Према Виласа

ГЛАВА ПЕРВАЯ  

Вся слава Шри Чайтанйе Махапрабху, Нитйананде Прабху, Адвайте Ачарйе и всем преданным Гауры. Вся слава Джахнави Мате и Вирачандре. Вся слава святому имени Господа, освобождающему падшие души этой эпохи Кали. Вся слава Шринивасе Ачарйе и его дорогому ученику Рамачандре, в кого было посажено божественное семя любви к Богу. Вся слава Говинде Кавираджу, который дает радость обитателям семи островов. Слава преданным-слушателям. Автор просит их полностью сосредоточиться на трансцендентных играх Господа. Пожалуйста, слушайте внимательно описание рождения Шриниваса Ачарйи Тхакура. Шри Чайтанйа Махапрабху послал Нитйананду Прабху в Гауду, чтобы наводнить эту землю любовью к Богу. Однако, когда Махапрабху стал спрашивать некоторых Вайшнавов, приехавших оттуда, Ему сказали, что никакой Харинамы в Гауде не проводится. Они также сказал и, что Адвайта Ачарйа Прабху оставил доктрину преданности и теперь проповедует теорию освобождения. Потрясенный и разгневанный, Шри Чайтанйа Махапрабху сокрушался, что в это время несчастья Нитйананды Прабху нет рядом с Ним. Вскоре после этого Сварупа Дамодара и Рамананда Райа неожиданно прибыли туда и Господь с радостью приветствовал их. Господь объяснил им проблему в Гауде: "Гауда лишилась преданности". Хотя Адвайта Ачарйа - воплощение Бога, он отбросил преданность и проповедует пять видов освобождения. Я не могу понять ума Адвайты. Я не могу поверить своим ушам, может быть это просто ложные слухи. Пожалуйста, придумайте что-нибудь, чтобы спасти ситуацию." Как раз в этот момент пришло письмо от Нитйананды Прабху. Господь с неохотой стал читать его, опасаясь найти там дурные вести. И как Господь и боялся, Нитйананда Прабху подтвердил слухи относительно Адвайты Ачарйи. Шри Чайтанйи Махапрабху немедленно ответил на письмо и затем отправился в храм Господа Джаганнатхи, вместе со своими спутниками, чтобы получить даршан. Вид Гаруды неподалеку от храма смягчил сердце Господа. Пока Господь наслаждался созерцанием Гаруды, неожиданно Сарвабхаума предстал перед Махапрабху. Просто взглянув на Сарвабхауму, Махапрабху впал в транс и начал объяснять превосходство преданности по отношению к освобождению. Бхаттачарйа забрал Господа из храма и привел Его к дому Каши Мишры. Вернувшись к внешнему сознанию, Махапрабху отдал письмо Нитйананды Сарвабхауме и приказал прочитать его. Прочитав письмо, Бхаттачарйа пришел в ужасный гнев. "Кто это столь невежественный проповедует доктрину освобождения вместо преданности", - произнес он. - "Трое из нас должны отправиться в Гауду и вызвать на дебаты этого глупца, и если он откажется, мы должны привести его силой." Эти слова обрадовали Махапрабху и он немедленно написал два письма, одно к Адвайте Ачарйе и другое - к Нитйананде Прабху. Эти письма были отправлены в Гауду с одним вайшнавом. Со сложенным руками Бхаттачанйа сказал: "Я самая неудачливая личность, но по Твоей милости Я понял, что преданность не может быть получена посредством аргументов. Преданное служение одно способно удовлетворить душу, и этого не может сделать освобождение. Ранее я потратил много часов в бесплодных спорах с Гопинатхой Ачарйей, который, понимая Твою славу, старался убедить меня в превосходстве преданного служения. Через Твоего дорого преданного Гопинатху Ачарйу Ты спас меня от тупикового пути освобождения и посадил в моем сердце семя преданности." Спустя некоторое время Бхаттачарйа и другие преданные разошлись по своим домам. Оставшись один, Шри Чайтанйа не мог перестать думать о бедственном положении падших обусловленных душ этой эпохи, которые лишены преданности. В этом настроении Он стал думать о том, как слава преданного служения может быть распространена по всему миру. Для этого Господь уполномочил двух братьев, Рупу и Санатану, и послал их во Вриндаван, чтобы они писали и публиковали литературу о преданном служении.