Нити-шастра

Шрила Прабхупада всегда говорил о Чанакье Пандите как о великом мудреце, брахмане и даже святом, и только один раз упомянул, что он не был чистым вайшнавом. Историки знают Чанакью под именами Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна. Кроме афоризмов этот великий мудрец написал известную работу Артха-шастру (Трактат о политической экономии).

Около 2300 лет тому назад греческий император Александр Великий вторгся на индийскую землю. Его набег был успешным вследствие разобщеннос- ти местных правителей. Чанакья Пандит, чувствуя глубокое разочарование в сердце, искал настоящего вождя и нашел его в лице Чандрагупты Маурьи. Нес- мотря на то, что Чандрагупта был сыном служанки царя Магадхи Нанды, он был высокообразован, отважен и физически силен. Чанакья не переживал, что тот из-за своего низкого рождения не должен был претендовать на трон. Проница- тельный Чанакья страстно желал лишь того, чтобы на трон Магадхи взошел вождь необычайных способностей, и чтобы он прогнал чужеземных яванов (гре- ков).

Предание гласит, что когда царь Нанда нанес Чанакье личное оскор- бление, то последний поклялся, что его длинная шикха будет развязанной до тех пор, пока этот бесчинствующий царь и его сыновьяпьяницы не уберутся восвояси. Вскоре случилось так, что царя и его династию постигла быстрая смерть, и только после этого Чанакья смог снова завязать волосы. После свержения Нанды люди почувствовали расположение к новому царю, красивому юному герою Чандрагупте, и он быстро обрел народную популярность. Соседние цари тоже признали его, и со свежими силами им удалось справиться с остат- ками греков, возглавляемых генералом Селесиусом. Фактически, успех был заслугой Чанакьи, под руководством которого царь Чандрагупта правил 24 года. После ухода с арены Нанды и Александра, Чанакья использовал все свои способности в политике и дипломатии для воссоединения индийского кон- тинента. Под умелым руководством своего премьерминистра Чанакьи, царь Чан- драгупта Маурья завоевал все земли от Ирана на северо-западе до границы штата Мусоре на юге. Благодаря этому худому и болезненному брахману, вели- кая империя Индии снова обрела независимость, став как никогда еще более могущественной (с начала Кали-юги). Так исконная ведическая культура свя- щенной земли Бхараты была защищена и духовная практика Индии продолжалась беспрепятственно еще 120 лет под управлением Биндусары, сына Чандрагупты, после чего к власти пришел его внук, император Ашока, при поддержке которо- го по всей стране широко распространился Буддизм.

И о Чанакье Пандите, и о Чандрагупте Маурье есть предсказания в Шримад Бхагаватам (12.11.12), который был составлен за 2,5 тыс. лет до них: нава нандан двиджах кашчит прапаннан уддхаришьяти тешам абхаве джагатим маурья бхокшьянти вай калау "Один Брахман (Чанакья) изменит царю Нанде и его восьми сыновьям и погубит их династию. После них в этот век Кали править будут потомки царя Маури". са эва чандрагуптам вай двиджо раджье 'бхишекшьяти тат-суто варишарас ту таташ чашокавардханах "Этот брахман возведет на трон царя Чандрагупту, сына которого будут звать Варисарой (Биндусарой), а его сыном станет Ашокавардхана (император Ашока)". Хотя здесь нет самого имени "Чанакья", такие вайшнавские коммента- торы, как Шридхара Свами, Вишванатха Чакраварти Тхакур, а в настоящее вре- мя и Хридаянанда дас Госвами, утверждают, что ни о ком другом, кроме Ча- накьи, в этом стихе не может идти речь. Хотя такие великие ученые в области этикета, как Брихаспати, Бхар- трихари и Вишнушарма, дали много наставлений в своих избранных трудах, Ча- накья все же сумел преподнести эти извечные истины таким образом, что стал важной исторической фигурой. Этот великий мудрец учит нас как возвышенные идеалы могут стать для нас реальностью, если мы будем разумно, решительно и практично работать для достижения цели.

Доктор Р. Шамашастри, переводчик английской версии Артхашастры ав- тора Каутильи, цитирует предсказание из Вишну Пураны (Четвертая Песнь, 24 глава) о явлении Чанакьи Пандита. Это предсказание было написано около 5 тыс. лет назад. Оно гласит: "(Сначала) Махападма, а затем девятеро его сы- новей будут править на Земле сотни лет. Брахман Каутилья убьет этих Нандов. После их смерти, Маурьи будут наслаждаться царством. Каутилья сам возведет на трон Чандрагупту. Его сыном будет Биндушара, а внуком - Ашокавардхана". Подобные предсказания повторяются в Бхагавата-, Ваю- и Матсья Пуранах. Наш духовный учитель Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада хотел, чтобы Шри Чанакья Нитишастра была правильно переве- дена на английский язык. Мы надеемся, что эта работа принесет пользу читателю.


Глава 1

1. Смиренно склоняясь пред всемогущим Господом Вишну, Повелителем вселен-
ной, я изложу все, что знаю об этикете (нравственных принципах) на основе
священных писаний.
2. Удачлив тот, кто, изучив эти наставления, поймет, в чем заключается его
долг: что нужно делать и чего не нужно, что хорошо и что плохо.
3. Поэтому на благо всех людей я поведаю это знание, благодаря которому все
будет видно в истинном свете.
4. Даже мудрец впадает в уныние, общаясь с безумцами, поучая глупого учени-
ка и живя со сварливой женой.
5. Сварливая жена, корыстный друг, дерзкий слуга и жизнь в доме со змеей -
не что иное, как смерть.
6. Береги деньги в трудное время, береги жену пуще денег, но душу береги
пуще и жены, и денег.
7. Береги деньги на "черный день", не думай, что богачу не грозит нищета.
Даже огромное богатство может растаять вмиг.
8. Покинь страну, где тебя не уважают, где невозможно заработать на жизнь,
где нет друзей, или где нельзя получить образование.
9. Не живи и дня в том месте, где нет царя, сведущего брахмана, врача,
богача и реки.
10. Мудрый не задерживается в стране разнузданных, бесстыжих, глупых и ску-
пых людей.
11. Проверяй слугу в исполнении долга, родственника в трудности, друга в
несчастье, а жену в горе.
12. Настоящий друг не бросает в нужде, горе, голоде, войне, царском дворце
и крематории.
13. Пренебрегающий нетленным ради бренного теряет и то, и другое.
14. Мудрый предпочтет жениться на целомудренной девушке из уважаемой семьи,
даже если она уродлива, чем на красавице из семьи сомнительной репутации.
Браки молодоженов из равных по общественному положению семей наилучшее.
15. Не доверяй носящим оружие, рекам, животным с рогами или когтями, женщи-
нам и членам царских семей.
16. Извлекай нектар даже из яда, подбирай и отмывай золото, даже если оно
упало в испражнения, получай духовное знание даже от низкорожденного, же-
нись на добродетельной девушке, даже если она родом из низкой семьи.
17. У женщин голод в два раза сильнее, чем у мужчин, застенчивость - в че-
тыре раза, отвага - в шесть раз, вожделение - в восемь.


Глава 2

1. Нечестность, опрометчивость, вероломство, глупость, жадность, жесто-
кость и нечистота- семь природных женских пороков.
2. Только обуздавший свои чувства аскет может поститься на пиру, быть здра-
вым и хладнокровным наедине с женой и жертвовать, будучи богатым.
3. Как в раю счастлив тот, кто удовлетворен своим добром и имеет послушных
сына и жену.
4. Настоящие сыновья послушны отцу, настоящий отец заботится о детях, нас-
тоящий друг никогда не подведет, а настоящая жена всегда создает для мужа
приятную и мирную атмосферу.
5. Избегай врагов, льстящих в глаза, но готовых напасть со спины, ибо они
как кувшин с ядом, залитым сверху молоком.
6. Не раскрывайся ни пред обычным, ни пред плохим другом, поскольку, когда
разгневаются на тебя, то выдадут все твои тайны.
7. Не раскрывай своего замысла, не осуществив его.
8. Глупость и незрелость очень вредны для человека, но еще хуже задолжать в
чужом доме.
9. В горах нет рубинов, не все слоны украшены жемчугом, не во всех лесах
растут сандаловые деревья, и не везде можно найти святых.
10. Мудрые родители воспитывают в детях нравственность, ведь обладающие
знанием этикета приносят славу всей семье.
11. Только враг не заботится об образовании своего ребенка, потому что не-
вежда на людях выглядит, как гадкий утенок среди лебедей.
12. Пороки развиваются и крепнут в потакании чувствам, добродетели - в на-
казании и поучении, поэтому не распускай сына, а наказывай как ученика.
13. Учи в день по стиху, или по полстиха, или по строчке, или хотя бы по
букве. Пусть не проходит дня без аскез, учения и благотворительности.
14. Без огня сжигают: нищета, разлука с женой, пренебрежение со стороны
родни, служение злому царю и обманутые соотечественники.
15. Обречены на погибель деревья у берега реки, женщина в доме чужого муж-
чины и цари без советников.
16. Сила мудреца - в знании, могущество царя - в армии, оплот торговца - в
богатстве, а единственная надежда рабочего - в служении другим.
17. Как птицы улетают с деревьев, не дающих плодов, так и проститутка бро-
сает мужчину, растратившего деньги, слуга уходит от царя, неспособного за-
щитить его, а гости прощаются с хозяевами, завершив обед.
18. Как животные покидают лес, выгоревший дотла, так и брахманы уходят от
царей, получив подаяние, а ученики оставляют учителей, получив образование.
19. Горе тому, кто дружит с порочным, корыстным и изворотливым.
20. Дружба равных будет крепкой; служение царю будет вызывать уважение; де-
ловитый будет желанным в обществе; красавица будет в безопасности у себя
дома.


Глава 3

1. В семье не без урода. И на солнце есть пятна. Кто не болеет или не под-
вержен горю? Кто вечно счастлив?
2. Происхождение человека можно определить по его манерам, его родину - по
произношению, его дружелюбие - по теплоте сердца и отзывчивости, а способ-
ность есть - по размерам тела.
3. Отдай дочь замуж в хорошую семью, позаботься об образовании сына, прино-
си горе врагу, а друга займи благочестивой деятельностью.
4. Негодяй хуже змеи, ибо она жалит лишь раз, а негодяй - на каждом шагу.
5. Поэтому царь собирает возле себя благородных, которые никогда не подве-
дут его.
6. Во время разрушения вселенной даже океаны бурлят и выходят из берегов.
Даже они подвержены переменам, но святой - нет.
7. Не дружи с безумцем - он как двуногий дикобраз. Своими колкими словами
он как иглами пронзит тебе сердце.
8. Пусть человек красив и молод или родился в благородной семье; без обра-
зования он как цветок без запаха.
9. Красота кукушки - в голосе, жены - в бескорыстной преданности мужу,
уродливого - в учености, а аскета - в прощении.
10. Ради спасения семьи
стоит пожертвовать одним ее членом; чтобы спасти деревню, стоит пожертво-
вать одной семьей; для спасения страны стоит пожертвовать деревней, но
стоит пожертвовать страной ради спасения души.
11. Предприимчивый не знает
нищеты, не бывает нищим и повторяющий святые имена Бога. Давшие обет молча-
ния, чтобы сосредоточиться на Господе, ни с кем не ссорятся. Готовые встре-
тить любую трудность не ведают страха.
12. С чем не справится сильный? Куда не дойдет неутомимый путник? Где не-
гостеприимны к знающему? Кто нагрубит приятно говорящему?
13. Как одно цветущее дерево наполняет ароматом весь лес, так и один добро-
детельный сын приносит славу всей семье.
14. Как одно сухое загоревшееся дерево может сжечь весь лес, так и один не-
путевый сын может погубить всю семью.
15. Как луна красит ночь, так благородный воспитанный сын красит всю семью.
16. Что проку, когда много сыновей, если они лишь изматывают душу и прино-
сят горе? Лучше иметь одного, который приносит умиротворение.
17. Балуй сына до пяти лет, возьми в "ежовые рукавицы" с 5 до 15, а когда
ему исполнится 16 - дружи.
18. Спасен убежавший от стихийных бедствий, иностранного вторжения, по-
вального голода и общества злонамеренных людей.
19. Не развивший склонности к благочестивым поступкам (дхарме), не обрет-
ший богатства (артхи), не удовлетворивший желаний (камы) и не достигший ос-
вобождения от гнета страданий (мокши) рождается лишь для того, чтобы уме-
реть.
20. Богиня удачи Лакшми по своей доброй воле посещает места, где почитают
ученых, где без потерь сохраняют урожай зерна и где не ссорятся муж и жена.


Глава 4

1. Продолжительность жизни, вид деятельности, образование и время смерти
определяются для человека уже в момент его зачатия.
2. Рыбы растят своих детенышей взглядом, черепахи - сосредоточенным внима-
нием, а птицы - прикосновением. Так же и святой дает людям свои благослове-
ния.
3. Спасай душу пока здоров и смерть еще далеко, иначе, что сможешь сделать,
когда смерть схватит за горло?
4. Настоящее знание подобно корове желаний, - можно пользоваться им круг-
лый год. Как мать оно питает в странствии по жизни. Поэтому образование -
скрытое сокровище.
5. Как луна, рассеивающая мрак, лучше мириад мерцающих звезд, так и один
добродетельный сын лучше сотни непутевых.
6. Мертворожденный сын лучше глупого, который живет долго, поскольку пер-
вый приносит кратковременное горе, второй же жжет сердца родителей, как пы-
лающий огонь, всю жизнь.
7. Без огня жгут: жизнь в нищей деревне, служение недостойному, несъедоб-
ная пища, холодная жена, глупый сын и дочь-вдова.
8. Какой прок от коровы, не дающей ни приплода, ни молока. Так же нет
пользы от сына, который не воспитан и не предан Господу.
9. Скорбящий получает утешение в обществе детей, жены и преданных Господа.
10. Царь отдает приказание один раз, мудрец говорит один раз, и дочь от-
дают замуж лишь один раз.
11. Религиозные аскезы совершают в одиночестве, изучают науки вдвоем, поют
втроем, путешествуют вчетвером, сельским хозяйством занимаются впятером, а
воюют воинством.
12. Истинная жена чиста, искусна, целомудренна, верна и ласкова с мужем.
13. Пуст дом без детей, для сироты родина пуста, сердце глупца пусто, но
для нищего пуст весь мир.
14. Пища - яд для больного несварением, светское общество- яд для бедного,
молодая жена - яд для старика, но неиспользуемое знание - яд для всех.
15. Не общайтесь с неблагочестивыми и черствыми. Оставьте учителя, не имею-
щего духовного знания. Отвергните жену с постоянно злым лицом и неприветли-
вых родственников.
16. Человек старится в постоянных скитаниях, скакун - без воли его ногам,
женщина - от недостатка внимания мужа, а одежда - если ее долго держать на
солнце.
17. Всегда учитывай обстоятельства, время и место. Не трать деньги попусту,
проверяй друга в беде и не служи порочному господину.
18. Для мудрецов Бог - жертвенный огонь, являющийся представителем Господа,
для малоразумных - лишь в образе на алтаре, для Своих преданных слуг Он - в
их сердцах, и они, проницательные, созерцают Его повсюду.


Глава 5

1. Полубогу Агни поклоняются мудрецы, брахманам поклоняются прочие классы
общества, жена почитает мужа, а гость, пришедший на обед, в почете у всех.
2. Как золото проверяют трением, резанием, плавлением и расплющиванием, так
и о человеке следует судить по его отреченности, поведению, качествам и
поступкам.
4. Близнецы могут отличаться друг от друга так же сильно, как и плоды одно-
го дерева.
5. Честный не связывается с бизнесом, отрешенный не украшает тело, недоуч-
ка говорит бессвязно, а хороший оратор не обманывает.
6. Глупцы завидуют образованным, бедные - богатым, проститутки - целомуд-
ренным, уродливые - красавицам.
7. Лень губит образование, нерадивые теряют деньги, земледелец губит уро-
жай, если сеет не ко времени, а отсутствие генерала деморализует армию.
8. Знание подкрепляется практикой, престиж семьи - должным поведением; ува-
жаемого человека узнают по добродетельным качествам, гнев же распознается
по взгляду.
9. Богатство хранит религиозные принципы, практика - знание, политика мира
- царя, а заботливая хозяйка - дом.
10. Обречены поносящие ведическую мудрость, ведический образ жизни и уми-
ротворенных мудрецов.
11. Благотворительность устраняет нищету, праведность - страдания, прони-
цательность - невежество, а храбрость - страх.
12. Страсть - самая страшная болезнь, безрассудство - самый страшный враг,
гнев - самый испепеляющий огонь, а духовное знание - самое большое счастье.
13. Человек рождается один и один умирает, один пожинает плоды своих благо-
честивых деяний и проступков, и так же один отправляется в ад или в духов-
ный мир.
14. Живущий духовной жизнью не мечтает о райских планетах, доблестный воин
не цепляется за жизнь, овладевший чувствами не меняется при виде женщины, а
отрешенному не нужен даже весь мир.
15. Знание - помощник в пути, жена - опора в семье, лекарство - спасенье в
болезни, а благочестие - единственный спутник после смерти.
16. Не нужна лампа днем, ни к чему пища сытому, бесполезен дождь над океа-
ном, и равнодушен к подарку богатый.
17. Дождь щедр на воду, человек гордится своей силой, сияние глаз важнее
любого другого света, и нет богатства дороже, чем зерно.
18. Нищие жаждут богатства, животные - дара речи, человек - жизни в раю, а
святые - освобождения из материального мира.
19. Правдивость обладает великой силой: она питает Мать-Землю, благодаря ей
светит солнце и дуют ветры.
20. Богиня удачи непоседлива, дыхание неустойчиво, продолжительность жизни
непредсказуема. Словом, в этом мире все непрочно, кроме благочестия.
21. Среди птиц хитрее всех - ворона, среди зверей - шакал, среди мужчин -
брадобрей, а среди женщин - цветочница.
22. Пять отцов человека - это: давший семя, посвятивший в брахманы, учи-
тель, кормилец и защитивший от опасности.
23. Пять матерей человека - это: родная мать, теща, жена друга, жена царя и
жена учителя.


Глава 6

1. Через слушание человек постигает долг, избавляется от зла, обретает зна-
ние и освобождается из материального рабства.
2. Худшая из птиц - ворона, из животных - собака, из аскетов худший - пре-
давшийся греху, но поносящий других - худший из всех.
3. Если царь, брахман или йог-аскет находятся в чужом царстве, их почитают,
но скитающейся женщине несомненно скоро придет конец.
4. Имеющий богатство имеет и друзей, и родственников, но он - простой чело-
век. Богатого же знанием почитают как мудреца.
5. Время и совершенствует живые существа, и убивает их. Оно одно бод-
рствует, когда все спят.
6. Слепые от рождения не способны видеть. Не лучше их ослепленные страстью.
Гордецы и жаждущие богатства также не сознают зла в своих поступках.
7. Человек пожинает плохие и хорошие плоды своей кармы (судьбы). Однако,
своими проступками он может и усугубить ее, и выпутаться из ее сетей.
8. Царь вынужден принимать на себя часть грехов своих подданных, священнос-
лужитель - часть грехов царя, муж - часть грехов жены, а духовный учитель -
часть грехов учеников.
9. Отец-должник, гулящая мать, красавица-жена и неуч-сын - враги, хоть и
близкие люди.
10. Расположите к себе жадного подарком, упрямца - смиренно соединенными
ладонями, глупца - шуткой, а мудрого - правдивыми словами.
11. Лучше вообще не иметь царства, чем править чем-то ничтожным; лучше быть
без друга, чем подружиться с негодяем; лучше не иметь ученика вообще, чем
иметь глупого; и лучше быть холостяком, чем жениться на сварливой.
12. В нищем царстве не жди счастья, от тупого друга - добра, от недо-
вольной жены - мира, а обучая глупцов - славы.
14. Как лев делай все сосредоточенно и стремительно. Как журавль контроли-
руй свои чувства и стремись к цели с учетом места, времени и обстоятельств.
Как осел, несмотря на усталость, продолжай нести свой груз, не обращай вни-
мания на жару или холод и всегда будь удовлетворен. Как петух вставай в
нужное время, будь решителен в сражении, честно дели собственность между
родственниками и зарабатывай на хлеб сам. Как собака будь доволен, несмот-
ря на недостаток или отсутствие пищи; быстро пробуждайся от самого глубоко-
го сна; будь бодр и непоколебимо предан хозяину. У вороны можно поучиться
верности законной жене, смелости, бережливости, бдительности и недоверчи-
вости.


Глава 7

1. Мудрый не раскрывает потерю своего богатства, свое раздражение, плохое
поведение жены, оскорбительные мнения о себе и позор, выпавший на его долю.
3. Жадные и беспокойные люди не могут достичь счастья и мира, которые обре-
тает человек, удовлетворенный нектаром духовного знания.
4. Довольствуйся: женой, пищей, получаемой по воле Провидения, и законным
богатством. Всегда совершенствуйся в образовании, духовной практике, повто-
рении имен Бога и благотворительности.
5. Не становись между двумя брахманами, между брахманом и священным огнем,
женой и мужем, господином и слугой, плугом и быком.
6. Не касайся ногой огня, духовного учителя, брахмана, коровы, целомудрен-
ной женщины, старика и ребенка.
7. Держись подальше от слона, лошади, рогатых животных. Избегай общения со
злобными людьми, даже если для этого придется покинуть страну.
8. Слоном управляют с помощью стрекала, лошадью - шлепком ладони, рогатыми
животными - показав палку, а негодяем - с помощью меча.
9. Брахман находит удовлетворение в пище, павлин - в раскатах грома , свя-
той - в процветании других, злой - в страданиях других.
10. Расположи к себе сильного смирением, злобного - противостоянием, а рав-
ного тебе - вежливостью или силой.
11. Сила царя - в могучих руках, брахмана - в духовном знании, а женщины -
в красоте и сладостных словах.
12. Не будь дерзок в отношениях с другими. В лесу прямые деревья часто сло-
маны, а согнутые выдерживают натиск бурь.
13. Лебеди живут там, где вода и покидают безводье. Человек не должен пос-
тупать так - приходить и уходить по своему желанию.
14. Богатство сохраняется тратой подобно тому, как свежая вода сохраняется,
когда утекает застоявшаяся.
16. В жителях Земли проявляются следующие четыре качества небожителей: бла-
готворительность, сладостная речь, поклонение Всевышнему Господу и удовлет-
ворение нужд брахманов.
17. В жителях Земли проявляются следующие пять пороков обитателей ада: бе-
зудержный гнев, брань, вражда с родственниками, общение с низменными и слу-
жение неблагородным.
19. Жизнь необразованного человека так же бесполезна, как хвост у собаки,
которым она не может ни прикрыть зад, ни отгонять мух.
20. Желающий духовно возвыситься должен очистить речь, ум, чувства и сердце.
21. Силой разума ищи душу в теле, как ищешь аромат в цветке, масло в семе-
нах сезама, огонь в дровах, гхи в молоке или сахар в сахарном тростнике.


Глава 8

1. Низменные люди желают богатства, люди среднего уровня - и богатства, и
чести, благородные же - только чести, поскольку это - истинное богатство.
2. Свет лампы съедает тьму, и получается сажа. Подобным же образом, в зави-
симости от питания (в благости, страсти или невежестве) люди производят по-
томство с соответствующими качествами.
3. О мудрый! Отдавай богатство только достойным. Вода, получаемая тучами из
океана, всегда сладка. Дождевая вода оживляет все живое на Земле - расте-
ния, животных и людей, - а затем возвращается в океан, и ценность ее увели-
чивается в миллион раз.
5. С маслом, втертым в кожу, пропитанный дымом погребального костра, после
секса и бритья человек считается оскверненным, пока не примет омовение.
6. Вода - лекарство при несварении; она вселяет энергию, когда съеденная
пища хорошо переваривается. Она - как нектар во время еды и как яд - после.
7. Знанию - конец без применения на практике, человеку - конец, если он в
невежестве, армии - конец без генерала, а женщине - конец без мужа.
8. Неудачлив тот, кто сталкивается со смертью жены в старости, поручает
деньги родственникам или зависит от других в пропитании.
9. Бесполезны - чтение Вед без проведения ритуальных церемоний Господу че-
рез посредство Агни и жертвоприношения - без щедрой раздачи подарков. Со-
вершенство можно обрести лишь через преданность Господу. Поскольку предан-
ность - основа всякого успеха.
10. Нет большей аскезы, чем обуздывать ум, нет большего счастья, чем быть
довольным, нет худшей болезни, чем быть жадным, и нет лучшей добродетели,
чем милосердие.
11. Гнев подобен олицетворенному Яме (владыке смерти), жажда - адской реке
Вайтарани, знание - корове желаний, а удовлетворение - Нанданандане, рай-
скому саду Индры.
12. Высокая нравственность - украшение человека. Праведное поведение приво-
дит к рождению в хорошей семье, обучение - к успеху, а верное использова-
ние денег - к богатству.
13. Безнравственность губит обаяние, бездумные поступки - репутацию, лень в
совершенствовании - знание, а необдуманные траты - богатство.
14. Чисты просочившаяся сквозь землю вода, верная мужу жена, благоде-
тельный царь и умиротворенный брахман.
15. Обречены на небытие недовольный брахман, самодовольный (эгоистичный)
царь, застенчивая проститутка и своевольная жена.
16. Что проку невежде от рождения в почтенной семье? В то же время низко-
рожденного, но образованного почитают даже полубоги.
17. Образованные всегда и везде в почете.
18. Молодые, красивые, богатые и те, кто родом из почтенных семей, никчем-
ны без образования.
19. Мясоеды, пьяницы, наркоманы и глупцы - человекоподобные животные, и они
- бремя для Земли.
20. Гибнет царство, если в нем проводят недостаточно жертвоприношений;
жрец, если неверно воспевает гимны и устроитель, если не заботится о воз-
награждении участников церемонии.


Глава 9

1. Дорогой друг! Если ты хочешь освободиться из круговорота рождений и
смертей, оставь чувственные наслаждения как яд. Вместо этого пей нектар
терпимости, нравственности, милосердия, чистоты и правдивости.
2. Негодяи, критикующие других "за глаза", обречены на смерть, как змея,
брошенная на муравейник.
3. Самой судьбой уготовано так, что золото не пахнет, сахарный тростник не
плодоносит, сандаловое дерево не цветет, образованные не богаты, а царь не
живет долго.
4. Небесный нектар (амрита) вылечит что угодно, хорошая пища осчастливит
кого угодно, глаза важнее любых других органов, а голова важнее любых дру-
гих частей тела.
5. Какой гонец может свободно путешествовать по небу? Кто из смертных мо-
жет общаться с небожителями? Поэтому как великого ученого следует почитать
мудреца, предсказывающего затмение солнца или луны.
6. Обязательно следует разбудить заснувших ученика, слугу, путешественника,
голодного, испуганного, казначея или управляющего.
7. Не следует будить спящих змею, осу, чужую собаку, тигра, царя, ребенка и
глупца.
8. Зарабатывающие на Ведах и принимающие пищу от низших из людей - как без-
зубые змеи, - не имеют никакой силы.
9. Не способный вызвать трепет своим гневом или расположение своим умирот-
ворением не может ни контролировать, ни защищать. На что он тогда вообще
годится?
10. Даже безобидный уж может перепугать человека одним своим шипением.
(Обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду.)
11. Мудрые утром обсуждают азартные игры (царя Юдхиштхиры в Махабхарате),
днем - поведение женщин (славные деяния Матери Ситы, возлюбленной жены Гос-
пода Рамачандры в Рамаяне), а вечером воровство (Кришной масла у сосе-
док-пастушек в Шримад Бхагаватам).
12. Если человек своими руками готовит для Божества гирлянду, сандаловую
пасту, или записывает священные тексты, то получает в награду богатство как
у Индры.
13. Сила духа компенсирует бедность, добродетельность скрашивает уродство,
чистота скрадывает мешковатость одежды, а подогрев пищи предотвращает нес-
варение желудка.


Глава 10

1. Богатый знанием воистину богат, а богатый глупец беден во всех отноше-
ниях.
2. Не ступай в грязь, не дави насекомых; не пей воду из реки, не про-
фильтровав ее через чистую ткань; не говори лишнего, не одобренного священ-
ными писаниями, и не поступай необдуманно.
3. Желающему наслаждаться лучше забыть о получении знания, а стремящемуся к
образованию лучше забыть о наслаждениях. Ибо как может ищущий наслаждений
получить знание, и как может мудрый довольствоваться мирскими утехами?
4. Чего только не заметит проницательный поэт! На что только не решится
женщина! Чего только не взболтнет пьяный! Чем только не питается ворон!
5. Судьба-проказница делает из нищего царя, а из царя - нищего.
6. Скупец терпеть не может попрошаек; глупец - мудрого советника; гулящая -
мужа, а вор - луну.
7. Несдержанные, развязные, злокозненные, мстительные - просто животные в
масках людей. Они - бремя Земли.
8. У пустоголового наставления в одно ухо входят и через другое выходят.
Если бамбук растет на малайской горе, это еще не значит, что он как санда-
ловое дерево.
9. Веды для невменяемого - как очки для мартышки, как зеркало для слепого и
как расческа для лысого.
10. Отпетого негодяя исправить так же невозможно, как сделать из железа зо-
лото, выкрасив в желтый цвет.
11. Если оскорбляешь родственника - теряешь жизнь; других - лишаешься бо-
гатства; царя - теряешь все, а брахмана - приходит конец всей семье.
12. Чем мучиться, живя с родственниками в нищете, так уж лучше обитать без
крова в джунглях среди тигров и слонов, пить воду из родника и есть лесные
плоды, спать на траве и носить древесную кору вместо одежды.
13. Мудрец подобен древу: его молитва (?) - корень, воспевание ведических
мантр - ветви, а религиозные деяния - листья. В конечном счете нужно стре-
миться сохранить корень, ведь без него не будет ни ветвей, ни листьев.
14. Моя Мать - Камала Деви (Лакшми), мой Отец - Господь Джанардана (Вишну),
мои родные - преданные Господа Вишну (вайшнавы), а моя родина - все три ми-
ра.
15. За ночь много птиц собирается на ветвях дерева, но утром разлетаются
все в разных направлениях. Стоит ли из-за этого скорбеть? Точно так же не
нужно скорбеть о смерти родных и близких.
16. Силен разумный, а неразумный слаб. Дикий слон в опьянении потерял рас-
судок, и ничтожный кролик обманом завел его в озеро (это фрагмент истории
из известной нити-шастры под названием Панчатантра, составленной мудрецом
Вишнушармой 2 500 лет назад).
17. Когда я прославляю Господа Вишвамбхару (Вишну), Хранителя мира, то мне
нет дела до потребностей тела. Лишь по Его милости все живые существа во
вселенной поддерживают свою жизнь. Постоянно размышляя об этом, о Господин
Ядавов и Супруг Лакшми, я служу Твоим лотосным стопам.


Глава 11
1. Великодушными, любезными, доблестными, деликатными не становятся, - ими
рождаются.
2. Блудный сын, покинувший родину, гибнет как царь, идущий по ложному пути.
3. У слона огромное тело, однако им можно управлять с помощью стрекала; но
разве стрекало такое же огромное как слон? Горящая свеча рассеивает мрак,
но разве ее пламя сравнится с беспредельной тьмой? Молния разрушает гору,
но разве она такая же большая, как гора? Могуч обладающий властью, а не ог-
ромная серая толпа.
4...(нет)
5. Утонувший в колодце семейной жизни никогда не обретет знания. От мясое-
да не жди милосердия, от жадного - правдивости, а от охотника за женщинами
- чистоты.
6. От злокозненного не жди святости даже после многих мудрых поучений. По-
добным образом, не думай, что дерево ним станет сладким, если поливать его
снизу доверху молоком и гхи.
7. Скверные мысли не отмыть и после сотни омовений в священных реках, по-
добно тому, как не очистить сосуд из-под вина даже выпаривая его на откры-
том огне.
8. Случается, что человек поносит то, о чем не имеет ни малейшего понятия,
подобно тому, как жена дикаря-охотника может выбросить жемчуг с головы сло-
на, но поднимает семя травы гунджа, чтобы украсить им себя.
9. Принимающий пищу молча, мысленно медитируя на прасад Господа, попадает
на райские планеты на десять миллиардов лет.
10. Ученик (брахмачари) должен полностью отказаться от следующих восьми ве-
щей: вожделения, гнева, жадности, тяги к сладкому, желания украшать свое
тело, излишнего любопытства, чрезмерного сна и больших усилий по поддержа-
нию тела.
11. ...(нет)
12. Истинным брахманом (мудрецом, получившим два посвящения от духовного
учителя) считается тот, кто довольствуется питанием один раз в день, про-
шел шесть видов очистительных обрядов и соединяется с женой раз в месяц в
благоприятный день после ее месячных.
13. Вайшьей называют брахмана, занимающегося бизнесом или заботящегося о
коровах.
14. Шудрой называют брахмана, имеющего отношение к растительному маслу,
шелку, меду, гхи, спиртному и мясу.
15. Брахман, мешающий другим жить и работать, лицемерный, эгоистичный, жес-
токий, лживый и скрывающий в сердце ненависть за сладостными словами - не
брахман, а кот.
16. Варваром является брахман, разрушающий колодцы, озера, сады и храмы.
17. Собакоедом называют брахмана, ворующего вещи Божеств и духовного нас-
тавника, живущего с чужой женой и поедающего все, что попадется.
18. Хвала тем, кто раздает другим свои лишние вещи! Слава о Карне, Бали и
царе Викрамадитье гремит и сегодня лишь благодаря их щедрости. Но только
посмотрите на пчел - они заламывают лапки и причитают: "Горе нам! Мы сами
не насладились собранным медом, и другим не подарили. Теперь же в одно
мгновение кто-то чужой забрал его у нас".


Глава 12

1. Благословен семьянин, в чьем доме умиротворенная гостеприимная атмосфе-
ра, ежедневно поклоняются Всевышнему Господу, угощают прекрасными блюдами и
напитками; чьи сыновья талантливы, жена приветлива, слуги послушны; у кото-
рого достаточно денег для наслаждения чувств, и который находит удовлетво-
рение в обществе жены и преданных.
2. Бескорыстно дающий брахману в нужде получает сторицей. Поэтому, о царе-
вич, то что отдано хорошему брахману, возвращается не в том же количестве,
а в намного большем.
3. В этом мире счастливы те, кто щедро одаривает родственников, милостив к
чужеземцам, не замечает злонравных, любит добродушных, осторожен с обманщи-
ками, откровенен с учеными, доблестен в битве с врагом, покорен старшим и
строг с женой.
4. О шакал, не ешь труп человека, чьи руки не давали милостыни, чьи уши ос-
тавались глухи к учению, глаза не видели чистого преданного Господа, ноги
не ходили в святые места, чей живот был всегда заполнен греховной пищей и
чья голова была высоко задрана в тщеславии. Не ешь эту дрянь, иначе осквер-
нишься!
5. "Позор тем, кто не имеет преданности лотосным стопам Шри Кришны, сына
матери Яшоды, кто не любит описывать славу Шримати Радхарани и кто не стре-
мится слушать повествования об играх Господа!" - таков внутренний смысл боя
мриданги (барабана) во время киртана: "дхик-там дхигатам".
6. Не вина весны в том, что на бамбуковом побеге нет листвы. Не вина сол-
нца в том, что сова не видит днем. Не вина облаков в том, что ни капли дож-
дя не попадает в рот птицы чатаки. Кто может исправить судьбу, начертанную
Господом Брахмой на наших лбах в момент рождения? Что суждено, того не из-
бежать.
7. Запах цветка разносится над землей, но сам цветок не пропитывается ее
запахом. Подобно этому, негодяй может стать святым в общении с преданным,
но преданный никогда не станет негодяем в плохой компании.
8. Видя преданного, человек воистину получает благословение, поскольку пре-
данный обладает способностью немедленно одухотворять сознание, в то время
как святое место очищает человека только после длительного времени.
9. Странник спросил мудреца: "Скажи, кто велик в этом городе?" Мудрец отве-
тил: "Скопление деревьев пальмира велико". Странник вновь спросил: "Кто са-
мый щедрый?" Мудрец: "Стиральщик, который утром забирает грязную одежду, а
вечером приносит чистую". Странник: "А кто самый умелый ?" Мудрец: "Все
умелы в воровстве чужих жен и богатства". Странник: "А как же тебе удается
жить в таком страшном месте?" Мудрец: "А я как навозный червь, живущий в
грязном месте".
10. Крематорию подобен дом, в котором не омывают стопы брахманам, не воспе-
вают громко ведические мантры и не проводят такие священные церемонии, как
сваха (подношение Господу) и свадха (подношение предкам).
11. Когда у святого спрашивают о его семье, он отвечает: "Истина - моя
мать, духовное знание - отец, праведность - сестра, милосердие - друг, уми-
ротворенность - жена, а всепрощение - сын. Такова моя семья".
12. Жизнь - на волоске, богатство призрачно, смерть крадется по пятам. Поэ-
тому следует немедленно взяться за добрые дела.
13. Арджуна сказал Кришне: "Мудрец находит удовольствие в пирах, корова - в
свежей траве, жена - в обществе мужа. Знай же, о Кришна, что я ликую в сра-
жении".
14. Настоящий мудрец относится к чужой жене как к матери, к чужому богат-
ству - как к куску земли, а боль и наслаждения других живых существ воспри-
нимает как свои собственные.
15. Великий мудрец Васиштха обратился к Господу Рамачандре в день Его коро-
нации со следующими словами: "О Рагхава, Ты - средоточие всей добродетели,
приятной речи, милосердия, открытости в отношениях с друзьями, покорности
духовному учителю, непоколебимой умиротворенности, благородных манер, осоз-
нанного знания шастр, элегантности и преданности Богу".
16. О Повелитель династии Рагху! Нет Тебе равных! Ты во всех отношениях
превосходишь древо желаний, золотую гору Меру, философский камень чинтама-
ни, ослепительное солнце, непостоянную луну, бескрайний океан, смертного
Купидона, великого царя Бали Махараджу, рожденного в демонической семье, и
корову желаний".
17. Практическое знание - опора в пути, жена - поддержка дома, лекарство -
помощник в болезни, а благие дела - друзья после смерти.
18. Учись вежливости у царевичей, искусству слова - у мудреца, лжи - у иг-
роков в азартные игры, а интригам - у женщины.
19. Бездумно тратящие деньги, бездомные мальчишки, ищущие ссоры, пренебре-
гающие женой и легкомысленные несомненно скоро встретят свой конец.
20. Мудрый не беспокоится о пропитании. Его заботит лишь преданное служе-
ние Богу (сознание Кришны). А еда уже давно определена в момент рождения.
21. Счастлив тот, кто регулярно зарабатывает деньги, уверенно приобретает
зерно, непрерывно копит знание и без стеснения принимает обед.
22. Как еле-видимые капельки воды постепенно наполняют сосуд, так и чело-
век постепенно наполняет свою жизнь знанием, благочестием и богатством.
23. Если человек дожил до седин глупцом, то он воистину глупец, подобно то-
му, как плод Индра-Варуна не становится сладким, сколько бы он не дозревал.


Глава 13

1. Сколько бы ни жил человек, ему нужно посвящать себя добрым делам. Бес-
смысленно жить миллиарды лет, принося окружающим одни неприятности, как в
этой жизни, так и в следующих.
2. Не скорби о прошлом и не беспокойся о будущем - разумные живут заботами
дня сегодняшнего.
3. Полубогов, добродушных людей и родителей легко удовлетворить. Близких и
дальних родственников можно удовлетворить, если принять их как гостей,
омыть им стопы, предложить пищу и напиток. Мудрец же будет доволен, если
сможет поговорить с кем-нибудь на духовные темы.
4. Продолжительность жизни, профессия, богатство, образование и время смер-
ти определены уже во время внутриутробного развития младенца.
5. Подумать только, как удивительно то, что мудрый относится к богатству,
как к соломинке, но, разбогатев, сгибается под его тяжестью!
6. Слишком привязанный к членам своей семьи всегда подвержен страху и скор-
би, потому что привязанность - их причина. Поэтому, чтобы обрести счастье,
нужно выработать отрешенность.
7. Готовый встретиться с трудностями и разрешить их всегда счастлив. Но фа-
талистичный человек, всецело полагающийся на "авось", обречен.
8. У благочестивого царя и подданные благочестивы, и наоборот. Слуга берет
пример с господина.
9. Хотя и жив, мертв неблагочестивый, но благочестивый даже после смерти
долго живет в памяти народной.
10. Напрасно живет не обретший хороших качеств, богатства, удовлетворения
желаний и спасения. Его жизнь пуста, как "соски" на шее козла.
11. Сердца низменных людей переполняются завистью при прославлении других,
и они порочат их от бессилия возвыситься до их уровня.
12. Потакание чувствам порабощает, а отрешенность от них приносит освобож-
дение, поэтому освобождение или порабощение зависит от ума.
13. Тот, кто с помощью знания о Высшей Душе избавляется от телесного пред-
ставления о жизни, будет всегда погружен в медитативный транс (самадхи),
куда бы ни уводил его ум.
14. Кто обретает желанное счастье в полной мере? Все в руках Бога, поэтому
нужно учиться удовлетворяться тем, что имеешь.
15. Как теленок следует за матерью, хотя вокруг может быть много других ко-
ров, так и последствия поступков, хороших или плохих, следуют за человеком,
совершившим их.
16. Действующий неупорядоченно не может быть счастлив ни среди людей, ни в
джунглях. В обществе людей его сердце будет сгорать от взаимоотношений с
другими, а в лесу - от беспомощности.
17. Как землекоп добывает воду с помощью лопаты, так и ученик обретает зна-
ние с помощью наставника в служении ему.
18. Несмотря на то, что человек пожинает плоды своих поступков, совершен-
ных в прошлой жизни, а его разум и ум сформированы в прошлой жизни, мудрые
действуют очень осмотрительно.
19. Следует выражать почтение и тому, кто изучил духовный смысл даже одной
буквы. Тот, кто не почитает такого гуру, сто раз родится собакой, а после
этого - собакоедом.
20. Во время разрушения вселенной может сотрястись гора Меру или взволно-
ваться воды семи океанов, но святой будет непоколебим на своем духовном пу-
ти.
21. На Земле есть три драгоценности: пища, вода и добрые слова. Глупцы же
считают драгоценностями камни.


Глава 14

1. Бедность, болезни, горе, тюремное заключение и прочие напасти - след-
ствие своих собственных грехов.
2. Можно обрести вновь богатство, друзей, жену и даже царство, но этого те-
ла после смерти уже не будет никогда.
3. Как трава может противостоять эрозии почвы от сильного дождя, так и вра-
га можно преодолеть, если объедениться против него всем сообща.
4. Сами собой распространяются масло, разлитое по воде; секрет, выданный
беспринципному; подарок, преподнесенный достойному и духовные наставления,
данные разумному.
5. Если бы человек постоянно пребывал в таком умонастроении, как во время
богослужения, посещения крематория, в утробе матери и в болезни, то ему бы-
ло бы очень легко высвободиться из материального мира.
6. Если бы человек ощущал раскаяние еще до совершения греха, то он бы очень
легко достиг совершенства.
7. Не гордись своим благочестием, аскезами, доблестью, духовным знанием,
скромностью и нравственностью, ибо в мире всегда найдется кто-нибудь более
совершенный, чем ты.
8. Тот, о ком думают, очень близок, хотя может быть за тридевять земель, а
тот, кому нет места в нашем сердце, очень далек, хотя может быть и рядом.
9. Подобно тому, как охотник использует манок, чтобы подстрелить оленя, го-
вори с человеком любезно, если ожидаешь от него благосклонности.
10. Губительно быть фамильярным с царем, огнем, духовным наставником и жен-
щиной. В то же время относиться к ним безразлично тоже неразумно, пос-
кольку от общения с ними можно получить большое благо. Поэтому нужно выб-
рать соответствующую дистанцию.
11. Нужно быть предельно осторожным в общении с огнем, женщиной, глупцом,
змеей и родственниками царя, потому что они при первой же возможности мо-
гут стать причиной смерти.
12. Благочестивый воистину жив, а неблагочестивый - все равно, что мертв, -
в его жизни нет никаких светлых страниц.
13. Если хочешь одним махом покорить весь мир, то обуздай 15 диких коней,
которые непременно жаждут блуждать повсюду: пять объектов чувств (образы,
запахи, звуки, вкус и касание), пять чувств (глаза, нос, уши, язык и кожу),
и пять органов действия (руки, ноги, рот, гениталии и анус).
14. Истинный мудрец всегда говорит подходящие слова, служит старательно и с
любовью, а также знает предел своего гнева.
15. Одну и ту же женщину разные личности видят по-разному: аскет - как
труп, гулящий - как женщину, а пес - как кусок мяса.
16. Мудрый не разглашает формулу лекарства, которое он приготовил со зна-
нием дела; не трубит о своих добрых делах; не выносит "сор из избы"; не
рассказывает о своих отношениях с женой; не возмущается по поводу плохой
пищи, которой его угостили, и не пересказывает услышанные от других глупос-
ти.
17. Кукушка может молчать несколько сезонов подряд, пока весной не зазву-
чит ее приятный голос, приносящий радость всем.
18. Храни как зеницу ока: благословения за благочестие, богатство, зерно,
наставления духовного учителя и редкие лекарства, иначе жить невозможно.
19. Оставь дурную компанию и держись святых. Неси людям добро день и ночь,
и всегда заботься о вечном, позабыв о бренном.


Глава 15

1. Если сердце человека исполнено сострадания ко всем живым существам, то
зачем ему знание, освобождение, спутанные волосы на голове и растертый пе-
пел на теле? Он уже достиг результатов всего этого.
2. Ученик не может расплатиться со своим духовным учителем всеми богатства-
ми мира за раскрытие духовного смысла даже одной буквы.
3. Для защиты от колючек носи обувь, а для того, чтобы держать злодеев на
расстоянии, нужно стыдить их так, чтоб головы поднять не смели.
4. Даже великий человек потеряет благосклонность Лакшми, если носит нечис-
тую одежду, не чистит зубы, сквернословит или спит после восхода солнца.
5. Лишающийся денег теряет друзей, жену, слуг и родственников. Когда же он
вновь богатеет, все возвращаются к нему. Поэтому богатство считается луч-
шим из родственников.
6. Нечестно приобретенное богатство может оставаться некоторое время, но
рано или поздно исчезает вместе с тем, что было раньше.
7. Когда великий совершает проступок, его не осуждают (кто посмеет упрек-
нуть его?), а низкорожденного будут клеймить и за хорошее дело (кто его
уважает?) Разве не удивительно, что Раху пил нектар, но поплатился за это
жизнью, а Шива, выпив яд, совершил подвиг спасения вселенной, и синяя поло-
са на его шее стала украшением?
8. Остатки трапезы мудреца - лучшая пища. Лучшая любовь - любовь к другим,
а не к себе. Воздержание от греха - истинная мудрость. Благотворительность
- это благое дело без ожидания вознаграждения.
9. Лишь по невежеству люди украшают себя стекляшками и топчут драгоценные
камни. Не думай, что драгоценности обесценились, а стекляшки выросли в це-
не. Появится разумный, и поставит все на свои места.
10. Веды обширны, искусства многочисленны, а жизнь коротка, и возможности
изучения усыпаны трудностями. Поэтому отбери для изучения самое важное, по-
добно тому, как лебедь отделяет молоко от воды.
11. Только собакоед может сам насладиться обедом, не делясь с усталым пут-
ником, случайно пришедшим к нему издалека.
12. Кто-то может досконально изучить все религиозные писания, но если он не
понимает своей духовной природы, то подобен черпаку, который размешивает
блюда, но не знает их вкуса.
13. Благословенны души, принимающие в своем жизненном путешествии прибежи-
ще истинного мудреца, подобного прочной лодке.
14. Луна - обитель нектара и управляющее Божество всех лекарственных трав -
теряется в сиянии взошедшего солнца. Так не почувствует ли себя обычный че-
ловек подчиненным, остановившись жить в чужом доме?
15. Эта скромная пчела, всегда пребывающая в гуще лепестков лотоса и вдо-
воль пьющая его сладкий нектар, теперь пирует на обычном цветке кутаджа.
Попав на чужбину, где нет лотосов, она считает пыльцу кутаджи весьма изыс-
канной.
16. Господь Вишну спросил Свою супругу Лакшми, почему она сторонится мудре-
цов. Она ответила: "О Господин, мудрец Агастья в гневе выпил Моего отца (о-
кеан); мудрец Бхригу пнул Тебя ногой; мудрецы кичатся своей ученостью,
снискав благосклонность Моей соперницы Сарасвати; и, наконец, они срывают
лотосы, олицетворяющие Мою обитель, а затем преподносят их Господу Шиве.
Поэтому, о Господин, Я и опасаюсь приближаться к мудрецам".
17. Есть множество видов порабощения в этом мире, но порабощение изза при-
вязанности самое сильное. Например, пчела, способная прогрызть твердую дре-
весину, не может выбраться из закрывшегося на заходе солнца цветка.
18. Сандаловое дерево сохраняет аромат даже после того, как его срубают;
слон остается игривым и в старости; сахарный тростник остается сладким и
после того, как из него выдавливают сок. Так же и благородный человек не
теряет своих возвышенных качеств даже в нищете.


Глава 16

1. (нет)
2. Сердце женщины непостоянно. Она разговаривает с одним, с вожделением
смотрит на другого, а думает о третьем.
3. Глупец, внушивший себе, что очаровательная девушка полюбила его, стано-
вится ее рабом и пляшет вокруг, как привязанная за лапу птичка.
4. Кто из богачей не гордится? Кто из беспринципных положил конец своим
проблемам? Кто устоит пред чарами женщины? К кому всегда благосклонен царь?
Кто не подвержен влиянию времени? Кто из нищих обрел славу? Кто из грешни-
ков счастлив?
5. (нет)
6. Можно ли назвать ворону орлом только потому, что она уселась на горную
вершину? Встречают по одежке - провожают по уму.
7. (нет)
8. Когда человека прославляют другие, то его уважают, даже если хвала преу-
величена. Но если он сам хвалит себя, то теряет уважение, даже если он сам
полубог Индра, обладатель несметных сокровищ.
9. Если судить о проницательном по его качествам, то их великолепие можно
увидеть ясно, как драгоценный камень, особенно ярко сияющий в золотой опра-
ве.
10. Без поддержки и мудрец страдает. Каким бы драгоценным ни был камень,
ему нужна золотая оправа.
11. Ради обретения богатства не иди на страдания, попрание морали и лесть
врагу.
12. (нет)
13. В прошлом были люди, не удовлетворившиеся богатством, пищей и женщина-
ми. Есть такие сейчас, и в будущем также найдутся недовольные жизнью.
14. Благотворительность и жертвоприношения, совершаемые с корыстью, прино-
сят лишь временные плоды, но дары святым и покровительство всем живым су-
ществам обладают бессмертной природой.
15. Травинка легка, хлопок еще легче, но нищий еще более пустой и легкий.
Так почему же ветер не уносит его прочь? - Боится, что он попросит милосты-
ню.
16. Лучше умереть, чем жить в позоре, потому что смерть тяготит лишь мгно-
венье, а позор всю жизнь.
17. Добрые слова нравятся всем, поэтому следует быть вежливым с каждым, тем
более, что добрым словам нет конца.
18. В этом мире есть лишь два добрых плода: слушание сладостных повествова-
ний (о Господе Кришне) и общение со святыми.
19. Человек, занимавшийся во многих прошлых жизнях благотворительностью и
проходивший аскезы и обучение, продолжает заниматься этим и в этой жизни.
20. Тот, чье знание осталось в книгах и чье богатство - в чужих вещах, не
сможет воспользоваться ими в нужде.


Глава 17

1. Обретший знание из множества книг без благословений истинного духовного
учителя не будет почитаем в собрании ученых мужей, подобно тому, как неза-
коннорожденный ребенок презираем почтенными людьми.
2. И на добро, и на зло других следует отвечать добром, но нет греха в том,
что царь велит казнить преступника.
3. То, что кажется самым далеким, недостижимым и нереальным, можно легко
достичь с помощью тапасьи (религиозной аскезы), ибо ничто не может ее прев-
зойти.
4. Что порочнее зависти? Что греховнее клеветы? К чему правдивому совер-
шать аскезы? Какой прок чистосердечному совершать паломничество? Что чело-
веку еще нужно, если он отзывчив? К чему еще стремиться прославленному? За-
чем богатство тому, кто обладает практическим знанием? И что может помочь
опозоренному, кроме смерти?
5. Хотя отец раковины - море, из которого появляются драгоценности, а ее
сестра - богиня процветания Лакшми, ей все же приходится ходить от двери к
двери (в руках мудреца) собирать милостыню. Поэтому нетрудно понять, что
ничего нельзя получить в этой жизни, не отдав чегото в прошлой.
6. Благочестие не требует физической силы; и без нее человек может стать
святым, бедный - действовать как брахмачари, а женщина - сохранять вер-
ность мужу.
7. (нет)
8. У змеи яд в зубах, у мухи - во рту, у скорпиона - в жале, но злобный че-
ловек весь насквозь пропитан им.
9. Женщина, которая без разрешения мужа постится и соблюдает религиозные
обеты, укорачивает свою жизнь и отправляется в ад.
10. Женщина становится святой не от раздачи милостыни, не от соблюдения со-
тен постов и не от принятия священной воды, а от принятия воды, которой
омыла стопы мужа.
11. (нет)
12. Истинное украшение рук - не золото, а раздача милостыни. Чистым стано-
вятся не после нанесения на тело сандаловой пасты, а после омовения. Не
столько угощением доволен человек, сколько теплым словом и уважением. Спа-
сения достигают не украшением тела, а постижением духовного знания.
13. (нет)
14. Плод тунди лишает человека здравого рассудка, в то время как корень ва-
ча приводит его в чувство. Женщина лишает мужчину жизненной силы, а молоко
возвращает ему ее.
15. Благосклонный ко всем живым существам преодолевает все трудности и по-
лучает всевозможные блага на каждом шагу.
16. Чем еще может насладиться в царстве Индры тот, у кого добрая и любящая
жена, кто богат и у кого хорошие сыновья и внуки?
17. И люди, и животные едят, спят, защищаются и занимаются сексом. Но люди
превосходят животных образованием и проницательностью, поэтому тупые, не-
разборчивые люди - не лучше животных.
18. Если опьяненный страстью слон отгоняет ушами пчел, вьющихся возле вла-
ги на его голове, то он теряет только украшение головы. Но пчелы вполне до-
вольны лотосами на озере.
19. Царь, проститутка, Ямараджа, огонь, вор, юноша, нищий и сборщик нало-
гов не чувствуют чужих страданий.
20. - О госпожа! Что Вы ищите взглядом внизу? Может быть, Вы что-то уронили?
- О глупец! Разве ты не понимаешь, что жемчужина моей молодости выс-
кользнула и исчезла?
21. О цветы кетки! Вы даете приют змеям, не плодоносите, у вас не листья, а
колючки, вы растете в грязи, извиваясь, и вас так просто не сорвешь. Тем не
менее, вас обожают за удивительный аромат. Так одноединственное достоин-
ство может скрыть все недостатки.
22. Правдивость - аскеза речи, которая наделяет человека огромной мо-
ральной силой, властью над людьми. Его благословения и проклятия сбываются
безоговорочно. Правдивость - одно из качеств брахмана (мудреца), благодаря
которому ведические гимны, воспеваемые им при проведении ритуалов, имеют
силу. В Ведах говорится, что богиня Земли Бхуми может вынести любое бремя,
кроме лжеца.
23. Когда гремит гром, павлины от удовольствия танцуют.
24. В незапамятные времена полубоги и демоны пахтали молочный океан на од-
ной из высших планет этой вселенной, чтобы получить нектар бессмертия. Но
так случилось, что до нектара выделился яд, который грозил затопить и отра-
вить все планеты вселенной. Господь Шива, могущественнейший полубог, из
сострадания выпил яд и задержал его в горле, не глотая. Так живые существа
всего мира были спасены от смерти, но у Шивы от яда на шее осталась синяя
полоса.
25. Есть шесть видов преступников, которых нужно казнить немедленно: отра-
вители, поджигатели, вооруженные агрессоры, ворующие чужих жен, убийцы и
грабители. Согласно своду законов Ману, прародителей человечества и законо-
дателей вселенной, преступника нужно казнить, чтобы избавить его в следую-
щей жизни от ада. Наказанные по принципу "жизнь за жизнь" очищаются нас-
только. что могут даже попасть на райские планеты. Последствия убийства жи-
вотных такие же, как и последствия убийства человека. Таков неумолимый за-
кон природы.