Ведическая литература Индии содержит много описаний летательных аппаратов, которые называются {виманами}. Их можно подразделить на две категории:(1)изготовленные людьми машины, которые напоминают самолет и летают с помощью крыльев, схожих с крыльями птиц, и (2) неочерченные структуры, летающие мистическим образом - они, как правило, сделаны не людьми. Описания первого рода встречаются в основном в средневековых санскритских трудах, посвященных архитектуре, автоматике, военным осадным машинам и другим механическим конструкциям. Что касается {виманов} второго рода, описание которых можно найти в таких древних текстах, как {Риг-Веда, Махабхарата, Рамаяна} и {Пураны}, то они имеют много сходного с НЛО. Кроме этого, есть еще одна книга, озаглавленная "Вайманика-шастра", которая была продиктована в трансе в нынешнем веке. Утверждают, что она является проявлением некой древней работы, сохранившейся в записях {акаши}. Эта книга содержит подробное описание {виманов} обоих категорий.
В данной главе я рассмотрю часть доступной литературы по {виманам}, начиная с текстов, датируемых поздней античностью, и заканчивая средневековыми. Некоторые детали более позднего материала описаны В.Рагхаваном в статье "Янтры. Механические приспособления в Древней Индии". Я начну с общего обсуждения древнеиндийской науки о машинах, а затем вернусь к летающим машинам.

Машины в древней и средневековой Индии
На санскрите "машина" - {"янтра"}. В {Самарангана-сутрадхаре} царя Бходжи слово {янтра} определяется как то, что "контролирует и направляет, согласно плана, движение вещей, каждая из которых действует в соответствии со своей собственной природой". Есть много разновидностей {янтр}. В качестве примера можно привести {тайла-янтру} - колесо для помола зерна и выдавливания из семян масла, вращаемое идущими по кругу быками. Другой пример - военные машины, типа тех, что описаны в {Артха-шастре} Каутильи (III век до н.э.). Сюда входят такие машины, как {сарвато-бхадра} - вращающееся колесо для метания камней, {шара-янтра} - машина, метающая стрелы, {удгхатима} - машина, разрушающая стены железным тараном, и многие другие.
Конструкция этих машин понятна и в их существование легко поверить. Но есть и другие описания, которые с точки зрения современной исторической мысли кажутся заслуживающими меньшего доверия. Так Рагхаван упоминает средство, которое могло вызвать бурю, чтобы деморализовать вражеские ряды.
Такое оружие упоминается и римским писателем третьего века Флавием Филостратом, описавшим мудрецов Индии, "которые не сражаются с захватчиками, но отражают их атаку с помощью небесных орудий - грома и молнии - ибо они святые мужи".
Филострат говорит, что этот вид огненного или ветряного оружия использовался, чтобы отразить вторжение в Индию Геркулеса Египтянина. Кроме того, есть также апокрифическое письмо Александра Великого, в котором он рассказывает своему наставнику Аристотелю, что также сталкивался с этим оружием.
Современная наука склонна рассматривать работы Филострата как вымысел, но они доказывают, что во времена Древнего Рима среди определенного круга людей имели хождение истории о необычном огненном и ветряном оружии Индии. В {Махабхарате} и других древних эпических произведениях неоднократно упоминаются такие сверхмощные виды оружия, как оружие воздушного потока {вайявья-астра} и огненное оружие {шатагхни} ("сто убийц"). Как правило, оружие, описанное в более древних текстах, имеет большую разрушительную силу, чем то, чье описание содержится в поздних трудах. Некоторые приписывают это фантастическому воображению древних писателей или их современных редакторов. Но это можно также объяснить и как прогрессирующую потерю знания в результате ослабления древнеиндийской цивилизации из-за коррупции и перелицовки ее иностранными завоевателями.
Можно спорить о том, были ли известны в древней Индии ружья, пушки и другие виды огнестрельного оружия, и было ли это знание постепенно утрачено к началу христианской эры. Эта тема пространно обсуждается в книге Густава Опперта.

Роботы и другие автоматы
Роботы составляют другую категорию необычных машин. В светской санскритской литературе есть много историй о {янтра-пурушах} - механических людях, которые могут вести себя как человеческое существо. Примером может служить история из буддийской {Бхайшаджья-васту}, которая повествует о художнике, пришедшем в страну {яванов} и посетившего там дом {янтрачарьи} - учителя механико-инженерной науки. Там он встретил девочку-машину, которая омыла ему стопы и казалась человеком, пока он не обнаружил, что она не может говорить.
Подобного рода фантастические описания роботов часто появлялись на страницах развлекательной художественной литературы; они могут иметь тот же статус, что и роботы в современной научной фантастике. Однако имеется множество вполне заслуживающих доверия описаний автоматов, которые действительно были сконструированы и использовались во дворцах богатых царей. Сюда входят: поющие и танцующие птицы, танцующий слон, точные хронометры с двигающимися фигурками из слоновой кости и астрономические инструменты, показывающие движение планет.
Конструкция этих автоматов очень схожа с аналогичными устройствами, которые были популяны в Европе восемнадцатого века. Вот описание, взятое из {Самарангана-сутрадхары}(XII век):
Для различных механических действий были созданы женские и мужские фигуры. Каждая их часть была сделана отдельно и присоединена с помощью осей в отверстиях, так что бедра, глаза, шея, руки, запястья, кисть и пальцы могли действовать в соответствии с необходимостью. Из материалов использовалось в основном дерево, которое, обтянутое кожей, создавало полное впечатление человеческого тела. Движение производилось с помощью системы рычагов, игл и струн, привязанных к штифтам, которые управляли каждой частью механизма. Глядящиеся в зеркала, играющие на лютне и протягивающие руку, чтобы дотронуться, подать руку, брызнуть водой или почтительно поклониться - вот что могли делать эти фигуры.
Кроме своего прямого назначения, роботы также помогали наглядно увидеть связь между душой и телом. Так, в {Бхагавад-гите} Кришна говорит:
Всевышний Господь находится в сердце каждого, о Арджуна, и направляет скитания всех живых существ, которые как бы сидят в машине ({янтре}), созданной из материальной энергии.
Рагхаван, со своей стороны, находит эту метафору прискорбной. Он сетует на то, что в других странах машины ведут к укреплению материалистической цивилизации, но в Индии они лишь подчеркивают идеи Бога и Духа: "Даже такие писатели как Сомадева и Бходжа, которые действительно имели дело с янтрами, видели в управляемой машине только аналогию с материальным телом и чувствами, которые управляются душой, главенствующей над ними, а чудесный механизм вселенной, с его составляющими элементами и планетными системами они рассматривали в связи с Божественным Господином, Который поддерживает его".

Самолеты
В средневековой индийской литературе есть много историй о летающих машинах. Так в {Харша-чарите} Баны есть история о Яване, который создал летательный аппарат, который был использован для похищения царя. Похожую историю рассказывает Данди. В {Аванти-синдари} он повествует об архитекторе Мандхате, который пользовался летательным аппаратом, чтобы взглянуть, не проголодался ли его сын. Кстати, говорится, что его сын создавал механических людей, которые разыгрывали сражение, и искусственные облака, из которых шли сильные ливни. Обе эти работы датируются VII веком.
В IX-X веках Буддхасвамин написал версию {Брихад-катхи} - обширное собрание популярных историй. Буддхасвамин говорит о воздушных кораблях, называя их {акаша-янтрами} (небесными машинами). Он упоминает их в связи с {яванами} (так часто называли варваров-иноземцев). В санскритских текстах это вполне обычное явление - соотнесение летающих машин и {янтр} с яванами.
Некоторые ученые принимают {яванов} за греков и считают, что индийские истории о машинах имеют греческое происхождение. Например, Пензер думает, что греческий философ Архитас (428-347 до н.э.) мог быть "первым научным изобретателем" устройства, напоминающего индийские {янтры}. Он отметил, что Архитас "сконструировал летательный механизм, состоящий из деревянного каркаса, уравновешенного грузом, подвешенным на шкиве, приводимый в движение скрытым, заключенным внутри воздухом".
Несомненно, в древнем мире не было широкого обмена идеями, и сегодня трудно с уверенностью сказать, где возникла данная идея и насколько высоко она была развита. Однако мы знаем, что в древней Индии были известны подробно разработанные идеи летательных аппаратов, похожих на самолеты.
{Самарангана-сутрадхара} Бходжи утверждет, что корпус летательных аппаратов изготовлялся в основном из легкого дерева ({лагху-дару}). Самолет выглядел как большая птица с крыльями по бокам. Движущая сила обеспечивалась высокотемпературной камерой со ртутью, помещенной над огнем. Пилот, сидящий внутри, взмахивал крыльями, и благодаря этому энергия нагретой ртути поднимала машину в воздух. Так как корабль снабжен двигателем, мы можем предположить, что движение крыльев нужно скорее для управления полетом, а не для создания движущей силы.
Описываются также и более тяжелые ({алагху}) {дару-виманы}. Они содержат четыре слоя ртути над железной печью. "Печи с кипящей ртутью производят ужасный шум, который во время сражения используется для того, чтобы распугать слонов. Усилием ртутных камер рев можно усилить настолько, что слоны становятся полностью неуправляемыми".
Многие пытались догадаться, как использовать энергию нагретой ртути для подъема {вимана} в воздух. Об этом писали в своей ранней книге по НЛО Десмонд Лесли и Джордж Адамский. Лесли предполагает, что нагретая ртуть, упоминаемая в {Самарангана-сутрадхаре} может иметь какое-то отношение к полету НЛО.
Я бы заметил, что {виманы}, описанные Бходжей, гораздо больше похожи на обычные самолеты, чем на НЛО: они изготовлены из такого обычного материала как дерево, имеют крылья и летают как птицы. Рагхаван полагает, что ртутный двигатель предназначен для сообщения движения крыльям, аналогично полету птицы. В качестве подтверждения своей мысли он ссылается на описанный Роджером Бэконом летательный аппарат, в котором вращательное движение двигателя через механическое соединение приводило в движение крылья.
Однако Рамачандра Дикшитар говорит, что согласно {Самарангана-сутрадхаре} у {вимана} "есть два блестящих крыла, обдуваемых воздухом". Он считает, что это свидетельствует о реактивном принципе движения.
Так или иначе, {виманы} использовали какой-то вид энергии. Скорее всего в них использовался какой-то механический метод преобразования энергии сгорания топлива в поток воздуха, направляемого на крылья. Мы можем противопоставить это летным характеристикам НЛО, которые не имеют крыльев, реактивных двигателей или пропеллеров, и летают вопреки известным законам физики.
Существовали ли когда-либо упомянутые в {Самарангана-сутрадхаре} {виманы}, или они являются просто плодом воображения? Я не знаю. Однако, подробные описания {янтр}, которые можно найти в средневековых индийских текстах, говорят о многих сложных механизмах, изготовленных в Индии много лет назад. Если в древние времена в Индии были известны сложнейшие механические технологии, то вполне возможно, что были построены и какие-то летательные аппараты.
Интересно, что санскритский астрономический текст {Сурья-сиддханта} упоминает о ртутном двигателе, который использовался для вращения {гола-янтры} - механической модели планетной системы.18 Это говорит о том, что, по крайней мере, один вид ртутного двигателя использовался для создания вращательного движения. Текст также сообщает, что конструкция ртутного двигателя держалась в секрете. Для древней Индии была обычной практика передачи технических знаний только от учителя преданному ученику. К сожалению, следствием этого является тенденция потери знания, когда устная традиция передачи знания от учителя к ученику прерывается. Так что вполне возможно, что многие науки и искусства, известные в древние времена, были утрачены практически без следа.
Дополнительные санскритские работы, относящиеся к летательным аппаратам перечислены в книге Дилипа Канджилала. Это: {Юкти-калпатару} Бходжи (XII век), {Майаматам}, приписываемый Майя Данаве, но датируемый вероятно XI веком, {Катхасаритсагара} (X век), литература {Аваданы} (I-III века), {Рагхувамшат} и {Абхигьяна-сакунталам} Калидасы (I век до н.э.), {Абхимарака} Бхасы (II век до н.э.) и {Джатаки} (III век до н.э.). Эти даты часто приблизительны, а материалы в различных трудах часто взяты из более ранних работ или традиций.