Молитвы уму

Шрила Рагхунатха даса Госвами

с комментариями Шрилы Бхактивиноды Тхакура

Введение

Биографический очерк Шрилы Рагхунатхи даса Госвами

 Шрила Рагхунатха даса Госвами — это вечный спутник Господа Чайтаньи и главный факелоносец ученической преемственности в линии Господа Чайтаньи.
 О вечной личности Шрилы Рагхунатхи даса Госвами утверждается в «Гаура-ганнодеша-дипике» [186]: «В играх Кришны во Врадже он является Расой Манджари; есть также мнения, что он может быть Рати-манджари или Бханумати.»
 Какова бы ни была его настоящая вечная личность, один факт неопровержим: Шрила Рагхунатха даса Госвами — один из круга близких товарищей Господа Чайтаньи, и он очень тесно привязан к супружеским отношениям между Шримати Радхикой и Шри Кришной. Это становится очевидным из возвышенных качеств его писаний, таких как «Шри Манах-шикша».
 Рагхунатха даса Госвами явился в этом материальном мире, как единственный наследник огромного богатства братьев-землевладельцев Хираньи и Говардхана Мазумдар, и с ним обращались, как с принцем, и, буквально, кормили с золотой ложечки. Его отец Говардхан и дядя Хиранья владели огромными участками земли в районе Хугхли, который сейчас является Западной Бенгалией. Их ежегодный доход пять веков назад составлял до двух миллионов золотых монет; сейчас это составляло бы десятки миллионов долларов. Однако, Рагхунатха не был прельщен миром чувств.
 В детстве наставником Рагхунатхи был известный ученый и преданный-ачарья Баларама Даб. Ачарья Баларама был любимцем Шрилы Харидаса Тхакура, который был назначен ачарьей воспевания святого имени Самим Господом Чайтаньей. В результате Харидас Тхакур делал частые визиты в дом ачарьи Баларамы. Именно по этим причинам удачливый молодой Рагхунатха мог общаться с чистейшим из возвышенных преданных, Шрилой Харидасом Тхакуром. Любое общение с чистым преданным даже мгновение создает неизмеримую массу благочестия; что же говорить о непосредственном личном общении и истинных духовных отношениях, которые должны были быть у юного Рагхунатхи с Харидасом Тхакуром.
 Самый великий знак его счастливой судьбы — это то, что Рагхунатха был отречен и антипатичен по отношению к этой преходящей материальной жизни с самого детства. Таким образом, его неожиданные встречи с чистыми преданными Кришны в дальнейшем усилили его стремление к духовной практике. После этих встреч с Харидасом Тхакуром, когда он слышал сокровенные описания утонченной красоты и возвышенных игр Господа Шри Чайтаньи и Господа Нитьянанды, стремление мальчика лично встретиться с Ними стало неудержимым. Однако, как могли его родители позволить ему, единственной надежде и наследнику их династии, оставить свои невообразимые богатства и принять отречение?
 Таким образом, Рагхунатху содержали под строгим надзором, чтобы не допустить его бегства для присоединения к Господу. Однако, при первой же возможности он умудрился ускользнуть от сторожей, отправившись прямо в Шантипур и дом Адвайты Ачарьи. Вскоре после этого Господь Чайтанья пришел в Шантипур по дороге во Вриндавану после принятия образа жизни санньяси. Как только Господь Чайтанья увидел молодого Рагхунатху, упавшего ниц перед Его лотосными стопами, Он поднял и крепко обнял его, узнав, таким образом, Своего вечного приближенного. Рагхунатха изливал из своего сердца на Господа слезы экстатичной радости, ниспадающие каскадом по его щекам, — он хотел навсегда оставить дом и сопровождать Господа повсюду.
 Всевышний Господь Шри Чайтанья Махапрабху явился в облике преданного не для того, чтобы произвести впечатление Своей божественной автократией, а для того, чтобы научить мир значению истинного отречения и преданности. Он наставлял юного Рагхунатху не становиться сумасшедшим, а вернуться домой. Практикуя процесс предания Господу в сердце, внешне сохраняя обычное социальное поведение, можно легко достичь высшего совершенства — любви к Богу — даже в жизни домохозяина. Господь Чайтанья хотел, чтобы каждый из Его личных спутников служил примером различных сторон благочестивого предания и искреннего служения Всевышнему Господу. Шрила Рагхунатха даса Госвами должен был быть Его инструментом для распространения высшего вайшнавского отречения. Но сначала Господь хотел подчеркнуть тот момент, что отречение или беспристрастность — это не просто внешний критерий; это должно искренне культивироваться в сердце. Показное проявление духовного изобилия — это обманная религия, которая в конце концов приводит к падению с духовного сознания к грубым материальным наслаждениям.
 Таким образом, Господь послал Шрилу Рагхунатху даса Госвами обратно домой к его семье. Ему пришлось ждать несколько лет до того, как он смог отречься от семейной жизни и встретиться с Господом опять. Таким образом, Господь Чайтанья также продемонстрировал, что никто не может стать Его непосредственным спутником, не добившись сначала милости Господа Нитьянанды. Непобедимый Всевышний Господь счастливо позволяет сковать Себя цепями любви к Нему Его чистых преданных. Он охотно становится собственностью Своих преданных, чтобы быть проданным или подаренным кому бы то ни было, как этого хотят преданные. Так как же мог Рагхунатха — или кто-нибудь в таком положении — непосредственно достичь лотосных стоп Господа Чайтаньи? Священные писания утверждают, что достичь милости Господа, не получив сначала милость преданных, невозможно. Поэтому на знаменитом фестивале Панихати чхирададхи (жареный рис и йогурт), Господь Нитьянанда оказал Свою беспричинную милость молодому Рагхунатхе, благословив его обещанием, что его желания будут исполнены.
 Между тем, родители Шрилы Рагхунатхи даса старались всеми средствами постоянно присматривать за своим единственным наследником. Они даже женили его на изысканно красивой, богатой и культурной девушке, надеясь, что стрела Купидона высушит океан милости Господа Чайтаньи в его сердце. Тем не менее, вскоре после этого Рагхунатха нашел удобный момент и сбежал в Джаганнатха Пури, чтобы принять постоянное прибежище у лотосных стоп Господа Чайтаньи.
 В Джаганнатха Пури Господь Чайтанья передал юного Рагхунатху на попечение Своего личного секретаря, Шрилы Сварупы Дамодары Госвами. Господь попросил Сварупу Дамодару держать Рагхунатху в качестве сына или слуги. Здесь Рагхунатха даса начал проявлять зенит преданного отречения. Благодаря тому, что он оставил позади свое безмерное богатство и молодую жену, более прекрасную, чем сказочная королева, он уже был достоин похвалы; но Рагхунатха не был удовлетворен этим.
 Первые пять дней в Пури он съедал остатки пищи Господа, когда Господь Чайтанья приходил каждый день, чтобы навестить Сварупу Дамодару после полудня и принять там прасад Господа Джаганнатхи. Этот благоприятный поворот судьбы дал больше, чем Рагхунатха смел представлять. Но на шестой полдень Рагхунатха отсутствовал. Преданные нашли его, просящего подаяние на ступеньках храма Джаганнатхи, беспристрастно стоящего, не приближаясь ни к кому, целиком завися в своих потребностях от Кришны. С этого момента Шрила Рагхунатха проявлял все большее и большее отречение.
 Воспевая имя Кришны и обсуждая Его трансцендентные игры, Рагхунатха занимал свои дни и ночи кришна-катхой. Он едва ли ел и спал. Его сердце чувствовало экстатическую острую боль от разлуки с Кришной, и он забыл о своих телесных нуждах. Думая, что прошение подаяния также заставляет думать о телесных нуждах, он оставил это. Возвращаясь в храм Джаганнатхи, Рагхунатха собирал прасад, от которого отказались, из дренажа кухни Господа Джаганнатхи, мыл и чистил его и потом с удовольствием ел.
 Что могут люди, любящие жизненные блага, знать об отречении Рагхунатхи и зависимости от милости Господа? Для них прошение подаяния презренно. Могут ли они понять сердце чистого преданного, понимая проникновенную преданность, которая вдохновила Рагхунатху даса Госвами действовать таким образом? Хотя материалисты могут не понять, Господь Чайтанья был очень удовлетворен Рагхунатхой и дал ему Свою собственную Говардхана-шилу.
 Рагхунатха даса Госвами отправился из Пури во Вриндавану, где все еще не были обнаружены игры Господа. Он нашел себе место бхаджаны на Радха-кунде. Здесь Рагхунатха вполне представлял себе прелестные развлечения Шримати Радхарани и Шри Кришны. Так он видел игры Господа, непрерывно происходившие перед его собственными глазами. Используя в качестве чернил свои слезы экстаза, он написал божественные поэмы «Стававали», «Шриданчарита» и «Муктачарита». Эта «Шри Манах-шикша» составляет часть «Стававали».
Скачать полный документ тут