Глава пятая
 
 йато йато нишчалати
манаш чанчалам астхирам
татас тато нийамйаитад
атманйева вашам найет
 
«Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного «Я»
(«Бхагавад-гита», 6.26).
 
Не терять внимательности
 
В поисках сути
 
Тот, кто старается быть внимательным, сможет проникнуть в суть всех вещей. У каждого существа и у каждой стихии есть своя дхарма, или природная сущность, но высшей сущностью всех и вся является Верховная Личность Бога. Более того, Бог так волшебно изобретателен, так хитро скрывает Себя и так необычайно разнообразен, что признавать и благодарить Его на каждом шагу может лишь в высшей степени внимательный человек. Иными словами, быть внимательным — значит видеть Кришну, Бога, всегда и во всем. Для этого следует признать за Богом право быть кем Он хочет и общаться с нами так, как Он того пожелает.
Принимая нас под Свою опеку, Верховный Господь оставляет за Собой право обучать нас, делая нам суровые замечания, или ласково ободрять нас. Мы же, со своей стороны, должны внимательно следить за тем, как Он постоянно руководит всем, — и не только во время исполнения ритуалов или в разговоре с духовными людьми, но буквально на каждом шагу, беспрестанно. Задача состоит в том, чтобы всегда оставаться чутким к присутствию Бога и вести себя так, чтобы раз за разом все яснее ощущать Его присутствие.
В результате мы, невзирая на внешние обстоятельства, постепенно начнем закрепляться на уровне самадхи, духовного транса.
Иногда мы слышим о людях, которые неуклонно идут ко все более глубоким состояниям сознания, а также о тех, кто осмысливает вещи с более зрелых позиций. В нашу эпоху такие способности скоро будут цениться на вес золота, ибо, когда мировой порядок начнет меняться, экономика рушиться и беды наваливаться одна за другой, люди, не способные погружаться в трансцендентное состояние и воспринимать жизнь на более зрелом уровне, окажутся в самом незащищенном и опасном положении. У некоторых будут такие депрессии, что они захотят покончить с жизнью. Более того, с нарастанием мощи рекламы, которая обещает несбыточные чувственные удовольствия и рисует воздушные замки, все больше людей не сможет найти в себе силы противостоять той разочарованности, что приносит им жизнь, если не начнет осмысливать духовные предметы и не получит реальные подтверждения существования Бога.
Люди, не способные вырваться за рамки мирской религиозности и окунуться в духовность, потерпят поражение в попытках достичь глубоких духовных переживаний. В результате их поглотит пучина материальной культуры, демонической пропаганды и укоренившихся заблуждений, которые станут источником уныния, тревог и безнадежности. Чтобы избежать этих разрушительных последствий, мы хотим подробно обсудить, каким же образом видеть Бога повсюду. Вот что говорит Сам Кришна в «Бхагавад-гите» (10.10):
 
тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те
 
«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне».
 
Наряду с этим, как мы уже упоминали в четвертой книге «Духовного воина» и в этой книге, Кришна советует Своим преданным полностью погрузиться в поклонение Ему:
 
ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру мам эвайшйаси йуктвайвам
атманам мат-парайанах
 
«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне»
(«Бхагавад-гита», 9.34).
 
Кришна, который есть не кто иной, как Сам Бог, просит нас постоянно думать о Нем. Бог — это надежный источник, и Его совет намного важнее советов консультантов, тренеров или других источников информации.
Кришна четко говорит нам, какие мысли и идеи должны занимать наш ум. Однако человек, получив эти ценные наставления, может задаться вопросом, а как же ему следовать им. Как можно всегда оставаться сознающим Бога и беспрестанно думать о Нем? Такое постоянное памятование о Боге, кажущееся с первого взгляда непосильной задачей, является сущностью духовной жизни. Стоит нам лишь развить способность постоянно думать о Верховной Личности Бога, а также о Его имени, облике, играх, деяниях, слугах и посланиях любви, как мы шаг за шагом войдем в Его окружение и, как это часто бывает, очень быстро поднимемся до уровня, на котором непосредственно испытаем на себе Его благословения. Все эти благоприятные возможности появляются просто благодаря памятованию о Боге, особенно когда такие размышления подкрепляются нашими действиями.
 
Достояния Бога
 
В «Бхагавад-гите» Кришна в нескольких стихах описывает, каким образом Он присутствует повсюду, а в седьмой главе объясняет, как всё покоится на Нем:
 
маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протай
сутре мани-гана ива
 
«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить»
(«Бхагавад-гшпа», 7.7).
 
Здесь Господь подтверждает, что все сущее в конечном счете покоится на Нем. Сюда входит абсолютно все — все существа, все эмоции, все знание, вся деятельность, все настроения и все богатства; все покоится на Всевышнем или происходит из Него. Развив постоянную внимательность, мы сможем каждый миг яснее ощущать Бога и общаться с Ним. Влияние внешних обстоятельств ослабнет, поскольку мы соединим свое сознание с Богом и будем всегда помнить, что Он рядом с нами, — даже на работе, дома или на улице.
В «Бхагавад-гите» (7.6) Кришна продолжает эту мысль:
 
этад йонини бхутани
сарванитй упадхарайа ахам
критснасйа джагатах прабхавах пралайас татха
 
«В этих двух природах берут начало все сотворенные существа. Знай же, что Я — начало и конец всего в этом мире, который суть соединение материи и духа».
 
Внимательность, как мы уже говорили, — это ощущение присутствия Господа повсюду; это значит взирать на окружающий мир как на Его проявление, видеть в Нем вместилище всего сущего. Внимательность также означает, что мы ставим себя в положение принимающего и ощущающего: мы принимаем благословения Бога и Его благоприятные энергии. В нашей повседневной деятельности, когда мы едим, пьем, спим, совокупляемся или защищаемся, мы можем видеть все это в связи с Кришной, помня о Его словах:
 
раса 'хам апсу каунтейа прабхасми шаши-сурйайох
пранавах сарва-ведешу шабдах кхе паурушам нришу
 
«О сын Кунти, Я — вкус воды, свет солнца и луны, и Я — слог о м в ведических мантрах. Я — звук в эфире и талант в человеке»
(«Бхагавад-гита», 7.8).
Кришна дает нам множество возможностей помнить о Нем. Когда мы глядим на солнце, совершающее свой путь в космосе, то можем вспомнить, что эта огненная планета является оком Всевышнего. Эта несложная концепция присутствия Кришны может сопровождать нас в потоке дневных забот и даже одарить чувством защищенности, если мы действуем правильно, поскольку отдаем себе отчет в том, что Бог видит наши старания подружиться с Ним и повиноваться Ему.
Что еще более важно, все эти проявления суть выражение любви Бога к нам. Кришна излучает Свою любовь в форме солнечных лучей, которые исцеляют, очищают, успокаивают и освещают. Если мы можем помнить об этом и позволяем этой идее проникнуть в каждый уголок своего сознания, у нас сама собой, безо всяких усилий, возрастет любовь к Всевышнему, поскольку мы будем чувствовать искреннюю благодарность за Его заботу и защиту. Как только такие мысли примут устойчивый характер, нам будет легче следовать рекомендациям Вед, ибо мы с восхищением преклоним свой слух к речам Бога, которые одновременно и поучительны, и успокаивающи.
Услышав от Кришны: «Я - свет солнца и луны, Я - слог ом в ведических мантрах. Я — звук в эфире и талант в человеке», мы можем более полно каждую минуту ощущать Его присутствие. Восхищаясь различными талантами в человеке, мы можем увидеть, что источником этих талантов является Бог. Когда мы наблюдаем то или иное великое достижение, талант, качество или красоту, вместо того, чтобы позволять временным носителям этих даров сбивать нас с пути истинного, мы можем вспомнить Господа, который обладает всеми этими замечательными качествами в полной мере. Мы также можем вспомнить Его необычайную щедрость и великодушие, которое Он проявляет, свободно делясь Своими качествами с другими.
Более того, раздавая эти дары Своим детям, друзьям и возлюбленным, Бог никоим образом не истощается и не уменьшается. Кришна Сам говорит об этом:
 
йад йад вибхутимат саттвам
шримад урджитам эва ва
тат тад эвавагаччха твам
мама теджо- 'мша самбхавам
 
атха ва бахунаитена
ким джнатена таварджуна
виштабхйахам идам критснам
экамшена стхито джагат
 
«Знай же, что все чудесное, прекрасное и величественное в этом мире — лишь искра Моего великолепия. Но стоит ли, о Арджуна, много говорить об этом? Одной Своею частью Я пронизываю и поддерживаю всю вселенную»
(«Бхагавад-гита», 10.41-42).
Наши повседневные домашние заботы или работа, которая может показаться скучной и бесперспективной, обретут новый смысл благодаря новому осознанию, ибо мы увидим их в связи с тем или иным аспектом Творца.
Те из нас, кто питает слабость к различным ароматам, могут наслаждаться Господом, проявленным в этой форме. Кришна снова говорит в «Бхагавад-гите» (7.9):
 
пунйо гандхах притхивйам ча теджаш часми вибхавасау дживанам сарва-бхутешу тапаш часми тапасвишу
 
«Я — изначальный аромат земли, и Я — жар огня. Я — жизнь всего живого и аскетизм всех аскетов».
 
Даже чувство запаха может привести нас к размышлениям об энергии или аспекте Бога. У всего есть свой аромат, запах или излучение, а изначальный аромат исходит от земли. Этот стих описывает дхарму, или сущность, того или иного объекта, например, жара огня или аромата земли. Сущностная природа, иными словами, предназначение любого предмета, всегда имеет своим истоком Господа.
 
биджам мам сарва-бхутанам виддхи партха санатанам буддхир буддхиматам асми теджас теджасвинам ахам
 
«О сын Притхи, знай же, что Я — изначальное семя всех существ, разум разумных и мощь могучих»
(«Бхагавад-гита», 7.10)
 
Мы видим необычайные проявления силы и разума по всему миру, но писания объясняют, что единым верховным источником их всех является Кришна: кришнас ту бхагаван сваям. Бог есть источник всех воплощений, экспансий и отдельных существ. По всему творению люди без устали ищут богатство, знание, красоту, отречение, славу и могущество, но когда они достигают своих целей, объявляется некто, у кого этих достояний оказывается еще больше. Однако есть тот, кто находится выше этих состязаний, у кого все качества проявлены в полной мере и кого никто не может превзойти. Так мы можем восхищаться Богом как обладателем великих достояний и качеств. Его сила, слава, красота, богатства, знание и отречение в бесконечной степени превосходят идентичные качества у любого существа в мироздании.
Размышляя о том или ином проявлении величия в творении, мы можем увязать эти аспекты с высшим Творцом. Видя различные шакти, или энергии, мы должны понимать, что все они проистекают от шактимана, Изначального Владыки энергий:
 
балам балаватам чахам кама-рага-виварджитам дхармавируддхо бхутешу камо 'сми бхаратаршабха
 
«Я — сила сильных, свободная от страсти и желания. Я — половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхарат»
(«Бхагавад-гита», 7.11).
йе чаива саттвика бхава
раджасас тамасаш ча йе матта эвети тан виддхи на тв ахам тешу те майи
 
«Знай лее, что все состояния бытия, будь то в благости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы — но они подвластны Мне»
(«Бхагавад-гита», 7.12)
 
Господь ясно говорит, что все исходит из Него; и вместе с тем, Он остается независимым и пребывает за пределами собственного творения. Таков трансцендентный аспект Бога.
 
«Хорошо, мой милый, хорошо»
 
Сейчас мне хотелось бы поделиться несколькими строками из второй части своей книги «Нищий», озаглавленной «Хорошо, мой милый, хорошо». Я хочу помочь вам принять науку о внимательности ближе к сердцу. Мы хотим теснее связаться с трансцендентным, чтобы нарастающая деградация и противоречия в мировом сообществе не так сильно беспокоили нас. Внимательность — это мощное оружие, которым мы хотим поделиться с вами; оно поможет вам выжить духовно и даже обеспечит материальную стабильность.
В этих молитвенных историях повествуется, как преданный старается быть внимательным и в награду слышит слова одобрения от объекта своей любви. Когда те, кто дорог нам, делают что-то хорошее, мы хотим, чтобы они увидели свои заслуги. Нам радостно, что своими поступками они делают свою жизнь светлей, и это, в свою очередь, помогает нам стать частью их победы. Если кто-то нам безразличен, мы можем даже не заметить его замечательных дел и долго еще не решимся выразить свое восхищение. Но когда нам не все равно, мы порадуемся, что поступки наших любимых в конечном итоге благоприятно скажутся на их собственном благополучии. Мы чувствуем своего рода удовлетворение, зная, что их поведение принесет благоприятный результат.
 
«Сегодня я старался внимательно дышать. Вдыхая, я представлял, что вместе с воздухом в меня входят любовь, безмятежность, знание и блаженство. Вместе с выдыхаемым воздухом я отпускал похоть, гнев, страх и печаль. Когда я возвратился в храм и взглянул на Твое изображение, я увидел, как Ты улыбнулся мне, и услышал Твои слова: «Хорошо, мой милый, хорошо».
 
Вдох — это то, что мы делаем каждый день, каждую секунду. Оцените, какого уровня внимательности мы можем достичь, если простой вдох станет стимулом для возвышения нашего сознания и наполнения его большей безмятежностью, любовью, знанием и блаженством. Более того, так мы можем отпустить все негативные эмоции, которые часто носим с собой, такие, как печаль, страхи, кошмары и тревоги. Несмотря на то, что они время от времени нападают на нас, мы можем избавиться от них. Обретая больше любви, безмятежности, знания и блаженства, мы можем в то же самое время избавляться от болезненных эмоций.
 
«Сегодня, выйдя на улицу, я старался внимательно ходить. Я гулял несколько часов, я проходил мимо множества людей и видел столько разных вещей. Порой мне надо было пропустить машину, обойти злую собаку или препятствия на дороге. Несмотря на эти опасности, я чувствовал, как светит солнце, наполняя мое тело живительной энергией, и как птицы своим щебетом вдохновляют меня на продвижение к цели. Вечером, возвратившись в храм, я взглянул на Твое изображение и увидел, как Ты улыбаешься, и услышал Твой голос: «Хорошо, мой милый, хорошо».
 
Каждый день мы не только дышим, но и ходим. Конечно, бывают дни, когда мы больше ездим на машине или сидим за письменным столом и не выходим даже для того, чтобы открыть ворота гаража, управляя ими с дистанционного пульта. Но, надеюсь, время от времени все вы вспоминаете о прогулках, польза от которых особенно заметна в нашу механизированную эпоху. Давайте превратим свои прогулки в своего рода медитацию и так укрепим свою преданность. Мы можем размышлять, как солнечные лучи оживляют тело и сознание, а пение птиц вдохновляет нас на пути к нашей цели. Мы можем так необычно взглянуть на окружающий мир, что он станет опорой нашей преданности и нашего сознания Бога.
 
«Сегодня я старался внимательно говорить. Я тщательно следил за тем, чтобы ни одно мое слово никого не задело. Я представил, что каждое слово сбрасывает на другую душу либо цветочные лепестки, либо булыжники. Слова преданности подобны цветам, которые служат благополучию другого и прославляют его бытие. Грубые или неосторожные слова сродни булыжникам, которые я кидаю на головы других. С кем бы я ни встречался, я говорил только о том, что связано с преданностью. Поэтому я чувствовал бесконечную радость, размышляя о своих славных спутниках в этой жизни. Позже, когда я вернулся в храм, Ты улыбнулся и снова промолвил: «Хорошо, мой милый, хорошо».
 
Мы все так много говорим, но иногда наши разговоры превращаются в бесконечные пересуды, и мы теряем ощущение осмысленности в жизни. Праздные разговоры и сплетни кончаются бездумными поступками. Порой нам встречаются люди, которые стараются говорить обдуманно, а порой — те, кто просто хочет обрушить на нас поток бесполезной болтовни. Нам следует найти способы, как возвысить наши беседы, чтобы они не иссушили наше сознание.
Взгляните на влияние негативных или позитивных разговоров, в которых ваш собеседник либо бросает в вас кирпичи, либо осыпает благоуханными цветами, прославляя таким образом само ваше существование. Наши грубые или необдуманные слова подобны острым камням, которые наносят раны и вызывают неприятную тревогу. Поэтому мы должны быть очень внимательны при разговорах. Ласковые, правдивые, откровенные и сострадательные речи в действительности прославляют и воспевают существование другого человека. С другой стороны, когда мы говорим грубо или позволяем другим говорить грубо с нами, мы вовлекаемся в своего рода битву и используем эти тяжелые булыжники как оружие.
Если нам не безразличен человек (а безразличных для нас быть не должно), мы захотим почтить его присутствие, не позволяя себе портить ему жизнь своими грубостями. Будьте внимательны, чтобы не обижать других своими словами. Слова обладают огромной силой и оказывают немалое влияние на окружение. Слова могут стать как источником вдохновения для других, так и разрушительным оружием. Только представьте себе яркое впечатление от речей, состоящих из добрых и сострадательных слов, исполненных преданности! Когда вы славите других и радуетесь их существованию, вам непременно передастся радость от людей, к которым вы проявили уважение и которые тем самым стали частью вашей жизни. Ваши добрые слова эхом отзовутся в вашем сознании и помогут вам стать еще лучшим проводником божественности.
 
«Сегодня я старался внимательно слушать. Я задумался над тем, как разговор является своего рода призывом заняться той или иной деятельностью или перенять то или иное умонастроение. Я решил участвовать только в деятельности, которой занимаются преданные, и размышлять только над темами, связанными с преданностью. Таким образом, когда начинались беседы, которые не побуждали меня заниматься преданным служением или размышлять о преданности, я извинялся и уходил.
Я даже изменил привычный ритм жизни, чтобы откликнуться на зов тех, кто приглашал меня прославлять духовных учителей, святых людей и Божественную Чету. И я сознательно покинул тех, кто пытался увести меня от Их любви и покровительства. Когда я вернулся в храм, я увидел, как Ты улыбаешься со Своего изображения и говоришь: «Хорошо, мой милый, хорошо».
 
Когда мы станем такими внимательными, нам удастся ослабить силу ума и оставаться в самадхи практически постоянно. Жизнь всегда в наших руках; это одно из ярких качеств воина. В некоторых видах искусств способность владеть умом определяет уровень мастерства. Лучшие спортсмены и просто люди, у которых есть шакти, сила и честность, не позволяют окружающей среде легко увлечь себя; напротив, они используют окружающую среду для того, чтобы упрочить свои позиции.
Внимательное слушание нужно нам для того, чтобы все время оставаться настороже и свести таким образом отвлекающие влияния к минимуму. Те, кто не может обуздывать свой ум, окажутся один на один со слабым интеллектом и станут рабами своих страстей и чувств. Они станут жертвами общественных предрассудков. Нет необходимости в сложных догмах и ритуалах — просто оставаясь внимательными, мы достигнем более глубоких откровений и приключений в своих жизнях.
Если мы остаемся в греховном окружении, где люди лишены честности и принципиальности, такое негативное общение повлияет на человека и на грубом, и на тонком плане, поскольку мы не изолированы от остального мира. Мы являемся продуктом наследственности, окружения и общественных событий, которые формируют наши ощущения. Даже окружающая среда влияет на нас тонким образом, не останавливаясь ни на миг. Слушая богохульство, сплетни и грубости, мы наполняем этими речами свое сознание, из-за чего нам становится еще сложнее прийти к божественности.
Разговор — это одно из искушений: он никогда не бывает безобидным . В любом общении вы что-то отдаете и что-то принимаете. Лишь немногие понимают это, и, как следствие, просто отдаются во власть окружающей обстановки, не осознавая ее пагубных влияний. Каким бы ни было наше общение — деловым, общественным, политическим, образовательным или просто дружеским, — это всегда приглашение участвовать в определенном виде взаимоотношений. Ваши поступки и слова приглашают других взаимодействовать с вами в определенном ключе, и точно так же вы воспринимаете слова других.
 
«Сегодня за завтраком я старался внимательно есть. Прежде всего я подумал о своих замечательных учениках, которые добросовестно приготовили пищу для удовольствия Господа и меня. Они всегда готовят вовремя, в чистом духовном сознании и благоприятной атмосфере. Ясно представив себе их служение, я стал размышлять о том, как эти блюда были с любовью и молитвами предложены Верховному Господу и как затем остатки со стола Господа раздавали всем.
Прожевывая каждый кусочек, я вспоминал, что все блюда теперь духовно заряжены, и мое тело во время вкушения наполняется живительной духовной пищей. Затем я подумал, что каждое зернышко, каждая крошка наделяет меня силой, необходимой для того, чтобы я улучшил качество и увеличил количество своих медитаций и служения. Отдав должное этому духовному пиру, я пошел в храм и увидел там Тебя. На Твоем лице снова играла улыбка, и Ты сказал мне: «Хорошо, мой милый, хорошо».
 
Развив в своей деятельности большую ментальную силу, мы увидим множество чудес, которые в обычном нашем состоянии остаются для нас незаметными. Внимательность позволит нам улучшать качество и даже количество наших достижений. Разного рода недоразумения, которые мы привыкли принимать близко к сердцу, больше не станут отвлекать нас. В конце концов, мы не позволим этим изъянам подавлять нас. Стараясь быть внимательными, мы естественным образом будем чувствовать благодарность вопреки множеству обстоятельств в нашей жизни. Благодарность принесет больше благословений и поможет нам более искренне сказать этим благословениям «спасибо».
Благодаря внимательному принятию пищи мы можем получить от нее больше пользы. Умонастроение, в котором мы едим, влияет на все тело. Чтобы получить наибольшее благо от вкушения, мы должны принимать правильную пищу, в правильном сознании, правильным образом и в благоприятном месте. И наоборот, когда люди едят неправильную пищу в спешке и в неблагоприятном месте, их сознание и здоровье слабнут. Люди привыкли объедаться пищей быстрого приготовления в забегаловках и в неблагоприятное время, что просто сводит их в могилу. Учитывая эти факты, не следует удивляться распространенности таких заболеваний, как язва и диспепсия (несварение желудка). С другой стороны, развив внимательность, мы можем одухотворить весь процесс принятия пищи и использовать свои обеды и ужины для того, чтобы упрочить свою преданность.
 
«Сегодня я старался внимательно смотреть. Я размышлял над тем, как все вокруг соткано из различных энергий Верховного Господа, а именно, из Его высшей, пограничной или отделенной энергии. Такие мысли позволили мне ощутить постоянное присутствие Господа Шри Кришны. Затем меня посетила мысль: все, что я наблюдаю, исходит из Кришны и должно быть возвращено Ему.
Постепенно все разнообразие творения предстало передо мной как части вселенской формы Господа. Таким образом, то, что казалось мне неинтересным, смешным или жутким, стало приобретать иной смысл. Картины, которые раньше пробуждали во мне похоть или страх, больше не беспокоили меня. Вместо того, чтобы воспринимать их, как объекты своего удовольствия, я увидел в них аспекты Божественного.
Наделенный новым видением, я осознал, что все привлекательные представители противоположного пола суть метаморфозы красоты Кришны, и их блеск уже не раздражал меня, и я не сердился, что привлекаюсь к ним. Затем я применил этот же метод ко всему, что соблазняло мои чувства. Вместо того, чтобы возбуждаться, пытаясь насладиться тем или иным ощущением, я увидел каждый предмет или обстановку, которая завораживала меня, как проявление сияния Кришны. Вечером, вернувшись в храм и внимательно разглядывая Твое изображение, я увидел, как Ты ослепительно улыбаешься и киваешь мне в знак одобрения: «Хорошо, мой милый, хорошо».
 
Когда в наше распоряжение попадает чья-то собственность, мы должны вести себя, как сторож. Сторож всегда следит за собственностью владельца, чтобы тот был доволен. Размышляя о Боге как о Верховном Владельце, мы будем стараться заботиться обо всем так, чтобы Он остался доволен нами.
Однако порой вместо того, чтобы почитать собственность Бога, мы хотим сами стать собственниками и потому начинаем эксплуатировать, манипулировать и пытаться независимо наслаждаться всем, что нас окружает. Или используем нашу философию, чтобы отвергнуть существование красоты в мире. Но это не принесет блага — постоянно заявлять право на собственность или отрицать красоту. Красота существует. Просто мы можем наблюдать ее надлежащим образом - - как аспект источника красоты. В этом случае мы сможем чтить красоту и восхищаться ею без желания использовать ее для себя.
Порой люди делают глупости, подражая неправильным поступкам других, которые волнуют и возбуждают их, заставляя терять душевное равновесие. Но при пристальном взгляде на то, что нас окружает, мы можем узреть связь всех объектов с божественным. Мы начнем божественно говорить, слушать о том, что связано с божественным, и постоянно видеть божественное вокруг нас. В результате мы будем реагировать на внешние раздражители соответствующим образом и даже общаться и относиться к другим в этом особом настроении. Например, когда человек чего-то боится или чересчур встревожен, это переживание скажется на всем, что его окружает. Даже его поступки будут обусловлены тем или иным умонастроением. С другой стороны, тот, кто излучает любовь, будет увлекать других своим настроением, поскольку такое расположение духа будет прорываться сквозь его мысли и поступки, и ему захочется делиться этим с другими.
 
«Сегодня я старался внимательно читать. Пытаясь разобраться в различных писаниях, я уже не читал их второпях, Как повести или мифы; они перестали быть для меня просто философией или теологией. В каждой главе, в каждом абзаце я увидел окно в духовную реальность. Тогда я стал размышлять над прочитанным и следить мысленным взором за необыкновенными событиями, которые разворачиваются в духовном царстве.»
 
Многие относятся к этим книгам легковесно, просто как к древним сказаниям. В лучшем случае они рассматривают священные писания как своего рода философские изыски. Внимательность здесь означает подняться над философскими исследованиями, религиозным познанием, умствованием и даже традицией; внимательность здесь ведет к постижению глубинной духовной сущности, скрытой во всех писаниях. Глубокие, внимательные размышления далеко превосходят умственные или интеллектуальные забавы. Мы больше не собираемся читать писания как романы или исторические хроники, наполненные философскими, гносеологическими и космологическими экскурсами. Священные книги должны стать своего рода катализатором чудесных откровений.
 
« Не успел я опомниться, как вдруг стал плакать навзрыд, ибо понял, что не достоин еще общаться с этими великими личностями, сколько бы я о них ни читал. Я не могу до конца понять их, разговаривать с ними и участвовать в их играх ради удовольствия Верховного Господа.
От таких мыслей я опечалился и подумал, как нелепо было подойти так близко к духовному миру и не приблизиться к его обитателям. В отчаянии я воскликнул:
«Почему я дошел до стола, 
но отведать не смог ничего?
Почему был допущен к окну, но остался стоять за стеклом?
Что за прок в этих бденьях земных,
Если, в грубое тело одет,
Я стою, как и прежде, один,
Окруженный ста тысячью бед?» — так плакал я.
 
Иногда, взрослея духовно, мы переживаем так называемую «непроглядную ночь души», или периоды становления, когда определенные события нашей жизни заставляют нас желать большего. Нас могут посетить мысли: «Я уже подошел так близко, почему же я не могу подойти еще ближе?» Такова природа духовного развития. Когда вас поощряют, вы хотите еще, и когда вас что-то поразило, вы хотите видеть это снова и снова. Вы не можете жить без этого и жаждете новых ощущений. С другой стороны, если ничего не происходит, вы теряете веру, вам становится скучно, и вы беретесь то за одно дело, то за другое, поскольку ваша энергия ищет выхода. На этом уровне человек остается поверхностным и не способен ничем заняться всерьез. В результате он лишается ярких ощущений или откровений.
Те, кто испытывает такого рода переживания, готовы на самые невообразимые поступки, чтобы испытывать их снова и снова. Такова природа души - сат-чит-ананда, что значит «исполненная знания, блаженства и вечности». Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:
 
апарейам итас тв анйам
пракритим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
 
«Помимо этой низшей энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией»
(«Бхагавад-гита», 7.5).
Хотя из Господа исходит множество аспектов Его различных энергий, Он упоминает Свою высшую природу и ее отношения с атмой, душой. Высшая цель души — духовное царство. В этой медитации человек подходит очень близко к откровению, но желает все больше и больше.
Достигнув высших пределов развития, живое существо вовсе не должно покидать свое материальное тело, чтобы ощутить трансцендентное. Следуя авторитетным духовным технологиям, мы можем узреть прошлое, настоящее и будущее и ощутить то, что находится за пределами грубой материальной реальности. Наши ощущения будут связаны с духовными измерениями, что будет все больше вдохновлять и стимулировать наше сознание, поскольку такие ощущения суть изначальная природа души. Душа, стряхнув с себя сон, ощутит счастье от соприкосновения с этими стимулами. Вдохновившись один раз, душа больше не сможет жить без них и постепенно восстановит свое вечное счастье и духовные ощущения. У человека разовьется естественное отвращение к материальному телу, которое с его ограниченностью и несвободой являет собой тюрьму для души.
 
«Я вернулся в храм и снова взглянул на Твое изображение. На этот раз Ты не улыбался, Ты плакал вместе со мной, что заставило меня рыдать еще больше. Но вдруг, к моему великому изумлению, Ты спрыгнул со Своей картинки и нежно обнял меня. С состраданием заглянув мне в глаза, Ты промолвил:
— Пока ты старательно дышал, ходил, говорил, слушал, ел и смотрел, Я всегда был с тобой. Когда ты приходил в храм, Я улыбался тебе, зная, что ты избавляешься от оков, которые держат тебя в материи. Но это была не единственная причина Моей улыбки; Я улыбался еще и потому, что Мне очень нравилось общаться с тобой, когда ты занимался медитацией для развития внимательности. Как ты заметил, в те минуты наше общение было более глубоким и удивительным».
 
Некоторые люди могут общаться с ангелами, архангелами и другими тонкими существами. Человек же, достигший глубокого уровня духовного сознания, может обрести чудесное общение с Божеством, иконой или духовной личностью. Порой могущественные духовные существа проявляют себя через свой голос, атрибуты и даже изображения. Например, у нас дома есть изображения гуру или святых, которые выполняют не просто эстетическую функцию. Эти изображения на самом деле создают ощущение присутствия этих личностей. Все, что связано с духовно развитыми существами, также излучает духовность.
Медитируя таким образом, человек возвращается в храм и, глядя на лик прославленного представителя Бога, начинает по-настоящему разговаривать с ним. Только на этот раз все не ограничивается разговором — представитель Бога сходит со своего изображения, чтобы ближе общаться, свободнее разговаривать и больше вдохновить человека. Эта великая божественная личность говорит человеку, что во всех внимательных медитациях он находился рядом с ним. Если и нам удастся развить должную внимательность в своем сознании, мы сможем от теории перейти к практике и ощутить реальность, описываемую в священных книгах. После этого, придя в храм, церковь, мечеть или синагогу, мы сможем ощутить больший прилив духовной силы, чем обычно. Если мы будем сохранять внимательность, то услышим слова святого или гуру прямо сейчас и тут же обретем их благословения.
 
«Итак, мой милый, нет причин для печали. Не позволяй себе так легко отступать. До тех пор, пока ты будешь поддерживать свою внимательность, Я буду внимателен к тебе! И, что еще важнее, если ты научишься внимательно спать, ты сможешь наиболее полно связаться со Мной, поскольку тогда ты обретешь ключ к самой сокровенной тайне вселенной. Днем, когда твое тело активно, ты сам пребываешь в глубокой дреме. Но ночью, когда твое тело отдыхает, пробуждается твое «Я».
Сейчас, занятый повседневными делами, ты почти не выходишь из сна. Однако постепенно ты пробуждаешься. Пожалуйста, мой милый, засни глубоким и внимательным сном, ибо в таком сне мы сможем встретиться и общаться, как никогда ранее».
 
Во сне приходит множество озарений. Говорят, что человек проводит во сне одну треть своей жизни, но для святого человека сон — это не просто забытье. Сон не только восстанавливает наши силы, но и дает возможность вступить в контакт со множеством миров и испытать себя во множестве видов служения. Скажем больше — интенсивность наших упражнений на внимательность наяву повлияет на то, что мы увидим во сне. Внимательность также может соединить нас с благословениями и знанием, которые мы получим во сне, что поможет нам, когда мы бодрствуем. Духовному учителю бывает легче помочь ученику, когда грубое тело ученика не так активно. Во сне он может посадить семена духовного роста, предупредить об опасности, вдохновить или дать совет, что повлияет на ученика в его повседневной деятельности — неважно, помнит он о своих снах или нет.
 
«Мне нужно так много рассказать тебе, так много показать и еще большим поделиться. Вытри слезы и прогони печаль. Очень скоро у тебя будет время и повод для океана слез. Но это будут не слезы боли. То будут слезы чистой восторженной радости».
С этими словами Ты вновь очутился на Своем изображении, только на этот раз улыбка у Тебя была ослепительная, как никогда. Обратившись ко мне, Ты сказал: «Никогда не забывай о внимательном сне, ибо в таком внимательном состоянии ты освободишься от оков иллюзии и тьмы. Будь отныне вечно внимательным и знай, что Я с нетерпением жду тебя, поскольку ты хорошо потрудился, мой милый, очень хорошо!»
Несколько минут я не отрывал взгляда от Твоего лика. Позже, этой ночью, сквозь дрему я услышал Твой голос: «В любой деятельности старайся быть внимательным. Особенно старайся быть внимательным во сне».
 
Узреть чудеса с помощью внимательности
 
Многие люди постоянно жалуются. В самом деле, в наши дни у них есть достаточно поводов для этого. Но порой они сами ставят себя в положение жертвы, что приводит к потере вкуса к жизни и увлечению мирскими делами, хотя они могли бы что-то исправить. К несчастью, такие люди на каждом шагу своей жизни испытывают неудовольствие, скуку, растерянность и тревогу. Подойдя к последней черте жизни, они оглядываются на прожитые годы, стараясь понять, для чего все это было. Эти мысли приводят их к разочарованию: «Я обрел славу, богатства, почет и уважение, но по большому счету не достиг ничего. В те редкие минуты, когда исполнялись мои бесконечные желания, я в действительности не чувствовал никакого удовлетворения. Что я возьму с собой в последний путь, кроме чувства опустошенности?» Есть и такие люди, которые всю жизнь мечтают увидеть чудо; однако чудеса всегда находятся рядом с нами, надо просто повнимательней приглядеться и увидеть их.
Когда мы стараемся внимательно ходить, дышать, смотреть, слушать, есть и спать, материальный мир постепенно начинает приобретать очертания мира духовного. Духовная жизнь — это не сентиментальная идея, основанная на эмоциях, вере или чувствах. Это наука, правильное использование которой приведет нас к осязаемому результату. Внимательность - одно из тех мощных оружий, которые позволяют нам сосредоточиваться и уверенно обретать доступные для всех сокровища. Даже если нас одолевают неприятности, с помощью должного уровня внимательности мы не сойдем с пути и со временем откроем для себя более разнообразные и глубокие истины. Достигнув такого уровня, мы, независимо от того, бодрствуем или спим, обретем удивительную возможность подойти ближе к освобождению и своему изначальному служению, что на самом деле является частью вечности души.
 
Вопросы и ответы
 
ВОПРОС: Обычно я очень серьезно отношусь к своим утренним мыслям. Вчера ко мне пришла идея, которая вылилась затем в целый рукописный план, который поможет и мне, и другим с финансами. Как определить, исходят ли эти мысли из божественного источника либо из другого — неблагоприятного? Как нам различить?
ОТВЕТ: Это довольно сложно. Например, если вам в определенной ситуации нужна юридическая помощь, вы должны позвать опытного адвоката, которому известны все обстоятельства. Если кто-нибудь хочет купить таблетку от той или иной болезни, аптекарь должен четко представлять себе, что это за болезнь, каковы ее симптомы и каковы возможные способы излечения. В любом деле необходима своего рода «система координат» или основа, на которой мы будем строить свои выводы.
Подобно этому, преданные постоянно изучают священные писания, чтобы ясно представлять себе, в чем состоит правильное поведение. Понять это можно также, подробно рассмотрев последствия поведения того или иного человека. Взяв на вооружение различные системы координат, мы можем приложить их к своим поступкам. Однако на нашу оценку ситуации влияет качество нашего восприятия, а также преданности. В целом мы считаем благоприятным то, что приносит больше любви и сострадания и укрепляет сознание Бога. Неблагоприятным же мы считаем то, что беспокоит окружающих и оскверняет сознание.
Критерием можно выбрать следующий вопрос: «Если все люди начнут поступать, как я, будут ли все счастливы, или на земле наступят тяжелые времена?» Когда большинство людей обратится к благочестивой деятельности, их сознание, а также сознание окружающих возвысится. Чтобы прийти к верному заключению, мы можем поразмышлять над высказываниями «Возлюби ближнего своего» или «Не делай другому то, чего себе не пожелаешь». Перед любым своим поступком мы можем спросить себя: «Понравится ли мне, если кто-нибудь поступит так со мной?» Если мы готовы с радостью принять такое отношение к себе от окружающих, то — в добрый путь! В некоторых случаях приходится действовать методом проб и ошибок.
Ощущения, которые мы испытываем ранним утром, весьма любопытны. В течение дня страсти вокруг нас и в гунах постепенно накаляются. От всевозможных нечистых звуков, неверных поступков, оскорблений или враждебной критики тело начинает слабеть, а внутренняя тревога нарастать. Все эти негативные факторы проникают в сознание и определенным образом видоизменяют его. Вот почему, отправляясь на то или иное мероприятие, вы можете заметить, что к вечеру гуны становятся все тяжелей и тяжелей. Возникают споры и другие проблемы. Оценивая что-то, примите во внимание эти моменты. Утренние часы важны Для любой деятельности, особенно для молитв, медитации, воспевания и чтения. Если мы будем заниматься этими видами деятельности утром, от них будет больше пользы.
 
ВОПРОС: Я бы хотел сказать пару слов о внимательных прогулках. На этой неделе у меня были неприятности на работе.
Направляясь после работы к своей машине, я повстречал коллегу, который окликнул меня: «Как дела?», на что я сказал: «Замечательно, а как ты?» Затем я встретил еще одного коллегу, который тоже поприветствовал меня. В конце концов, когда я подошел к машине, я уже забыл о своих неприятностях. Если бы я пошел домой без этих обменов приветствиями, у меня было бы совсем другое настроение. Я хочу порекомендовать каждому гулять по возможности, поскольку на прогулках с вами может произойти много положительного.
ОТВЕТ: Когда человек в беспокойстве, даже клетки его тела напрягаются. Утренняя зарядка и в особенности прогулки в живописном месте, в парке или на берегу водоемов, могут снять напряжение. Такие прогулки возвышают сознание. Более того, на прогулках вы можете, призвав на помощь внимательность, проявить чувство благодарности. Повстречавшись с каким-нибудь человеком, вы можете поделиться с ним любовью, заботой или состраданием. И вы увидите — это вернется к вам таким же образом.
Если вы чем-то встревожены, просто идите в парк и объяснитесь в любви к цветку, дереву, птице, белке, сверчку, кошке или собаке. Это также вернется к вам. Иногда люди бывают доведены до такого состояния, что не желают видеть никого. Если вы окликните их: «Добрый день, как вы поживаете?», — они огрызнутся: «Что вы этим хотите сказать? Что хорошего в этом дне?» Такого человека может вывести из себя даже ваша улыбка или счастливое выражение лица. Порой всем нам нужно на время скрыться в лесу.
 
ВОПРОС: Можно ли, исходя из Вашей лекции, сделать вывод, что отсутствие внимательности — это по сути дела забывчивость и что такая забывчивость дает толчок нашей деградации?
ОТВЕТ: Да, это так; более того, невнимательный человек — сам себе враг, поскольку мы находимся на войне. Это не только физическая, но и психологическая, метафизическая и духовная война. Тот, кто выходит на поле боя, не обращая ни на что внимания, попадает в беду. Очень тяжело находиться в обществе, которое соблазняет, калечит и нападает на тебя, если не проявлять внимания к благотворному, живительному духовному росту. Как правило, люди, стремящиеся к каким-то совершенствам и достижениям в своих жизнях, учатся, как сознательно и подсознательно сосредоточиваться на своих целях и не отклоняться с заданного пути. У них есть цель и мечта, к которым они идут. С другой стороны, люди, не имеющие цели или смысла жизни, будут чувствовать себя несчастными.
 
ВОПРОС: Ваше замечание насчет разговоров как позыва к действию и приглашения к участию в определенных взаимоотношениях поразило меня, потому что на работе я часто оказываюсь вовлеченной в разговоры, в которых нет места для духовных тем. Мои коллеги не просто не любят такие разговоры, они злятся, когда слышат что-нибудь подобное. Я пытаюсь развить некий вид смирения или терпимости и продолжаю относиться к ним по-доброму, но, услышав Ваше замечание, я вспомнила разговор на прошлой неделе. Кто-то стал говорить об ужасных мирских делах, а мне просто некуда было деться, и я стала невольной участницей беседы. Означает ли внимательность в этом случае — просто оставаться верной в своем уме сознанию Кришны, или есть другие способы защитить себя?
ОТВЕТ: Внимательность не означает, что мы ведем себя грубо и резко. Напротив, это значит, что мы не совершаем никакого насилия над другими и не позволяем другим совершать насилие над нами. Когда люди набрасываются с грубыми словами на вас или на тех, кто рядом, они совершают насилие. Если вы не противодействуете этому, то становитесь соучастником этого насилия. Когда тот, кого мы любим или о ком заботимся, совершает жестокие и разрушительные поступки, мы должны помочь ему. Например, если кто-нибудь в вашем присутствии грубо отзывается о другом человеке, вы можете изменить ход разговора, спросив: «Все так, мой дорогой, но как, по твоему мнению, мы можем помочь? Что мы должны сделать, чтобы ситуация изменилась?» Таким образом, вам не придется действовать грубо или надменно, потому что вы перевели общение на другой уровень.
Вы также можете изменить ход разговора, сказав что-то хорошее об этом человеке. У каждого есть положительные качества, и если мы пристально взглянем на человека, то найдем их. Если мы станем общаться таким образом, то вся атмосфера изменится.
Язык тела также обладает огромным влиянием. Если кто-либо постоянно говорит чепуху и видит, что вы заинтересованно слушаете его, он будет распаляться все больше и больше. Однако если вас не интересуют речи собеседника, вы найдете способ, как по-дружески дать ему понять, что вы больше не желаете говорить на эту тему.
Мы должны осторожно обращаться со своим временем и общением с другими, поскольку на нас возложена обязанность заботиться о наших братьях и сестрах. Мы обязаны любить своих ближних как самих себя и действовать на благо других. Поведение большинства людей вредит их человеческому и духовному развитию, и будет печально, если мы не попытаемся помочь им, — ведь у нас есть знания. Например, вы наверняка знаете, что сейчас на работе появилась мода отпускать расистские или женоненавистнические шутки. Если люди видят, что вы заинтересованно наблюдаете за их грубостями и оскорблениями, они вдохновятся и, может быть, даже захотят изнасиловать или грубо обойтись с вами же. Но видя, что вы никоим образом не поддерживаете их поведения, они со временем замолчат после того, как испытали вас. Они поймут, что вы не хотите общаться с ними в такой манере.
 
Если вы не сделаете этого и с самого начала не пресечете такие беседы, то потом вам будет уже трудно остановить их, поскольку ваши собеседники не поймут, почему вы ни с того ни с сего обрываете обычную беседу. Это приведет к еще большим недоразумениям в отношениях. Если же они с самого начала поймут, как вы мыслите и общаетесь, они не обратятся к вам со сплетнями, грязными намеками, наркотиками или клеветой. Если кто-либо вводит вас в искушение или делает унизительные предложения, это значит, что он невысокого мнения о вас. Значит, он уверен, что вы будете деградировать вместе с ним. Но вы не должны поддерживать такой настрой. Избегая подобных разговоров, вы достигните большей внимательности, что даст вам возможность жить более счастливой жизнью. Вокруг вас появится своего рода защитное поле.
Люди становятся жертвами глупостей и деградации, даже не понимая, что у них есть возможность все изменить. Они так погрязли в современной механистической культуре, что на размышления у них просто не остается времени. Материальное существование основано на сиюминутной выгоде, на том, что удобно и приносит деньги. К сожалению, в погоне за деньгами мы превращаемся в образованных монстров. Наши поступки начинают напоминать деяния монстров, поэтому не стоит удивляться, что у нас столько беспокойств. Разве монстр, придя домой, сможет обратиться с добротой и любовью к своим детям, супруге, Друзьям или родственникам? Это невозможно, ибо мы становимся тем, во что играем большую часть времени . Среднестатистический человек находится на работе от шести до восьми часов, что составляет почти половину времени, которое он проводит в бодрствующем состоянии. Вот почему так важно быть внимательным именно на рабочем месте, ведь мы не хотим, чтобы кто-нибудь постоянно обливал нас потоками грязи. В конце концов, ответственность за нашу жизнь лежит на нас самих .
 
ВОПРОС: Какую роль играет окружение в наших попытках быть внимательным? Прошлым вечером мы были на программе нама-хатта (группа духовной поддержки); это была вторая нама-хатта, которую я посетил за несколько месяцев. Но эти две программы — небо и земля. Дом, который мы посетили вчера вечером, просто музей: так много там картин и настолько удивительная обстановка. Когда я вернулся домой, то был вынужден просить прощения у своих Божеств, потому что Шрила Прабхупада просил нас сделать из своего дома храм. Тот дом в действительности был храмом. Могли бы Вы что-нибудь сказать по этому поводу?
ОТВЕТ: Да, вчера вечером мы проводили программу в гостях у замечательной, духовно возвышенной семьи — муж, жена и две дочки. Они добры, как младенцы. Порой люди светятся такой любовью, добротой и счастьем, что становятся подобны детям. Поскольку они говорят о других только хорошее и всегда стараются служить и помогать другим, вы всегда видите их в таком настроении. Такое настроение связано с уровнем их внимательности. Войдя в их дом, вы оказываетесь в святыне — настолько атмосфера там пронизана могучей духовной энергией. Вы тут же понимаете, чем живет эта семья и как она проводит большую часть своего времени. Такая внешняя среда помогает нам понять мотивы поступков человека.
Подобным же образом, взглянув на рабочий стол или на офис, мы можем понять, чем живет тот или иной бизнесмен. Некоторые люди с помощью такого проникновения в сознание человека занимаются шпионажем. Эти темные дела приносят миллионы и миллиарды долларов, поэтому промышленный шпионаж процветает и будет процветать; у многих корпораций есть свои секреты, и конкуренты готовы платить немалые деньги, чтобы выведать их. Задача шпиона состоит в том, чтобы пробраться в компьютер, узнав пароль. Он может догадаться о пароле, внимательно проанализировав вид рабочего стола. Там, например, может стоять фотография дочери клерка, а паролем служит ее имя. Так атмосфера, в которой человек любит проводить свое время, расскажет вам о его приоритетах и уровне сознания.
В доме, где мы гостили вчера вечером, в каждой комнате были прекрасные картины или Божества. В главной комнате, гостевой, было пять алтарей — от одной стены до другой, и на каждом алтаре были Божества, Это было потрясающе, и я расспросил их о том, как они поклоняются Божествам. Можно было сразу догадаться, что между их общественной и личной жизнью стерты грани. Заряжаясь дома мощной духовной энергией, они раздают ее всем, с кем встречаются за пределами домашнего очага. Однако не стоит никому подражать. Бывает, что кто-то должен работать день и ночь и не может поддерживать такой стандарт поклонения Божествам, или у кого-то есть множество служения в духовной организации. Следует приспосабливаться к своему ритму и образу жизни. Но на примере той семьи можно понять, что наш дом или офис должен отражать определенный тип сознания, к которому мы стремимся.
Вы можете видеть, что, куда бы я ни приезжал, я везде обустраиваю все по-своему. Преданные иногда смеются, Потому что я лично передвигаю мебель в комнате, когда мы приезжаем на новое место. Я забочусь об энергии, которая «витает» в комнате, и о впечатлении, которая эта комната потом окажет на моих гостей. Я также внимательно отношусь к своим ощущениям, которые испытываю в той или иной комнате. Понимая, что обстановка повлияет на мои действия за пределами этой комнаты, я лично обустраиваю ее. Я хочу по возможности лучше помогать людям. Все больше людей в наши дни интересуются фэн-шуй, древней китайской наукой, в которой особое внимание уделяется взаиморасположению объектов, чтобы они находились в гармонии с духовными силами, пронизывающими пространство.
В заключение скажем, что с помощью внимательности наши дыхание, речь, прогулки, обеды, наблюдения и сон обретут невиданную силу и по-настоящему помогут нам в духовной жизни. Вместе с тем, та же самая деятельность может привести к беде и сделать из нас мирского обывателя. В результате у нас не будет ничего, кроме пустоты в сердце. Мы хотим жить полноценной жизнью, как внутренней, так и внешней, и делиться этим ощущением осмысленности и наполненности с другими, даря им свою любовь. Мы хотим, чтобы от общения с нами люди возвышались и вдохновлялись, не желая расставаться с нами. Лишь тогда они будут рады себе и станут радоваться жизни.
Даже от мгновения, проведенного с человеком, исполненным сострадания и преданности, вы начинаете радоваться жизни. Такие люди вдохновляют вас на высшие достижения, и в результате вы тоже хотите научиться любить. Любовь заразительна. Божественность и сострадание заразительны. Но майя, гнев, похоть, жадность, тревога, страх, депрессии и грех тоже заразительны. У нас есть выбор: либо быть достаточно внимательным и приобщиться к добру, либо оставаться рассеянным и позволить окружающему миру опустошать и беспокоить себя. Но имейте в виду, что после того, как окружающий мир стянет вас вниз и вы привыкнете действовать определенным образом, обратно подняться будет гораздо сложнее, чем сейчас. Множество тонких энергий и сил опутают вас своими веревками. Поэтому простая и радостная жизнь, к которой ведут пытливый ум и развитое сознание, лучше, чем ежедневная борьба с самим собой.
Мы, духовные воины, используем свое божественное оружие, чтобы срубить мирские привязанности и достичь таким образом глубокой внимательности, сделав ум своим лучшим другом. Попытайтесь хотя бы неделю быть внимательным во всем, что вы делаете, и запишите свои ощущения. Вы будете потрясены! Вам не захочется останавливаться!