В седьмой главе я отметил, что в ведической литературе есть много упоминаний о летательных аппаратах, называемых {виманами}. Многие {виманы} очень похожи на НЛО, а пилотирующие их пилоты наделены способностями, аналогичными возможностям энлонавтов. Имеются также существенные параллели между ведическими повествованиями о гуманоидах и соответствующими
сведениями из европейского фольклора. Но в европейском фольклоре сравнительно редко встречаются описания необычных летательных аппаратов.
Почему же европейский фольклор не склонен рассказывать о летательных аппаратах? Имеющиеся сведения позволяют предположить, что здесь речь идет о культурном феномене. Мы знаем, что одни человеческие сообщества пользуются самолетами, а другие даже сегодня этого не делают. Аналогичным образом, одни группы гуманоидов могут использовать летательные аппараты, а другие - нет. К последним могут относиться и способные жить в разных измерениях мистические существа, упоминания о которых сохранились в европейском фольклоре. Кажется, что похожие на них существа, о которых идет речь в ведической литературе (например, {наги}, речь о которых пойдет чуть дальше) тоже обходятся без летательных аппаратов. В то же время, такие существа как {дэвы, гандхарвы, данавы} и др. широко используют различные типы {виманов}.
В своей книге об НЛО и европейском фольклоре ("Измерения"; в русском переводе - "Великие загадки Земли. Параллельный мир") Жак Валле говорит, что современная вера в летающие тарелки "тождественна" прежней вере в {добрых людей}. В подтверждение он приводит множество примеров сходства поведения и способностей {добрых людей} и энлонавтов. Но среди приведенных примеров всего лишь в нескольких речь идет о использовании {добрыми людьми} летательных аппаратов.
Один пример взят из книги "Беседы о тайных науках", которая была написана в IX веке во Франции. В нем речь идет о четырех людях, которые были похищены и увезены на летательном аппарате:
Однажды среди других событий в Лионе произошло следующее: народ видел, как трое мужчин и одна женщина сходили с такого небесного челна.
Вокруг них собрался весь город. Люди возбужденно кричали: "Это волшебники, посланные Гримальди, герцогом Беневетским, врагом Карла Великого, уничтожить урожай франков!" Тщетно четверо невинных старались доказать, что они простые сельские жители и были увезены на короткое время удивительными людьми, которые показали им неслыханные чудеса и просили рассказать обо всем увиденном. Неиствовавшая толпа ... уже готова была предать их огню, когда на шум прибежал достопочтенный Агобард, епископ лионский... Услышав обвинения толпы и оправдания обвиняемых, он веско заявил, что и те и другие ошибаются.
В этой истории идет речь об "удивительных людях" - {сильфах}.
Парацельс считал, что они живут в воздухе и могут по своему желанию появляться перед людьми и исчезать.
Далее в своей книге Валле говорит: "Нам остается извлечь из народного фольклора рассказы, которые еще сильнее укрепят идею, что необычные летающие объекты с маленькими человечками наблюдались на протяжении всей истории человечества". Однако, к сожалению, Валле не приводит примеров похожих на НЛО объектов, фигурирующих в традиционном сказочном фольклоре.
Самый близкий из его примеров - "колесница со скрипучими колесами", которая с потрясающей скоростью взбиралась на холм. Ее тащили волосатые гномики, которых называют {лютенами}. Все это в пятидесятых годах прошлого века видела ночью группа женщин возле реки Эгре во Франции. Женщины свидетельствовали, что странная колесница "перепрыгнула через виноградник и затерялась в ночи". Валле, похоже, относит эту колесницу к типичному НЛО. Однако удивление здесь вызывает не колесница, а существа, тянущие ее. Даже если колесница и обладала удивительными свойствами (например, невесомостью), ее все же описывают как колесный экипаж, который нужно тянуть. Это плохо соотносится с описаниями типичных НЛО.
Валле также цитирует приводимый Эвансом-Венцом рассказ о воздушной битве {добрых людей}, которую наблюдали в Ирландии во время картофельного голода 1846-47 годов. Очевидец сражения говорил: "Я сам видел {добрых людей}, и многие другие тоже видели, как они сражаются в небе над Нок-Магом и дальше, по направлению к Голуэю". Но из этого рассказа еще не следует, что {добрые люди} сражались с НЛО. Свидетель скорее всего говорит о похожих на людей существах, которые прямо в воздухе сражались друг с другом.
О вышеупомянутых {сильфах} Франции IX века также говорится как об армии, марширующей по воздуху. Рассказывают, что "приняв человеческий облик, эти существа были видны в небе: вот они, облаченные в боевые одеяния, маршируют с оружием в руках, делают короткую остановку или разбивают лагерь и отдыхают в великолепных шатрах; или вот они на прекрасных воздушных кораблях эскадрами плывут по течению Зефира".
Имеется множество рассказов об армиях, которых видели в небе. Этому есть три возможных объяснения: (1) воздушные армии - иллюзия, мираж, вызванный естественными причинами, (2) это иллюзия, вызванная мистическими силами, и (3) армии состояли из существ, обладающих способностью левитации, которые действительно сражались в воздухе.
Первое объяснение может быть верным, если воздушные армии были видны смутно. Человеческое воображение могло превратить реальный мираж в иллюзорные армии в небе. С другой стороны, ко второму объяснению можно склониться в тех случаях, когда армии ясно видны. Примечательно, что известные миражи называют "Фата Моргана", используя латинизированную форму имени сестры короля Артура феи Морган ле Фей. Эти известные видения принимают форму городов или армий в небе, а традиция тоже говорит что {ши} обладают способностью создавать в небе удивительные иллюзии.
Уильям Корлисс собрал много примеров необычных миражей и атмосферных эффектов. Вот пример иллюзорной армии, которую видели в 1854 году в Вестфалии (Германия):
22 числа прошлого месяца множество людей у Будериха, деревни между Унной и Верлом, видели удивительное чудо природы. Незадолго до захода солнца они наблюдали, как бесчисленная армия, состоящая из пехоты, кавалерии и огромного количества фургонов, промаршировала через деревню. Видение было очень отчетливым, можно было разглядеть блестящие замки кремневых ружей и белую форму кавалеристов. Все войско продвигалось в направлении рощи Шафхаузер. Как только пехота и идущая следом кавалерия вошли в чащу, они и деревья сразу исчезли в густом дыму. Также отчетливо были видны два дома, объятые пламенем. С закатом весь феномен пропал. Правительство опросило 50 свидетелей, которые полностью подтвердили это удивительнейшее видение.
Отметим, что вооружение армии было типичным для 50-х годов XIX века.
Что касается ведической литературы, то подразумевается, что различные типы гуманоидов способны проецировать удивительные иллюзорные формы, которые могут воздействовать сразу на множество людей. Одно из названий такой иллюзии - {гандхарва-пура}, то есть "город {гандхарвов}", что подразумевает видение в форме летающего города. В то же время ведическая литература описывает и настоящие летающие города и сражения, когда воины маневрируют в воздухе с помощью силы левитации. Примером может служить сражение Арджуны с войском Хираньяпура, о чем речь шла в седьмой главе. Конечно, такие сражения скорее всего велись оружием, непохожим на используемое современным человечеством.
Можно сделать вывод, что воздушные армии существенно отличаются от тех кораблей, о которых сообщают в рассказах о типичных контактах с НЛО и они как правило иллюзорны. В то же время, некоторые рассказы об НЛО содержат упоминания о искусственно созданной иллюзии. Примером может быть история журналиста Эда Конроя об иллюзорном вертолете со сцепленными лопастями (см. главу 9). Другим примером является история, в которой свидетельницу Бадда Хопкинса Кэти Дэвис ночью заманили в продуктовый магазин, который превратился в припаркованный НЛО. Не исключено, что иллюзорные армии и иллюзии, создаваемые НЛО, строятся по одинаковой технологии, и, может быть, даже существами одного и того же вида.
Валле в разделе об НЛО в фольклоре далее упоминает, что в 1790 году под Аленсоном во Франции видели огненную сферу, которая, производя свистящий звук, летела с огромной скоростью, а затем приземлилась, отбрасывая языки пламени на траву. Из двери в сфере высунулась фигура, одетая в плотнооблегающий костюм. Существо сказало собравшейся поглазеть толпе несколько непонятных слов и убежало в лес. Затем сфера беззвучно взорвалась и сгорела.38 Здесь мы видим ранний рассказ о чем-то вроде катастрофы НЛО, но нет резона связывать его с традиционным сказочным фольклором.
Валее также приводит несколько интересных ссылок на истории неевропейской традиции, которые похожи на сообщения об НЛО. Например, индейцы {пайуте} говорят, что в Калифорнии некогда процветала высокоразвитая цивилизация {гав-масувов}. Эти люди "пользовались 'летающими каноэ', которые были серебристыми и имели крылья. Они летали как орлы и при этом гудели. Кроме того, они использовали очень странное оружие: маленькую трубочку, которая могла уместиться на ладони; с ее помощью они оглушали своих врагов, вызывая длительный паралич и ощущение, напоминающее 'множество уколов кактуса'". Такие трубочки часто упоминались в сообщениях об НЛО.
В итоге можно сказать, что в фольклоре, который исследовал Валле, летательные аппараты, напоминающие современные НЛО, иногда упоминаются, но очень редко. В частности, это верно в отношении кельтского фольклора. Однако, гуманоиды из европейского фольклора проявляют много черт, характерных для энлонавтов.