Предисловие
 
Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами призывает нас стать духовными воинами по примеру великого воина Арджуны, о котором мы читаем в «Бхагавад-гите». Вместе с тем в своей книге Его Святейшество делает метафоры и язык этого древнего писания доступными для современного человека. Это послание любви, веры и преданности, которые вдохновляют всегда; ощущение духовного подъема не покидает читателя до самого конца.
В начале автор сравнивает ум с полем, которое следует хорошенько взрыхлить и разровнять, прежде чем туда упадут семена духовного роста. Надо приложить немало усилий, чтобы очистить ум от упаднических мыслей, предрассудков и ложных представлений о самом себе, которые ломают нашу жизнь. Путь излечения здесь сродни известной 12-сту-пенчатой реабилитационной программе. Большим подспорьем для тех, кто сражается с собственными слабостями, могут стать два положения: во-первых, следует быть достаточно смиренным, чтобы предаться высшей воле, а во-вторых, надо осознать, что в каждый момент времени мы можем делать только один шаг. На самом деле мы ищем Духовного опьянения, выражения восторга души и ничего больше. Однако в нашей повседневной схватке нам необходимо стать искусными воинами. Закаляя свой ум и направляя свои желания на достижимые цели, которые имеют ценность для нас самих, мы постепенно утвердимся на духовном пути. И вдохновение в этой борьбе мы черпаем из любви, которую питает к нам Бог.
Его Святейшество затрагивает также одну из печальных проблем современности — неуемное стремление к богатству, чьим рабом стало большинство людей на нашей планете. Это стремление, как верно замечает автор, влияет на наше мировоззрение и чаяния. Материальный успех зачастую делает человека жадным, а неудача в делах приводит к самобичеванию. И то, и другое суть неверные представления о жизни, которые мешают нам искать новые пути и видеть богатства в себе самом. Что бы ни стряслось в нашей жизни, мы должны извлечь из неприятной ситуации ценный урок - вместо того, чтобы падать духом. Если мы ощущаем боль, но не видим ее источника, то само по себе ощущение послужит нам уроком. Преодолев боль в себе, мы преодолеем страдания и двойственность.
На мой взгляд, самым ценным в этой книге являются красивые по форме и содержанию медитации, в которых мы стараемся не упустить из виду ни одно наше дыхание, ни один шаг, ни одно сказанное или услышанное слово, ничего из того, что мы едим, читаем или видим во сне. Такие медитативные упражнения просты и приятны, и вместе с тем они одаривают человека вдохновением, помогая преданному преодолеть негативный настрой ума и стать жизнерадостным. Огромной силой обладает привычка обращаться к Кришне в повседневной деятельности, а также искусство «разумного притворства», которое подразумевает, что мы ведем себя так, будто уже стали духовными воинами: «правильные поступки ведут к правильному сознанию».
В последней главе Его Святейшество дает блестящее объяснение кармы, так что любой человек нашего времени может понять это явление. Он открывает секрет, каким образом наш ум взаимодействует со вселенскими законами и как мы можем создать хорошую карму и обратить плохую карму себе во благо. Он также предупреждает нас, что на духовном пути мы можем идти либо вперед, либо назад; нам не удастся почивать на лаврах, ибо в этом случае мы неизбежно скатимся вниз.
По мере того, как я читал эту книгу, она все больше и больше завораживала меня. Я осознал жизненную важность веры, преданности и предания себя на духовном пути, а также тот факт, что если мы собираемся идти по этому пути, сделав его частью своей повседневной деятельности, и хотим достичь успеха, мы должны во что бы то ни стало обрести качества духовного воина.
Нигель Хамилътон, психолог-консультант,
специалист по клинической психиатрии и социальной психологии,
директор Центра Психологического Консультирования
и Психотерапевтического Образования, Лондон, Великобритания .
  
Вступительное слово редактора
 
Серия книг под общим названием «Духовный воин» состоит из лекций, которые Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами (другое его имя — Свами Кришнапада) читал на протяжении последних лет на радио и телевидении во многих странах мира. Поскольку первоначально эти тексты были представлены в разговорной форме, их стиль соответствовал разговорной речи. Редактируя эти тексты, мы привели их в соответствие с книжными стандартами, но, тем не менее, постарались сохранить некоторые «вербальные нюансы», которые дадут читателю возможность почувствовать атмосферу этих радио- и телепередач. Мы стремились к тому, чтобы вы стали частью аудитории и смогли бы оказаться рядом с этим поразительным оратором и услышать от него слова, которые явятся живительным нектаром для души.
Мы хотим также обратить ваше внимание на некоторые другие стилистические особенности. Во время своих бесед Бхакти Тиртха Свами использовал различные духовные философии, но поскольку его слушатели в основном были приверженцами христианского и ведического учений, он ссылался на эти писания. Иногда он обращался к терминологии Вед — собрания древних писаний, возникших на земле, которая сейчас известна как Индия. Мы постарались сохранить как можно больше этих терминов и вкраплять их объяснения в текст. Если вам попадется неизвестное слово, вы можете посмотреть его значение в прилагаемом глоссарии. Однако есть термины, которые необходимо разъяснить с самого начала:
1. Когда Его Святейшество говорит о едином Боге, о котором мы все слышали, он употребляет различные термины. Он называет Бога Верховным Господом, Верховной Личностью Бога, Божественными Родителями (Бог-мать и Бог-отец), а также Кришной.
2. Его Святейшество часто употребляет слово «преданный». Так он обращается к тем, кто следует по духовному пути в рамках ведической традиции, или к тем, кто хочет встать на духовный путь.
3. Он также использует словосочетание «девятисложный процесс», что относится к разнообразной деятельности, которой занят человек, пытающийся преданно служить Богу. Сюда включены слушание о Боге, беседы о Нем, памятование о Нем, вознесение Ему молитв, служение Ему, предание всего себя Богу и т.д.
В конце каждой главы помещены вопросы и ответы, которыми обменивались лектор и его слушатели. Мы надеемся, что они развеят сомнения, которые могут появиться у читателя в ходе чтения этой книги. Этот обмен мнениями между Его Святейшеством и публикой также поможет читателю взглянуть на обсуждаемые проблемы с разных точек зрения.
Эта книга - пятая по счету в серии «Духовный воин». Первые четыре тома («Книга первая: открытие духовных истин в психических явлениях», «Книга вторая: превращение вожделения в любовь», «Книга третья: утешение сердца в трудную минуту» и «Книга четвертая: победа над врагами ума»), наряду с другими работами Его Святейшества, уже вышли в печать и переведены на многие языки мира. Сведений, содержащихся здесь, не найти ни в одной другой книге, и мы надеемся, что вы возьмете на вооружение все знание, которое содержится в этих книгах. Если вы отнесетесь к тому, о чем здесь говорится, серьезно, то сможете превратить вашу жизнь в удивительное, исполненное любви приключение.
 
Вступление
 
В большинстве стран и общин мира ментальному здоровью не уделяется особого внимания. Причин тут может быть много: кто-то не понимает, что такое болезнь и здоровье ума, другие стесняются об этом говорить, а третьи нечетко представляют себе, какое влияние на личность и общество в целом оказывает ослабленная психика. По материалам, опубликованным Всемирной Организацией Здравоохранения, «к 2020 году ожидается, что депрессии станут основной причиной нетрудоспособности и второй по счету болезнью, которая поразит основную часть человечества». В этой статистике не учтены люди, которые подвержены плохому настроению — слишком слабовыраженному недугу, чтобы относить его к разряду депрессий, но достаточно сильному, чтобы самым серьезным образом влиять на наши жизни. Как часто общество, в котором нам суждено жить, учит нас «по-быстрому» решать ментальные проблемы, и мы пытаемся (если вообще пытаемся) решить их способами, которые лишь на время успокаивают нас! Впрочем, конфликт со своим умом, как и любой другой конфликт, дает нам замечательную возможность для личностного роста.
Если мы рассмотрим спектр нашего восприятия, то увидим, что наименее всего мы ощущаем реальность, когда спим, а проснувшись, ощущаем ее более четко. На более высокой стадии мы проникаем в бестелесные миры, но и это еще не предел; двигаясь дальше, мы достигаем самой высшей точки сознания - восприятия и познания духовного мира и наших взаимоотношений с Богом и мирозданием. Наш ум постоянно сопровождает нас в путешествиях по этим сферам бытия, куда бы мы ни отправились - вверх или вниз. И ум может стать либо ключом, которым мы отопрем дверь в непознанное, либо засовом, который эту дверь запрет. Многие пытаются и будут пытаться достичь необычных состояний сознания с помощью искусственных методов, таких, как наркотики, но это приносит лишь временные изменения наряду с болезненными побочными эффектами.
Когда мы бодрствуем и даже когда спим, провидение одаривает нас бесконечными возможностями к изменению сознания и достижению нашей божественной, неоскверненной природы. Однако мы не замечаем эти дары, и виной тому наши чувства и ум, которые постоянно отвлекают нас. Преобразовать ум мы можем лишь путем укрепления разума с помощью духовного знания и погружения наших чувств в духовную деятельность. Лишь тогда ум станет нашим другом, и, как следствие такой дружбы, мы увидим в каждой ссоре или перипетии судьбы возможность вырваться из узких физических, психических и надпсихических рамок и по-настоящему стать самим собой. К сожалению, наш ум и проблемы, им создаваемые, порой так увлекают и поглощают нас, что мы уже не способны рассуждать здраво, и в результате у нас развиваются неизлечимые депрессии, страхи, психозы и наркотическая или алкогольная зависимость. Излечиться от этих болезней, когда они уже напали на нас, можно, но лучше всего — не допустить их появления.
Современному человеку хорошо известно, какую роль в психических заболеваниях играют воспитание, отношения в семье, окружение, физическое здоровье и наследственность. И все-таки мало кто понимает, как развитие и проявление психических недугов влияет на духовную жизнь и как человек может воспользоваться духовным знанием, чтобы воспрепятствовать этим болезням и излечиться от них. Бхакти Тиртха Свами дает убедительные ответы на оба эти вопроса, как в своей предыдущей книге «Победа над врагами ума», так и в этой книге, удачно названной «Превращение ума в своего лучшего друга». Бхакти Тиртха Свами дает нам изумительный набор навыков, с помощью которых мы можем превратить засов нашего ума в ключ, которым мы откроем дверь нашей жизни и наполним свое существование радостью и осмысленностью. В который раз Его Святейшество делится с нами секретами своего искусства решать материальные проблемы духовными средствами.
Если нам удастся усвоить и применить на практике хотя бы несколько из принципов, приведенных в этой книге, и объединить их с нашими знаниями из области биологии и психологии, мы не только преобразуем свои жизни, но и станем способными помочь другим, давая им силы изменить свои жизни, как это сделали мы. В конце концов, мы не можем поделиться с другими тем, чего не имеем сами. Сейчас вы перевернете эту страницу, и я прошу вас — раскройте свое сердце и ум, ибо книга, которую вы прочтете, изменит вашу жизнь.
Доктор Четна Канг, английский психиатр.
  
Вступительное слово автора
 
Эти две книги («Духовный воин — часть четвертая: победа над врагами ума» и «Духовный воин — часть пятая: превращение ума в своего лучшего друга») были написаны одновременно. Хотя и разные по содержанию, эти книги дополняют друг друга, как ни одна из книг этой серии, если читать их одну за другой.
Имея духовный сан, я трачу 55 процентов времени на то, чтобы управлять общинами вайшнавов (так называют людей, которые поклоняются личностному Богу, исповедуя религию, которую многие называют «индуистской верой») и вайшнавскими организациями по всему миру. Остальные 45 процентов моей работы и преподавания связаны с консультациями в сферах международного бизнеса и медицины, а также в области межрелигиозного диалога. Особый интерес Для меня представляет возможность помогать лидерам во всех этих сообществах стать более искренними, а также возможность помогать духовным людям — неважно, какой религии они придерживаются, — подняться над внутренней подавленностью и психологическими барьерами, которые мешают им по-настоящему помочь себе и своим общинам.
Идея написания этих двух книг (части четвертой и пятой «Духовного воина») зародилась у меня после образовательного тура по сорока странам мира, где я делился со своими слушателями многими мыслями, представленными здесь. Я хотел облечь эти мысли в простую литературную форму, чтобы те, кто борется со своими анартхами (препятствиями, комплексами и депрессиями), получили подмогу. Во всех общинах, где мне довелось побывать, люди пребывали в постоянном психическом кризисе и терзались от внутренней неустроенности. Меня часто просили стать своего рода «посредником в изменении ситуации в мире» и помочь людям избавиться от страданий. Вот для чего и написаны эти книги.
На санскрите враги ума зовутся бхайя (страх), кама (похоть), кродха (гнев), лобха (алчность), матсаръя (зависть), мада (безумие) и моха (иллюзия). У них много сообщников, среди которых — скорбь, депрессия, постоянное беспокойство, приступы страха, навязчивые идеи, посттравматические стрессы и фобии. В четвертой и пятой частях «Духовного воина» я поименно называю и разоблачаю этих врагов, а также говорю о способах победы над ними. Все эти враги порождены ложным эго, и самым лучшим будет обратить его в эго истинное. Как сделать это на практике — об этом читатель узнает из этих двух книг. Итак, духовный воин, вручаем тебе еще одно духовное оружие, которое поможет тебе в битве за мир и любовь.