Хотя главной темой этой книги является изучение параллелей между феноменом НЛО и ведическими идеями, есть также близкая связь между этим феноменом и идеями, которые мы находим в других традиционных системах мышления. В отношении старого европейского фольклора эта связь уже широко освещалась Жаком Валле в книгах {Паспорт в Магонию} и {Измерения} [В русском переводе - "Великие загадки Земли. Параллельный мир"]. Наличие параллелей между этими традициями и традицией Вед также не вызывает удивления. В этой главе я рассмотрю треугольник связей между рассказами об НЛО, ведической традицией и другими древними традициями.
Эмпирические сведения об НЛО и феноменах, связанных с ними, весьма многочисленны, но они не согласуются с современными научными теориями, поэтому их трудно интерпретировать. Ведические взгляды на мир являются последовательной, полной значения системой философии и космологии, но не включают в себя данные современных наблюдений. Мой тезис состоит в том, что эти две сферы имеют тенденцию дополнять друг друга: феномен НЛО подтверждает ведические взгляды на мир, которые, в свою очередь, могут помочь нам понять феномен НЛО.
Валле сделал сходное утверждение относительно феномена НЛО и старого европейского фольклора, но недостатком представленных им материалов является небольшое число встречающихся в европейском фольклоре четких примеров летающих объектов, похожих на НЛО. Он проводит параллели в основном между поведением и способностями гуманоидных существ из фольклора и из рассказов об НЛО. Тем не менее, его исследования подтверждаются наличием большого сходства между ведическими взглядами на мир и представлениями о мире древних европейцев. Ведическая литература содержит множество описаний летательных аппаратов, и этим компенсируется слабость сравнения НЛО с европейским фольклором.
Я должен отметить, что сходство между историями двух древних традиций не имеет того же значения, как сходство сообщений о каком-то событии двух свидетелей. В случае с двумя свидетелями нужно выяснить, общались ли они друг с другом. Если нет, то сходство их рассказов показывает, что они описывают реальный факт.
Но этого нельзя сказать о сходстве двух древних традиций. Сама древность традиций подразумевает наличие широких возможностей их взаимовлияния. Я подозреваю, что имелись очень крепкие связи и взаимообщение между древними культурами Европы и Индии. Множество сходных моментов в ведической литературе и в европейском фольклоре имеет общее происхождение. В то же время, вполне возможно, что некоторые мировоззренческие аспекты, выдержавшие испытание временем как в Европе, так и в Индии, основываются на реальном опыте. Согласно такой точке зрения, контакты с НЛО должны быть просто современным примером такого опыта.
Вот один из примеров, которые Валле приводит для демонстрации связи наблюдений НЛО с древней европейской традицией. Летом 1968 года около 16.00 часов англичанка проезжала с попутчиком рядом со Стратфордом, когда они увидели в небе блестящий диск. Они остановились, чтобы понаблюдать за тем, как объект пикирует и вновь взмывает вверх. Рядом остановилась еще одна машина. После того, как диск скрылся за деревьями, она поехала дальше. Во время поездки она пережила удивительное проникновение в природу реальности, которое, по ее словам, преобразило ее личность. В тот же вечер после ужина она столкнулась со странным видением, о котором позже она говорила как о "человеко-скорпионе":
Комнатный свет освещал наружное пространство метра на три. Подойдя к окну, я увидела на освещенной площадке странную фигуру. Она повергла меня в состояние леденящего ужаса. Я не сомневалась, что это демон или дьявол; эту мысль, как я полагаю, подсказало мне мое западное восприятие... У него были собачьи или козлиные ноги. Темный шелковистый и пушистый мех этого создания блестел на свету. Оно, без сомнения, было человекоподобным и, как мне показалось, источало зло.
Притаившись, оно пристально, не мигая, смотрело на меня своими светящимися глазами цвета зеленого винограда, глазами без зрачков и с вертикальным разрезом. Они сияли и больше всего остального внушали ужас. Теперь, вспоминая, я думаю, что оно пыталось вступить со мной в контакт, но мой ужас помешал мне воспринять какое-либо адресованное мне послание. Если бы оно стояло в полный рост, то было бы высотой метра полтора или чуть ниже. На голове торчали острые уши; длинная морда придавала ему истощенный вид. Руки и пальцы казались тонкими, как прутья.
Здесь козлиные ноги и шелковистый мех отвечают традиционным европейским представлениям о демоне, тогда как глаза и изнуренная внешность типичны для существ, о которых сообщают в рассказах об НЛО. Являются ли традиционные европейские демоны в каком-то смысле реальными, и есть ли какая-то связь между ними и энлонавтами? Валле демонстрирует многочисленные параллели между посещениями НЛО и фольклором (как христианским, так и языческим), в котором фигурируют гуманоиды со сверхъестественными способностями. Сюда относятся упоминаемые в средневековых Римско-католических текстах суккубы и инкубы, а также феи и эльфы древней кельтской и германской традиций.
СКАЗОЧНЫЙ НАРОД
Кельтских гуманоидов по-английски обычно называют феями. Ясно, что этот термин охватывает несколько различных типов существ, хотя трудно добиться ясного описания всех их. Говорят, что некоторые из них выглядят как красивые люди, а другие уродливы; некоторые очень маленькие, а другие такие же высокие, как современные люди и даже выше. В ирландском языке феи называются "ши" (пишется Sidhe). Еще их называют {добрыми людьми} и {маленькими людьми}.
Значительным видом {ши} в Ирландии считаются {туа-де-дана} (Tuatha de Danann). Этим именем называют потомков богини Даны. В средневековой Ирландии Дану называли Бригиттой; возможно она ассимилировалась христианством как св.Бригитта. Согласно традиции, когда сыны Мила (предки ирландцев) впервые пришли в Ирландию, {туа-де-дана} были полновластными хозяевами страны. Когда люди захватили остров, {туа-де-дана} остались, но благодаря своим мистическим силам стали невидимыми. Однако, они продолжают общаться с человеческим обществом: их видят ясновидящие и те избранные ими люди, перед кем они становятся видимыми.
Согласно этнографу Уолтеру Эвансу-Венцу, бытовало верование, что иногда {ши} рождались среди кельтов как их короли. Он указал на литературные свидетельства, указывающие что король Артур считался такой инкарнацией. Также он отметил, что в легенде о короле Артуре многие люди, связанные с королем, рассматривались как воспитанники фей или представители их расы. Например о Экскалибуре - мече Артура - говорили, что он сделан в мире {ши} - на Авалоне. Его защищала огненная женщина, которую звали Хозяйкой Озера, а его сестра Морган-ле-Фей была феей.3 (По-французски "фей" - "фея").
Это показывает, что согласно ранней кельтской традиции люди достаточно широко и близко общались со сверхчеловеческими расами, жившими или на Земле, или в невидимых мирах, непосредственной с ней связанных. То же самое можно сказать о древнем ведическом взгляде на мир. Кстати, {Бхагавата Пурана} говорит о {данавах} - потомках богини Дану. Среди {данавов} различают {нивата-кавач}, {пани}, {калей} и {хиранья-пураваси}, о которых я несколько раз упоминал в предыдущих главах. Согласно лингвисту Роджеру Уэскотту есть культурная связь между ведической Дану и ирландской богиней Даной.
Валле проводит параллели между рассказами об НЛО и историями о {ши} в кельтской традиции. Например, известно что энлонавты таинственным образом появляются перед глазами людей и исчезают; это же характерно для фей. Так, Эвансу-Венцу Джон Макнил с Барбары (острова в Западных Гебридах Шотландии) рассказал следующее:
Старые люди, по их словам, не знали, состояли ли эльфы из плоти и крови или были духами. Они видели их в человеческом обличье, но только значительно меньшего роста. Я слышал, как мой отец рассказывал, что феи имели обыкновение приходить и разговаривать с людьми и затем мгновенно исчезать на глазах у изумленных очевидцев...
Феи, как считали многие, - это духи, способные по своему желанию то появляться, то становиться невидимыми. И когда они уводили с собой людей, то забирали и тело, и душу.
Такое свидетельство заставляет думать о феях как о существах физических, так как они уносили людей, и в то же время они кажутся эфирными, так как могут появляться и исчезать по желанию. Такое же противоречие постоянно встречается в рассказах о похищении людей НЛО. Аналогичные описания есть в ведических историях, и я буду детально обсуждать это в десятой главе.
В ведической литературе есть много рассказов о появляющихся и исчезающих гуманоидах, которые иногда уносят людей в другой мир. Говорится, что они осуществляют эти действия посредством особых сил ({сиддхи}), и это подразумевает взаимодействие ума, эфира и грубых физических элементов. Истории Дурьйодханы, а также Арджуны и Улупи (см. главу 6) показывают, что ведические гуманоиды похищали людей путем, который имеет параллели с некоторыми случаями НЛО.