Посмотрев сегодня на полки университетского книгохранилища, мы обнаружим множество книг, описывающих научные победы. Эти книги рассказывают нам о том, что физики познали законы, управляющие простой материей, а специалисты в области молекулярной биологии посредством этих законов объяснили жизнь. Несмотря на то, что некоторые ученые все еще считают сознание непостижимым, нам говорят, что благодаря изучению мозга эта проблема скоро будет решена. Книги уверяют нас в том, что современная наука объяснила эволюцию видов, происхождение жизни из первичного "бульйона" и процессы, которые сформировали планеты, звезды и галактики. Граница фундаментальной физики отодвинулась к началу Большого Взрыва, и мы находимся на пороге заключительного прорыва, который даст нам Теорию Всего.
И все же, на этих полках изредка обнаруживаются книги об аномальных явлениях, которые противоречат принятым научным теориям. Существует несколько категорий аномальных явлений, в том числе: физические явления, случаи выхода из тела, память прошлой жизни, криптозоология (например, Снежный человек) и археологические аномалии.
Однако в последние годы наиболее заметной категорией аномальных явлений стали НЛО - неопознанные летающие объекты. Обложки провозглашают, что тысячи достойных доверия людей видели что-то непонятное, летящее в небе. Другие обложки заявляют о визитах странно выглядевших инопланетян, а третьи загадочно намекают на зловещие заговоры и заметание следов. Эти книги говорят о том, на протяжении десятилетий люди наблюдали НЛО, которые решительно нарушали известные законы физики. Они также сообщают, что люди неожиданно сталкивались с человекоподобными существами, управлявшими этими странными кораблями и проявлявшими способности, противоречащие как науке, так и здравому смыслу.
Многие годы меня интересовали взаимоотношения между современной наукой и древним ведическим мировоззрением Индии. Особенно меня интересовал контраст между механистической моделью жизни, разработанной современной наукой, и лежащим в основе ведической философии1 пониманием жизни, ставящим во главу угла душу. Научная модель жизни основана на экспериментах и точных объяснениях, но из-за сведения жизни к комбинации атомов, эта модель лишает жизнь всякого возвышенного смысла и значения. Она сводит человеческие ценности к поведенческим комплексам, сформированным в результате культурной и физической эволюции. Поведенческие комплексы зависят от случайных исторических обстоятельств и имеют мало общего с фундаментальной природой вещей.
В противоположность этому, ведическая философия придает жизни смысл, связывая ее с трансцендентным уровнем действительности, но при этом она вводит явления и категории бытия, которым нет места в теоретических построениях современной науки. Поэтому вполне естественным образом встает вопрос, где же истина. Дала ли современная наука полное представление об основных законах жизни, или, может быть, она дала только подробную, но узкую оценку определенных ограниченных аспектов жизни?
Заинтересовавшись этим вопросом, я был естественно несколько заинтригован, когда книги по НЛО начали появляться в первую очередь на самом видном месте в научных отделах университетских книгохранилищ. Казалось, что они могут пролить некоторый свет на природу жизни, поскольку в них затрагивались представленные в отчетах встречи между людьми и другими разумными формами жизни. Но заслуживали ли какие-либо из этих сообщений об НЛО доверия?
Подобно многим людям, я всегда избегал темы НЛО, как пользующейся дурной славой. Когда я впервые мельком взглянул на изображения инопланетян в одной популярной книге ("Незваные гости" Бадда Хопкинса), они произвели на меня впечатление явного продукта психопатологии и не увеличили моего интереса к этому предмету. Но прочитав некоторые из этих книг более внимательно, я увидел, что они содержат важные, хотя и невероятные данные о некоторых очень необычных случаях. В частности, они содержат сообщения очевидцев-современников о многих необычных жизненных явлениях, которые описаны в древних ведических текстах. Это привело меня к более глубокому изучению феномена НЛО и, в конечном итоге, к написанию этой книги.
Эта книга является сравнительным исследованием уфологической литературы и ведической литературы Индии. В первых пяти главах я даю общий обзор материалов, написанных об НЛО с конца 1940-х годов. Я включил этот обзор для того, чтобы дать читателю некоторое представление об описываемых уфологических явлениях. Многие книги об НЛО склонны опускать материалы, которые не легко втиснуть в определенные теоретические рамки. Такая практика является обычной. Но она может быть неплодотворной, так как благодаря расширению сферы наших знаний данные, которые сегодня выглядят нелогичными или даже очевидно ошибочными, могут впоследствии оказаться существенными.
Остальные шесть глав представляют ведическую литературу и дают детальное сравнение явлений, описанных в ведических источниках, с аналогичными явлениями, упоминаемыми в уфологических отчетах. ведические материалы взяты, главным образом, из Бхагавата Пураны и Махабхараты. Я также использовал Рамаяну и различные средневековые тексты, следующие ведической традиции.
Для индологов я хочу отметить, что {Пураны, Махабхарату и Рамаяну Бхагавата Пурана} (1.4.20) называет пятой {Ведой}. Таким образом, по отношению к ним я буду свободно использовать термин "ведический", несмотря на то, что некоторые ученые утверждают, будто этот термин приложим только к Риг Веде.
Идея сравнения уфологических данных с ведической литературой не нова, но до сих пор она не была осуществлена научным образом. Первой попыткой, насколько мне известно, является вышедшая в 1953 году книга Десмонда Лесли и известного контактера Джорджа Адамского "Летающие тарелки приземлились". В первой части этой книги Лесли процитировал несколько отрывков из {Махабхараты и Рамаяны}, описывающих виманы (ведические летающие корабли) и несколько отрывков, описывающих удивительное оружие, которым пользовались в ведические времена. К сожалению, многие из этих отрывков переведены неверно, и выводы, сделанные Лесли, практически ничего не стоят.
Подобные неправильно переведенные отрывки из Махабхараты появились во многих популярных книгах, которые следуют по стопам Лесли. Вот пример, показывающий насколько обманчивым может быть такой неправильный перевод. Лесли привел следующий отрывок из {Карна Парвы} в варианте {Махабхараты} Пратап Чандра Роя:
Карна поднял это ужасное оружие, язык Разрушительницы, сестры Смерти, ужасное и лучезарное оружие. Когда ракшасы увидели это превосходное и ярко сияющее оружие, направленное на них, они испугались... Сверкающая ракета взвилась высоко в ночное небо и пронзила звездоподобное образование... и сожгла дотла виману ракшасов. Вражеский корабль упал с неба с ужасным грохотом.
Этот отрывок из Дрона Парвы {Махабхараты}, а не Карна Парвы, и вот что на самом деле говорится в варианте Пратап Роя:
... это сильное оружие, которое выглядело словно сам язык Разрушительницы, сестры самой смерти, этот ужасный и сияющий дротик Найкартана, был тотчас же брошен в ракшаса. Заметив в руках сына Суты это превосходное и ярко сияющее оружие, способное пронзить любого врага, ракшас в страхе полетел прочь... Уничтожив эту иллюзию Гхатоткачи и пронзив насквозь его грудь, этот сверкающий дротик поднялся высоко в небо и вошел в яркое созвездие на небосводе. Сражавшийся... со многими героями - ракшасами и мужами-воинами, - Гхатоткача, тогда испустив ужасный рев, пал, лишенный жизни этим дротиком Шакры.
Вместо того, чтобы сжечь дотла {виману}, оружие убило ракшаса Гхатоткачу, и вместо вражеского корабля, упавшего с великим грохотом, ракшас упал, издавая ужасный рев. Я не знаю как Лесли пришел к такому неправильному переводу, но это типично для его книги и других, ей подобных.
Тем не менее, в ведическая литература содержит много информации о летающих кораблях, называемых {виманами}, которые поразительно похожи на НЛО. Еще более важными являются ведические оценки поведения и способностей человекоподобных рас, которые используют эти летающие корабли. Существует много соответствий между специфическими подробностями этих сведений и соответствующими подробностями в случаях близких контактов с НЛО. Такие параллели послужили основным импульсом для написания данной книги.
Сходство между уфологическими случаями и старинным кельтским и германским фольклором исследует Ж.Валле в двух книгах: "Паспорт в Магонию" и "Измерения". До известной степени, эта книга является продолением сравнительного метода Валле на область древней индийской культуры. Однако, так как ведическая литература более богата, чем существующая литература по старинному европейскому фольклору, она может дать нам большее понимание природы уфологических явлений.