Шри Шри Бхагавата-Сандарбха Шри Шри Аштоттара-шата Шрила Джива Госвами

Прабхупада

 

1.Для удовлетворения нужд святых, Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами,

я редактирую, привожу в порядок книгу, составленную Шри Гопалой Баттой Госвами,

рожденной в южной Индии. 2.Некоторые части этой книги были в надлежащем порядке,

другие были незавершенны или их не хватало. После того, как Шри Джива Госвами

взвесил все надлежащим образом, он приступает к написанию этой книги в нужном

порядке.

 

Отдел 1

 

ануччхеда 1

 

В первой части 1.2.11 (ваданти тат таттва видас таттвам ядж гянам адвям)

=Шримад-Бхалаватам= описывает Абсолютную Реальность, которая в наиболее общих

чертах характеризует недвойственное сознание. Позже вторая часть (брахмети,

парамеатмети, бхаган ити сабхяте) объесняет Абсолют более конкретно: =Это

недвойственное сознание называемое Брахман, Параматма и Бхагаван.= В

соответствии с тем, какие качества имеет поклоняющиеся Господу, проявляется

какой либо из этих трех аспектов Абсолюта:

 

атха натва мантра...

 

КОММЕНТАРИИ Шри Дживы Тошани

 

В начале =Шри Таттва Сандарбхи= Шрила Джива Госвами составил восемь стихов

обращения. Здесь, в начале =Бхагавата Сандарбхи=, его первый стих важен так же,

как третий и четвертый стихи =Таттва Сандарбхи=, и пятый стих он повторяет

буквально с его слова. Шрила Джива Госвами не составляет новой Мангалачараны в

начале =Бхагавата Сандарбхи=, поскольку считается шат Сандарбхи одной книгой.

В первом из двух стихов он снова говорит о лотосных стопах своих учителей Шрилы

Рупы и Санатанны Госвами, по чьему наказу он взялся за эту работу. Во втором

стихе он вновь выражает свою благодарность Шриле Гопале Батте Госвами, который

начал работу над этим произведением. Таким образом, он благословения, которые

должны позволить ему завершить работу. Чтобы получить дальнейшие объяснения

касательно этого, читатель может обратиться к комментариям на вторую,

четвертую, пятую ануччхеды =Таттва Сандарбхи=. В =Таттва Сандарбхе= Шрила

Джива Госвами утверждает, что =Шримад-Бхагаватам= ─ это наивысшая прамана,

или наилучшее средство получать знания о Абсолюте. Затем он объяснил, что тема

=Шримад-Бхагаватам= является одна недвойственная реальность, которая по природе

своей имеет сознание. Он цитирует стих 1.2.11 =Шримад-Бхагаватам=:

 

ваданти тат таттва-видас...

 

=Те, кому известна Абсолютная реальность, называют Ее недвойственным сознание,

или тем, что не является вторым ни по отношению к чиму.=

 

Абсолютную Реальность называют ашрая, то есть то, что поддерживает все сущее,

и это десятая тема, оговариваемая в =Шримад-Бхагаватам=. Другие девять тем

немного обсуждаются здесь , чтобы дать надлежащее понимание этой десятой темы.

Таким образом, в =Таттва Сандарбхе= было дано общее описание Абсолютной

Реальности. И здесь, в =Бхагавата Сандарбхе=, Шрила Джива Госвами начинает

объяснять уже более конкретно природу этой недвойственной Абсолютной

Реальность. В стихе ваданти тат Сута Госвами объясняет, что Абсолютную

Реальность называют тремя именнами ─ Брахман, Параматма и Бхагаван. Шрила Джива

Госвами утверждает, что это зависит от уровня поклоняющихся Господу. В

=Бхагават-Гите= 4.11 Господь Кришна утверждает:

 

йе ятха мам ...

 

=В соответствии с тем, как люди предаются Мне, Я вознаграждаю.= Ятха, или

=как=, в этом стихе означает настроение преданного, вид поклонения, концепция

касательно Господа у преданного и так далее. За этим стоит то, что если

поклоняющийся имеет безличностное представление об Абсолюте и следует какому-то

истинному процессу для осознания Абсолюта, тогда Абсолют проявится ему как

безличностный Брахман. Если же поклоняющийся имеет личностное представление об

Абсолюте, тогда он осознает Абсолют как Параматму или Бхагавана, в соответствии

с конкретным пониманием и средствами осознания реальности, которыми он

пользуется. Те, кто следует гяна йоге осознают Абсолют как Брахман,

последователи аштанга йоги ─ как Параматму, и последователи бхакти йоги ─

как Бхагавана. Это подтверждает Господь Брахма в своих молитвах (3.9.11):

 

твам бхакти...

 

=О Мой Господь, Твой преданные в состоянии видеть Тебя ушами, через процес

истинного слушания, и благодаря этому их сердца очищаются, и тогда Ты идешь и

проявляешься вних. Ты настолько милостив к Своим преданным, что Ты проявляешь

Себя именно в той конкретной вечной форме трансцентного, в которой они

медитируют на Тебя постоянно.=

 

Слово шабяте (в стихе 1.2.11) указывает на то, что различие есть только в

этом мире, но не в Реальности. Реальность, или адвая, и нет ничего иного.

Кроме того, нет равенства между всеми поклоняющимися ─ это недвойственная

Реальность. Это категорическое утверждение Верховного Господа в =Бхагавад-Гите=

(6.46-47):

 

тапасвибхо дхико...

 

=Йог более велик чем аскет, есть ли даже у человека выдающиеся знания, гяни

─ более велик чем карми. Поэтому будь йогом Арджуна. Однако если ум

человека всегда сосредоточен на Мне, и он служит Мне с великой верой, этот

человек наилучший из всех. Я утверждаю об этом пути очень четко.=

Скачать полный документ тут