Его Божественная Милость Шрила Бхакти Викаша Свами Махарадж
ГРИХАСТХИ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ
Москва. Фестиваль - 95. 28-30 мая 1995 года.

Почему я взялся за эту проблему.
В течение последующих трех дней мне хотелось бы поговорить о жизни грихастх в сознании Кришны. На самом деле эти вопросы касаются всех, в том числе и брахмачариев. Поэтому они тоже могут послушать. В этом нет ничего плохого. Потому что большинство людей в этом мире - это семейные люди. И как проповедники мы должны знать их истинное положение и те проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Вы можете недоумевать, почему я, саньяси, собираюсь говорить о проблемах семейной жизни. И если вспомните еще о том, что я написал книгу "Брахмачарьи в сознании Кришны", то можете подумать, что я своего рода фанатик отреченного образа жизни. Но в действительности - я проповедник. А поскольку большинство людей в этом мире люди семейные, я обязан это учитывать во время проповеди. И это меня заставило много размышлять о проблемах семейных людей и о том, как они могут практиковать сознание Кришны.
Саньяси обычно много не говорят о семейной жизни, кроме тех случаев, когда они осуждают ее. Потому что семейная жизнь - это просто запутанность человека в материальном мире. Майя. Я уверен, что домохозяевам наверняка уже представлялась возможность неоднократно слышать об этом. Поэтому в первую очередь они должны услышать этот семинар. Они должны знать каково их положение и как они могут практиковать сознание Кришны в своей повседневной жизни.
В ведической системе советы по семейной жизни и то, как решать различные ее проблемы давали обычно старшие члены семьи и брахманы-домохозяева. Но сейчас ситуация несколько иная. Особенно в России. Здесь очень мало старших преданных домохозяев. Наше движение еще очень молодо. И даже в других странах, где нашему движению около тридцати лет, у нас еще нет должной глубины традиционной мудрости в этом вопросе. Проповедовать сознание Кришны в современном мире означает вводить новую для Запада древнюю ведическую культуру. А это не так то просто.
Основные принципы сознания Кришны очень приятны и им просто следовать. Но общее состояние современного мира не очень благоприятно для практики сознания Кришны. А семейная жизнь к тому же даже в ее самых лучших проявлениях имеет определенного рода проблемы. Поэтому, когда человек пытается практиковать сознание Кришны в обществе, которое полностью противоречит принципам сознания Кришны, то это становится очень сложным. Брахмачарии, скорее всего, плохо представляют себе это потому, что их жизнь течет размеренно и спокойно. Они живут в ашрамах. И они почти не сталкиваются с непреданными. Но у грихастх этот вопрос стоит остро, так как одной ногой они стоят в обществе преданных, а другой - в обществе непреданных.
Шрила Прабхупада сам лично дал много наставлений о жизни домохозяев. И как он упоминал, он был первым истинным саньяси, который сам устраивал свадьбы своих учеников. Потому что Шрила Прабхупада заботился о том, чтобы его ученики были в ашраме, который наиболее подходит для их духовного продвижения. Поэтому он дал очень много советов по семейной жизни. И конечно, сам провел много лет в ашраме домохозяина.
В моем случае это не так. По крайней мере, в этой жизни. Однако известно, что саньяси являются Гуру для всех варн и ашрамов. И, несомненно, грихастхам тоже необходимо руководство. В нашем движении много проповеди об отречении. Это хорошо. Потому что прогресс в духовной жизни означает то, что человек должен развить в себе непривязанность к материальному миру. Но поскольку многие преданные являются семейными людьми, грихастхами, то им тоже требуется определенное руководство. В первую очередь им необходимо руководство в том, как они могут духовно продвигаться в такой ситуации, которая, в общем-то, не предназначена для отречения. И вы опять вправе спросить: "Какой вы обладаете квалификацией, чтобы говорить об этом?"
Во-первых, я внимательно изучил все наставления Шрилы Прабхупады о семейной жизни.
Во-вторых, я много лет жил в Индии, где ведическая культура сохранилась в какой-то степени до сих пор. Там до сих пор в семьях соблюдаются семейные традиции. Путешествуя и проповедуя мне очень часто приходилось останавливаться в домах грихастх. И я сам лично видел как многие из них живут в большей или меньшей степени в соответствии с теми принципами, которые Шрила Прабхупада дал в своих наставлениях. 
В-третьих, я достаточно много размышлял об этих проблемах. Я думал о миссии нашего движения сознания Кришны, предназначенного изменить этот мир. Это движение основано для того, чтобы произвести культурную революцию и сделать так, чтобы люди могли строить свою жизнь на основе сознания Кришны. Благодаря этому они смогут достичь умиротворения и жить спокойной жизнью уже в этой жизни и в последствии вернуться обратно к Богу.
В связи с этим мы должны осознать одну очень важную вещь. Если мы хотим оказать широкое воздействие на этот мир, то мы, и это совершенно очевидно, не должны надеяться, что все люди станут брахмачариями и брахмачарини. Большинство людей в этом мире - это семейные люди. И они не очень то готовы, да и не склонны принять жизнь строгого отречения. И если мы хотим, чтобы наше движение росло, то мы не должны ожидать, что это будет просто движение монахов. Мы должны быть способны дать наставления людям о том, как они могут жить дома с семьей и развиваться в сознании Кришны. И это очень важный момент, который необходимо понять брахмачариям. 
Сейчас нередко можно видеть, что брахмачарии с умонастроением неофита очень скептически относятся к грихастхам. Они думают, что эти люди совершенно бесполезны, что они не такие отреченные, как я. Они не встают утром в 3.30 и не принимают холодное омовение. Они привязаны к своим женам и детям. Они полностью бесполезны. Глаза бы мои на них не смотрели. Но это абсолютно несерьезное, даже смешное отношение. Потому что те же самые брахмачарии выходят каждый день из ашрама и пытаются распространять книги все тем же домохозяевам.
Идея же распространения книг заключается в том, чтобы люди стали преданными Кришне. Если люди проявляют интерес к сознанию Кришны, мы должны поддержать их. Мы не должны отворачиваться от людей на том лишь основании, что они не в точности, такие как мы. Это совершенно не означает, что они не преданные. Если они интересуются тем, как постепенно перейти от жизни мясоедения, интоксикаций, незаконного секса и азартных игр к жизни, в которой они могут начать служение Господу, то мы должны приветствовать это. Если кто-то подходит к нам и говорит, что он интересуется сознанием Кришны, что мы говорим такому человеку? Мы же не будем уговаривать его сейчас же оставишь свою семью, детей, побрить голову и сразу же переехать жить в храм. И не говорим, что если ты сейчас же не сделаешь этого, то ты настоящий демон. Естественно мы этого не говорим. Мы вдохновляем людей изучать философию сознания Кришны и пытаться практиковать ее в своей жизни не меняя при этом своего положения.
И во многих странах мы видели, что преданные грихастхи способны вносит большой вклад в нашу проповедь. Часто они способны делать даже то, на что преданные, живущие в храме не способны. Особенно если у них хорошее положение в обществе и они могут встречаться с многими влиятельными людьми. Во многих странах преданные, живущие в храмах, сами не организуют фестивали и другие праздники. Все это делают прихожане, домохозяева. Преданным, например, живущим в храмах в Лондоне, Дурбане и других, даже не приходится беспокоиться об организации джанмаштами или ратхаятры. Потому что преданные грихастхи, т.е. прихожане, делают все сами: собирают лакшми, цветы, полностью выполняют всю работу по подготовке и проведению праздников. И из-за того, что преданные, живущие семейной жизнью не могут достичь того стандарта, который мы считаем идеальным, мы не должны осуждать их. Скорее мы должны вдохновлять их заниматься служением настолько, насколько они могут, в соответствии с их способностями. Поэтому мы должны быть достаточно зрелыми, чтобы обеспечить такое руководство ими, с помощью которого они смогут постепенно прогрессировать в сознании Кришны.
Брахмачарии, которые считают грихастх бесполезными, обычно грубы и строги по отношению к домохозяевам потому, что у них в сердце живет зависть. Они, вероятно, думают, что грихастхи наслаждают свои чувства, а они не могу. Очень глубоко у них в сердце живет это чувство зависти. Как правило, те преданные, у которых есть такая зависть, оскорбляют людей, которые пытаются быть преданными, насколько они это могут. Опыт показывает, что самые фанатичные брахмачарии через некоторое время сами женятся.
Мы должны понять, что если человек женат, то это еще не означает, что он менее духовно продвинут чем тот, кто не женат. Многие из самых дорогих Господу Чайтанье преданных были грихастхами. Например, такие как Шимананда Сен, Рамананда Рай и другие. Сам Чайтанья Махапрабху был женат дважды. Он был женат дважды не из-за того, что развелся. Его первая жена умерла. Шрила Прабхупада тоже прожил много лет в ашраме грихастхи. А Бхактивинода Такур провел там практически всю свою жизнь. У него было 13 детей. И одним из них был несравненный ачарья Шрила Бхактисидханта Сарасвати Госвами Тхакур Прабхупада Махарадж. Бхактивинода Такур написал столько много замечательных книг и песен. Он занимался широкой проповеднической деятельностью. Это доказывает, что можно быть чистым преданным и в ашраме грихастхи. И не только чистым преданным. Человек может быть даже великим ачарья.
Естественно мы не ожидаем, что все грихастхи могут быт великими ачарьями, но Прабхупада говорил, что наши грихастхи должны быть парамахамсами. И белый цвет одежды, которую они носят, соответствует цвету одежды парамахамсы. Брахмачарии, ванапрастхи и саньяси носят шафрановую одежду. Мужчины грихастхи, а также бабаджи парамахамсы носят белую одежду. И Шрила Прабхупада говорил, что наши грихастхи носят одежду цвета парамахамсы, поэтому они все должны стать парамахамсами.
Кто может жениться.
И после того, как я рассказал о великих грихастхах, кто не захочет вступать в брак? Но теперь я должен сказать всем брахмачариям: не женитесь. Потому что в действительности семейная жизнь - это очень большая головная боль. Если вы можете остаться брахмачарием - то это гораздо лучше. Вам ни о чем не нужно беспокоиться. Не нужно думать как достать денег, как дать образование детям, как найти время, чтобы прочитать свои круги между тяжелой работой. Все что должен делать брахмачарий - это служить Гуру и Кришне и возвращаться обратно к Богу. Очень хорошая жизнь. Самая лучшая. И если вы брахмачарий, то оставайтесь им. Но помимо брахмачариев более чем пятьдесят процентов населения в мире - это женщины. В Писаниях рекомендуется, чтобы все женщины вышли замуж. Шрила Прабхупада однажды сказал одному из своих учеников, что все брахмачарии должны остаться брахмачариями, а все женщины - выйти замуж. И тогда преданные спросили Прабхупаду, как же это возможно? Прабхупада ответил, что это вы уже должны сами устроить. Вы сами беспокойтесь об этом.
Но реальность такова, что большинство брахмачариев, к счастью или несчастью, женятся. Но все равно мы рекомендуем, что если вы можете оставаться брахмачарием, то это гораздо лучше. Если ваш ум не слишком обеспокоен желаниями наслаждать свои чувства, то не женитесь. Но если человек чувствует склонность к семейной жизни, или он не может больше выносить возбуждение своего ума, следовать всем аскезам жизни брахмачария, то, может быть, тогда ему стоит жениться. Иногда брахмачарии боятся жениться потому, что они думают, что все другие брахмачарии будут смеяться над ними. Но на самом деле этого не происходит. По крайней мере, в тех странах, где наше движение существует уже довольно долго. В России пока оно еще довольно молодо. Кроме того, у русских людей всегда наблюдалась склонность быть немного фанатичными. Однако у преданных должно быть понимание. Если кто-то хочет жениться, вы конечно можете проповедовать ему, чтобы он этого не делал. Но если он все равно хочет жениться, то ему лучше не препятствовать. Не стоит преследовать тех, кто хочет жениться. Но мы все таки рекомендуем тем брахмачариям, которые хотят жениться, в течение какого-то времени оставаться брахмачарием и некоторое время практиковать жизнь брахмачария. Это поможет вам стать сильным. Если вы проведете несколько лет как серьезный брахмачарий, то это даст вам жизненно важную подготовку. Многие преданные, которые в незрелом состоянии слишком рано женились, впоследствии встречались с множеством духовных проблем. Лучше какое-то время оставаться брахмачарием, жить отреченной жизнью, серьезно заниматься служением Кришне и изучать Писания. Таким образом, духовно окрепнув человек сможет принять зрелое решение, взяв на себя ответственность за будущую семью и детей. Это поможет. 
Плохо, когда человек только присоединившись к сознанию Кришны женится. Это очень плохо. Человек из вожделения не должен опрометью бросаться в семейную жизнь, как это обычно происходит в подобных случаях. Несомненно, что если человек испытывают очень большое сексуальное возбуждение или вожделение, он должны жениться. Но браки нужно устраивать осторожно и разумным образом. Для преданных моложе 30 лет, есть очень хороший совет. Если до этого вы еще не решили что вам лучше, жениться или оставаться брахмачарием, то в 30 лет вам лучше, наконец, принять это решение. Если вы надумаете жениться, то лучше это сделать не слишком поздно. Но в любом случае ваше решение должно быть зрелым. 
К этому времени нужно понять, можете ли вы оставаться брахмачарием. Это лучший вариант. Жизнь брахмачария лучше. Лучше в том смысле, что вы можете полностью сосредоточиться на духовной деятельности. Но это не будут лучшим решением, если вы останетесь в ашраме брахмачариев, но при этом будете испытывать слишком сильное возбуждение ума. Поэтому каждый должен очень серьезно подойти к решению этого вопроса и вынести зрелое решение. Серьезно обдумать - это означает, что вы должны все это обсудить с другими преданными.
В России я встретился еще с таким явлением, как множество неженатых мужчин, пытающихся практиковать сознание Кришны, но живущих дома. Это означает, что они не полностью посвящают себя духовной деятельности и сохраняют некоторую независимость. Но так или иначе они приходят в храм и участвуют в различных храмовых программах. По их мнению, это очень хорошая ситуация. "Я не должен полностью предаваться авторитету храма или храмовому образу жизни. Это слишком уж. Я к этому не очень готов. Я буду практиковать сознание Кришны выполняя какое-либо служение, но по-своему, на своем уровне". И они не являются брахмачариями - полностью предавшимися преданными. 
Иногда они носят шафрановую одежду. Я не знаю, почему они это делают. Вообще говоря, шафран означает преданность Кришне и духовному учителю и отречение от материального мира. Это не означает, что вы просто не женаты. В этом цвете гораздо больше смысла, чем вкладывают в него эти полубрахмачарии. И они должны либо полностью посвятить себя духовной миссии, либо жениться. Человеческая жизнь предназначена для ответственности. Либо вы должны принять ответственность становясь очень серьезным по отношению к духовной жизни, то есть полностью посвятив свою жизнь миссии санкиртаны, или же вы должны принять на себя ответственность заботясь об одной из многих незамужних женщин, которые приходят в наше движение. 
В противном случае вы пытаетесь избежать сложности жизни брахмачариев и сложности семейной жизни. Сложности жизни брахмачариев в том, что вы должны жить в аскетичных условиях, следовать авторитетам храма, рано вставать и т.д., т.е. следовать духовной практике. Но сложности семейной жизни несколько другого рода. Человек должен работать, доставать деньги. Это тоже очень аскетично. И, кроме того, существует еще много других проблем. И человек может подумать, что лучше всего избежать как сложности жизни брахмачария, так и сложности семейной жизни. На первый взгляд может показаться, что это очень разумное решение. Но на самом деле при таком положении невозможно быстро прогрессировать в духовной жизни. Для этого необходимо взять на себя определенную ответственность либо одним, либо другим способом.
Как человек должен устраивать брак.
Молодо - зелено.
Семейные люди могут подумать, что это к ним не относится. Но на самом деле это касается и их, т.к. они сами должны быть достаточно подготовленными, чтобы в будущем, когда их дети надумают жениться или выйти замуж, они смогли бы дать молодым людям квалифицированные наставления. В любом традиционном обществе по всему миру это одна из самых важных функций его старших членов. Особенно большое значение этому придавалось в ведической культуре. Старшие члены общества благодаря своему преклонному возрасту и той мудрости, которую они приобрели за свою жизнь, способны дать верные советы другим. Молодежь склонна принимать опрометчивые, незрелые решения. В молодости человек обычно действует не задумываясь. В ведическом обществе, так же как и в любом другом, старшие его члены направляли молодежь. К сожалению, в настоящее время и старики, и молодежь - агьяни, т.е. не имеющие знания.
Сейчас люди считают, что удовлетворение чувств - это единственная цель в жизни. Но при таком умонастроении они со временем не набираются ума и не становятся мудрее, а скорее на оборот, - глупеют. И мы надеемся, что грихастхи постепенно будут обретать самоосознание в сознании Кришны и приобретут способность помогать молодым людям проходить через сложные этапы семейной жизни, в которой существуют очень много проблем. В писаниях упоминается, что семейная жизнь состоит из одних проблем. Господь Капиладева говорит, что семейная жизнь полна дипломатии и политики.
Конечно, семейная жизнь в сознании Кришны не должна быть такой. Она должна быть идеальной. Но природа этого материального мира такова, что если даже у вас есть идеал, то реальность далеко не всегда соответствует ему. Между идеалом и действительностью всегда существуют различия. Поэтому перед вступлением в брак люди, как правило, пребывают в иллюзии, думая что нашли свой идеал и что все будет замечательно. Однако вскоре после свадьбы они начинают замечать, что все не так уж благополучно, как им представлялось вначале. 
Существует такой феномен, как влюбчивость, когда молодые мужчина и женщина под влиянием майи очень сильно привлекаются друг к другу. Они впадают в полную иллюзию и считают, что вся их жизнь должна быть посвящена удовлетворению желаний другого человека. В действительности же движущая сила майи - это вожделение. И после того, как молодые супруги насладились некоторое время семейной жизнью, они вдруг обнаруживают, что майя может действовать и по-другому. Вначале муж и жена считают друг друга чуть ли не полубогами с небес и ведут себя идеально. Но через некоторое время их отношения между собой меняются. Они начинают замечать, что семейная жизнь не такая уж и сладкая, как им представлялось вначале. 
И вот в этот момент старшие члены общества должны дать хороший совет. Старшие и зрелые грихастхи могут дать советы молодым грихастхам, чтобы наставить их на путь истинный, для преодоления неизбежных проблем семейной жизни.
Брак западный и индийский.
Дальше мы обсудим обычную ситуацию, когда мужчина и женщина влюбляются друг в друга. В современном обществе обычно так и происходит. Юноша и девушка встречаются, влюбляются друг в друга и затем женятся. Однако традиционная ведическая система в корне отличается этой. В Индии, например, до сих пор есть много людей, которые не видел и друг друга до самой свадьбы. Они встречаются впервые в момент заключения брака. Брак устраивают их родителями. На западе это считается несколько странным. "Как можно вступать в брак с тем, кого ты даже не знаешь?" На Западе бытует мнение, что нужно встречаться со своим будущим супругом, какое-то время близко общаться и хорошо узнать его и затем, если вы понравились друг другу, то можно и жениться. На Западе считают, что "заставлять" вступать в брак людей, которые не знают друг друга и у которых нет выбора - это очень жестоко.
Ориентация на совместную жизнь.
Однако статистика говорит об обратном. Индийские браки чрезвычайно долговечны. Индийские семьи живут гораздо лучше и счастливее, чем на Западе. Развод, как таковой, раньше вообще не был известен в Индии, по крайней мере, среди индусов. (В мусульманской части Индии, не придерживающейся ведических традиций, развод существовал.) Сейчас в Индии придумали слово, которое означает развод. Придумали его совсем недавно. Изначально в языке его не существовало. Второе появившееся слово, означающее развод, исходит из языка урдов, от мусульман. Но в изначальной ведической системе о разводе даже и мысли не возникало. Даже сейчас люди, вступающие в брак в Индии, и не помышляют о разводе. 
Из истории мы знаем, что и в западных странах некоторое время назад разводы были запрещены. Разводы вошли в жизнь людей и стали "нормальным" явлением совсем недавно. Но когда разрушается семья вряд ли это можно назвать нормальным явлением. На самом деле это очень печальное положение, ведущее к деградации общества из-за разрушения самой его основы - семьи. Многие люди считают индийскую систему браков очень плохой. Однако факты говорят, что она лучше западной.
Я долго живу в Индии и много путешествую по ней останавливаясь в семьях домохозяев. И мои личные наблюдения говорят о том, что семейная жизнь там гораздо более устойчивее и счастливее, чем на Западе. Печально конечно, что сейчас Индия пытается подражать западным странам и импортирует все западные идеи, вследствие чего все общество постепенно деградирует и люди все более и более скатывается в ад. Но изначальная культура там в какой-то степени сохранилась. И из нее можно извлечь много поучительного.
Ранний брак
Изначальная ведическая система заключения браков состоит в том, что юноши и девушки должны были вступать в брак в очень юном возрасте. Шрила Прабхупада рассказывал, что его теща вышла замуж в 4 года, а ее мужу в то время было 8 лет. Но факт вступления в брак еще не означает того, что дети уже могут живут вместе. Это происходит намного позже, когда они вырастают. Прабхупада объяснил, почему так делается. 
Как только люди достигают половой зрелости, у них пробуждаются очень сильные сексуальные желания. Но когда девушки (или юноши) знают, что у них уже есть муж (жена), их ум не беспокоится. А иначе они приходят в возбуждение и их ум пребывает в постоянном волнении. Сегодня мы видим, что и в школах, и на спортивных и игровых площадках умы юношей и девушек постоянно поглощены мыслью о противоположном поле. Они смотрят друг на друга и возбуждают друг друга. Поэтому ведическая система рекомендовала ранние браки. 
Сейчас в Индии эта система изменена. Но в деревнях люди до сих пор вступают в брак в раннем возрасте. Люди же среднего сословия из-за образования не вступают в брак как говорится "до последнего". И, тем не менее, все равно даже сейчас там много детских браков, даже, несмотря на то, что это противоречит закону. Однако никто серьезно этому не препятствует.
Как устраивать брак.
Подходящая семья.
Существует целая наука как устраивать браки. Когда в семье юноша или девушка достигают определенного возраста, родители их начинают искать подходящую семью, с которой они могли бы породниться. В особенности это относится к родителям молодой девушки - найти подходящего для нее мужа. Обязанность отца - позаботиться о своей дочери. И они подыскивают семью с подходящим женихом: спрашивают своих родственников, знакомых... Зачастую они обращаются к людям, чья профессия - устраивать браки.
Подходящая семья означает, что это должны быть люди того же сословия (касты) (в этой стране это не принимается), они должны быть людьми одного уровня и т.д.
В столице Бангладеш, Дакке, мы останавливались в доме, который находится в христианской части города. И даже, несмотря на то, что хозяева были христианами, обращенными в христианство несколько поколений назад, культура, которой они следовали, была сходной с индуизмом. Мы слышали, что наши хозяева получили предложение выдать замуж свою дочь за сына из очень богатой семьи. Но они отказали. Они посчитали, что их дочери и им самим будет очень неудобно с этой семьей. Т.к. семья юноши была очень богатой, а их семья среднего достатка, то они посчитали, что это будет слишком неудобно для них. Будет смущать слишком большая разница между ними.
Превосходство.
При заключении брака есть множество различных вещей, которые нужно учесть. Например, если юноша хорошо образован, то было бы неплохо, чтобы и его будущая жена тоже была достаточно образована. Особенно важно следить за тем, чтобы девушка не превосходила своего мужа в каких бы то ни было (любых) отношениях. Это означает, что она должна быть моложе, она не должна быть более образованной и из более богатой семьи и т.д. Потому что с психологической точки зрения для счастливой семейной жизни необходимо, чтобы юноша чувствовал свое как бы более высокое положение. У них должны быть похожие натуры. Прабхупада в одном из своих комментариев отмечал, что если юноша преданный и девушка тоже преданная, то их брак будет удачным. И также если юноша демоничной природы и девушка демоничной природы, то их брак тоже будет счастливым. Счастливые демоны. То есть нужно принимать в расчет умонастроение тех людей, которые вступают в брак.
Гороскопы.
Помимо выше названных доводов еще очень важны гороскопы этих людей. С помощью астрологии можно просчитать совместимость юноши и девушки. Астролог должен посмотреть нет ли в их гороскопах несовместимых звезд. Конечно не существует такого понятия как стопроцентная совместимость, но если, по крайней мере, просматривается 75% совместимости, то этого уже достаточно. Но если гороскопы указывают на слишком многие несовместимые вещи, то даже если и семьи согласны, и они одного уровня и во всех остальных отношениях у них все в порядке, все равно брак в этом случае не заключается. Я знаю многих молодых людей, которые ждали довольно долгое время, чтобы вступить в брак, по той лишь причине, что какую бы девушку, подходящую во всех отношениях, не находили их родители, все время в гороскопах что-то не совпадало. 
И в нашем Движении уже некоторое время обсуждается вопрос, нужно ли привлекать астрологию, когда речь заходит о преданных. Прабхупада в своих комментариях говорит о пользе астрологии. Но когда дело касалось личных отношений преданных, то Шрила Прабхупада не рекомендовал им посещать астрологов. Я понимаю это так, что те, кто предались Кришне, становятся полностью зависимы от Него. И что бы ни происходило с ними в будущем, они во всех отношениях зависят от Кришны. Поэтому для преданных нет необходимости пользоваться астрологией.
Но тот, кто собирается вступать в брак, так или иначе совершает какие-то материальные действия. В большинстве случаев люди вступают в брак потому, что у них есть какие-то материальные желания, которые они собираются осуществить. И они хотят удовлетворить эти желания в сознании Кришны, вступая в брак с преданными. Но поскольку это материальная деятельность, то для таких людей будет мудро воспользоваться астрологическим советом. 
Однако здесь возникает следующая проблема: как найти хорошего астролога? Аюрведа, например, тоже хорошая наука. Но в действительности очень трудно найти хорошего аюрведического врача. Подобным же образом джьотиш или астрология это замечательная наука, но очень трудно найти хорошего астролога. Дело в том, что это очень тонкая наука. Астрологический прогноз зависит не только от математических расчетов. Сделать, конечно, их должным образом необходимо. Но у астролога должно быть еще и некоторое внутреннее видение тех личностей, с которыми он имеет дело. По моим наблюдениям индийские астрологи не очень то хорошо знают как действует ум западного человека. С другой стороны я видел, что те западные преданные, которые занимаются астрологией, не очень опытны в определении астрологическими методами совместимости личности. Я это знаю из опыта. Мой друг преданный получил предложение вступить в брак. И один из западных преданных астрологов составил для этой супружеской пары гороскоп. Из него следовало, что у них совместимость на 99%. Это практически в любом случае невозможно. Самое лучшее можно было ожидать, что они будут друг другу подходящими партнерами. Но на самом деле все былоо не так. У них был очень неудачный брак.
С теоретической точки зрения астрология может принести какую-то пользу. И я это видел в Индии. Но я все-таки скептически отношусь к использованию астрологии в случаях, когда речь заходит о западных преданных. И хотя в Индии это считается одним из самых важных факторов в устройстве брака, на Западе это может быть не самым главным.
Проповедь системы варнашрамы.
Итак, мы немного поговорили о том, как устраивались браки в Индии. В связи с этим может возникнуть вопрос, какое отношение это имеет к нам, где культура и общество сильно отличаются от индийской. Шрила Прабхупада говорил, что хотел установить ведическую культуру по всему миру. Ведическая культура - это культура варнашрамы. А истинная сущность этой культуры - это сознание Кришны. Это наша цель. И мы должны знать что это за культура. Хотя мы, скорее всего, не сможем следовать ей во всех деталях, но, насколько это возможно, мы должны стараться следовать этой культуре. Сейчас индийскую культуру усиленно атакуют силы кали-юги. Но, тем не менее, люди там пока еще умеют совершенным образом устраивать свои браки. 
Совсем недавно там появились браки, которые называются браками по любви. Два человека влюбляются друг в друга и вступают в брак. И этот брак не устраивают их родители, как это предусматривается традицией. Интересно отметить, что все эти браки по любви в большинстве своем кончаются полным разрывом.
Что общего все это имеет с ИСККОН в России? Да, пока здесь нет полностью оперившейся системы варнашрамы. Но российские преданные многому чему могут научиться. В частности, я хотел бы предложить вам всем устраивать браки по ведической системе.
Не устраивайте "охоту" на преданных.
Если не устраивать браки по ведической системе, то происходят не очень хорошие вещи. Например, кто-то из преданных захотел вступить в брак. И он или она начинают охоту на преданных. Такой преданный начинает искать себе подходящего партнера. Это плохо потому, что создает нездоровую атмосферу в наших храмах. Лучше сделать так, чтобы этот человек мог обратиться к президенту, к своему авторитету в храме или к старшим грихастхам и изложил им свое желание о вступлении в брак.
Гуру и старшие преданные в вопросе о браке.
Духовные учителя ИСККОН по разному относятся к вопросу о браке своих учеников. Некоторые требуют сообщать им о своем решении жениться или выйти замуж, некоторые нет. Но в любом случае должны быть старшие преданные, к которым вы могли бы обратиться за советом. Как правило, президенты храмов не хотят, чтобы их преданные женились или выдали замуж. В большинстве случаев это означает, что они теряют их, теряют их служение. Поэтому они обычно могут проповедовать таким людям не жениться или не выходить замуж. Это, в принципе, неплохой совет. К тому же, как мы вчера говорили, семейная жизнь - это большая головная боль. Поэтому будет лучше, если вы избежите ее. Мы также говорили о том, что человек должен принять решение по этому вопросу и оно должно быть зрелым. Так или иначе должен быть какой-то старший преданный, к которому вы могли бы обратиться. Это все, в основном, относится к молодым людям. Поэтому будет лучше, если только что присоединившийся к движению преданный, даже если он и не собирается вступать в брак, все равно посоветуется со старшими преданными по этому вопросу.
Замечание о советах.
Некоторые думают, что они могу принимать советы только от своего гуру. Но шастры этого не утверждают. И это не является атрибутом традиционной вайшнавской культуры. Всегда должно быть много людей, которые могут помочь нам. Это нормально. К тому же большинство гуру не очень склонны путешествовать, и у них может быть очень много учеников. 
Поэтому в практической жизни, в каждодневной деятельности очень важно, чтобы был какой-то старший преданный, который мог бы направлять вас. Как правило, преданные не требуют к себе много внимания. Любой здравомыслящий человек, который хоть немного серьезен, не нуждается в ежесекундных указаниях что ему делать. Сознание Кришны - это очень простой и очень прямой процесс. То есть это не означает, что мы без конца должны подходить к какому-то старшему преданному и говорить: у меня вот эта проблема, вот такая проблема... 
Если у кого-то очень много проблем, то это означает, что такой человек духовно очень слаб. Разумеется, есть слабые преданные. Не все являются продвинутыми в духовном процессе. Я подвожу к мысли о том, что мы должны искать зрелого преданного, чтобы он мог посоветовать нам. Это особенно важно, когда речь заходит о молодых людях, которые собираются вступить в брак. В это время в их умах очень деликатная ситуация. Это очень трудное время для них. И в их умах может быть очень много необоснованных страхов и сомнений. Поэтому желательно в такие моменты получать правильные советы и определенное руководство со стороны старших преданных.
Как я говорил вчера в начале лекции, должно быть много брахманов-домохозяев, которые могут давать советы другим. Саньяси в действительности не должен говорить обо всех этих вещах. Он должен проповедовать только философию сознания Кришны. Он не должен заниматься всем этим общественным устройством. Но поскольку сейчас наше общество еще довольно молодое, и у нас нет достаточного количества старших и зрелых грихастх, то кто-то все равно должен осуществлять подобного рода руководство. Мы надеемся, что с течением времени будет больше таких старших преданных грихастх, которые смогут давать советы более молодым преданным.
ИСККОН - одна большая семья.
Есть еще один положительный момент, связанный с жизнью в Индии. Там существует очень тесная связь между всеми людьми, живущими в одной деревне. Люди из разных семей, поскольку они живут в одной маленькой деревне, очень близко связаны друг с другом. И поэтому дети там с самого раннего возраста обращаются ко всем старшим людям как к своему дяде или к своей тете. Такого рода атмосферу мы хотели бы создать в ИСККОН, чтобы у всех преданных были хорошие, доверительные отношения друг к другу. Чтобы молодой преданный всегда чувствовал, что в любой момент он может получить у старшего преданного какой-то совет, задать ему вопрос.
Прабхупада говорил, что наши храмы должны быть подобны большой семье. Он говорил, что президент должен быть как отец для всех преданных, а его жена - как мать. Это то, что должно быть в ИСККОН. В России наше движение пока очень молодое, но мы хотели бы попросить тех, кто старше других по возрасту, чтобы они помогали младшим в их житейских проблемах. Иногда бывает так, что люди, которые с физической точки зрения старше, могут быть младше тех, кто моложе их по возрасту, но большее время находятся в этом движении. Но те, кто старше с точки зрения тела, могут быть способны давать практические советы в обсуждаемых областях, даже тем, кто старше их с точки зрения духовной. В любом случае для человека, который хочет вступить в брак, лучше обратиться к президенту храма или к старшему преданному грихастхе. Или он может обратиться к гуру, если его гуру рассматривает такие вопросы. И он может попросить у них, чтобы они помогли устроить для него брак. Некоторые гуру принимают участие в устройстве брака своих учеников. Традиционно же саньяси не делали это
спонсоры раздела

Оцените статью:

  Рейтинг: 0,00 - 0 голосов

Поделитесь новостью с друзьями:

Подписаться на новости и статьи сайта
Похожие статьи
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Введите ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваша почта:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Внимание, перед отправкой своего
сообщения ознакомьтесь:
- с положением об ответственности
за оставленный комментарий/отзыв
- с правилами пользования sitename.ru