Шримад-Бхагаватам 

Песнь первая 
  
ВВЕДЕНИЕ   

Понятия "Бог" и "Абсолютная Истина" неравнозначны. Целью "Шримад-Бхагаватам" является Абсолютная Истина. Понятие "Бог" отностися к повелителю, тогда как понятие "Абсолютная Истина" относится к суммум бонум - изначальному источнику всех энергий. Все сходятся на том, что Бог как повелитель должен обладать чертами личности, поскольку повелитель не может быть безличным. Разумеется, современное правительство, особенно демократическое, до некоторой степени безлично, но в конечном счете глава правительства является личностью, и безличный аспект правительства подчинен личностному. Tаким образом, коль скоро речь заходит об управлении другими, необходимо признать существование личностного аспекта. Есть разные повелители, занимающие различные управляющие посты, и поэтому может быть много второстепенных богов. Согласно "Бхагавад-гите", каждый повелитель, обладающий особым могуществом, называется вибхутиматсаттва, то есть повелителем, которого Господь наделил властью. Есть много вибхутимат-саттв - повелителей, или богов, обладающих какими-то особыми силами, но Абсолютная истина одна и только одна. В "Шримад-Бхагаватам" Абсолютная Истина, или суммум бонум, называется парам сатйам.
Автор "Шримад-Бхагаватам" Шрила Вйасадева1 прежде всего в глубоком почтении склоняется перед парам сатйам (Абсолютной истиной). И поскольку парам сатйам есть изначальный источник всех энергий, она является Верховной Личностью. Боги, то есть повелители, несомненно, личности; но парам сатйам, от которой они получают свою власть, -  это Верховная Личность. Санскритское слово ишвара (повелитель) передает идею Бога, но Верховную Личность называют парамешварой, то есть верховным ишварой. Парамешвара - это Верховная Личность, обладающая сознанием, и поскольку Он не черпает Свое могущество ни из каких других источников, Он абсолютно независим. В ведических писаниях Брахма называется верховным богом, или главным среди остальных богов таких, как Индра, Чандра, Варуна и проч., однако "Шримад-Бхагаватам" утверждает, что даже Брахма зависим в отношении своей власти и знания. Знание в форме Вед было получено им от верховной Личности, пребывающей в сердце каждого живого существа. Верховная Личность прямо и косвенно знает обо всем. Бесконечно малые индивидуальные личности, являясь неотъемлемыми частицами Верховной Личности, могут прямо и косвенно знать все о своих телах, то есть внешних качествах, но Верховной Личности известно все и о внешних, и о внутренних Своих качествах.  
Скачать полный документ тут