ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ И ШРИ ЧАЙТАНЬЯ  (1486-1533)   

Столетняя война в Европе, чума, междуусобицы и иго на Руси, казнь Жанны д,Арк, сожжение Яна Гуса, духовный и экономический спад в Северной Индии, находящейся под владычеством Делийского султаната, в Румынии господарь Влад Цепеш, известный шире как Дракула, до сих пор наводит ужас легендами о себе, падает Византия, цитадель европейской культуры... - всё это эпизоды столетия, предшествовавшего 1486 году.  
Безбожие, насилие, отчаяние тех, кто пытается героически воспрепятствовать этому, беспросветность мрачного средневековья и, как бы мы сказали теперь, "беспредел" характеризуют эпоху, которая предшествовала произошедшему в Индии событию.  
Это произошло в 1486 году весной, в день полнолуния, к тому же в день лунного затмения, когда индусы, зайдя по пояс в Гангу, повторяли священные мантры. В этот день над небом Гауды, так называлась в те дни Бенгалия, взошло солнце Шри Чайтаньи Махапрабху. Перед современниками и историками он предстал как великий религиозный реформатор, учитель и святой. Ближайшие сподвижники признали в Нем воплощение Самого Шри Кришны, причины причин, Верховной Личности Бога. Чайтанья Махапрабху присутствовал на планете 48 лет. Он продемонстрировал жителям сначала Бенгалии, потом Южной Индии, потом Северной процесс воспевания Святых Имен Бога и, как выражаются писания, "залил океаном любви к Богу" весь индийский субконтинент.  
Но однажды один из спутников Шри Чайтаньи удручено спросил: "Ты дал нам любовь к Богу, но что же будет с остальными людьми на земле, которые не слышат Твоего воспевания?" Шри Чайтанья успокоил Своего преданного, пообещав, что все жители Земли получат освобождение.  
Итак, мы решили заглянуть в исторические хроники и посмотреть, что же происходило на земле между 1486 и 1533 годами, в ту эпоху, когда по мнению индийских вайшнавов Сам Верховный Господь присутствовал на планете и ступал по её поверхности Своими лотосными стопами.  
Наши поиски не оказались утомительными. Расцвет, всплеск, начало, возрождение, перелом, открытия - всё это ознаменовывало интересующий нас -период. Нам оставалось лишь собрать все эти факты, избрать некоторый порядок и предложить эти факты читателю.  
Религиозная жизнь современников Шри Чайтаньи вступила в пору своего Бурного творчества.  
В России, как выражался Иосиф Волоцкий, "и на торжищах и в домах о вере любопение творяху". Происходят соборы, осуждающие еретиков. Но "заволжские старцы", напротив, осуждают "осифлян", противопоставляя их неиствости и "политичности" доктрину "нестяжательствТ". Нил Сорский провозглашает молитвенную жизнь в небогатой келье идеалом христианского поведения и находит множество сторонников и благожелателей. К ужасу "осиqлян" даже при дворе. Пишутся книги религиозного, фундаментального для русской духовной истории содержания. Старец Макарий в период с 1526 по 1542 со своими помощниками составляет "Читеи-Минеи", свод житий православных святых, по сути дела энциклопедию русского православия. Иосиф Волоцкий пишет свой "Правитель". Василий Патрикеев (в монашестве Вассиан) одно за другим пишет публицистические послания, полемизирующие с Иосифом. В монастырях наряду с религиозными текстами монахи начинают составлять и переписывать тексты светского содержания, среди которых помещаются тексты "ложных и отреченных книг". Иосиф Волоцкий и его сторонники, напоминая своим пафосом Нину Андрееву, объявляют "крестовый поход" против распространившихся "глумов", "басен и кощунов".  
Религиозные движения оформляются в то, что получило название Реформация.  
В 1494 г. монах-доминиканец Савонарола устанавливает республиканский строй во Флоренции и резко обличает папство.  
В 1517 г. Мартин Лютер оглашает свои 95 тезисов против индульгенций.  
В 1522 г. римский папа Адриан YI признает, что церковь имеет много недостатков.  
В 1524 г. Ульрих Цвингли отменяет католические мессы в Цюрихе.  
В 1525 г. правитель Пруссии Альберт Гогенцоллер, переходит в лютеранство со всей своей землей.  
В 1530 г. сподвижник Мартина Лютера педагог и богослов Филипп Меланхтон составляет Аугсбургское исповедание, вынуждая католиков признать протестантизм в Германии.  
В 1531 г. появляется Англиканская церковь при Генрихе YIII в Великобритании.  
Появляются католические религиозные ордена: капуцинов - в 1525, паулинов - в 1530. В 1531 году в Португалии возникает инквизиция. Игнатий Лайола, создатель ордена иезуитов, вынашивает в эти годы проект своей религиозной идеи.   
В 1532 известный религиозный реформатор Жан Кальвин начинает свою деятельность в Париже.  
В интересующий нас период попадает крестьянская война в Германии, которая возбуждалась призывами и откровениями радикального религиозного лидера Томаса Мюнцера.   
В 1531 г. польский ученый Николай Коперник распространил свою революционную теорию, которая описывала вселенную иначе, чем официальная церковь.  
Но не только Европа испытывает религиозные изменения и потресения. В самой Индии наряду с движением Чайтаньи появляется в 1519 г. религия сикхов Бабу Нанака. Японский буддизм ознаменовывается тем, что именно в эти годы создается знаменитая чайная церемония, являющаяся своего рода центральным "таинством" религиозной традиции дзен.  
В далекой Индонезии на острове Ява также происходит "своего рода возрождение". На поверхность выходят комплексы древнейших, "коренящихся в предклассовом обществе яванцев" воззрений и соответствующих им форм культуры. Наряду с распространяющимся исламом и синкретическими формами шиваизма и буддизма важнейшим поклоняемым Брожеством становится Батару Гуру, Божественный учитель, предводитель Богов. На востоке Явы в горах возникает величественный религиозный комплекс святилище Ганунг Пенанггунган.  
Государства начинают менять свои устройства и размеры.  
В "наш" период великие князья Иван III и Василий III завершают процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Русские княжества, объединеные Москвой выходят из вассальной зависимости от Золотой Орды и сами подчиняют Казанское ханство. Великий князь теперь называется "Божией милостью государь всея Руссии". Старое "Русь" меняется на новое названия "Руссия" или "Россия". В это же время появляется новый герб России двуглавый орел. Строится Гранавитая палата, возникает сама Красная площадь и в это же время отстраивается Кремль в том виде, в котором он известен современному миру. Псковский "кром" с его впечатляющей Гремячей башней также принял свой облик тогда - в 1525 г..  
Фактически родилось новое государство. В прошлом году россияне без особых торжеств отметили 500-летний юбилей первого юридического документа государства Россия "Судебника Ивана III 1497 года". В этом документе закрепляется право крестьян уходить от своих господ за неделю до и за неделю после Юрьева дня. Первая, так скажем, либеральная реформа.  
После успешного похода на Казань в 1487 году московские воеводы совершили походы на Вятку и присоединили к Московской Руси русских вятичей и арян-удмуртов в 1489 году. В 1499-1520 Москва присоединила верховья Печоры и совершила походы за Уральский хребет на Югру. В 1503 присоединены Черниговско-Северские земли. В 1510 присоединен Псков. В 1514 Москва отвоевала у Литвы Смоленск. В 1521 присоединено Рязанское княжество.  
И таким образом московское государство с 1462 г. по 1533 г. увеличило свои владения с 430 тысяч кв. км до 2800 тысяч кв. км.  
Русское государство ощущало свой подъем и устами одного из своих идеологов Филофея возвещало: "Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывати". Москва провозглашалась правоприемницей Византии, "третим Римом".  
Трансформировалась и социально-экономическая структура общества. Прежняя удельная форма владения, являющаяся причиной междуусобий, сменилась на поместную. Земля раздавалась во владение служилым людям. Вместо удельных князей появились наместники, назначаемые московским князем.  
Подобные центростремительные процессы происходят и в Европейских государствах.  
В 1492 г. испанские Фердинанд и Изабелла завершают реконкисту, разбив Гранаду, последний оплот арабов в Испании.  
В 1500 г. объединяется Франция. В это же время Генрих YII Тюдор кладет конец войне Алой и Белой Роз в Великобритании.  
В 1520 г. Карл Y коронуется римским папой, став императором "Священной Римской империи". Карл также становится королем Испании, Австрии, Нидерландов. В 1530 году войска Карла захватывают сам Рим.  
Азии тоже самое. Шах Исмаил основывает династию Сефевидов в Персии и в 1502 утверждает шиизм как государственную религии.  
Правитель османской империи Селим Первый с 1516 по 1517 удвоил свои владения, присоединив Египет, Алжир, Сирию. Его приемник Сулейман прорвался в Европу, захватив Белград, Будапешт, Хорватию. Он присоединил Армению, Персию, в 1529 году даже осадил Вену. Его правление было названо турками "золотым веком" Сулеймана.  
В 1504 году знаменитый Бабур стал правителем Кабула (Афганистан). А в 1526 г. Бабур основал империю Великих Моголов на территории Пенджаба и Делийского султана, которая в будущем расширялась и просуществовала до середины 19 века.  
В Китае в интересующую нас эпоху упразднялась политико-административная система уделов. Централицация усиливалась за счет того, что ванам и "стороннним родичам" раздаются "усадебные поля". Императорский клан в 14 веке состоит из 58 человек, в начале 15 век - 127 человек, в 1529 г. возрастает до 7939 человек. Таким образом, и в своеобразной социальной структуре Китая происходят укрепительные, устремленные к централизации процессы.  
Но не только большие, но средние и маленькие государства переживают свою "пору расцвета".  
В Княжестве Литовском в 1529 г. принимается 1-ый Литовский статут, возникает шляхетская республика.  
В Молдавии Стефан III Великий (1457-1504) добивается неограниченной власти.  Достигают расцвета Флоренция и Венеция.  
В 1490 году конголезский король Нзинга Нкву принимает христианство. В 1493 году нигерийская империя Сонгаи достигает расцвета. Эфиопский монарх Лебна Денгель (1508-1540) достигает "впечатляющих успехов в деле восстановления могущества и престижа эфиопской монархии".  
На рубеже 15-16 веков в Западной Сибири образуется из объединенных племен манси Вогульское княжество Пелым.  
Но не только цари и правители, "униженные и оскорбленные" тоже дожидаются своего "звездного часа". В Германии происходит уже упомянутая крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера. В Венгрии восстание под предводительством Дожи. В Молдавии - восстание Ивана Мухи. На южных окраинах России и Украины по Днепру, Дону, Волге, Тереку и Яику появляются общины казаков.   
Как же в это время ведет себя культура? Как развиваются литература, искусство, философия?  
Александр Сергеевич Пушкин в своей статье "О ничтожестве литературы русской" восхищается фонтаном западного ренессанса конца 15 века: "Европа наводнена была неимоверным множеством поэм..." и т.д. и т.п. Российская же словесность, как видно из заголовка, не внушила великому поэту энтузиазма. Но африканский темперамент Пушкина заставил его поспешить с выводами. Уже в конце XIX века становится ясно, что русская литература конца 15 века был всплеском распространения светской письменности на Руси. В издании "Памятники литературы древней Руси" том, посвященный второй половине 15 века, оказался самым обширным, почти все представленные в нем памятники относились к последней трети 15 века, некоторые тексты пришлось перенести в следующий том. Многие их этих литературных текстов связаны с именем Ефросиния, распространителя светской письменности, любителя и переписчика.  
Особый интерес вызывает у нас, конечно же, "Слово о рахманах и предивном их житии". По мнению исследователя Я.С.Лурье это "не просто рассказ о счастливых землях, а скрытая за ним утопия, и притом самая радикальная из утопий, известных на Древней Руси". Вот так выглядела в текстах Ефросиния эта мечта о стране без царей и вельмож: "В них же нет ни четвероногих, ни земледелия, ни железа, ни храмов, ни риз, ни огня, ни злата, ни сребра, ни вина, ни мясоедения, ни соли, ни царя, ни купли, ни продажи, ни свару, ни боя, ни зависти, ни вельмож, ни татьбы, на разбоя, ни игр... ". В "нагомудрецах-рахманах" этого текста мы, конечно же, узнаем индийских брахманов...  
В эту эпоху пишет свои иконы Дионисий, которому "присуща необычная яркость, праздничность, изысканность, которых он достиг, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески".  
Вокруг Москвы собираются труппы скоморохов с Петрушкой, медведями и т.п., зарождая своими представлениями русские театр, эстраду, цирк.   
Европейские достижения этого периода даже не требуют пояснений. Это Леонардо да Винчи, Сандро Ботичелли, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти, Челлини, Иероним Босх, Питер Брейгель, Альберт Дюрер, Лукас Кранах, Джорджоне Барбарелли, Тициан Вечеллио.  
В Англии складывается цикл баллад о Робин Гуде. Томас Мор пишет свою "Утопию", произведение породившее социалистическое мышление.  
Эразм Роттердамский создает свою "Похвалу глупости", откуда начинается не только современная сатира, но и свободная от схоластики философия вообще.  Франсуа Рабле дает жизнь неувядающему своим карнавальным юмором роману "Гаргантюа и Пантагрюэль".  
Пико дела Мирандола, итальянский мыслитель, восклицал оптимистически: "О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет!". Корнелиус Агриппа, напротив, охлаждает своих читателей максималистским пессимизмом. Никколо Макиавелли освобождает науку о политике от пут теологии, "поставив её на реальную основу - изучение самой действительности". Всё разнообразие мнений порождает Ренессанс этой необычной эпохи.  
И самое, наверное, важное. Печатаются книги! В 1500 году более 1300 штук печаталось в Париже, Кельне, Венеции, Риме. 500-1000 штук печаталось в Лондоне, Базеле, Вене, Неаполе, Лиссабоне, Гранаде, Барселоне, Копенгагене, Стокгольме. Около 500 - во Флоренции, Нюрберге, Лейпциге. Белорус Георгий Скорина в 1517-1519 г.г. печатает в Вильно "Библию" на славянских языках. В 1512-1513 первые пять армянских книг издаются Акопом.  
В Китае художник Вэнь Чжень-мин (1470-1559) создает свободную эскизную манеру письма. Мыслитель Ван Янмин создает учение, которое получает "славу международной философской школы".  
Японец Сэссю (1420-1506) создает знаменитую традицию монохромной живописи. Суко, основоположник чайной церемонии, обучает ей сёгуна Асикагу Есимасу, который был великим покровителем искусств. Знаменитый японский театр Но достигает к началу 16 века своих совершенных форм, но вдруг застывает в канонической традиции, прекращает порождать новые пьесы и существует уже без импровизаций как древний экзотический театр, впрочем, продолжающий трогать и удивлять сердца зрителей до сих пор.  
Узбекский поэт Навои создает в Герате свои знаменитые диваны...  
В империи османов Сулеймана "процветают искусства, литература, архитектура, ремесла, такие как ковроткачество и изготовление изразцов..."  
Мир ещё разбит на множества далеких и неведомых стран, но первая и решительная брешь в этой разрозненности мирового сообщества пробита. В поисках ничего бы то ни было, а именно, Индии португалец Барталомеу Диаш в 1487 г., обогнув мыс Доброй Надежды, вышел в Индийский океан. В 1492 году Христофор Колумб вышел из Барселоны, намереваясь достичь Индии, следуя в западном направлении. Он не достигнет Индии, но он откроет Америку. В 1497-1498 г. португалец Васко да Гама отправился в Индию и, наконец-то добился успеха. В 1497 г. Джон Кабот первым среди европейцев увидит Ньюфаунленд. В 1499 г. Америго Веспуччи назовет "Америкой" неизвестную землю. Педру Алвариш Кабрал в 1500 г., отплывая от Лиссабона в поисках Индии, откроет Бразилию. В 1512-1520 Магеллан и Элькано совершают кругосветное путешествие. В 1520 г. испанец Эрнан Кортес разобьет императора ацтеков Мантесуму II и покорит Мексику. В 1530 г. Франсиско Писсаро устранит претендующего на трон инков Атагуальпу и покорит Перу. В 1531 году будет основан Рио-де-Жанейро.  
Не только европейцы путешествуют и открывают. Полинезийцы маори именно в эту эпоху приходят и обживают свою Новую Зеландию.  
Не только отдаленные экзотические континенты открываются европейцами. Многие в Европе даже не подозревают о существовании Московии. Немецкий рыцарь Поппель, немецкий дипломат С.Герберштейн, итальянский путешественник Джовани Тревизано "открывают" для Европы Московскую Русь.   
Вот такие события происходят в мире между 1486 и 1533 г.г.. А по дорогам Индии Шри Чайтанья шествует босой в сопровождении своих спутников. Все, кто видят Его становятся Его преданными. То село, на которое ветер относит пыль, поднятую процессией поющих, начинает воспевать святые имена Кришны. И все, кто видели тех, кто видели Шри Чайтанью, начинали воспевать. И все, кто видели тех, кто видели тех, кто видели Господа Чайтанью, становились преданными Бога. В 1533 году Шри Чайтанья оставил эту планету, уйдя в Божество Тотагопинатх в Джаганатхапури, городе на берегу Бенгальского залива...  
В 1533 году внезапно умирает государь Руссии великий князь Василий III. Придворные интриги бояр Глинских и Шуйских колечат психику юного Ивана Грозного. Позже начинаются грозные годы опричины. В Париже Варфоломеевская ночь. В Англии казнят Томаса Мора. На юге Европы в Италии казнят Джордано Бруно. Пылают костры инквизиции. На место веселым Робину Гуду и Пантагрюэлю приходят трагедии Шекспира и печальный Дон-Кихот. Карл Y отрекается от своей священной императорской короны. Эфиопский монарх Лебна Денгель, как безумный шекспировский Лир, скрывается от врагов в своем бывшем королевстве. Ренессанс превращается в барокко, появятся материалистическая наука, атеизм, произойдут революции и смуты...   
Но неужели,- напрашивается вопрос.- уход великого ачарьи, духовного учителя, учащего своим примером, в котором вайшнавы признали Кришну, способен так сильно влиять на исторические события? Мы не поленились проверить эту закономерность, посмотрев даты ухода других широко известных вайшнавских ачарьев.  
Шрила Бхактивинода Тхакур уходит в 1914г. - и начинается мировая война. В конце 1915 г. уходит Шрила Гауракишора Бабаджи - во многих из воюющих стран возникает так называемая "революционная ситуация", которая таки выльется в ужасную революцию. Следующий ачарья Бхактисиддханта Сарасвати положит основание Чайтанья Матху и установит мурти Бхактивинода Тхакура в ряде храмов в 1918 г., восстановит таким образом движение воспевания мантры Харе Кришна - и мировая война прекратится. В 1937 году Бхактисиддханта Сарасвати покинет эту планету. В России начнется "37-й год". Япония нападет на Китай. Гитлер закончит милитаризацию германской промышленности и чуть позже захватит Австрию и тем самым начнет Вторую Мировую Войну. Следующий из ачарьев Бхактиведанта Свами Прабхупада, в те годы ещё просто Абхай Чаран, начнет по наставлению своего учителя издавать на английском языке журнал "Бэк То Годхед" в 1944 г. - советские войска и войска союзников начнут в это время наступление и разгромят в 1945-м фашистскую Германию и её союзников...   
Дни явления и ухода аватар Кришны или его великих преданных отмечаются вайшнавами всего мира как важные праздники. В этом году день явления Шри Чайтаньи Махапрабху приходится на 12 марта. В этот день в храме Общества Сознания Кришны в ДК ВОГ состоится церемония абхишеки. 15 марта в том же помещении состоятся публичный праздник и пир, посвященные дню явления Шри Чайтаньи.  
 А.Козлов