Признаки святого...
29.09.97. Мурманск

Один из преданных стал мне рассказывать о сознании Кришны и после того как мы не-множко пообсуждали философию и он спросил меня: "Ты не хотел бы поучаствовать в каком-то служении? Я тебе пойду покажу что такое служение". [смех] Вы догадываетесь о чем идет раз-говор? И он привел меня на задний двор и там была огромная стопка этих котлов. Он сказал: "Да. Не хотел бы ты помыть столько-то котлов для Кришны?" "Нет" Потому что я все время думал об этих котлах когда мыл их с такой яростью, с таким возбуждением. И я подумал "это последний раз когда я прихожу в храм Кришны". И у этого преданного было очень светлое ли-цо, он очень вдохновляюще это говорил: "Ну давай, давай попробуй". И я тогда все-таки начал мыть эти котлы. [обрыв записи] Но для начала было очень-очень трудно это делать. Потому что мой ум всегда вспоминал тот печальный опыт когда я это делал в том доме, где я жил. То есть я сегда думал о том, насколько это мне невыносимо делать в том доме, но когда этот человек - преданный - подошел ко мне, он сказал что эти котлы они необыкновенные. И я спросил: "Что ты подразумеваешь под этим?" "Эти котлы принадлежат Кришне. Когда ты чистишь котлы Кришны ты моешь свое собственное сердце". И я никогда не забываю эти слова и этот предан-ный для меня как варта-прадакшака(?) гуру на всю мою жизнь, потому что я на самом деле по-сле его слов стал думать таким образом. И когда я вымыл всю эту кучу котлов, тогда я почувст-вовал такое блаженство, которое не испытывал никогда в своей жизни. И тогда я понял что это нечто особенное - мыть котлы Кришны. Я почувствовал как я очень сильно очистился. И когда каждый раз я возвращался в храм и первое что я спрашивал: "У вас нету каких-то котлов по-мыть?" Это истинная история. Это мои, так сказать, первые шаги в храме Кришны. Это как с тем случаем, когда Прабхупада сказал: "Иди сначала почисти котлы". Это все что случилось со мной. Почти так же. С самого первого визита в храм. Но я на самом деле после первого визита вернулся все-таки домой, то есть я на самом деле не остался там как я боялся что произойдет - как я приду так и не уйду. Но я тем не менее опять возвращался и возвращался туда и все время меня ждали там мои, так сказать, долгожданные котлы. Это один из моих начальных моментов общения с преданными. Это очень очищает - мытье котлов для Кришны. Это очень очищает наше сердце - чистить храм Господа, мыть храмовую комнату. Прежде чем человек думает стать большим преданным и у него будет возможность сидеть рядом с Прабхупадой вместе с другими саньяси, то есть он привел пример Бхактиседанты Сарасвати и показал этому парню на дверь: "Пожалуйста, сначала сходи помой котлы". И этот парень пошел мыть котлы.
Вопрос неразборчиво.
Ответ: Его имя Нарендра дас.
Вопрос: А где он теперь?
Ответ: Он больше не общается с преданными. Я не знаю его судьбу. Последний раз ко-гда я его видел это около двенадцати лет назад.
Существует очень много других преданных, которые сейчас также активны в сознании Кришны, которые помогли мне стать на путь сознания Кришны. То есть недавно в Минске я рассказывал историю. Когда Шрила Прабхупада принял меня в свои ученики по письму - я был в то время единственным кому была дана рекомендация Шриле Прабхупаде чтобы он принял меня в ученики - Прабхупада написал обратно президенту храма: "Я принял такого-то и такого-то как моего инициированного ученика. Пожалуйста, позаботься о нем стоящим образом, потому что наши преданные очень важны". И когда президент храма получил наставления от Шрилы Прабхупады он стал заботиться очень сильно обо мне и поэтому я нахожусь в большом долгу за то, что он так заботился обо мне в то время. И поэтому каждый раз когда я вижу его я все время благодарю его за то, что он в свое время так обошелся со мной и он принял очень близко к серд-цу наставления Прабхупады. И сейчас этот преданный активен, он имеет проповеднический центр в Италии. И также очень много преданных, которые были в начале моего пути, которые помогали мне в моих ранних шагах, которые до сих пор заняты служением. Я им благодарен. И также у меня есть еще один президент храма, который дал мне очень много полезных наставле-ний и реализаций. Он всегда заставлял меня быть очень смиренным, он все время меня ругал и оскорблял, но очень привлекательным образом. Но я никак не мог понять что на самом-то деле он обо мне заботиться. Это было очень трудно для моей гордости, но Кришна на самом деле всегда очень милостив. У меня были очень прекрасные реализации по этому поводу. Прямо в то время когда президент ругал меня - я в то время был назначен давать постоянные классы по "Шримад-Бхагаватам" и в то время мы читали пятую песнь "Шримад-Бхагаватам", мы читали о Махарадже Рахугана и Джада Барате. Это был тот стих когда Рахугана оскорблял Джаду Бара-ту. И Джада Барата никоим образом не попадал под влияние этих оскорблений. И я должен был давать "Шримад-Бхагаватам" по этому стиху. И я понял, что Кришна организовал все таким образом и так как я только что давал класс по поводу того, как нужно быть вне гордости, то есть терпя все-все оскорбления - я рассказал так много реализаций - поэтому это произошло именно со мной в то время. То есть так как это происходило в то время постоянно со мной я был полно-стью убежден, что Кришна все организовывал в то время для меня - для моего собственного очищения. Я никогда не рассматривал президента, не видел его в качестве того, что он оскорб-лял меня, я просто видел его как инструмент Кришны. Я был так вдохновлен теми реализация-ми, которые я получал. Я видел этого преданного два года назад. Когда он увидел меня в Моск-ве, он сам не из Москвы, но он приехал тоже в Москву, как скоро он меня увидел он начал пред-лагать мне поклоны и пытался дотронуться до моих стоп: "Пожалуйста, махарадж, пожалуйста извини меня, пожалуйста, молю тебя прости. Я не хотел тебя никаким образом оскорблять". Это за то, что происходило двадцать лет назад, он стал извиняться из-за этого, то есть за те времена, когда он был храмовым президентом. Но я разуверил его, что на самом деле он не оскорблял меня в то время. Я напомнил ему о тех реализациях, которые получил в то время. На самом деле это Кришна меня ругал, то есть ты не принимал в этом никакого участия. Я не могу себе пред-ставить как можно без милости Кришны получить такие реализации. Я могу вернуться к очень многим преданным, кто был инструментом в руках Кришны помогая мне. Как прошлым вече-ром мы говорили о том, как освободиться от гордости общаясь с преданными. Когда мы обща-емся с преданными, то мы в действительности по-настоящему начинаем видеть их хорошие ка-чества. Мы учимся общаться с ними правильно. Мы учимся общаться с Кришной, присутст-вующим в сердцах преданных. Если мы не будем общаться с Кришной. Если мы не будем знать как общаться с преданными мы никогда не получим возможность общаться с Кришной, потому что Кришна никогда не одинок, Он всегда окружен любящими Его преданными. Поэтому если мы хотим достичь общения с Кришной, мы должны научиться общению с преданными. И все это является частью пути очищения в Сознании Кришны. Поэтому мы можем из этого научиться как стать смиренными, то есть тому качеству, который является одним из самых важных в про-грессе духовной жизни. Это одна из тех характеристик, которую мы читали в характеристиках истинных святых личностей. Первое это смирение. Поэтому мы должны стараться учиться этому смирению в общении с преданными, которые являются смиренными.
Наверно уже нужно остановиться. Вопросы?
Вопрос неразборчиво.
[Обрыв записи]
Шрила Прабхупада учил нас тому, что мы должны уважать и почитать любую религию, которая учит своих последователей любить Бога. Чему учил Иисус Христос? Тому что человек должен научиться любить Бога всем своим сердцем, всем своим умом и всей своей душой. В этом заключалась суть его учения. Он учил как любить Бога. И он учил этому собственным при-мером. Он имел так много любви к Богу, что он не при каких обстоятельствах не оставлял про-поведь о славе Господа. Он был настолько сострадательным, что он молился об освобождении тех, кто распял его. Он на самом деле учил тем принципам, о которых мы сегодня говорили, которые прославляются в нашей философии "Сознание Кришны". Поэтому Прабхупада говорит, что Христос является нашим гуру, потому что он учил нас тем же самым принципам которым мы обучаемся, которые нам дает цепь ученической преемственности. Поэтому тем, кто является истинными последователями Господа Иисуса Христа, мы несомненно оказываем свое почтение. Фактически Господ Чайтанья обучал нас тому, чтобы выражать почтение каждому живому су-ществу. Человек должен оказывать почтение каждому живому существу. Мы уважаем все рели-гиозные системы. Также мы должны указывать на то, что человек не следует своему гуру. На это отклонение мы всегда должны указывать. Вся религия ведет к любви к Богу, поэтому человек должен практиковать ее таким образом, чтобы эта любовь к Богу у него развивалась. В этом должна быть цель религии и всегда один Бог только существует. Не существует христианского Бога или католического Бога, иудейского Бога, исламского Бога, индусского Бога. То есть это подобно тому, что всего лишь одно солнце в небе - нет какого-то мурманского солнца, нет Мос-ковского солнца, нет Нью-йоркского солнца. Почему мы должны какие-то обозначения, ярлыки приклеивать к солнцу, только лишь из-за того, что мы живем в Мурманске? Это то же самое солнце независимо от того, где бы ни находились. Таким же самым образом аналогично, почему мы накладываем эти обозначения на Бога? Иногда глупые люди говорят: "Это не мой Бог, мо-жет быть это твой Бог, но не мой Бог. Мой Бог он не такой". Но Бог это Бог. Нет никакого во-проса в том, чтобы говорить что вот есть Бог для одних людей, для других людей другой Бог. Бог не какой-то политический лидер, который становится Богом из-за того, что его кто-то вы-двигает путем голосования. Бог не является каким-то политическим лидером, то есть он не нуж-дается ни в каких голосованиях, чтобы его поддерживало какое-то большинство. Он все время есть Бог. Это не так что он является Богом лишь только потому, что его выбирает какое-то большинство. В "Бхагавад-гите" Кришна сказал: "Я отец дающий семя всем живым сущест-вам". Это означает то, что Бог является высшим живым существом для всех других живых су-ществ. Не так что Он Бог для христиан или есть какой-то Бог для мусульман и других. Настоя-щая религия означает узнать кто есть Бог. Это означает то, что Бог есть верховное живое суще-ство. Мы не должны приделывать никаких ярлыков к Богу из-за того, что мы просто приняли рождение в какой-то семье или в какой-то нации. Говоря о том, что Бог должен быть христиан-ским, таким же образом как мы не можем привесить ярлык к Солнцу называя его мурманским, то есть наше сознание здесь распространено в этом Мурманске, то есть оно здесь погружено в этот Мурманск. Должны ли мы указывать на то, что солнце, которое находится над Мурман-ском, должно тоже стать мурманским. То есть это означает то, что я больше ничего не вижу кроме Мурманска. Поэтому раз кроме Мурманска ничего не существует, значит и солнце долж-но быть мурманским. И точно также мы говорим о Боге. Существует только лишь один Бог и у Него просто есть множество имен. Он имеет очень много взаимоотношений и поэтому настоя-щая религия означает узнать кто такой Бог и каковы взаимоотношения с ним. И поэтому ведиче-ские писания учат нас тому чтобы уважать чужие религии. Потому что в конечном итоге рели-гия-то одна. То есть само слово "религия" означает что такое Бог, каковы взаимоотношения с Богом и как действовать в соответствии с этими взаимоотношениями. Могут быть какие-то раз-ные обозначения, но цель каждой религии должна быть той же самой, то есть цель заключается в том, чтобы полюбить Бога.
Вопрос: Учение Иисуса говорит о том, что придет время когда в своем пришествии он откроет тайну сущности Бога. Его учение говорит, что когда это произойдет тогда не будет ника-ких различных религиозных направлений, конфессий, логик, то есть не будет ни еврея, иудея, мусульманина... И вот я конкретно хотел бы узнать как Вы отнесетесь к тому, что к тому време-ни, когда будет открыта сущность Бога и не будет различных таких вот конфессий, направлений, образований, организаций различных и всем как-то придется смириться с тем, что мы скажем уже не кришнаиты, не мусульмане, не иудеи, не христиане, а что-то нечто другое единое целое? Вы хотели бы оставить это общество, в котором Вы вроде выделяетесь, Вы на верху, руково-дство какое-то осуществляете, а там Вы никто? [смех] Там Вы как все будете, все одинаковы, никто ничего не будет знать. Хотелось бы такого или нет?
Переводчик: очень хороший вопрос.
[обрыв записи] Ответ: ...на самом деле интерес то у всех один и тот же.
Уточнение вопроса: Это не то. Я хотел сказать несколько по иному. Отказаться от соб-ственной организации или от собственного хоть маленького но поста, величия какого-то - это в целом, объективно - и перейти в другое состояние, перестать быть тем, кто сейчас.
[обрыв записи]
Ответ: Вы спрашиваете в действительности привязан ли я к своему положению?
Уточнение вопроса: ...к тому факту к перемене мировоззрения, которое придет в позна-вании сущности Бога, который один для всех и все будут знать что это такое, то есть стать по-добно Ему.
Ответ: Это не вопрос о том, будем ли мы готовы. То есть все о чем вы сейчас говорите, на самом деле ничего не имеет общего с тем, что произойдет в будущем. Если вы просто хотите знать насколько я привязан к положению, существует только один у кого вы можете узнать. Я могу вам сказать что я не привязан, но разве вы мне поверите? Ответьте пожалуйста, вы повери-те мне если я скажу, что я на самом деле не привязан к моему положению?
Задающий вопрос: Нет. Я верить слепо ему не буду. Люди разные.
Ответ: Все правильно вы говорите. И вот сегодня именно этому я посвятил всю лекцию. Как я могу ответить на ваш вопрос. Я могу сказать что я не привязан, но поверите ли вы мне? То есть вы сами должны сначала понять для себя хотите ли вы услышать то что привязан я или не привязан. Я могу сказать все что угодно. Но как вы узнаете об этом? Если вы хотите действи-тельно узнать этот вопрос, вы сами должны углубиться в это познание, то есть сами должны распознать это.
Задающий вопрос: Я охотно верю этому.
Ответ: "Хм..."
Задающий вопрос: Так(как) должно быть.
Ответ: Это и есть начало духовной жизни. То есть в самом начале должна быть какая-то вера. Прабхупада говорил "раз существуют фальшивые деньги, значит где-то должны существо-вать и настоящие деньги". Поэтому мы сначала мы должны определить в чем же заключается критерий подлинности. Как распознать среди всей этой фальшивки то, что является поистине... [обрыв записи]
[сторона Б] [начала предложения нет] то есть адвокат хочет выиграть какое-то судебное дело. Он обращается к заключениям предыдущих судов и чем больше он представляет перед судом предыдущих заключений, тем более убедительным становится его выступление и поэтому принцип писания работает таким же образом. Мы должны на самом деле представлять автори-тетные наставления писаний. Поэтому чтобы человек обладал силой, он должен следовать этим наставлениям писаний и учить этим наставлениям. Шрила Прабхупада часто говорил о том, что чистота это сила, не палка. Чистота есть сила. Когда у человека чистые мотивации это означает то, что он контролирует свои чувства и ум. И тот, кто контролирует свои чувства и ум, этот че-ловек умиротворен. И если человек достигает этого мира и тогда другие автоматически начина-ют спрашивать как он достиг этого успеха. Поэтому чистота это сила. Поэтому когда человек имеет чистые мотивы он не привязан. Он никогда не привязан к положению какому-то, он нико-гда не привязан к последователям, он никогда не привязан к богатствам. Он привязан только к одной вещи - он привязан только к служению Богу. И когда кто-то приходит в соприкосновение с таким человеком, который не привязан, тогда человек сразу чувствует себя в безопасности, потому что эта личность на самом деле ничего не хочет от меня. Потому что по своей природе человек чувствует, что его эксплуатируют. Потому что как только мы к кому-то подходим люди хотят что-то от вас. Но преданный никогда не хочет что-то для себя. Все что хочет преданный он хочет просто дать - дать Кришну другим. Но для того, чтобы иметь Кришну вы должны что-то отдать. Это не так очень просто получить всего Кришну. Но тем не менее преданный всегда обеспокоен тем, чтобы давать Кришну. Но он не привязан никогда к себе - он просто привязан к служению Кришне. Поэтому человек должен стремиться к общению с такими преданными. Бха-гаватам объясняет: Господь Капила говорит своей матери Девахути "человек должен стремиться искать общения со святыми личностями, потому что благодаря такому общению наши матери-альные привязанности исчезают. И кто же эти великие личности? Такие личности всегда воспе-вают и слушают о моих деяниях. Эти личности всегда прославляют Бога. Это означает то, что они хотят прославлять Бога и ничего не иметь взамен за это. Они просто заинтересованы или привязаны к тому, чтобы просто прославлять Господа. Поэтому мы должны всегда стремиться к тому, чтобы общаться с такими личностями и познавать от них. Также Господь Капиладев объ-ясняет каждый ученый человек знает, что привязанность к материальным вещам ведет к тому, что мы становимся причиной рабства, но те же самые вещи, которые направлены на преданных, открывают ворота к освобождению. То есть такова наша природа что мы должны быть к чему-то привязаны. Но если мы становимся привязанными к общению с преданными, вайшнавы по-могут нам использовать эту привязанность к тому, чтобы привязаться к лотосным стопам Криш-ны. И если у человека развивается эта привязанность к Кришне в течении его жизни, тогда он действительно находит истинное прибежище. Это вот такой процесс как стать сознающим Кришну. Человек должен постоянно искать это общество - общество преданных. Где бы ни на-ходил бы этот человек того, кто сознает Кришну, он должен постоянно искать общения с такой личностью путем слушания. И вот именно с этого момента начинается духовная жизнь. Человек может понять весь процесс если он готов слушать в обществе таких преданных. Поэтому вайш-навы описываются как те, кто исполнен сострадания, потому что у них нет никаких эгоистиче-ских мотивов, они просто обеспокоены тем, как сделать других осознающими Кришну. Мы мо-жем слушать о вайшнавах и мы можем о прославленных качествах таких личностей, но единст-венный способ как узнать о таких личностях это через общение непосредственно. Человек таким образом должен проводить проверку. Только таким образом человек может совершить прогресс. Человек должен попробовать последовать его наставлениям.
Есть такой простой пример. Я дам небольшой пример и закончу на этом. Например, вы можете зимой заниматься конькобежным спортом - вы идете на реку и хотите покататься там на коньках. То есть каждый разумный человек понимает, что нельзя кататься на коньках пока вы не убедитесь в том, что лед достаточно крепок, потому что вы знаете что если лед достаточно хрупок, то вы провалитесь туда и можете не вернуться оттуда куда провалились. Если вы хотите покататься на коньках, вы не должны сразу прыгать на этот лед. Вы сначала должны стать на берег и посмотреть на лед - изучить его с внешней стороны и сначала подумать "выдержит он меня или нет? Может быть он не выдержит меня, может быть выдержит?" Вы можете ходить туда и обратно вдоль берега, домой вернуться, размышлять "Выдержит? Не выдержит?" Но если вы действительно хотите кататься на коньках, вы просто должны проверить. Но не такой про-веркой что вы просто разбегаетесь и запрыгиваете на этот лед. То есть сначала человек ставит одну ногу на лед, потому что у него еще нет веры в этот лед, поэтому он еще оставляет одну ногу на земле. В это время другая нога проверяет лед и если лед выдерживает эту ногу, он ставит на лед другую ногу. Но до этого момента у него еще нет полной веры. Может быть он в это время держится еще за ветку какого-то дерева, хотя у него уже две ноги стоят на льду, но тем не менее он все еще держит он эту ветку. Но тем не менее путем того, что он ее держит, он испытывает лед все больше и больше. И его вера в то, что он достаточно тверд, увеличивается. Также это действует в практике сознания Кришны в духовной жизни. Человек должен все время проводить проверку. Если он не будет проверять, проводить эту проверку, как его вера будет увеличивать-ся? Это то как человек стоит на берегу "Выдержит? Не выдержит? Выдержит?" То есть обяза-тельно должна быть проверка. И Кришна дает средства проверки - следование наставлением и смиренное вопрошение. Такими средствами проверки пользуется человек когда находится в об-щении с такими преданными. Но в начале все равно должна быть маленькая вера. Но если нет никакой веры, то как начнется этот процесс? Поэтому наша изначальная вера, первая вера, ос-новывается на логике, потому что философия очень логичная штука. Когда, например, я в пер-вый раз читал "Бхагавад-гиту" это было очень логично для меня, то есть это было одно из самых логичных шедевров, которые я прочитал в своей жизни. Я прочитал очень много различных фи-лософских книг, прежде чем я подошел к "Бхагавад-гите", но все что я читал там было очень много различных теорий, но Прабхупада учил нас очень логичным способом как жить божест-венной жизнью, каждый день такой жизнью жить. Это выглядит очень-очень логично. И эта логика очень сильно убеждает. И она породила во мне веру в том, чтобы я начал следовать это-му процессу. Это дало мне веру, чтобы я начал мыть эти котлы. Я был просто таким образом уполномочен "Бхагавад-гитой" Шрилы Прабхупады. Поэтому вначале должна быть проверка. Чем больше мы проверяем, чем больше мы испытываем, тем больше наша вера укрепляется. Поэтому мы должны общаться с вайшнавами именно таким образом. И таким образом описыва-ется первая ступень - это шатха, то есть это значит слушать хоть с какой-то маленькой верой и вторая ступень - это садху-санга, что означает общаться с вайшнавами и третья ступень это бад-жана-крия - Баджана-крия означает то, что человек начинает выполнять служение находясь в обществе преданных и он продолжает также смиренно вопрошать и таким образом он постепен-но прогрессирует в сознании Кришны. Но на каждом шаге по этому пути от шатхи до премы всегда должно быть слушание. Это самая важная деятельность в сознании Кришны - это слуша-ние. [обрыв записи] ...существует в сердце живого существа. Она не приходит не от какого дру-гого источника. То есть эта чистая любовь к Богу уже находиться в сердце каждого живого су-щества. Но мы должны услышать о Кришне из правильного источника и если мы это делаем, то тогда любовь естественным образом начинает пробуждаться. Слушать из правильного источни-ка вот что дает нам веру. Если мы начнем слушать из какого-то неправильного источника у нас всегда будут сомнения, но если мы прослушаем из правильного источника то эта любовь начи-нает проявляться. И это заключительное слово писаний. Это учит нас как постепенно прогресси-ровать в духовной жизни. Конечно будут всегда препятствия в преданном служении, но Кришна обещает что "Я уберу все препятствия, которые мешают тебе на этом пути". Просто если чело-век примет прибежище у Него. Эти препятствия и эти привязанности - привязанности к положе-нию, привязанности к поклонению, привязанности к богатствам - вот эти вот препятствия пред-стоит преодолеть тому, кто стал на путь "Обратно к Богу". И Кришна дает свои заверительные слова. Если человек истинно принимает прибежище у Его лотосных стоп, Он уберет все препят-ствия с его пути. Вот это дает нам веру. И это также дает нам стойкую веру. Мы видим как шаг за шагом в нашем преданном служении Кришна убирает эти препятствия на этом пути. Единст-венные препятствия, которые в нас существуют, это наши привязанности. Поэтому это также описывается в Бхагаватам - Кришна убирает эти препятствия из сердца преданного, который стремиться слушать это послание от Господа. И когда слушание происходит тщательным обра-зом и воспевание. И на каждом шагу этого пути продвижения обратно к Богу всегда должно быть слушание и воспевание о славе Господа. Вот такой вот процесс бхакти. Это тот путь, кото-рому нас учил Господь Чайтанья. [Конец лекции]