1

боро сукхера кхабор гай,
сурабхи-кунджете намер-хат кхуле_че кхода нитай
2
боро моджар котха тай
шраддха-мулье шуддха-нама се хатете викой
3
ята бхакта-вринда васи_
адхикари декхе_ нама беччхе даро каши_
4
яди нама кинбе, бхаи
амара санге чало, махаджанера качхе джай
5
туми-кинбе кришна-нама
дастури лаибо ами, пурна ха_бе кама
6
боро доял нитьянанда
шраддха-матра ла_йе ден парама-ананда
7
эка-бара декхе чакхе джал
_гаура_ боле_ нитай ден сакала самбал
8
ден шуддха кришна-шикша
джати, дхана, видья, бала на каре апекха
9
амани чхаре_ майя-джал
грихе тхако, ване тхако на тхаке джанджал
10
ара найко калира бхая
ачандале дена нама нитай дойя-мой
11
бхактивинода даки_ кой
нитай-чарана вина ара нахи ашрой


1. Спешу сообщить вам радостную весть. Господь Нитьянанда Лично открыл в
Сурабхи-кундже рынок святого имени.
2. Секрет успеха этого рынка в том, что Господь Нитьянанда продает чистое
святое имя, не требуя взамен ничего, кроме веры.
3. Видя, что товар Его пользуется спросом у преданных, Господь Нитьянанда,
владелец рынка, сперва немного торгуется с ними и только потом продает им
святое имя.
4. О брат, если хочешь купить святое имя, пошли со мной. Мы должны предстать
перед взором этой великой души, Нитьянанды.
5. Ты купишь имя Кришны, а я получу свои комиссионные. Так каждый из нас
добьется своего.
6. Господь Нитьянанда необычайно милостив. Он наделяет величайшим экстазом
всякого, кто готов заплатить своей верой.
7. Если у человека хоть раз в жизни при произнесении имени Гауры
наворачивались слезы на глаза, то Нитай сполна награждает его всеми
достояниями.
8. Он открывает чистое учение Кришны всем и каждому, не принимая в расчет
рождения человека, его материального положения, знаний и могущества.
9. Теперь, вырвавшись из иллюзорной ловушки майи, ты можешь оставаться
домохозяином или поселиться отшельником в лесу - это не важно, ибо ты теперь
освободился от всех тревог.
10. Век Кали не страшен более. Милостивый Нитьянанда раздает святое имя даже
чандалам.
11. "Нет иного прибежища помимо лотосных стоп Господа Нитьянанды", -
восклицает Бхактивинода.

***** Комментарий Е.С. Ниранджана Свами ********

Бхактивинода Тхакур говорит о нама-хате,распродаже святого имени.Он
немного описывает эту нама-хату.Что является наиболее значительным,это
то,что Господь Нитьянанда продаёт святое имя за одну цену.Этой ценой
является вера человека.Люди имеющие различные уровни веры, покупают
различные вещи на этом рынке.Это замечательно описано Бхактивинодой Тхакуром
в его газете,которая называется "Годрума Калпатара".Он написал этот бхаджан,
описывая процесс распространения святого имени в нама-хатах.В нём указаны
различные вещи и разные персонажи.
Первое - это склад.На этом складе находится Шримад Бхагаватам Маха
Пурана.Главный продавец на этом складе - Господь Нитьянанда.Есть также
помощники на этом складе,которые входят с ним в долю.Это Адвайта
Прабху,который находится в Бенгалии.Рупа и Санатана во Вриндаване,Сварупа
Дамодара и Рамананда Рой в Джаганатха Пури.Этот рынок святого имени
находится не только в Шри Навадвипа Дхаме.Итак,у Господа Нитьянанды есть
помошники во Вриндаване и Джаганатха Пури.Есть также кладовщики,например
Гададхара пандит,который считается таким хранителем в Бенгалии,Рагунатх Дас
Госвами во Вриндаване и Парамананда Пури в Джаганатха Пури.Это всё различные
кладовщики.Интересно отметить цену,которую надо заплатить продавцу и тем,кто
входит с ним в долю.Первая,начальная цена называется шрадха,или вера.Это
подобно одной пайсе.За эту шрадху человек может приобрести святое
имя.Хотя,если человек способен заплатить ништху,т.е. стабильную преданность,
тогда он сможет купить святое имя Господа,которое связанно с формой
Господа.Если человек платит цену ручи,т.е. вкуса к имени,то тогда он сможет
приобрести святое имя, которое связано не только с формой,но и с
качествами.В случае оплаты в виде асакти,приобретается святое имя связанное
с формой,качествами и играми Господа.Так продолжается до бхавы и премы.В
соответствии с той ценой,которую человек платит, он получает соответствующие
покупки.
Существует также одна тайна.Когда покупатель платит и получает
товар,воспевая святое имя необходимое количество раз, то он получает свою
оплату обратно.То-есть всё,что он заплатил,возвращается обратно,по милости
продавцов.Благодаря этому,он может вновь приобретать товар,без каких-то
потерь со своей стороны.Бхактивинода Тхакур приводит правила, в соответствии
с которыми,осуществляется продажа на этом рынке.
Кто-то может подумать:"Что это за рынок святого имени? Я то думал,что
Господь Чайтанья пришёл,чтобы распространять святое имя свободно,а тут вдруг
Господь Нитьянанда становится главным торговцем.Он даёт и просит оплату.Тут
есть противоречие,Господь Чайтанья раздаёт бесплатно,а Господь Нитьянанда
приторговывает.Похоже,что они не слишком сотрудничают." Но Бхактивинода
Тхакур всё проясняет,обьясняя какую цену просит Господь Нитьянанда.Где вы
видели,чтобы покупая что-либо и получая товар,торговец вам сказал:"Вот твои
деньги,возьми их обратно." У вас не было такого опыта,правда? Продавец
говорит,чтобы мы забирали свои деньги обратно и благодаря этому,могли
приобретать товар вновь.И так происходит каждый раз,вы приобретаете товар,а
вам возращают деньги,чтобы вы могли опять это покупать.Похоже,что у продавца
не будет прибыли в этом случае.Должно-быть этот продавец быстро раздаст
всё,что у него есть и у него ничего не останется.В действительности,весь
товар на этом рынке предназначен для раздачи.Там всё устроено для
распространения святого имени.Но есть правила оплаты.Он говорит что
пенни,центы,четверть доллара,доллар,золотые и серебрянные деньги не являются
подходящей для этого рынка валютой.Любой,кто пытается купить товар на этом
рынке за обычную валюту, или другими словами говоря,любой,кто попытается
купить товар на этом рынке за материальные желания - совершает огромную
ошибку.Никто не должен пытаться купить святое имя за какие-то материальные
усилия,так как эти усилия будут просто напрасной тратой времени. Таковы
главные правила оплаты.
Итак,человек не должен пытаться приобрести святое имя на основании
каких-то материальных усилий.Часто мы говорим,что человек не может привлечь
к себе внимание Господа на основании каких-то материальных попыток.Господь
удовлетворён,когда человек обладает чистой,беспримесной преданностью.Точно
также,если человек желает получить святое имя,то существует единственная
цена,принимаемая Господом Нитьянандой- это вера человека.В соответствии с
уровнем веры,которую имеет человек,Господь Нитьянанда будет раздавать ему
святое имя.Самая первая цена - это шрадха.Так человек может приобрести
святое имя.Так это описывается в бхаджане, который мы комментируем.Господь
Нитьянанда не обращает внимание на материальную квалификацию или качества
человека.Он оценивает только ту веру, с которой человек воспевает святое
имя.Даже если у человека есть много веры,Господь Нитьянанда даст ему святое
имя и вернёт ему его деньги,то-есть даст ему ещё больше веры.Другими
словами,мы никогда ничего не теряем.
Может быть мы иногда можем увидеть как кто-то теряет веру,как
описывается,что каништха адхикари имеет неустойчивую веру.Его веру очень
легко поколебать.Такая вера не слишком сильна.
Итак,если человек желает усилить свою веру,то он должен принять на себя
какое-то служение на этом рынке.На этом рынке есть не только главный
продавец,его помошники и сторожа.Бхактивинода Тхакур описывает много других
ролей,существующих на этом рынке.Есть казначей,есть тот,кто делает
записи,есть тот,кто проверяет деньги на подлинность.Есть те,кто взвешивают
товар,есть директор,есть покупатели,есть торговые агенты или брокеры,есть
много работы,которой человек может заняться на рынке.Есть дворники и один из
дворников - это сам Бхактивинода Тхакур.Дворник подметает базар,он ходит
везде и выметает мусор.Он собирает обрывки информации и даёт эту информацию
тому,кто делает объявления на этом рынке.Такова роль дворника на рынке.Это
совсем немного о нама-хате,тут намного больше.
Мы немного обсудили различного рода служение,товары,а также валюту.И было
обсуждено самое важное правило - не пытаться купить святое имя за
материальные желания.Это будет просто потерей времени.Если человек будет
пытаться приобрести таким образом святое имя,то он увидит,что не получает
ничего взамен.Именно поэтому мы говорим,что вера неофита не очень сильна.Это
происходит потому,что он пытается приобрести святое имя за материальные
желания.Бхактивинода Тхакур говорит,что это всего-лишь потеря
времени,человек ничего взамен не получит.Должна быть настоящая вера,а это
означает зависимость от Господа.Вера - означает веру в высшую цель.Когда
человек проявляет такую веру,тогда Господь отдаёт ему обратно намного
больше.Но когда мы пытаемся принять прибежище в своих материальных
усилиях,пытаясь приобрести святое имя,то мы не получаем настоящее святое
имя.Постепенно мы дойдём до этого,это здесь описано.
Здесь описаны фальшивые купюры.Когда преданный занят обсуждением
трансцендентных качеств преданного служения,он свободен от материальных
желаний,материального знания, результатов кармической деятельности и тогда
он получает необходимые средства для покупки святого имени.Но если
обсуждаются другие качества,такие как карма и гьяна,то всё это фальшивая
валюта.Если человек пытается отдать фальшивые деньги в обмен на святое имя,
то он получает фальшивое святое имя,подделку,нама бхасу.Другими словами, он
получает тень святого имени.Товары у продавцов чисты и неосквернены, но в
соответствии с положением покупателя, эти чистые и неосквернённые товары
могут стать всего-лишь тенью святого имени.Это пример данный Бхактивинодой
Тхакуром.Обман не проходит,нельзя всунуть какие-то фальшивые деньги.Это
обычное дело в наши дни,получив зелёную банкноту,сразу проверить её на
подлинность.Есть ли полосочки,отметины на этой купюре.Ведь если купюра
фальшивая,то вы не сможете ничего на неё купить.Таким образом,Бхактивинода
Тхакур говорит,что если мы пытаемся всунуть фальшивые деньги,то в обмен на
такие фальшивые деньги мы получим фальшивое святое имя,а не настоящее.Всё
основано на состоянии покупателя.Если покупатель хочет подлинный товар,то он
должен заплатить настоящую валюту.Как Прабхупада приводил пример с продажей
бриллианта.Не каждый приходит покупать эти драгоценности,они очень
дорогие.Если кто-то хочет получить дешёвку,то он и получает то, за что
платит.И за чистое святое имя надо платить сильным желанием получить его.Мы
должны сильно желать заплатить его настоящую цену.Если человек не платит эту
цену,то он не получает святое имя.Это ещё один важный момент.
Бхактивинода Тхакур описывает много других ролей и обязанностей,которые
человек может принять на этом рынке.Есть репортёр который объявляет о
новостях на рынке.Есть тот,кто держит рынок в чистоте,есть ключник,есть
тот,кто работает с весами,есть носильщики,смотрители,путешествующие
торговцы,продавцы,цирюльники,мойщики,портные.Всё это разные роли на рынке и
Бхактивинода Тхакур описывает соответствующие качества необходимые для
того,чтобы занять разное положение на рынке.Эта квалификация позволяет
человеку занять место на рынке святого имени, а дисквалификация означает,
что человек на может претендовать на это.
Если человек брахман,кшатрия,вайшья,шудра или даже ниже,или
брахмачари,грихастха,ванапрастха или саньяси,если он обладет преданностью,то
он может поступить на работу в нама-хату.В соответствии со своей
преданностью и чистотой сердца, человек обладает квалификацией для работы на
рынке.
Есть качества приводящие к дисквалификации.Тот,кто погружён в
материальное,ленив,эгоистичен,нерелигиозен,лишён энтузиазма,атеистичен,
исполнен желания обрести освобождение, тот,кто желает совершать материальную
благотворительную деятельность,имеет тенденцию к сухим спецуляциям,тот,кто
желает аргументировать,амбициозен,стремящийся к материальному престижу,а
также тот,кто находятся под влиянием иллюзии,скорби,гнева,жадности и
интоксикаций;обманщики и лжецы,враги религии,тот,кто введён в заблуждение
мирской учёностью или материальной культурой - все эти люди не имеют
квалификации быть занятыми в нама-хате.Учитывается состояние человека в
настоящий момент,не то,что было в прошлом.Другими словами, никого не
отбрасывают на основе его прошлых качеств.В соответствии с тем, насколько
человек разрушает в своём сердце всё то,что приводило к его дисквалификации
в прошлом,он может в соответствующей степени принять прибежище в преданном
служении.Также есть другие виды дисквалификации.Если грихастха или
ванапрастха ходит к проститутке,т.е. обращается к другой женщине,или даже
ведёт неограниченую половую жизнь со своей женой,что является запрещённым,то
это также является дисквалификацией.Брахмачари и саньяси абсолютно запрещено
общаться с женщинами. Если человек совершает такое оскорбление,то он не
найдёт себе места в нама-хате.Бхактивинода Тхакур отмечает,что тот, кто
женат и чист в своей преданности,вначале принимается как вайшнав,а затем,как
грихастха.Любой человек,провозглашающий себя дающим святое имя и просящий от
тех,кому он даёт имя, каких-то материальных благ - дисквалифицирован.Дающий
имя, должен быть свободен от ложного эго.
Домохозяин может исполнять свои предписанные обязанности в соответствии с
варнашрама дхармой,для того,чтобы поддерживать себя и свою семью и при этом
он не утратит своей квалификации.Нама-хата предназначена для домохозяев,но
надо обладать необходимой квалификацией.Домохозяин не будет
дисквалифицирован,если обладает преданностью.Он не будет считаться
дисквалифицированным,если будет поддерживать себя и семью на основе своего
долга грихастхи.Но он должен быть свободен от ложного эго.Люди не могут
давать святое имя в обмен на материальное благо.Распространение святого
имени является священной деятельностью.Это очень исключительная деятельность
и она не может совершаться с каким-то другим мотивом,кроме как
распространение святого имени.Как только человек попытается распространять
святое имя ради какой-то другой цели - он теряет свою квалификацию.
Также Бхактивинода Тхакур говорит,что гуру дающий мантру
ученику,принимающий от него добровольное подношение,ради блага духовной
жизни этого ученика - не считается дисквалифицированным.То есть,тот,кто даёт
мантру,может принять что-то,как добровольное подношение от ученика в
благодарность за распространение святого имени.Но это должно делаться для
духовного блага ученика,а не из-за того,что гуру заинтересован в накоплении
каких-то материальных благ.Таковы некоторые благоприятные и неблагоприятные
качества для того,чтобы быть занятым или наоборот,дисквалифицированным на
рынке святого имени.
Женщины,являющиеся чистыми преданными могут стать путешествующми
продавцами и распространять святое имя среди других женщин.Но они не могут
давать святое имя мужчинам.Хотя,в соответствии с местом,временем и
обстоятельствами и с величайшей осторожностью - осторожные и зрелые женщины
могут распространять святое имя мужчинам.Кроме старых женщин или очень
молодых девочек,человек должен избегать всех остальных женщин.Таковы
некоторые качества необходимые для распространения святого имени.
Всё это относится к этому посланию Бхактивиноды Тхакура.Он делает нам
объявления на этом рынке.Он хочет привести каждого на этом рынке к Господу
Нитьянанде.Он говорит:"Вот там-то,вы найдёте такую вещь,а вот там такую."
Он говорит,что вы можете получить святое имя Кршны,а он получит свои
комиссионные.Каждый,кто распространяет святое имя,приводя других к Господу
Нитьянанде, получает комиссионные,т.е. что-то в ответ от Господа
Нитьянанды.Конечно,это не материальные комиссионные,они духовны и
увеличивают его веру в святое имя.В конечном итоге он получает то,что он
удовлетворяет Господа.Это лучшие комиссионные,которые человек может
получить.Человек,у которого при воспевании святого имения Гауранги из глаз
текут слёзы ,получает всё.Бхактивинода Тхакур говорит,что покупатели святого
имени - это все люди.Покупатели должны также следить за тем,чтобы у всех
продавцов были определённые значки,свидетельствующие о том,что продавец
авторитетен.Они должны быть представителями главного продавца.Бхактивинда
Тхакур предупреждает нас,что вы отправляетесь на рынок и перед тем,как
приобрести на нём товар,вы должны убедиться в том,что продавец имеет
соответствующий сертификат.Убедившись в том,что продавец авторитетен и
представляет авторитет,вы можете делать покупку.Человек не должен
становиться жертвой продавцов обманщиков.Этот идентификационный значок - это
имя Господа Гауранги. Так вы можете узнать кто авторитетен.Например,куда бы
не отправился Господь Нитьянанда,он всегда пел имя Гауранги,хотя Господу
Чайтанье это не нравилось.Мы знаем,что он хотел, чтобы каждый пел имена
Кришны.Но любой,кто понимает положение Господа Чайтаньи,Нитьянанды и Адвайты
- всегда воспевает имя Гауранги.Итак,каждый,кто поёт имя Гауранги с великой
верой,описан здесь как авторитетный продавец.Когда Господь Нитьянанда видит,
что у такого человека хотя-бы один раз из глаз потекли слёзы при воспевании
имени Гауранги,он даёт всё такому человеку.
Итак, это совсем немного о рынке святого имени.Иногда мы говорим о
нама-хате.Преданный может говорить:"Да,да я хочу сделать нама-хату." Но мы
должны попытаться понять,что это такое - нама-хата. Нама-хата - это то,что
мы сейчас обсуждали.Нама-хата это рынок святого имени.Программа нама-хата -
это как раз то,что начал Бхактивинода Тхакур.Он начал эту программу в
соответствии с качествами,которые были описаны здесь,такими как квалификация
и дисквалификация на рынке святого имени.Нама-хата - это не то,что люди
иногда думают:"Хорошо,я приглашу всех в свой дом на прасад.Прийдите,
посмотрите на мои Божества,попоём Харе Кришна." Нама-хата - это рынок
святого имени,это раздача,распространение святого имени.Если человек желает
распространять,то он должен соответствовать качествам этого продавца.Как мы
прочитали ранее,Бхактивинода Тхакур не говорит,что домохозяева
дисквалифицированы в этой деятельности.Требуется лишь то,чтобы люди не
распространяли святое имя ради материального вознаграждения.Нет ничего
неправильного в том,чтобы домохозяева содержали себя на основе долга,который
определён им.Однако,они не должны распространять святое имя за какую-то
цену,кроме веры.Это единственная цена,которую надо спрашивать.Человек не
может принять какие-то деньги,типа долларов,в обмен на святое имя.Уместная
валюта,это та валюта,о которой говорит Бхактивинода Тхакур.Поэтому,занятые в
торговле на рынке святого имени,могут принимать только такую валюту.Если мы
желаем быть истинными продавцами святого имени,то мы должны принимать только
настоящую валюту,что означает веру человека в воспевание святого имени.
Также,мы должны распространять истинную валюту,которой является вера в
это воспевание,давая людям возможность воспевать это святое имя.Так святое
имя должно распространяться в нама-хате,в соответствии с принципами данными
здесь Бхактивинодой Тхакуром.Он построил всю эту программу на основе милости
Господа Нитьянанды.Это то,что воспевается в этом бхаджане.