Преданные служат Кришне в разных расах - трансцендентных настроениях. Кто-то
служит в качестве слуги, кто-то как друг, кто-то служит в роли отца или
матери, а кто-то выполняет роль любящей супруги. Таковы пять основных
отношений, которые связывают Кришну с Его преданными.
Кроме того, есть еще семь других, второстепенных рас. Например, кто-то
служит Кришне в роли Его врага, подобно асурам, демонам. Они тоже служат
Кришне, но выполняют при этом роль его врагов. Кто-то служит Кришне,
доставляя Ему удовольствие, а кто-то сражаясь с Ним.

Таким образом, всего существует двенадцать рас. Akhila-rasamrita-sindhu -
все расы, которые мы можем ощутить в рамках этого материального мира,
исходят из Кришны. Janmadyasya yatah. Веданта-сутра утверждает, что мы можем
ощутить на собственном опыте, присутствует в Кришне. Таков Кришна. Он
занимался воровством, которое мы считаем не самым благородным занятием. Но
воровство также присутствует в Кришне. Он известен как Махкнчора, воришка
масла.

Все наши занятия в материальном мире являются ничем иным, как искаженным
отражением занятий, которые мы имеем с Кришной в духовном мире. Но
имперсоналисты, которые даже не подозревают о существовании духовного мира,
не знают, что Кришна всегда чем-нибудь занят. Поскольку Он личность, Он
всегда занят. Он хочет доставить удовольствие гопиджанам -
мальчикам-пастушкам и гопи, Своим вечным спутникам.
Кришна - санатана, вечный, и его отношения с преданными также санатана.

Эти отношения возможны санатана-дхаме, в вечном мире, а не здесь. Мы не
можем иметь санатана-отношений с Кришной в материальном мире. поэтому Кришна
приходит и обращается к обусловленным душам: "Возвращайтесь ко Мне в
духовный мир, где вы будете вечно счастливы и где у вас будут вечные
взаимоотношения со мной". Yad gatva na nivartante tad dhama paramam mama.

Почему не в материальном мире? По всоей природе материальный мир не вечен,
он преходящ. Janmadi. Все в материальном мире имеет начало, а все, что имеет
начало, должно иметь и конец. Такова природа материального мира.
Здесь мы можем практиковать санатана-дхарму, вечное положение, но в полной
мере санатана-дхарма представлена в духовном мире. в любом деле человек
сначала должен стать учеником и пройти обучение, только потом он сможет
занять какое-то положение.

Точно также и Санатана Госвами объясняет, что преданным, которые в
совершенстве обучились преданному служению, дается рождение в той Вселенной,
где присутствует сам Кришна