{Бхагавата Пурана, Махабхарата} и {Рамаяна} - три важнейших труда в индийской ведической традиции. В шестой главе я отметил, что эти три текста содержат много интересных материалов, касающихся воздушных кораблей, называемых {виманами}. Кроме того, они описывают различные расы человекоподобных существ, управляющих этими кораблями, а также имевшие место в глубокой древности социальные и политические связи между этими существами и земным человечеством.
Для некоторых эти материалы не имеют никакой ценности, так как кажутся фантастическими и мифологическими. Так, индийский уфолог Канишк Натхан отвергает древние религиозные тексты Индии на то основании, что они содержат преувеличенные описания подвигов богов. Он считает, что это просто поэтика, в которой "пишущий не сообщает о реальных событиях, а позволяет своей фантазии двигаться в любом направлении, куда ни заблагорассудится".
Он также указывает на то, что тексты эти относятся к донаучной эре, поэтому "отражая культурное, технологическое и научное знание того исторического периода, писатель мог, захваченный общим и избегая деталей, придумать несуществующие факты и ситуации".
Однако, можно возразить: никем не доказано, что древние писатели занимались только поэтическим вымыслом и не обращались к фактам. Это современное предубеждение - считать, что каждый, имеющий духовные интересы, должен придерживаться ненаучных воззрений, и рассматривать все, написанное им, как плод воображения. Такая точка зрения существует с тех пор, как все факты и идеи стали примеряться к механистической модели мира, которая отвергает древние религиозные идеи как досадное заблуждение.
Но, тщательно изучив феномен НЛО, мы найдем многочисленные эмпирические наблюдения, полностью противоречащие нашему удобному механистическому взгляду на мир. Примечательно, что этот аномальный материал - начиная с физической невозможности движения НЛО и заканчивая существами, проходящими сквозь стены - естественным образом вписывается в духовноориентированную космологию древних ведических текстов. Поэтому имеет смысл рассмотреть возможность того, что авторы этих текстов представили звуковое описание реальности, которую они ощущали, а не просто дали разгуляться своему воображению.
Виманы общего назначания
В предшествующей главе я познакомил вас с историей {вимана} Шалвы, о котором говорится в {Махабхарате} и {Бхагават Пуране}. Это был большой военный корабль, который мог нести войска и вооружение. Шалва получил его от инопланетного эксперта-технолога Майя Данавы. В {Пуранах} и {Махабхарате} есть также много упоминаний о {виманах} меньших размеров, включая прогулочные суда, рассчитанные на одного пассажира. Как правило, их использовали {дэвы} и {упадэвы}, а не люди.
В этой части я приведу ряд примеров, показывающих, что {виманы} встречаются как обычный элемент во многих историях, поведанных в этих текстах. Каждый эпизод взят из большей истории, и невозможно представить в книге эти истории полностью. Отобрав эти примеры, я хотел показать что {виманы} часто упоминаются в {Пуранах} и {Махабхарате}. Повидимому, они были так же привычны людям древней ведической культуры, как для нас сегодня самолеты.
Сначала рассмотрим случай, когда Кришна убил питона, пытавшегося проглотить Его отца, царя Нанду. Кришна устроил так, что душа змея перенеслась в новое тело, тело небожителя {видьядхары}. Эта душа уже имела такое тело до того, как попала в тело змея. На вопрос Кришны о причинах падения змей ответил:
Я был известным видьядхарой по имени Сударшана. Я был очень богат и красив и летал повсюду на своем воздушном корабле. Однажды я увидел уродливых мудрецов, потомков Ангиры Муни. Гордясь своей красотой, я посмеялся над ними. Из-за этого греха они прокляли меня, и я принял этот низкий облик.
В этом абзаце санскритское слово {виманена} переведено как "на воздушном корабле". Похоже, что это был небольшой личный летательный аппарат.
Рассмотрим еще один похожий случай. Кришна освободил душу царя Нриги, томившегося в теле ящерицы, и наградил его небесным телом. Когда царю пришло время отбывать, за ним прибыл {виман} из другого мира:
Сказав так, Махараджа Нрига обошел вокруг Господа Кришны и коснулся своей короной стоп Кришны. Получив разрешение уйти, царь Нрига на виду у всех присутствовавших поднялся на борт прекрасного небесного корабля.
В следующем случае мы видим какой эффект произвела на пилота {вимана} прекрасная женщина. Мудрец Кардама муни описывает красоту совей будущей жены, Девахути, ее отцу, Сваямбхуве Ману:
Говорят, что когда великий {гандхарв} Вишвавасу увидел, как твоя дочь играла с мячом на крыше дворца, он оцепенел, потеряв голову от любви, и выпал из своего воздушного корабля. Она и впрямь была прекрасна: колокольчики у нее на ногах нежно звенели, а ее глаза все время находились в движении, следя за полетом мяча.
Очевидно что у видьядхары был небольшой одноместный {виман}. Возможно, он не был должным образом оборудован пристяжными ремнями и сильно наклонился, когда пилот старался рассмотреть Девахути.
Женившись на Девахути, Кардама Муни решил однажды взять ее в путешествие по вселенной. Для этого он проявил роскошно убранный воздушный дворец (как обычно, называемый {виманом}). Мудрец Майтрея рассказывает историю этого дворца своему ученику Видуре:
Майтрея продолжал: "О Видура, желая доставить любимой жене удовольствие, Кардама Муни призвал на помощь свои мистические силы и в мгновение ока построил воздушный дворец, который мог летать, послушный его воле.
То было чудесное сооружение с колоннами из самоцветов, украшенное драгоценными камнями и способное исполнять любые желания. Дворец был уставлен всевозможной мебелью, а его кладовые ломились от сокровищ, которых со временем становилось все больше и больше...
Отборные рубины на бриллиантовых стенах дворца сверкали, словно глаза. Его залы украшали чудесные балдахины и арки из литого золота.
Тут и там во дворце можно было увидеть живых лебедей и голубей, а также искусственных лебедей и голубей, которые были так похожи на живых, что настоящие лебеди беспрестанно кружили над ними, принимая за живых. Голоса этих птиц были слышны во всех уголках дворца.
Во дворце были площадки для игр и развлечений, комнаты для отдыха, спальни, а также уютные внешние и внутренние дворики. Увидев все это, мудрец сам замер от изумления.
Мудрец был удивлен, так как он не создавал проекта воздушного дворца и не имел детального представления о нем. В ответ на свое ментальное приказание он получил летающий дворец из "системы обеспечения вселенной", так как своим аскетизмом и практикой {йоги} заработал хорошую карму. Чтобы понять происшедшее, надо рассмотреть некоторые основные черты ведической концепции вселенной.
На протяжении веков для описания вселенной использовались различные аналогии. Последователи Аристотеля сравнивали вселенную с живым организмом, а ранние позитивисты - с часами. Чтобы понять ведическую концепцию вселенной, можно использовать современную идею компьютера с многоуровневой операционной системой. Винчестер такого компьютера содержит программы, которые можно запустить, введя оговоренное слово-код. Когда код введен, соответствующая программа начинает выполняться - если пользователь имеет соответствующий статус. В противном случае код будет просто бесполезным словом.
Обычно статус пользователя подтверждается паролем, который вводится в начале сеанса работы на компьютере. Пароли разных пользователей определяют их различные статусы. Над всеми пользователями находится суперпользователь (так он называется в операционной системе Unix), который может полностью контролировать все программы в системе. Часто он отвечает за создание целой системы, загружая в компьютер различные прикладные программы.
В соответствии с ведической концепцией вселенная имеет сходную организацию. Суперпользователь - Верховное Существо, которое проявляет всю вселенскую систему. В этой системе существует иерархия живых существ, обладающих различным статусом. Существа на обычном человеческом уровне обладают многими замечательными способностями (например, речью), а такие существа, как Кардама Муни, которые находятся на более высоком уровне, могут проявить большие способности. Научившись пользоваться какой-либо энергией, мы склонны воспринимать это как должное, а совершенно не имея к ней доступа, мы начинаем рассматривать ее как нереальную и мифологическую. Но все эти способности (включая и способность вызывать летающий корабль) являются просто программами, встроенными суперпользователем в систему вселенной.
Параллели между ведической концепцией вселенной и компьютером будут еще нагляднее, если ввести понятие системы виртуальной реальности. С помощью компьютера можно создать искусственный мир, а сенсорный интерфейс создаст у человека иллюзию пребывания в этом мире. Например, небольшие телевизионные экраны, закрепленные перед глазами, дадут ему возможность видеть виртуальными глазами виртуальное тело в искусственном мире. Подобным образом, человека можно оснастить тактильными датчиками, которые дадут ему возможность ощупывать виртуальные объекты руками виртуального тела. Для управления движением виртуального тела могут быть использованы датчики, реагирующие на сокращения мышц и нервные импульсы.
Таким образом в виртуальный мир может войти сразу много людей, которые через свои виртуальные тела смогут взаимодействовать, даже находясь в реальности далеко друг от друга. В соответствии со статусом, предоставленным суперпользователем компьютера, различные виртуальные тела могут обладать разными способностями, и некоторое из них можно вызвать, произнеся слово-код - {мантру}.
Сверхмощная система виртуальной реальности представляет собой метафору ведической вселенной {майи} (иллюзии), в которой наделенные сознанием души ошибочно отождествляют себя с материальными телами. Конечно, эту метафору не следует принимать буквально. В действительности вселенная не является результатом выполнения программы цифровым компьютером. Скорее это система взаимодействующих энергий, которая, согласно ведической концепции, имеет черты разумного замысла и организацию, напоминающую созданные человеком компьютерные системы.
Но вернемся к истории Кардамы Муни. Получив этот чудесный летающий дворец, он с женой отправился в путешествие по различным планетным системам:
Довольный женой, Кардама Муни наслаждался в своем воздушном замке не только на горе Меру, но и в садах Вайшрамбхака, Сурасана, Нандана, Пушпабхадрака и Чайтраратья, а также на берегах озера Манаса-саровара.
Так он путешествовал с одной планеты на другую, подобно ветру, который веет повсюду, не встречая преград. Передвигаясь по воздуху в своем великолепном, излучающем сияние воздушном замке, который летал, послушный его воле, он превзошел даже полубогов.
В санскритском оригинале {дэвы} названы {вайманиками}, то есть "теми, кто путешествует на {виманах}". Санскритское слова {лока} (планета) может относиться как к другим физическим планетам, так и к мирам высших измерений, которые не воспринимаются чувствами обычного человека.
Идея вызова вселенской программы фигурирует и в другой истории о {вимане}. В ней говорится о Нараяна-каваче - разновидности мистической брони, которую можно вызвать, произнося имена Верховного Существа. (Нараяна - имя Всевышнего, а {кавача} - броня.) Однажды брахман Каушика воспользовался этой броней и позже оставил физическое тело. Еще позже царь {гандхарвов} Читраратха, пролетая над останками тела Каушики, испытал странное воздействие на свой виман:
Однажды царь Гандхарвалоки Читраратха, окруженный множеством прекрасных женщин, пролетая на своем корабле над местом, где умер брахман, поравнялся с телом брахмана. Внезапно что-то вынудило корабль Читраратхи упасть с неба. Великие мудрецы {валакхильи} приказали пораженному Читраратхе бросить кости брахмана в текущую поблизости реку Сарасвати. Он сделал это и, прежде чем вернуться домой, совершил омовение в реке.
Пример использования {вимана} в военных целях можно найти в истории Бали, царя Дайтьев. Корабль Бали, очень похожий на {виман} Шалвы, тоже был построен Майа Данавой. Он был использован в большой битве между дайтьми и дэвами:
Приготовившись к сражению, известнейший главнокомандующий Махараджа Бали, сын Вирочаны, сел в прекрасный корабль Вайхаясу. О царь, этот чудесно укарашенный корабль был создан демоном Майей и оснащен оружием всех видов. Невозможно постичь и описать его. Он то был виден, а то нет. Сидя в этом корабле под чудесным защищающим зонтом и обмахиваемый наилучшей {чамарой}, Махараджа Бали, окруженный своими полководцами и командирами, казался освещающей все стороны света луной, взошедшей вечером.
Мой последний пример {вимана} взят из истории жертвоприношения Дакши.
Сита, супруга Господа Шивы, хотела посетить жертвоприношение, которое устраивал ее отец Дакша, но Шива не желал чтобы она присутствовала там, так как Дакша был недоброжелательно настроен по отношению к нему. Сати, увидев родственников, летящих в {виманах} на церемонию жертвоприношения, упрашивает мужа отпустить ее туда:
О нерожденный, о синешеий, не только мои родственники, но и другие женщины, наряженные в красивые одежды и украшенные драгоценностями, направляются туда со своими мужьями и друзьями. Взгляни на небо, которое стало таким прекрасным, оттого, что по нему плывут вереницы белых, как лебеди, воздушных кораблей.
Все существа, упомянутые здесь, - {дэвы} или {упадэвы}. Из этого и других примеров мы можем видеть, что {виманы} воспринимались как обычное средство передвижения существ этих категорий.