четыре", - надо же, мир открылся для  него. Т.е. суть в том, что эти вещи даются, когда сознание готово  принять их.
 * * *  
Шрила Прабхупада говорил, что миссией Христа было снять  кармические реакции с тех личностей, которые последуют за ним.
 Фактически это то же самое, что в момент инициации, когда гуру забирает  кармические реакции ученика и открывает ему путь к спасению. И тот, кто  принял Христа своим духовным учителем, принял его принципы - не грешить,  он инициирован. И для таких людей Христос является путем к спасению.
 Такова цель его прихода.
 * * *  
Христос много говорил о любви к Богу. Но эта фраза, я ее еще раз  зачитаю: "И всякий, кто оставит дом, или братьев и сестер, или мать и  отца, детей и жену ради имени моего получит во сто крат и жизнь вечную".
 Т.е. он проповедовал отречение, аскетичную жизнь и воспевание Святого  Имени. Кстати, это была распространенная практика у христиан -  воспевание иисусовой молитвы: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Это  та же медитация. Христос постоянно говорил о молитве.