Глава IX
Рекомендации: как поступать ответственно
 
Постоянность наших действий
 
Как мы уже говорили при обсуждении вопроса кармы, каждое действие становится причиной соответствующей реакции, которая неизбежно найдет свое воплощение в нашей жизни. Другим важным аспектом этого явления служит факт нашей постоянной активности. Даже если мы решим отстраниться от жизни общества и поселиться в горах, нам все разно придется проявлять некоторую активность. Когда мы спим, сознание продолжает функционировать. В «Бхагавад-гите» Арджуна задает вопрос на эту тему, а Господь объясняет ему, что нам следует посвятить все наши действия развитию духовности вместо того, чтобы пытаться избегать деятельности вообще (вместе с последующими реакциями). Если мы будем поступать так, то даже самые незамысловатые наши действия, такие как прием пищи, работа или забота о членах своей семьи, позволят нам возвыситься.
В наше время люди обладают ошибочным представлением о понятии духовности, считая его непрактичным и абстрактным. Естественно, многие из нас испытывают необъяснимый интерес ко всему абстрактному, потому что подобное качество предполагает некоторый налет мистики, но, в конечном итоге, мы отстранили духовность от нашей жизни. Мы обманули сами себя, совершив над собой акт ошибочного хирургического вмешательства, отрезав духовную суть и оставив для себя единственную реальность, на деле оказавшуюся иллюзией. В результате мы даже не догадываемся, что Творец создал нас с тем, чтобы мы во всех своих действиях руководствовались принципами духовности.
Мы не осознаем, что истинная степень нашей духовности заключается в глубине нашего взаимодействия с окружающими нас людьми и другими живыми существами. Мы считаем любовь и духовность сентиментальными чувствами, которые позволяют нам чувствовать себя «хорошо», не требуя от нас следования строгим принципам. Однако не только слово «любовь» воспринимается как действие. Понятие духовности также предполагает активность.
Духовность неотделима от повседневной жизни. Она представляет собой нечто иное, отличное от посещения церкви, храма, мечети и синагоги. Духовность проявляется во всем, что мы делаем каждое мгновение. Приготовление пищи и предложение ее с любовью другим людям также может быть духовным действием. Полив сада, уход за ребенком, массаж пожилого члена семьи, помощь соседям, даже приветствие при встрече с искренней улыбкой на устах, так же, как и молитва о благополучии кого-либо, кроме себя — все эти действия насыщаются духовной энергией, если при этом мы помним о Боге. Действия, выполненные в настроении эгоистического самолюбования, в духе высокомерия, раздутого ощущением собственной важности, или при необходимости достижения материалистических целей, являются негативными.
Если мы воспринимаем все свои поступки с позиции духовного воина, то мы выполним поставленную перед каждым из нас задачу возвышения сознания даже в царящей вокруг нас атмосфере смятения и негатива. Невзирая на особенности своего характера, склонности и способности, каждый из нас несет ответственность за собственные поступки, где бы мы ни находились. Это важно, чтобы суметь изменить фон сознания всей планеты.
 
Служение и помощь
 
Служение отличается от помощи. Все души являются равными по своим правам созданиями Господа, несмотря на внешние отличия, проявленные в материальных телах и сознании. Однако наше представление помощи не включает в себя отношения равных. Мы используем имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы, чтобы помочь тем, кто такими ресурсами не обладает, при этом воспринимая их недостатки с позиции более сильного. Иногда в контексте отношений может прослеживаться некий синдром благодетеля: «Я признаю факт твоего существования. Я вижу, что ты ведешь себя некорректно, и готов терпеть твои недостатки, потому что я такой замечательный». Хотя мы можем не произносить этого вслух или даже не осознавать в себе подобного отношения к другим, мы все равно будем стремиться занять превосходящее положение. Люди способны почувствовать подобное неравное к себе отношение и будут сопротивляться ему до тех пор, пока оно не сведет все попытки общения на нет.
Когда мы «исправляем» человека, то исходим из того, что он «неправильный», убеждая себя в необходимости срочного вмешательства. Мы не видим целостности в личности этого человека и не готовы доверять ей. Когда мы «исправляем» или «помогаем» человеку, то можем лишить его большего, чем способны ему дать. Наше поведение предполагает, что эти люди не в состоянии решить проблему собственными силами. Если мы ведем себя подобным бесчеловечным и попирающим достоинство образом, мы вынуждаем человека заменить собственную самооценку и причиняем ему вред, несмотря на самые лучшие побуждения. Чтобы на самом деле помочь человеку, мы должны заботиться не только о том, чтобы совершать определенные поступки, но йотом, чтобы совершать их правильно. Иначе, несмотря на все наши усилия, направленные на исправление сложившейся ситуации, мы можем непреднамеренно стать причиной еще большего конфликта и навлечь несчастья на себя и других. Духовный воин не должен ограничиваться малым, не пытаясь помочь другим. Мы должны стать по-настоящему бескорыстными слугами.
Служение отличается от помощи или исправления. Служение покоится на предпосылке, что жизнь — это священное таинство. Когда мы служим, мы делаем это, сознавая, что принадлежим этой жизни. И. наоборот, когда мы помогаем, то исходим из того, что жизнь ущербна, а когда исправляем,— что она неправильна. В любом случае мы считаем себя стоящими над или в стороне от потока жизни. Когда мы действительно служим, мы всеми силами пытаемся понять суть происходящего. Как только мы поймем, что от нас требуется, прибегнем ко всем доступным ресурсам. Акт служения возможен только между равными и основан на смирении, бескорыстии и любви.
Когда мы служим, мы не стремимся навязывать свое влияние и получить что-либо для себя. Мы делаем вывод из всего нашего опыта, а ощущение целостности в каждом из нас служит целостности в других и во всей жизни. Мы служим с благодарностью за представившуюся возможность, а не с недовольством, способным отравить атмосферу, несмотря на множество благих дел, лишая их смысла. Служение — это непрекращающийся, взаимный процесс общения между людьми, в то время как помощь автоматически предполагает понятие долга: «Ты мне — я тебе». Когда мы помогаем кому-либо, они чувствуют себя должниками, Напротив, служение несет делительную энергию, одаривающую благом обе стороны, и ни о каком долге не может идти речи.
 
Смиренное служение
 
Смирение не заставит себя долго ждать, если признать, что мы не можем считать себя выше проблем других людей. На деле мы способны видеть проблемы других только потому, что они есть в нас самих. Понимание подобного рода вынуждает нас согласиться, что у нас недостаточно силы для исправления кого-либо. Наши благие намерения, подкрепленные эгоизмом, на поверку будут не способными достичь желаемого эффекта, пока мы не признаем, что силы, стоящие за этой ситуацией, намного более могущественны, чем мы, а наше предназначение заключается лишь в том, чтобы стать передатчиком и усилителем помощи, уже уготованной человеку Богом и Его представителями.
Однако со временем духовный рост позволяет нам становиться проводниками этой высшей помощи и мы почувствуем в себе желание поделиться благословениями и пониманием с другими. Большую часть времени наши поступки и состояние сознания будут оказывать благоприятное воздействие на всех окружающих без каких-либо усилий с нашей стороны. В других случаях нам все-таки придется проявлять инициативу. Хотя некоторым не понравится то, о чем мы будем говорить, или же это покажется им неинтересным, наш долг состоит в том, чтобы предложить самое лучшее, что у нас есть. Мы должны быть достаточно мужественными, чтобы найти в себе силы поступать на основе собственных убеждений и сострадания и суметь донести свое послание. Знать, что у вас есть нечто, чем вы могли бы поделиться, и не сделать этого — значит поступить эгоистично и низко.
Вы вряд ли сможете помочь мне, если станете поддерживать меня в каком-либо глупом начинании или внушать мне нормальность окружающего меня абсурда. Вы служите мне своим глубоким пониманием и стремлением избавить меня от чувства самодовольства. Вы можете схватить меня за руку или стоять за спиной и подталкивать, когда это необходимо. Это просто здорово, что вы меня понимаете, но если вы не делайте это с любовью, я не могу считать вас настоящим доброжелателем. С другой стороны, если вы вынуждаете меня жить по вашим правилам и даже не пытаетесь понять меня, вы также не можете считаться моим доброжелателем.
Однако вы можете вести меня за собой, обучая на собственном примере успеха и достижений. В таком случае мне намного проще поверить в то, что вы делаете и говорите, потому что я могу непосредственно видеть результаты этой деятельности. Мне не интересно слушать сухую теорию. Я хочу на деле увидеть способы решения проблем, чтобы довериться вам и принять то, что вы мне предлагаете.
Мы искренне хотим найти человека, для которого моя проблема станет его проблемой, что, как ни странно, совершенно точно отражает действительность, потому что люди вокруг нас являются частью окружающей нас реальности. Все взаимосвязано и мы никогда не будем изолированы. Нам недостаточно просто добиваться поставленных целей, расталкивая всех на своем пути, чтобы никто не мешал «творить добро». Мы должны постоянно пытаться помочь другим выполнять их собственные обязанности.
Все мы — вечные слуги Бога и Друг друга. Если вам удастся понять эту истину, мы откроемся для глубинных внутренних переживаний, великих благословений и даже вмешательства Божественной воли. Поступки, основанные лишь на нашем материальном и интеллектуальном опыте, не имеют отношения к духовности. Мы осознаем, что Бог действует через нас только когда жизненные обстоятельства выходят за рамки стандартного понимания и способностей. Позволяя Божественному действовать через нас, мы становимся свидетелями поразительных перемен, на фоне которых блекнут самые смелые наши мечты. Если же мы будем поступать, полагаясь лишь на собственные способности, в лучшем случае результат будет посредственным.
 
В поисках Божественного вдохновения
 
Может быть, в а м известно направление в традиционных единоборствах, называемое доджо. Лучшие ученики этой школы всегда придерживаются настроения молитвы, концентрации и почтения по отношению к своим учителям, как к носителям традиции. Они понимают, что знание, которым обладают их учителя, было получено огромным трудом, по той причине, что является скорее духовным знанием. Осознание этого заставляет их подчиняться указаниям учителей, что, в свою очередь, позволяет ученикам рассчитывать на милость наставника, когда дело доходит до поединка.
Подобным образом духовные воины всегда обращаются к старшим за советом, поддержкой и любовью. Каждый раз, когда мы недостаточно компетентны для выполнения какой-либо задачи, помощь наставников может сыграть решающую роль. В конечном итоге, из любой схватки победителем выходит сплоченный коллектив или личность, наделенная особой милостью Бога. Получение благословений и поддержки от своих предшественников наделяет человека огромной силой, делая его способным к достижению любой духовной цели.
Победа Арджуны над превосходящей армией противника, описанная в «Бхагавад-гите», является ярким примером Божественного вмешательства.
В Библии говорится, что когда Иисус Навин сразился под Иерихоном, стены этого города рухнули от звуков труб. Но разве это возможно? Как ему это удалось? После того, как Моисей покинул этот мир, Иисус Навин взял на себя командование и рассказал детям Израилевым, что он должен продолжать выполнять эту миссию, несмотря ни на что. Когда армия Иисуса Навина подошла к стенам Иерихона, многие из его воинов были напуганы мощными укреплениями и стенами города. Они были уверены, что сие препятствие непреодолимо.
И все-таки, как настоящий духовный воин, Ии¬сус Навин остался непреклонен. Он приказал своим вои¬нам не волноваться и помнить о Боге, который уже являл Свою помощь много раз. «Так почему вы забыли о Нем сейчас?» — спросил их Иисус Навин. Господь наставил его: «Труби в горны, береги, свои силы, сосредоточься на цели и оставайся хладнокровным, наблюдая за тем, что произойдет. Это должно случиться. Жди шесть дней, а на седьмой пусть все вместе затрубят в горны».
У истинного духовного воина кажущееся непреодолимым препятствие вызывает возбуждение, потому что ему очень интересно, что предпримет Господь. Пу-тешествие превращается в приключение с неизвестным исходом. Возможно, Он придаст очертания порядка безумию и хаосу, искоренит заблуждения и совершит какое-либо чудо, превратив невозможное в реальность. Все зависит от нашей преданности. Истинные преданные Бога ликуют, когда возникает проблема, решение которой требует вмешательства Бога, зная наперед, что Он не оставит их в трудную минуту.
 
Способность к пониманию
 
На человека оказывают влияние различные люди, общество, страны и вся планета. В конечном итоге, именно степень выраженной любви определяет природу власти и ее воздействия на окружающую среду. С другой стороны, степень нашей зависти и похоти определяет, насколько далеко мы будем отстранены от Источника любви, столь необходимого для нашего духовного развития. Ведическая традиция утверждает, что живые существа, населяющие эту планету, пришли сюда потому, что хотели занять положение Бога. Это вынудило их устремиться к обретению иной силы, которая могла бы помочь им достигнуть своей цели. Другими словами, живые существа играют роль Бога. Вся история человечества изобилует примерами различных людей, организаций, наций и политических сил, стремившихся захватить власть, одновременно с этим пытаясь унизить значение Бога как абсолютного источника всей власти.
Взращенные в лоне материалистической цивилизации, многие жители Запада верят в то, что власть — это средство, необходимое для манипулирования людьми и ресурсами,— чему было множество примеров. Однако это — бессмысленная власть. Настоящее могущество, скрывающееся в сердце каждого из нас, представляет собой способность проявлять необходимые качества, при этом не причиняя вреда окружающей среде. Развивая все более глубокое чувство любви и преданности, мы сможем достичь необычной силы, позволяющей нам оказать положительное воздействие на все вокруг. Все это станет возможным, потому что мы будем действовать в гармонии с Божественной энергией, а не в надежде на собственные ограниченные способности. Если же мы будем полагаться на внешние источники силы и энергии, нас будет ожидать постоянное чувство разочарования и бесконечной борьбы, потому что все материальные объекты обладают временной природой и обречены рано или поздно нас разочаровать, особенно тогда, когда мы более всего нуждаемся в помощи.
 
Определение различных типов власти
 
В действительности каждый из нас в большей или меньшей степени может обрести различные виды могущества. Все зависит лишь от нашего желания и направленного стремления. В обязанности духовного воина входит также умение пользоваться различными видами могущества и направлять его на благо других. Располагая властью, мы должны найти ей применение, в противном случае мы представляем собой лишь сентиментальных философов.
Также необходимо выяснить, имеет ли эта власть связь с Богом или Его представителем. Истинный духовный воин очень бережно использует обретенную власть, осознавая, что в конечном итоге она принадлежит Богу. Нам не следует забывать, что силы тьмы также обладают огромным могуществом и могут нанести нам вред. Поэтому мы должны постараться научиться определять разницу между ними, при этом оставаясь сторонниками Высшей власти.
 
Физическая власть

Первая и наиболее очевидная форма власти — физическая. Когда физическая власть определяет основные принципы существования человека или группы людей, то подобная среда неизбежно заражается такими болезнями, как коррупция, война, геноцид и разрушение окружающей среды. Хотя подобное поведение мало чем отличается от поведения животных, многие общества функционируют именно на этом уровне.
 
Организационная власть

Второй тип — власть организационная, проявлена на правительственном уровне, в духовных организациях, политических партиях и других объединениях. Подобный вид власти отводит ключевую роль структуре, правилам функционирования и выживанию организации, в то время как суть — изначальная цель ее создания — остается забытой. Организационная власть зачастую становится прерогативой лидеров, занимающих ключевые посты, выстраивающих с другими крайне поверхностные отношения, сводя практически, на нет такие понятия, как забота и рост благосостояния людей, которым они по определению должны были служить. Основной вектор этой власти направлен на ее утверждение и согласование структур организации, а также увеличение влияния и расширение привилегий ее лидеров.
С этой точки зрения организационная власть не далеко ушла от физической власти и насилия. Более того, в некоторых случаях становится вполне возможным причинение психологические страданий. Люди, с которыми плохо обошлись в организациях, могут испытывать даже большую боль от перенесенного предательства, чем если бы они подверглись физическому насилию, что неминуемо приводит к психическому срыву и апатии. В итоге некоторые из них могут стать анархистами. Всякая ситуация, приводящая к превращению организации в отдельный, существующий по своим законам организм, — как если бы это была отдельная личность, — обладает чрезвычайно опасным потенциалом, потому что близорукая власть может ранить людей, совершить необдуманное насилие и подвергнуть их эксплуатации.
Несмотря на риск разочарования и коррупции, организации также могут служить идее объединения людей с целью повышения уровня их сознания. Такие организации требуют от лидеров определенных качеств, а именно переориентации власти на любовь, сострадания и бескорыстного служения своим подопечным. Другими словами, они должны быть духовными воинами.
 
Эмоциональная власть

Третья категория власти — эмоциональная. Эмоциональная власть воздействует на наши страсти и эмоции. Именно эта сила превращает нас в поклонников артистов и спортсменов, как если бы они были Самим Богом. Эта власть настолько околдовывает нас, что мы впадаем в транс, готовые потерять сознание в их присутствии. Все мы знаем о людях, которые развешивают по стенам изображения кинозвезд, атлетов и знаменитых певцов. Эти «очарованные звездами» люди одеваются, как объекты их обожания, разговаривают, как они, ходят, как они, а, если кто-то обронит фразу об интимной жизни «звезды», фанаты не смогут оторваться, пока не услышат все без исключения пикантные подробности. Они готовы часами стоять в очереди за билетом или ждать днями напролет у подъезда десятиэтажного здания, не будучи уверенными, находится ли объект их обожания дома. Это феноменальное воздействие высвобождает необычайную власть. Вот почему некоторые злонамеренные люди, преследующие различные цели, пытаются проникнуть на рынок власти для того, чтобы эффективно воздействовать на сознание миллионов людей.
 
Власть науки

Следующей по значимости идет сила научной мысли. Наука оказывает сильнейшее воздействие на западную цивилизацию. Всякий вхожий в научные круги прекрасно осведомлен о том, что современное общество наделило грандиозной властью ученых и их ментальные забавы. Хотя научный мир обладает своей внутренней культурой, он оказывает сильнейшее воздействие и на общество в целом. То, что пропагандируют эти так называемые учителя, становится стандартом понимания истины и знания. И это происходит благодаря таинственности, осознанно придаваемой их внутренней культуре.
Перечисленные выше разновидности власти обладают физическим и психологическим воздействием. Человек может обрести власть благодаря материальным усилиям и в зависимости от мотивации, будучи могущественным, может либо возвысить общество, либо привести его к деградации. Но все временно: физическая сила угаснет, политическое влияние и слава также однажды поблекнут. Даже слава ученого может сойти на нет, как только его открытия отойдут в тень новых свершений преемников.
 
Власть интуиции

Бог и наша духовная сущность ведут нас по жизненному пути, однако лишь от нас зависит, станем ли мы прислушиваться ко внутреннему голосу, придавая значение этим наставлениям . Мы также должны научиться определять, что есть наставление, а что — веление чувств и окружающей среды. Развивая способность восприятия внутреннего Божественного призыва, мы можем стать удивительно проницательными и способными воодушевлять других.
 
Священная власть

Понятие священной власти происходит от традиционных определений, принятых а истинных религиозных системах, у наставников и пророков. Люди, практикуя подвижничество и бескорыстное служение, естественным образом развивают способность жить в гармонии с законами вселенной, раскрывая свое сердце Божественному вдохновению, идущему от высших миров. Направленная на благое дело священная власть может продвигать вперед по пути к трансцендентной и Божественной природе.
 
Божественная власть

Божественная власть — величайшая из всех, потому что исходит от высшего Источника всей остальной власти и могущества. Божественная власть приходит к тем, кто понял, что должен воплотить в своей жизни самые возвышенные святые принципы — милосердие, терпимость, полное предание и любовь ко всем творениям Божьим.
Божественная власть проявляется, когда мы становимся достаточно смиренными, чтобы полностью предаться Богу, став марионетками в Его руках. Это означает, что в момент всецелого предания всех наших желаний и планов Высшей власти мы достигли высочайшего уровня духовного продвижения. Тогда непосредственная энергия Господа сможет войти в нас, чтобы мы смогли поступать в соответствии с Его желаниями. Тогда наша деятельность будет развиваться, как если бы ее совершил Сам Господь. В ведической терминологии такие наделенные особыми полномочиями преданные называются авеша-аватара, а их энергия называется дайва, считающаяся превосходящей пурушакару, энергию разума и чувств. Именно ради этой Божественной энергии живет духовный воины.
 
Поддерживая духовный настрой
 
Моисей был одним из самых духовно могущественных людей за всю историю человечества, поэтому Господь поручил ему решить тяжелую задачу во времена страшных лишений. Господь явил Моисею видение и указал, как выполнить свое назначение. Мы, так же как и он, должны быть настроены на выполнение милости Господа, подготовив себя не только к борьбе за собственное выживание, но и заботясь о благе невинных людей, ослепленных разрушительным воздействием негативных сил современного мира. Мы должны быть бдительными, не позволяя всем пасть жертвами эпидемии, потому что каждый из нас — соучастник судьбы всего человечества. Если мы должным образом подготовимся, то сможем преодолеть неминуемый кризис.
Когда мы посвящаем себя служению Божественной воле, наши способности становятся необычайно широкими. Например, в детстве я очень сильно заикался, что потребовало для излечения продолжительных занятий речевой терапией. Но каждый раз, когда мне приводилось обсуждать духовные темы, моя речь была безупречной. По милости Бога как раз в то время я стал детским проповедником и выступал на радио и телевидении. У меня складывалось впечатление, что Всевышний Господь таким образом давал мне понять, что моими устами говорил Он.
Когда президенты, короли и другие лидеры стран обращаются к народу, они скорее должны служить рупором Господа, а не пытаться донести собственные мысли . Эти люди должны действовать как звенья, связующие нас с высшими мирами. Роль духовного учителя или гуру подчеркивает важность наличия этого качества даже в большей степени. Обязанность людей такого уровня состоит в том, чтобы действовать и качестве «духовного почтальона», передающего трансцендентные послания по правильному адресу.
Что же касается поведения духовного воина, то жизнь Иисуса Христа, Будды, Магомета и других великих учителей может служить идеальным примером такого поведения. И снова мы должны задать себе возрос - почему мы не следуем их примеру? Мы можем называть себя христианами, но стремимся ли мы жить по принципам Христа? Мы можем считаться буддистами, но воплощаем ли мы качества Будды в своем характере? Если же мы мусульмане, идут ли наши поступки в сравнение с поступками пророка? Мы должны присмотреться к примерам Иисуса Христа, Будды, пророка Магомета и других великих посланников Бога, чтобы воплотить в своей жизни их качества.
Когда мы живем лишь для себя, то мало заботимся о том, как наше поведение воздействует на других. Но ориентируясь на духовные ценности, мы начинаем следить за речью, поступками, мотивами и методами достижения цели, учитывая, каким образом это скажется на обществе, в котором мы живем. Это не преувеличение и не паранойя. Это вполне нормально, потому что духовная жизнь направлена на обретение вечного общества и динамичных отношений, в центре которых находится Бог.
Наша единственная обязанность как духовных воинов заключается в том, чтобы воссоздать изначальную атмосферу, царящую в духовном мире повсюду, где мы окажемся. При этом мы не ждем манны небесной и не пытаемся убить время, отведенное нам для великих свершений на Земле, в ожидании возвращения в духовное царство и не обращая внимания на боль, сопровождающую нашу жизнь. У нас есть важная миссия — возвышение других и помощь в их духовном развитии.
 
Ответственность лидера
 
Несмотря на то, что лидеры могут очень помочь другим, они также могут причинить им вред намного сильнее, чем кто-либо еще. Люди окружают своих лидеров вниманием, любовью и заботой. Достигшие успеха лидеры, сосредоточенные на сознании Бога, могут обеспечить своих сторонников большей заботой и опекой. Но когда лидеры, особенно настаивающие на своей преданности Богу, оказываются неспособными утвердить служение Господу центром своей деятельности, все остальные не только ощутят боль, но и потеряют веру в Бога. Будучи духовными воинами, необходимо усвоить эту истину и никогда не забывать о важности сохранения внутренней целостности при исполнении своих обязанностей.
Это особенно касается отношений между священником и прихожанами, между гуру и учениками. Подобная связь — крайне могущественная, воодушевляющая и поддерживающая, если реализована должным образом. Однако неверное ее использование способно придать ей форму тираний и тяжелейшего насилия, потому что такие отношения оказывают воздействие на все без исключения аспекты существования.
В наши дни многие люди придерживаются атеистических взглядов лишь потому, что в свое время стали свидетелями лицемерия, проявленного представителями так называемых духовных общин. Они утеряли интерес к Богу и религии, потому что многие из этих «сознающих Бога» людей неискренни. Этим атеистам не хватает душевных сил, чтобы отличить организационную коррупцию от чистоты первоисточника.
В то же время для блага собственного духовного развития мы не должны забывать, что ни одна религиозная организация или конфессия не способны спасти кого-либо. Зачастую люди просто прячутся за стенами организации, избегая признания необходимости самоочищения . Духовные организации создают в своем лоне атмосферу, подталкивающую людей к духовному росту и развитию личных отношений с Богом. Иногда люди путают организацию с ее основополагающим учением, вплоть до того, что очень скоро обнаруживают себя «истощенными», забывая, что подобные организации представляют собой лишь основу для обучения, поэтому несовершенны по природе . В конечном итоге каждый из нас несет ответственность за данные обязательства. Ожидающие нас в момент смерти перемены зависят от милости наших наставников, а также от наших личных достижений и состояния сознания, но не обязательно связаны с организацией, в которой мы выполняли определенные функции.
Истинные духовные воины — это не инертные философы, протирающие свои штаны в мягких креслах. Вступая в новое тысячелетие, мы больше не имеем права встречаться лишь для того, чтобы «поболтать о том, о сем». Духовные воины не имеют времени на раздумья, поэтому не откладывая приступают к рассмотрению и решению проблем.
Увы, распространенная в последнее время парадигма создала «невидимого» лидера, сидящего в изоляции в высокой башне и нажимающего на кнопки, командуя целыми армиями. Мы должны вернуться к типу целеустремленного, храброго и Боговдохновенного лидера из тех давних времен, когда генералы с радостью выступали вместе со своими солдатами, сражаясь на равных, укрываясь в траншеях и ничем не отличаясь от самых храбрых и дерзких воинов. Тогда люди будут уважать и с воодушевлением выполнять все их команды. Наш мир нуждается в лидерах, способных прожить свою жизнь на передовой, сражаясь за благо всех и каждого.
Выбирая лидеров, мы должны быть уверены в том, что не позволим представлять наши интересы тем, кто не готов закатать рукава и принести в жертву необходимую для победы силу и энергию. Лидеры — это незаменимые и важные люди, однако истинный лидер должен обрести высшие благословения и поделиться этим с другими, используя все доступные ему средства. Такая личность может по праву считаться настоящим лидером-слугой, связанным с Божественной энергией.
 
Бдительность и стратегическое мышление
 
Ситуация, когда враг, не скрываясь, предстает перед нашим взором, кажется простой, особенно если он облачен в соответствующую униформу. Намного сложнее усмотреть врага под пронизывающей все личиной деградации. Очень трудно бороться с замешательством, похотью и жадностью, особенно если мы не знаем, как распознать и искоренить их.
Люди, изучающие единоборства, знают, каким образом можно преобразовывать энергию врага, направляя ее против него самого. Они учатся тому, как отступать и отходить в сторону. Как уже было описано в истории Давида и Голиафа в Ветхом Завете, иногда наши притеснители стремятся деморализовать нас, потому что, теряя веру, мы теряем свое самое мощное оружие. Но даже вооруженные верой, мы не способны противостоять врагу, прибегая к использованию его любимого оружия. Мы должны научиться преодолевать противостояние, основываясь на собственных силах.
Истинный духовный воин скажет: «Я сделаю все, чтобы развить в себе способность ориентироваться и разбираться в окружающем меня мире, начиная с анализа того, как я выстраиваю собственную жизнь. Я буду стремиться заботиться о других, но не стану приспосабливаться и пытаться подстраиваться под тех, кто оказался пойманным в ловушку материалистического сознания». Вспомните пожарников, которые вынуждены подвергать риску собственную жизнь лишь для спасения других. Несмотря на то, что эта деятельность стала неотъемлемой частью их жизни, если они вдруг потеряют бдительность и при спасении ребенка пожертвуют собственной жизнью, то уже не смогут спасти многих других. Подобным образом, будучи духовными воинами, мы должны всегда быть готовы прийти на помощь другому человеку, но не до такой степени, чтобы потерять свое лицо.
Мы не сможем одержать верх над вооруженным до зубов врагом, если сами держим в руке палку. В такой ситуации глупо думать: «Да, сегодня будет жаркий, денек. Схватка будет на славу!» Мы должны иметь доступ к оружию, а также быть под стать или намного лучше своего противника . Помните: на духовном уровне оружие не материально, а духовно,— это любовь, смирение, вера, сострадание и, как образец, — собственное поведение. Если мы будем, подобно Арджуне из «Бхагавад-гиты», всецело преданными воле Господа, то сможем преодолеть даже намного превосходящие числом силы противника.
 
Перенимая революционный дух
 
Все истинные пророки, привнесшие перемены в ритм жизни общества своего времени, были духовными воинами, обладавшими особым революционным духом.
Сама их жизнь была направлена на искоренение угнетения и несправедливости силой проповеди высшей Истины. Чтобы добиться осуществления своих целей, пришлось проникнуть во враждебную среду и прожить достаточно времени.
Так как революционный дух всегда предполагает противостояние главенствующей идеологии, а духовность — отход от стандартных определений и независимое мышление, очевидно, что духовность — явление революционного характера. Очевидно, что, будучи духовными воинами, мы должны быть революционерами. Однако эффективное исполнение этой роли предполагает привлечение к сотрудничеству сил намного более могущественных, чем мы сами по себе. Те же, кто пытается быть либо духовной личностью, либо революционером, не сможет добиться своей цели, выступая в роли заурядных реформистов, не способных оказать сколько-нибудь действенного влияния на ситуацию.
История знает немало примеров, когда многим великим реформаторам пришлось заплатить высокую цену за свою правдивость и прямоту. Одним из них является Зороастр, персидский святой, заколотый до смерти за свои попытки возвысить сознание людей. Другой известный пример — Сократ, обреченный на смерть по обвинению в пропаганде антиматериальных доктрин, привнесший смятение в умы молодежи. Будду забрасывали камнями и преследовали ортодоксальные индуисты. Пророку Магомету многократно угрожали расправой. Христа распяли. Святой Терезе Авильской, монахине, пришлось убежать из дома, чтобы вести простую жизнь святости и отречения. Основателю веры Бахай часто угрожали. Родители святого Фомы Аквинского, монаха практиковавшего целибат, заперли его с проституткой в надежде, что сын нарушит свой обет. Святой Франциск Ассизский отрекся от своего имущества и публично отверг своих родителей, чтобы продолжить свой путь. В Индии неоднократно совершались покушения на Рамануджачарью, Бхактивиноду Тхакура и Бхактисиддданту.
Этот список можно продолжать очень долго. Эти святые люди, как и многие другие, пожертвовали всем, чтобы не отдаляться от своей цели. Во многих подобных случаях, несмотря на то, что может показаться, будто они страдали бессмысленно, они сделали осознанный выбор, направленный на достижение поставленной цели. С духовной точки зрения они были всецело преданы Божественной воле, поэтому не могли поступить иначе. В конце концов, разве имеет смысл бояться смерти, если мы осознаем, что не являемся этими телами. Как учителя могут учить бессмертию души, если сами боятся смерти? Как учитель может убеждать нас отбросить все привязанности, если этим наполнено его собственное сердце? Как это ни удивительно, великие пророки обрели бессмертие благодаря отречению и мучениям.
 
Что означает быть революционером в современном мире
 
Одним из очевидных признаков нашей принадлежности к духовному воинству является сила реакции на всякое негативное воздействие. Если, будучи посланниками света, оказавшимися в среде негативного воздействия, мы не сообщаем импульс движения происходящему вокруг, наш свет не так уж ярок. Когда мы несем яркий факел, тьма расступается, позволяя другим видеть путь. В таком случае мы поступаем как духовные революционеры.
Мы должны знать, что в настоящее время во всем мире религиозные и образовательные учреждения находятся под сильнейшим внешним давлением. Например, некоторые проповедники превратились в наиболее могущественных программистов сознания во всем творении.
Мы должны постараться вернуть себе контроль над собственной жизнью, выступив против коррумпированной власти, подобно тому, как Иисус изгнал менял из храма. Иисус направился непосредственно в обитель поклонения Богу, потому что коррупция в таких священных местах оказывает страшный разрушительный эффект на общество в целом. Нет ничего удивительного, что подобная напасть окутывает политические, социальные и экономические образования, потому что в подобных местах коррупция встречается очень часто. Однако когда разрушается духовная основа общества, сердца людей опустошаются, потому что духовность призвана быть наиболее действенным объединяющим началом, дарующим человеку смысл его существования в этом Маре
Так что же сделал Иисус? Он осыпал ударами менял и переворачивал их столы. Истина революционна по определению. Его действия оказали неизгладимое впечатление на людей того времени. Конечно же, мы не призываем вас переворачивать церковные кафедры и разбивать окна. Вы можете посвятить этому всю свою жизнь и ничего не добиться. Вам придется сталкиваться со множеством проявлений несправедливости. Чтобы в корне изменить ситуацию, нет необходимости применять физическую или материальную силу. Мы просим вас поступить намного эффективней воспользуйтесь сакральной и Божественной силой праведности, любви, благочестия и целомудрия. Эти качества обезоруживают, потому что способны растопить лед в любом сердце. Они способны затронуть сердце любого человека и исцелить его.
Здесь стоит сказать несколько слов предостережения, когда мы используем это оружие на благо людей, не следует быть наивными. Уместным в этом отношении будет библейский рассказ об Иисусе, въехавшем в Иерусалим на осле. Люди встречали его, как самого дорогого гостя, сняв головные уборы, выложив его путь пальмовыми листьями, приветствуя его радостными восклицаниями. И это были те же люди, которые очень скоро лишат его жизни или, по крайней мере, не промолвят ни слова во время его распятия. Пусть это будет предупреждением всем нам. Каждый раз, когда люди тепло встречают нас, мы должны быть достаточно проницательны, чтобы распознать их внутренние мотивы.
Сегодня назрела ситуация, подобная описанной в истории об Иисусе. Некоторые наиболее серьезные конфликты современности возникли на основе религиозного противостояния и лицемерия представителей различных конфессий. Одна религия противостоит другой, одна нация проклинает другую, и целые страны распадаются на мелкие государства. Эта тенденция приобрела настолько четкие очертания, что многие люди уже доведены до состояния, когда считают себя вправе проклинать Бога. Такое положение дел не может не радовать людей злонамеренных.
Когда мы строго придерживаемся принципов духовной жизни и дисциплины, мы совершаем шаг, самый революционный из всех возможных. Таким образом мы заявляем, что не намерены быть слепыми глупцами. Мы не собираемся быть податливыми и пассивными, так же как не будем закрывать глаза на бушующий в нашем доме пожар. Мы отрицаем эгоизм, который, при наличии элементарного временного комфорта в нашей жизни, приводит к невосприимчивости страданий других людей.
 
Устойчивое положение
 
Некоторым из нас уже приходилось переживать преследования, вызванные нашим искренним желанием бороться с невежеством. Во всех культурах мира есть поговорка, означающая приблизительно одно и то же: «Нет пророка в своем отечестве». Поэтому нам придется предпринять множество усилий, чтобы достойно противостоять натиску проблем, неизбежно сопутствующих нашему продвижению. Всевышний Господь часто устраивает для нас многочисленные и самые серьезные испытания через окружающих нас людей, позволяя нам делать осознанный выбор: к чему мы стремимся на самом деле — к духовности или материализму? На нашем пути будут возникать многочисленнее препятствия, принимая обличие ближайших друзей и родственников, а также других внешних сил.
Мы надеемся, что никому из нас не придется преодолевать столь суровые испытания, подобные тем, что выпали на долю великих учителей прошлого. Однако серьезное отношение к духовной жизни и науке понимания природы души не позволит нам избежать серьезных испытаний. Наши современники будут воспринимать наше поведение как радикальное. И не только это. Мы станем слугами Верховной Личности Бога которому завидует весь этот мир, и будем вынуждены жить в среде Его завистников и врагов. По большей части мы будем окружены людьми, всецело преданными целям коррумпированных организаций и движений, однако самые легкомысленные из нас очень скоро поймут, что духовная жизнь и строгое следование принципам — не для малодушных.
Если мы заранее осведомлены о предстоящих испытаниях, то наверняка сможем преодолеть их с некоторой степенью усердия и энтузиазма. Вместо попыток избежать их мы поймем, что они представляют собой часть необходимого опыта, который в конечном итоге приведет нас обратно к Богу. Эти испытания продемонстрируют нашу любовную привязанность к Господу и готовность выступить с войной в защиту права прославлять Его. Если мы будем помнить об этом, то даже в самые тяжелые времена наши сердца обретут успокоение и уверенность.
 
Оценка собственных поступков
 
Помимо всего прочего, духовные воины Господа заняты деятельностью, направленной на благо каждого. Как можно быть уверенным, что совершаешь верный поступок в самом аду сражения? Существует несколько методов определения положительности или отрицательности поступка.
Один из вариантов представляет собой попытку представить, что произойдет, если этот поступок совершит сразу огромное число людей. Мы привыкли говорить: «Суди дерево по плодам его». Совершение правильного поступка принесет благоприятные результаты вне зависимости от того, сколько людей его совершили. Однако когда много людей вовлечены во вредную деятельность, приводящую к страданиям и осквернению, жертв не избежать.
Поэтому, оценивая потенциальное благо или угрозу от планируемого поступка, следует задать себе вопрос, придаст ли он дополнительный стимул развитию человечества, если будет поддержан другими людьми. Если каждая женщина будет совершать аборты, что случится с человечеством? Какое будущее ожидает нас? Если каждый человек будет исповедовать узко-сектантские взгляды, можно ли рассчитывать на возможность появления единения через разнообразие? Если каждый второй убежден, что знает, как спасти человечество, приведет ли это к плодотворному взаимообмену полезной информацией? Если каждый будет исповедовать шовинистические взгляды, станет расистом или националистом, вынесет ли планета столь тяжкое бремя? Очевидно, что нет. Но самый важный вопрос, который мы обязаны задать себе: «Приносят ли мои мысли и поступки радость Богу?», который, к слову, постоянно смотрит на нас.
Обобщая вышесказанное, следует сказать, что мы должны дать оценку каждому планируемому поступку, исходя из следующего принципа: если так будут поступать все люди вокруг меня, принесет ли это высшее благо? Будет ли доволен Господь? Именно по такому принципу действовали люди в древние времена. Жители поселения очень стеснялись совершить дурной поступок, переживая за всю свою общину. Безалаберность современного человека привела к укоренению представления о том, что самыми преуспевающими становятся бесчестные люди . Так, например, торговцы наркотиками становятся владельцами самых роскошных домов и автомобилей. Зачастую самые изобретательные умы находят себе применение в попытках отстоять и оправдать скверное и противное человеческой природе поведение. Мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы изменить устоявшееся отношение людей к этой проблеме.
 
Вопросы и ответы
 
Вопрос: Я где-то читал, что если вы хотите стать великим, нужно избегать общения с низкими и амбициозными людьми. Автор писал, что такому человеку принципиально важно не общаться с людьми, не стремящимися мыслить возвышенными категориями, а также с людьми разочарованными и депрессивными. Можно ли считать подобный подход практичным?
Ответ: Это не только абсолютно непрактично, но и очевидно демонстрирует царящие высокомерие и надменность в мире, отдаленном от человечности. К чему может привести подобный подход? Сначала вы будете избегать таких людей, потом посчитаете их недостойными, затем решите изгнать их на другой конец света, а может быть, вообще попытаетесь избавиться от них. Подобные мотивы характерны для злонамеренных людей, таким образом они оправдывают великие страдания и чинимые ими разрушения. Например, в наши дни генная инженерия обладает всеми необходимыми средствами для избавления человечества от всех подобных «нежелательных» индивидуумов. Однако кто станет определять их «желательность» и позволит ли подобный подход надеяться на реальное благо человечества?
Мы должны крайне осторожно относиться к подобным идеям и собственным амбициям, которые могут привести к такому умонастроению. Много лет назад некоторые люди были уверены, что тропические леса несли в себе угрозу для человека, поэтому было решено расчистить эти территории с тем, чтобы использовать их более эффективно. Они даже представить себе не могли, какой хаос наступит, как только они приступят к осуществлению задуманного. Все творение Господа имеет свое предназначение, даже если для нас оно не очевидно. Наше невежество подталкивает нас вмешиваться в происходящее, навлекая беду.
Сложно переоценить потенциальную опасность такого умонастроения Подобные мысли свойственны максималистским взглядам отвергнутой молодежи. Иногда некоторые нерадивые родители в поисках так называемого стимула интеллектуальной деятельности, карьерного роста и социальной адаптации, передают своих детей под опеку общества, а точнее, оставляют их на попечение других людей. Дети, осознавшие, что от них отказались, естественным образом испытывают боль и гнев, пронизывающие их до такой степени, что они пытаются причинить вред себе и другим.
Чтобы этот мир смог выжить, люди должны познать Бога и прилагать максимум усилий для того, чтобы понять Его замысел. Будучи духовными воинами, мы должны взять на себя ответственность за других людей, делая все, что в наших силах, для того, чтобы дать им необходимое духовное образование и повысить их самооценку. Нам не следует жаловаться на это бремя. Чтобы понять абсурдность сожаления о такой тяжелой доле, представьте себе учителя, лишенного возможности преподавать, или родителя, лишенного возможности воспитывать детей. Ученики служат учителю своим невежеством. Дети служат родителям своей невинностью. Без этого цикл обретения и дарения, а другими словами — смысл жизни — разрывается.
Всем нам следует жить вместе. С другой стороны если окружающие люди не оставляют вас в покое со своими просьбами о помощи, качество вашего служения несомненно снизится. Вот почему мы должны научиться защищать себя, излучая любовь, чтобы все присутствующие испытывали чувство подъема, при этом не подчиняя нас своему воздействию. Подобное намерение предполагает с нашей стороны противодействие внешнему воздействию посредством молитвы, медитации и общества духовно возвышенных людей, что позволит нам стать неистощимым источником воодушевления для других.
Мы должны стать опекунами своих братьев и сестер. Мы не имеем права бросать человека в трудной ситуации. Мы должны протянуть свою руку помощи. Если мы сможем сделать это искренне, то Высшие силы также не заставят себя ждать и окажут нам поддержку. Похоже, что «современные» люди не осознают простой истины: чем больше мы помогаем другим, тем большей будет поддержка и благословения Источника нашей энергии.
Мой духовный наставник однажды сказал, что отличительная черта великого мыслителя, заключается в том, чтобы извлекать лучшее из наихудшего. Разумный человек должен научиться извлекать нектар из сосуда с ядом, находить золото б грязном месте, жениться на благочестивой девушке родом из незнатной семьи, а также перенять хорошие качества у нищего. Мы можем почерпнуть знания где угодно. Не следует быть ограниченным человеком. Не следует пренебрегать истинным знанием, где бы мы ни нашли его. Такова позиция искреннего человека, стремящегося к знаниям.
Вопрос: Какова взаимосвязь знания и служения? Что важнее — быть знающим человеком или заниматься служением?
Ответ: И то и другое важно. Чем больше мы понимаем, почему и как поступать правильно, тем большее благо будет даровано нам. Однако причастность ко всему, что обладает зарядом позитивной энергии, даже мы этого не понимаем, несомненно принесет нам благо. Заслуживающие внимания духовные достижения не могут быть обретены лишь посредством использования интеллекта. Каждый из нас должен установить связь с Высшим единством. А это возможно, если знание, обретенное нами, придет через посредство бескорыстного служения, основанного на принципе сострадания.
Однажды проректор Университета Бенареса решил встретиться с великим духовным учителем Бхакти Сиддхантой Сарасвати Госвами, прославившимся по всей Индии как видный ученый. Проректор объяснил, что хотел бы получить ответы на некоторые очень трудные вопросы, возникшие у него при изучении писаний. В свою очередь, Бхактисиддханта попросил его пройти в другую комнату, чтобы помочь священникам вымыть все необходимое для поклонения на алтаре. Тогда ученый ответил: «Нет, у меня есть несколько очень сложных вопросов, на которые они вряд ли смогут ответить». Но Бхактисиддханта все-таки попросил задать свои вопросы священникам. Когда он обратился к ним с расспросами, те сослались на работу: «Знаете, мы должны вымыть все эти вещи, но после того, как мы закончим это делать, сразу попытаемся ответить на ваши вопросы». Несмотря на свое положение, знаменитый ученый снял пиджак, закатал рукава и начал смиренно помогать им. После того, как бронза была вычищена, он вернулся к Бхактисиддханте, который поинтересовался, получил ли тот ответы на свои вопросы. Ученый ответил: «Да. Когда я чистил бронзу, ответы сами собой возникли в моей голове». Тогда Бхактисиддханта объяснил, что духовную жизнь нельзя познать посредством усилий интеллекта, но возможно благодаря служению, способному даровать просветление. Таков пример служения, совершенного в состоянии смирения.
Вопрос: Наш мир движется по направлению к неминуемому кризису. Но что делать нам в этой ситуации? Должны ли мы отстраниться от общественной жизни или посвятить все свое время проповеди и рассказу другим об услышанном нами послании?
Ответ: Слуги Бога всегда исполнены сострадая. Они никогда не были устремлены к спасению лишь для себя. Такой вид спасения предполагает, что человек, помимо всего прочего, озабочен лишь собственным спасением, не задумываясь о благе других. Это материалистичный и эгоистичный подход, который рано или поздно вынудит нас вести себя определенным эгоистичным образом. Мы должны всегда стремиться и искать возможность служить другим, прилагая для этого максимум усилий. Однако, подобно доктору, обязанному поддерживать свой организм в здоровом состоянии, чтобы иметь право приблизиться к больным пациентам, духовыми воин должен быть осторожен, чтобы при общении с мирскими людьми не поддаться влиянию материалистического умонастроения.
Как уже говорилось ранее, наша обязанность как духовных воинов заключается в воссоздании вокруг нас изначальной атмосферы духовного царства. Мы не хотим оказаться в раю или в духовном мире в гордом одиночестве. Мы не хотим изолироваться от страданий других, не обращая на них никакого внимания. Естественным образом мы будем воздерживаться от определенных видов деятельности, потому что они противоречат самой нашей сути. Это не бегство от реальности, это лишь вопрос избирательного поведения. Когда мы практикуем зрелый избирательный подход, наши переживания переходят на иной уровень, не отвлекая нас от цели.
Духовный воин должен быть человеком сосредоточенным, способным распознавать необычные благоговения, которые приходят к нам из самых неожиданных источников. Мы должны испытывать необычайно сильное сострадание к материалистам, оказавшимся пойманными в ловушку грубого удовлетворения чувств, а также по отношению к тем, кто обрел немного знания, но затем отказался продолжить свой путь. Наша обязанность заключается в том, чтобы предложить им помощь и поддержку.
Вопрос: Как нам найти свой путь, свою цель, свою миссию или объект устремления? Как нам найти самое важное, если мы сами не знаем, что это такое?
Ответ: Бы можете обратиться к Богу с простой молитвой: «Дорогой Господь, пожалуйста, помести меня в любую ситуацию, которую Ты считаешь лучшей для того, чтобы я смог развить бескорыстную любовь к Тебе». Однако нам следует быть внимательными, чтобы не пропустить этот опыт. В основном, мы не представляем, что нам пришлось пережить в предыдущих жизнях и какая карма преследует нас. Как следствие, мы зачастую не имеем представления об играх ума и сознания, которые неминуемо будут сопровождать восприятие сигналов и посланий извне. Однако мы обладаем способностью давать рациональные объяснения всему происходящему в этой жизни. Но наиболее бдительными, мы должны быть в отношении «ответов», которые будет подбрасывать нам наше ложное эго, вынуждая нас чувствовать себя чрезвычайно важными особами.
Чем более стабильной будет наша духовная жизнь, тем сильнее в нашем сердце будет вызревать желание вознести такую молитву; «Дорогой Господь, я принадлежу Тебе. Используй меня по Своему усмотрению. Я уверен, что Ты желаешь мне самого лучшего. Я считаю Тебя своим лучшим другом, возлюбленным, самым близким опекуном и наставником, и все сложности в моей жизни возникают потому, что я иду наперекор Твоим планам в отношении меня, вот почему я хочу, чтобы вера растопила мое сердце и прошу Тебя – избавь меня от всего, что мешает осуществлению Твоих планов. Просто сделай все, что считаешь самым лучшим для меня». Молитесь таким образом, и вы увидите, что произойдет в вашей жизни. Конечно же, вам нельзя забывать о другой молитве: «Дорогой Господь, помоги мне справиться со всем этим.»