Хотя вышеприведенные размышления представляются вполне ло-
гичными, тем не менее у отдельных людей еще могут возникать воп-
росы, касающиеся наличия научнообоснованных доказательств, под-
тверждающих идею существования души. Конечно, даже если в дей-
ствительности и существует некая нематериальная субстанция, то
вряд ли мы можем ожидать ее легкого обнаружения посредством ис-
пользования материальных приборов и эмпирических методов наблюде-
ния. И все-таки определенная область научных исследований приво-
дит довольно ясные доказательства, говорящие о возможности обо-
собленного существования нашего сознания в абсолютно независимом
от физического тела состоянии.
Медицинские наблюдения предоставляют вполне реальную инфор-
мацию, описывающую предсмертные переживания (NDE) человека. Обыч-
но пациенты, испытывая на себе воздействие сильнейших травм, по-
лученных ими в результате несчастных случаев, внезапных присту-
пов различных заболеваний или просто находясь на операционном
столе, ясно осознают процесс отделения своего сознания от принад-
лежащего им тела. Например, люди, попавшие на операционный стол в
результате действия приступов сердечных заболеваний, впослед-
ствие утврждали, что им удавалось видеть свое собственное тело с
возвышающегося над местом проведения операции положения. Но, в
соответствии с современным медицинским пониманием, в это время па-
циенты находились в совершенно безсознательном состоянии.
Хотя подобные случаи и вызывают сомнение, тем не менее неко-
торыми авторитетными учеными были предприняты в этой области до-
вольно серьзные исследования. В число этих ученых входит доктор
Майкл Сабом, врач-кардиолог и профессор Медицинской школы при
\Emory\ Университете в Атланте (штат Джорджия, США). Поначалу
проявив довольно скептическое отношение к описанным выше случаям
фиксирования предсмертных переживаний, в дальнейшем, после прове-
дения более детальных исследований, это мнение им было полностью
изменено.
В своей книге "Воспоминания о смерти: опыт медицинских иссле-
дований", Сабом приводит дюжины документально подтвержденных при-
меров, описывающих предсмертные переживания пациентов. Например,
один мужчина рассказывал: "Я двигался вдоль стоянки автомобилей
по направлению к своей машине. Вдруг я потерял сознание. Я не
помню удара о землю. Следующее, что мне удается вспомнить, было
то, что я ощутил себя находящимся высоко над машиной, в парящем
состоянии. Я имел вполне реальное, правда, довольно странное чув-
ство, чувство свободного парения. Сверху я смотрел на свое соб-
ственное тело и видел подбегающих к нему четверых или пятерых че-
ловек. Я мог слышать и понимать все, что говорили эти люди".
Но главной темой книги профессора Сабома является подробное
описание проведенных им исследований в случаях с больными, пос-
традавшими от сердечных приступов. Сабом подразделяет их на две
группы. Первая группа, состоящая из 25 человек, не смогла ска-
зать ничего определенного о своих предсмертных переживаниях. Ког-
да он просил их более подробно описать свое состояние, испытан-
ное ими в момент сердечных приступов, никто не мог дать удовлет-
ворительного ответа.
Вторая группа состояла из 32 человек, и в нее входили пациен-
ты, которые смогли описать свои предсмертные переживания, ощущае-
мые ими в моменты сердечных приступов. Когда их просили описать
свое состояние, шестеро из них дали ответы, полностью соответ-
ствующие медицинским записям, полученным в ходе проведения опера-
ции, несмотря на то, что на данный момент эти люди находились в
абсолютно бессознательном состоянии. Результаты подобных исследо-
ваний подтверждают точку зрения, согласно которой все эти пациен-
ты фактически смотрели на свои тела и окружающую их обстановку с
внешних по отношению к их собственным телам позиций.
Таким образом, Сабом приходит к заключению:"Если человечес-
кий мозг действительно состоит из двух основных элментов - "ума"
и "интеллекта" (разума) - то тогда представляется вполне возмож-
ным, что процессы, сопутствующие состоянию предсмертной агонии
каким-либо образом способствуют мгновенному отделению от мозга
одного из его составляющих, а именно "интеллекта, происходящему
во многих конкретных случаях. По крайней мере, я склонен думать,
что ответ на данный вопрос следует искать в этом направлении.Гипо-
тезы, предполагающие бестелесное существование души, кажутся бо-
лее убедительными при наличии определенных, служащих их подтвер-
ждению, фактов. Возможно ли, что разум, отделяющийся от мате-
риального мозга, в действительности является душой, продолжающей
свое существование после прекращения функионирования нашего тела,
что полностью соответствует некоторым религиозным учениям? Это -
основной вопрос, встающий передо мной после более детального изу-
чения описанных выше различных видов предсмертных переживаний
(NDE)".
Ниже приводится другая категория научнообоснованных доказа-
тельств, наводящих на мысль о том, что в действительности наше
"я", воспринимаемое нами как сознание, может продолжить свое су-
ществование в отделенном от физического тела состоянии. К числу
подобных доказательств относятся так называемые "воспоминания о
прошлых жизнях". Здесь мы снова сталкиваемся с полем деятельнос-
ти, оставляющим много поводов для возникновения скептицизма. И
тем не менее, многими серьезными учеными были проведены кропотли-
вые исследования. Среди них такие ученые, как Ян Стевенсон, про-
фессор пихиатрии, преподающий в одном из университетов Штата Вир-
джиния (США). Стевенсон проводил углубленные исследования в об-
ласти реинкарнации (перевоплощения) памяти, сосредотачивая осо-
бое внимание на детских воспоминаниях в силу того, что дети обла-
дают меньшими, нежели взрослые, запасами всевозможных мотиваций,
позволяющих им им придумывать ложные факты, касающихся их прош-
лых жизней. В большенстве случаев Стевенсону удалось получить де-
тальное поддтверждение многих, полученных от детей, воспоминаний,
касающихся в первую очередь существования описанных ими мест и
личностей, включая в этот список и уже умершего к этому времни
человека, который по утверждению одного из детей, встречался с
ним в его предшествующей жизни.
Таким образом, с 1983 года Стевенсоном было зафиксировано
около 2 500 случаев реинкарнации памяти. Из них, по его утвержде-
нию, 881 случай был подвергнут тщательной проверке, и 546 ему и
его помощникам удалось найти подтверждения конкретными деталями,
так или иначе связанным (воспоминаниями о прошлых жизнях обсле-
дуемых субъектов. Иными словами, из всего количества проверенных
воспоминаний 62% в конечном итоге получили полное подтверждение.
Многие из подобных случаев вошли в четырехтомный компендиум,
озоглавленный Стевенсоном как "Типичные случаи реинкарнации памя-
ти", опубликованный издательством "Юниверсити Пресс", штат Вир-
джиния.
Доктор Петер Рамстер, психолог Сиднейского университета
Австралия) произвел подобные исследования, вовлекая в них взрос-
лых людей, которыми в состоянии гипноза высказывались вполне оп-
ределенные, касающиеся их предшествующих жизней, воспоминания. В
сопровождении независимых наблюдателей, он привел нескольких ис-
следуемых на места, описанные в их воспоминаниях, где ему и уда-
лось получить подтверждение даже мельчайшим деталям, зафиксиро-
ванных в их памяти.
В дополнении к вышеназванным фактам, Рямстером и Стевенсо-
ном также представляются доказательства случаев так называемой
ксеноглоссии (неожиданного знания иностранных языков, проявленно-
го в состоянии гипноза). Стевенсон рассказывает о случае, произо-
шедшем с американской домохозяйкой, которая в состоянии гипноза
могла довольно бегло изъясняться на древнешведском наречии, нес-
мотря на то, что а протяжении всей своей жизни она не имела о
шведском языке ни малейшего представления. Наличие подобных при-
меров указывает на то, что сознание, находящееся внутри данного
нам физического тела, могло предварительно существовать в различ-
ных физических телах и является способным сохранять определеную
информацию, касающихся своих предшествующих жизней.
Но на сегодня, обусловленные полученными материальной нау-
кой данными, заставляющими их отказаться от попыток постичь нема-
териальную природу своего сознания, люди склонны отождествлять
себя исключительно с умом и телом. Таким образом, они вынуждены
увеличивать эксплуатацию окружающей нас природы в целях удовлет-
ворения своих постоянно возрастающих материальных потребностей.
Проводимая в обстановке современной индустриально-городской циви-
лизации, подобная эксплуатаия в конечном итоге приводит к полно-
му экологическому расстройству в беспецендентно-глобальных мас-
штабах.
Бхагавад-гита и другие ведические писания дают нам теорити-
ческое понимание того, что наше сознание является полностью от-
личным от тела. Но для истинного восприятия подобных положений
существуют практические методы йоги и медитации, - одобные воспе-
ванию ХАРЕ КРИШНА - мантры, постепенно приводящие человека к по-
ниманию своего "я". В "Науке самоосознания" Шрила Прабхкпада го-
ворит: ""Каждый, кто занимается воспеванием ХАРЕ КРИШНА мантры, в
конечном итоге осознает, что он не является этим материальным те-
лом. "Я не принадлежу этому материальному телу, целиком пребываю-
щему в материальном мире. Я - духовная душа, являющаяся состав-
ной частицей Верховного Господа".
Понимание различия между нашими временной, материальной и
истинной, духовной, ипостасями является ключом к разрешению су-
ществующих ныне экологических проблем. В основании экологическо-
го здоровья нашей планеты лежит наука о сознании, включающая в
себя также и понимание истинной природы нашего духа.