В только что описанных случаях мы видели несколько примеров, в которых сообщалось, что приземлявшиеся НЛО оставляли на земле и на растительности материальные следы своего присутствия. Поскольку такие следы можно подвергнуть лабораторному исследованию, они представляют один из главных источников научных доказательств физической реальности НЛО.
Один такой случай, связанный с поддающимися измерению следами на грунте, расследовался Группой по изучению НЛО (ЖЕПАН), которая была учреждена Французским национальным центром исследований воздушного пространства в 1977 году. Этот случай был следующим образом описан Жан-Жаком Веласко, возглавлявшим ЖЕПАН:
Около 5 часов пополудни 8 февраля 1981 года мосье Коллини спокойно работал в своем саду в Транс-ан-Провансе. Вдруг его внимание привлек низкий свистящий звук, который, казалось, доносился с дальнего конца его владений. Обернувшись, он увидел, что в небе, над деревьями что-то приближается к террасе в нижней части сада. Вдруг этот яйцевидный объект приземлился. Очевидец подался вперед и за небольшим строением заметил этот странный феномен.
Минуту спустя этот феномен вдруг поднялся и стал удаляться в том направлении, откуда прибыл, продолжая издавать слабый свист. Мосье Коллини сразу же пошел к предполагаемому месту приземления и заметил на земле круглые вмятины и отчетливый отпечаток, по форме напоминающий корону. На следующий день прибыла жандармерия, чтобы составить отчет, и, следуя инструкциям, взяла образцы грунта и окружающей растительности. Через 39 дней после происшествия для расследования была послана группа ЖЕПАН. Первые результаты анализа оказались очень интересными: обнаружены признаки значительного воздействия на образцы почвы и растительности, в частности биохимические нарушения в жизнедеятельности растений.
Исследование показало, что у очевидца не было проблем с психикой и что его показания по существу дела и по внешним обстоятельствам последовательны. Оно обнаружило также признаки того, что грунт на месте приземления подвергся нагреву до температуры 300°-600°С и в него, возможно, выпали исчезающе малые количества фосфатов и цинка.
Биохимический анализ проводился в биохимической лаборатории Национального института агрономических исследований (ИНРА) под руководством профессора Буньяса. Этот анализ касался содержания пигментов хлорофилла и каротиноидов в образцах дикой люцерны, росшей близ места приземления. Через 39 дней после происшествия наблюдалось 30-50%-ное снижение пигментов хлорофилла А и В, причем обнаружилось очень большое сокращение числа молодых побегов с листьями и признаки преждевременного их старения. Сила воздействия на растения находилась в тесной зависимости от степени их удаления от центра площадки приземления. Однако признаков остаточной радиоактивности не было.
Это исследование, по-видимому, показывает, что некоторые феномены НЛО поддаются серьезному научному изучению. В данном случае душевное здоровье очевидца вместе с результатами практических измерений на месте приземления показывают, что действительно произошло нечто необычное, но физически реальное. Возможно, самой простой гипотезой, объясняющей наблюдавшиеся факты, является то, что в саду мосье Коллини действительно приземлился летательный аппарат неизвестного типа, задержался там на минуту или около того, а затем улетел.
Случаи со следами, оставленными НЛО на почве, широко изучались Тедом Р.Филлипсом, который давно занимается уфологией и участвовал уже в нескольких научных исследованиях НЛО в Соединенных Штатах. В 1981 году он сообщил о результатах 14-летнего исследования 2108 случаев с материальными следами приземления НЛО из 64 стран. Из них лично он исследовал свыше 300. Он сделал такие выводы из своих исследований:
" 1. По таким случаям накоплены значительные статистические данные.
" 2. НЛО, наблюдавшиеся большим числом очевидцев, являются, по-видимому, материальными искусственно созданными летательными аппаратами, действие которых находится под контролем некого разума.
" 3. Они оставляли материальные следы, которым во многих случаях нет естественного или традиционного объяснения.
" 4. Проведено очень мало научных исследований этих сообщений об НЛО.
Филлипс представил некоторые статистические данные по сообщениям о приземлении НЛО с материальными следами. Например, в первые четыре десятилетия этого века, по его данным, в десятилетие происходило по 6 случаев приземления НЛО, оставлявших материальные следы. В 1940-х годах это число подскочило до 43, а в 1970-х был уже 1001 случай с материальными следами.
Он сказал, что из общего числа случаев 2108 примерно в 275 случаях было два очевидца, а примерно в 430 - три и более. О гуманоидах сообщалось в 460 случаях, а в 310 из них гуманоиды были меньше нормальных людей. В 87 случаях они были нормального роста, а в 63 - их считали великанами.
Филлипс дал следующие сведения о внешних характеристиках НЛО, наблюдавшихся в его случаях. Каждая характеристика сопровождалась указанием числа случаев, в которых о ней сообщалось:
наличие звука - 214 наличие отверстий или окон - 207
наружные огни - 207 вертикальный взлет - 184
луч света - 183 наличие шасси - 159
наличие купола - 144 наличие пара - 128
НЛО вращался - 125 наличие антенны - 117
выделение тепла- 117
Следы приземления имели, по описаниям, круглую, овальную или неправильную форму. Растительность в местах приземления НЛО была выжжена, примята или иссушена, часто встречались симметрично расположенные вмятины, которые можно было бы принять за отпечатки шасси.
Статистика может дать нам некоторое представление о том, что типично, но она не может объяснить этого. Однако статистический анализ может обнаружить в данных об НЛО кое-что интересное. Например, некоторые статистические данные, касающиеся сообщений о гуманоидах, были собраны исследователями НЛО Корал и Джимом Лоренцами в книге, опубликованной в 1976 году. В совокупности из 164 сообщений, датированных 1947-1975 годами, они классифицировали гуманоидов как низкорослых (ниже мера) и крупных (выше метра). Они также подразделили упоминавшиеся в сообщениях НЛО на различные категории, в том числе крупные и мелкие диски, крупные и мелкие объекты яйцевидной формы.
В сообщениях, где упоминалось о крупных дисках, в 24 случаях говорилось о крупных гуманоидах и в пяти случаях - о низкорослых гуманоидах. В сообщениях же, упоминавших о мелких дисках, в девяти случаях говорилось о крупных гуманоидах и в 28 случаях - о низкорослых. Таким образом, рост этих существ, по-видимому, приблизительно соответствует размеру дисков. Та же закономерность обнаружилась в случаях с НЛО яйцевидной формы. У меня нет объяснения этой корреляции, но было бы интересно посмотреть, не обнаружится ли в случаях Филлипса с материальными следами приземления НЛО какой-либо зависимости между ростом гуманоидов и расположением следов приземления НЛО.
Электромагнитное воздействие на автомобили
Хорошо известно, что кроме физического воздействия на почву, НЛО оказывают также кратковременное электромагнитное воздействие на автомашины.
В знаменитом отчете Кондона это описано Роем Крэйгом следующим образом:
Из всех физических явлений, которые, как утверждают, происходят вследствие присутствия НЛО, наиболее удивительным является якобы происходящее нарушение работы автомобильных двигателей. Такие утверждения приводятся часто, иногда в отчетах, которые впечатляют большим числом независимых очевидцев. Очевидцы уверены, что на работу их машин повлиял неопознанный объект, который иногда, как говорится в сообщениях, не был виден до тех пор, пока не было замечено нарушение в работе машины. Никаких удовлетворительных объяснений таким воздействиям, если они действительно происходили, не имеется.
О случаях воздействия НЛО на работу автомашин имеются сообщения во многих различных странах по всему миру. Вот пример из Австралии:
20 октября 1986 года близ Эдмонтона, штат Квинсленд, 41-летняя местная жительница, ехавшая в автомобиле домой из Кэрнса по дороге Камма-Пайн-Крик, начала испытывать крайнюю трудность в управлении машиной. Ее тянуло на правую сторону дороги. Примерно через 400 метров пути фары и подфарники почти погасли. Тут эта женщина услышала жужжащий звук, и движущее усилие двигателя перестало сообщаться автомобилю. Свидетельница подняла глаза и увидела впереди яркий сине-зеленый объект овальной формы. Она вдавила педаль акселератора в пол, но мотор, казалось, работал только вхолостую, и автомобиль продолжал продвигаться вперед черепашечьим темпом. Такие явления продолжались на протяжении приблизительно 4 км.
Эта дама сказала, что весь эпизод длился около 8-10 минут и что НЛО, казалось, двигался почти параллельно дороге. Пролетая над мостом с односторонним движением, НЛО "вдруг взмыл", и она снова обрела полный контроль над своим автомобилем. Она клялась, что и до и после этого эпизода автомобиль был в полном порядке.
Одно из иногда предлагаемых объяснений для таких инцидентов заключается в том, что они бывают вызваны природным явлением, представляющим собой вихрь ионизированной плазмы. Эта идея недавно выдвинута английским метеорологом Теренс Миден при попытке объяснить знаменитые английские круги на посевах. Уфолог Дженни Рэндлз предположила, что это могло бы послужить объяснением и для некоторых явлений, упоминаемых в сообщениях об НЛО. "Яркий сине-зеленый светящийся объект овальной формы", который сопровождал автомобиль австралийской дамы, можно было бы интерпретировать как раскаленную плазму, которая издавал жужжащий звук и воздействовала на электрическую систему автомобиля. Но чтобы такое случилось, потребовались бы очень высокие энергии в ограниченном объеме ионизированной массы, и очень трудно понять, какой естественный процесс мог бы создать такие энергии и поддерживать их в ограниченном объеме пространства на протяжении времени, превышающего долю секунды. С точки зрения ортодоксальной науки, считать это плазменным вихрем, который способен в течение 8 минут влиять на работу автомобиля, почти так же трудно, как считать летающим аппаратом внеземного происхождения.
Оказывается, не все случаи контакта автомобилей с НЛО одинаковы. Они естественно распадаются на несколько ярко выраженных групп, в том числе группа, которую можно связать с каким-то видом ионизированной плазмы. Эту разбивку на группы можно осуществить, проведя статистический анализ большого числа случаев.
Такое исследование было проведено доктором Дональдом Джонсоном, психологом и статистиком, который является директором административно-консультационной фирмы в Нью-Джерси. Джонсон провел кластерный анализ 200 случаев контакта автомобилей с НЛО за период с 1949 по 1978 год. В этом анализе использовались следующие три переменные: длительность события, примерное расстояние от автомобиля до НЛО и примерный размер НЛО.
Для каждого случая эти три переменные могут быть представлены точкой в пространстве с координатами x, y и z. (На самом деле Джонсон использовал "стандартные отклонения переменных, прологарифмированные по основанию 2".) Мы можем представить, что эти 200 точек, соответствующие 200 случаям, образуют в пространстве несколько групп (кластеров). В каждой группе все случаи имеют что-то общее и отличаются от случаев в другой группе. Кластерный анализ не объясняет, почему эти случаи должны распасться определенные группы, но он может помочь исследователям выделить такие группы для дальнейшего изучения.
Джонсон обнаружил, что его 200 случаев распадаются на следующие семь групп:
1-я группа [19 случаев]: Мелкие объекты (2 метра), которые появляются на одну-две минуты на очень близком расстоянии. Некоторые из них представляют собой красные, белые или желто-оранжевые светящиеся шары, которые можно отнести к шаровым молниям. Но в восьми случаях сообщалось об их приземлении.
2-я группа [48 случаев]: Объекты размером больше среднего (диаметром 12-20 метров), держащиеся на расстоянии 200-300 метров. Контакты с ними длятся в среднем 15-20 минут. Более половины из них - диски с куполами, треть из них - по описаниям - металлические. Другие характеристики этих случаев таковы: зависание (58%), наличие световых лучей (21%), "ремонтная" деятельность - когда пришельцы появляются из приземлившегося НЛО и создается впечатление, что работают над ним.
3-я группа [33 случая]: Объекты несколько меньше среднего размера (шесть метров) на среднем расстоянии (90 метров) с длительностью контакта обычно меньше минуты. Свыше половины из них металлические, для них характерны быстрое удаление с места приземления (42%) или положения непосредственной близости к земле.
4-я группа [11 случаев]: Объекты среднего размера, приближающиеся к очевидцу почти вплотную - в среднем на расстояние около 15 метров. Время контакта в среднем составляет около часа. Многие из этих случаев связаны с преследованием (82%), приземлением (45%) и похищением (27%). Почти 66% связаны с такими психологическими воздействиями, как паралич, электрошок, звон в ушах, повышение температуры. Часто НЛО производят шумы, например жужжание (45%), световой луч (45%). НЛО часто бывают многоцветными (45%). При отлете НЛО часто очень быстро взмывают вверх или в сторону (64%), и 75% очевидцев пережили страх или панику во время или после этого события.
5-я группа [62 случая]: Объекты диаметром 9-10 метров, среднее расстояние - 25 метров и среднее время контакта - 5 минут. Свыше 60% представляют собой классические диски с куполом, причем, по описаниям, 40% являются металлическими и 58% имеют белесоватый цвет или белое свечение. Другие характеристики: зависание (68%), приземление (40%) и отлет с невероятной скоростью (39%). Половина очевидцев испытала страх.
6-я группа [12 случаев]: Крупные объекты (типичная длина 60 метров), иногда сигарообразные, которые бывают видны только в течение пары минут на довольно большом расстоянии (110 метров). Половина из них светятся красным или оранжевым светом (ни один не был зеленым). Другие характеристики: блокирование дороги и быстрое исчезновение после того, как их замечают (30%), зависание (50%), приземление (50%), быстрый отлет (50%), бесшумный полет (75%). Они,как правило, не оставляют материальных следов.
7-я группа [5 случаев]: Мелкие объекты (диаметр 1 метр и менее), среднее расстояние - 150 метров, средне время контакта - 45 минут. Электромагнитных воздействий не наблюдается; ни один из этих объектов не описывают как металлический. Джонсон подозревал, что это могли быть природные явления.
Поскольку число групп определено на основании этих трех переменных величин, то можно спросить, значительно ли отличаются эти группы по другим параметрам. Например, не преобладают ли сообщения о дисках с куполом, главным образом, в одних группах, а не в других? Если так, то это показывает, что такая разбивка на группы имеет определенный смысл. Различные группы связаны с различными видами явлений.
Согласно анализу Джонсона, действительно существует ряд характерных признаков, которые сильно преобладают а одних группах, а не в других. По-видимому, существуют различные виды контактов НЛО с автомобилями, причем одни связаны с природными явлениями, а другие - с различными типами искусственно созданных летательных аппаратов.
Джонсон заканчивает так: "Мой совет - остерегайтесь дисков с куполом, издающих шум и излучающих голубовато-белый свет, потому что весьма вероятно, что если вы вдруг встретите один из них, то в лучшем случае подвергнитесь какому-либо психологическому воздействию. Это особенно справедливо в отношении тех случаев, когда такой объект зависает над дорогой перед вашим автомобилем и проявляет интерес к вашему передвижению!".