МОЛИТВА 
лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху и 
Шри Нитьянанды Прабху

Я кланяюсь Их Светлостям Шри Чайтанье Махапрабху и Шри Нитьянанде Прабху! Они сияют блеском расплавленного золота, Их длинные руки достигают колен, а продолговатые глаза напоминают розовые цветы лотоса. Это лучшие среди брахманов, провозвестники законов религии этого века, самые щедрые благодетели всех живых существ; оба Они  самые сострадательные воплощения Господа. Шри Чайтанья и Шри Нитьянанда начали совместное воспевание имен Господа Кришны.
О Господь! Ты вечная истина  прошлое, настоящее и будущее  и Ты явился как сын Шри Джаганнатхи Мишры. Я приношу почтительные поклоны Тебе и Твоим чистым преданным, которые никогда не расстаются с Тобой. Я поклоняюсь двум братьям  Шри Чайтанье Махапрабху и Шри Нитьянанде Прабху  воплощению милости и великодушия. Они обладают непостижимыми энергиями и являются трансцендентными, вечными и наивысшими властителями всего. Теперь Они снизошли в материальный мир.
Слава Шри Гаурасундаре, Верховному могущественному Господу чистой Трансцендентности! Вокруг Его головы золотистый нимб, а глаза напоминают лепестки лотоса. Воспевая славу Господу Кришне, Он изумительно танцует, Его сердце утопает в наплыве духовных чувств, вызванных сладостной преданностью Господу.
Слава! Слава луноликому Шри Кришна Чайтанье! Он  полностью независимая Верховная Личность Господа, всегда погруженная в трансцендентные игры! Он  Господь вселенной, верховный повелитель всех повелителей, олицетворенная Трансцендентность.
Слава! Слава преданным Шри Гаурачандры! Слава! Слава экстатическому танцу близких спутников Господа! Прежде всего, я смиренно кланяюсь возлюбленным преданным Господа Чайтаньи. Затем я кланяюсь Самому Шри Кришна Чайтанье, Верховной Личности Бога. Он явился в Навадвипе и прославился под именем Вишвамбхара.
Та же самая Верховная Личность Бога провозглашает в Ведах и Бхагаватам: Поклонение Моим преданным еще более возвышенно, чем поклонение Мне. Господь Кришна говорит Уддхаве: О Уддхава, служение Моим преданным во много раз лучше, чем поклонение Мне (ШБ. 11.19.21). И поэтому, прежде чем начать писать эту книгу, я возношу почтительные молитвы всем преданным Господа Чайтаньи. Это увенчает мою попытку успехом.
Я в почтении склоняюсь перед моим возлюбленным Господом и духовным учителем всей вселенной Шри Нитьянандой Раем, по Его беспричинной милости трансцендентные игры Господа Чайтаньи спонтанно проявятся в сердце. Тысячами языков мы должны безустанно петь славу Верховному Господу Нитьянанде, Балараме, потому что Он, принимая облик Анантадевы, тысячей ртов безустанно прославляет Господа Кришну. Как бесценные самоцветы хранятся в золотой оправе, так бриллиант игр Кришны надежно хранится во рту Анантадевы. Поэтому язык, всегда прославляющий Господа Балараму, достоин рассказывать о трансцендентных играх Шри Чайтаньи.
Верховный Господь Халадхара имеет тысячу змеиных голов. Он  гигантский источник всего вдохновения. Принимая облик Нитьянанды, Он остается полностью трансцендентным и вечно существующим. Нитьянанда Рая всегда опьянен играми Гауранги, и всякий, кто поет или слушает о необыкновенных качествах Нитьянанды, обретает прибежище лотосных стоп Господа Чайтаньи.
Господь Шива и его супруга Парвати черпают бесконечное наслаждение в прославлении своего возлюбленного Господа Санкаршаны, Нитьянанды Прабху. В кругу миллионов юных служанок они воспевают прекрасные гимны  преданности Господу Санкаршане. Об этом рассказывает пятая песнь Шримад-Бхагаватам.
Балараме поклоняются преданные всей вселенной, воспевая гимны прославления. Во Вриндаване Баларама танцует со Своими гопи, девушками-пастушками, и их танец раса, который длился в течение двух весенних месяцев Мадхава и Мадху,  вершина всего самого возвышенного.
Эти лунные ночи Баларама проводил с девушками-пастушками Враджа. Вся поляна была щедро залита лунным светом. Кругом пышно цвели лотосы и цветы кадамба, дул мягкий ветерок. Баларама танцевал в рощах на берегах Ямуны вместе с гопи, вызывая в их сердцах все больший восторг любви. Верховный Господь Баларама в кругу  гопи напоминал изысканный бриллиант в жемчужной оправе. Так Он совершал Свои полные блаженства игры. Он походил на могучего слона Айравату, окруженного множеством слоних. Гандхарвы наблюдали этот раса-танец и возносили молитвы. Небеса оглашались ударами мриданг, полубоги радостно сыпали цветы, гандхарвы и великие мудрецы поклонялись Верховному Господу Балараме, в стихах прославляя Его возвышенные деяния. Мудрецы, всегда отвергающие общение с женщинами, пели гимны прославления раса-танцу Господа Баларамы с пастушками-гопи. Полубоги, привлеченные этим танцем, сыпали с неба лепестки цветов. Они знали, что нет разницы между Господом Кришной и Господом Баларамой, Халадхарой. Трансцендентные качества Баларамы сокрыты в Ведах, но Пураны подробно описывают их. Обладаю ли я силой раскрыть эти трансцендентные качества?
Оба брата  Кришна и Баларама  танцевали раса-танец с гопи во Вриндаване. В ночь на праздник Холи в небе сияла полная луна. Господь Кришна и Господь Баларама вместе со Своими друзьями-пастушками наслаждались играми с гопи, прекрасными девушками Вриндаваны. Оба в чудесных одеждах, Они были красиво украшены сверкающими драгоценностями, благоухающей сандаловой пастой, гирляндой из диких лесных цветов. Счастливые гопи пели сладкие песни, сердца их были полны любви к Кришне и Балараме. Стояла ночь. На небе сияли луна и звезды. Ароматный арабский жасмин опьянял шмелей, легкий ветерок разносил повсюду аромат лилий и лотосов. Теперь, казалось, благословенный час настал, и Кришна с Баларамой начали Свои нектарные игры. Они пели, даруя блаженство всем живым существам, Их мелодичные голоса звучали то высоко, то низко.
Господь Чайтанья глубоко привязан к Господу Балараме. Оскорбление лотосных стоп Баларамы лишит всякой возможности спасения. В Своем воплощении Лакшмана, младшего брата Господа Рамачандры, Баларама исполнял роль слуги Господа. Баларама служит Господу Кришне  то есть Самому Себе  как Его друг и брат, даже когда проявляет Свою изначальную природу Верховного Господа. Он шутит с Кришной, укладывает Его спать, прославляет Его в ведических гимнах. Он расширяет Себя и становится домом Господа, Его зонтиком, драгоценностями, нарядом и сидением. О Господь! Твое непосредственное проявление как Ананта-Шеша  это источник всего, что необходимо для служения Тебе в трансцендентной реальности Вайкунтхи. Когда же я увижу Тебя и Лакшмидеви, сидящими на троне Ананта-Шеши?
Частичным проявлением Ананта-Шеши является Гаруда, могучий златокрылый орел. Он носит на своих плечах Верховного Господа и наслаждается безграничным блаженством. Ананта-Шеше поклоняются Брахма, Шива, четверо Кумар, Шрила Вьясадева, Шукадева Госвами, Нарада Муни и другие великие души. Его прославленные качества безграничны, их невозможно постичь до конца. Он  изначальная личность, величайший мистик, Верховный Господь и величайший преданный среди вайшнавов.
Господь Ананта-Шеша царствует на низших планетах Патала, Он источник всего и опора. Он пользуется всеобщим поклонением, потому что тысячами Своих ртов постоянно наслаждается нектаром любви к Богу. Во дворце Брахмы Нарада Муни, играя на Своей вине, поет прекрасные стихи об удивительных качествах Ананта-Шеши. Кто из людей может осознать божественную природу Анантадевы? Одним взглядом Он создает три гуны материальной природы, которые в свой черед создают, поддерживают и уничтожают этот мир. Он один, и все же Он поддерживает это полное разнообразия космическое проявление. Он не имеет начала и вечен. Кто еще кроме Господа Санкаршаны может спасти от всех материальных желаний? Он  опора, которая позволяет материальному миру проявиться и действовать. Этот Верховный Господь, причина всех причин, обладает вечной духовной формой. Он самый могущественный, рядом с Ним сила льва кажется ничтожной. Он совершает чистые трансцендентные игры, очаровывая сердца Своих дорогих преданных, и разрушает бесчисленные грехи, проявляя Свой трансцендентный облик. О чем еще говорить? Всякий очистится, даже неосознанно слушая и воспевая славу Анантадевы. Спасутся самые падшие, стоит им случайно или в насмешку произнести имя Шри Ананты.
Анантадева безгранично могуществен. Одной из тысяч Своих голов Он поддерживает вселенную со всеми живыми существами, горами и реками, и эта вселенная   едва ли заметная точка, проступившая на мгновенье у Него на коже. Имея даже тысячу ртов, возможно ли описать могущество всепроникающего Верховного Господа? Анантадева  источник и прибежище, исполненный безграничного могущества и силы. Кто в силах измерить недвойственную, трансцендентную, вечную и нерожденную природу Анантадевы?
Из милости к живым существам Господь проявляет Свой божественный духовный облик, совершая разнообразные игры. Все живые существа покоятся в этом трансцендентном облике. Так Господь явил Свое безграничное могущество, приняв удивительный облик Шри Нрисимхадевы, полульва-получеловека, и это лишь одна волна в безбрежном океане игр Господа, которые радуют сердца Его преданных. Слушание и воспевание бесконечных имен Анантадевы сразу разрывает петлю повторяющихся рождений и смертей. Поэтому вайшнавы, преданные Господа, всегда почитают тех, кто прославляет Его. Господь Анантадева  это высшая цель вселенной; Его святое имя несет живым существам освобождение.
Господь Анантадева, изначальный Верховный Господь и опора космического проявления, всегда поет славу Господу Кришне. Он постоянно описывает разнообразие божественного бытия. Господь Кришна вечен, и Его качества безграничны, поэтому Его невозможно описать или прославить до конца. Но Ананта-Шеша тоже вечен, и Его способность прославлять Господа безгранична. В этих божественных отношениях нет победителя. Даже сегодня Ананта-Шеша тысячей Своих ртов поет славу Верховному Господу Шри Чайтанье Махапрабху. Как удивительно Господь Кришна и Господь Баларама соревнуются между Собой! Брахма, Шива, другие полубоги и великие мудрецы наблюдают это, чувствуя все возрастающее блаженство. Прославления Ананта-Шеши сопровождают всепроникающий, безбрежный океан качеств Господа Кришны.
Нарада, Брахма, Санака и другие мудрецы не могут охватить размах этого материального проявления, что же тогда говорить о безграничных духовных возможностях Верховного Господа? Анантадева, источник всех полубогов, даже тысячей Своих ртов не в силах исчерпать славу трансцендентного богатства Верховного Господа. Как же возможно тогда человеку понять божественные энергии?
Слушая, как Нарада Муни прославляет трансцендентные качества Верховного Господа, Брахма и другие полубоги замирают в экстазе. Все они поклоняются Нараде Муни, потому что Он, играя на своей вине, поет славу Господу.
Я тоже хотел написать несколько стихов во славу безграничного могущества Господа Нитьянанды, Анантадевы, чтобы в сердцах моих слушателей пробудилась любовь и преданность Господу. Те, кто жаждут пересечь опасный океан материального существования, погрузитесь в океан преданного служения, приняв прибежище у лотосных стоп Господа Нитьянанды!
Я молю милостивых вайшнавов, преданных Господа, исполнить влечение моего сердца: служить моему Господу Балараме рождение за рождением. Так же как Двиджа, Випра и Брахма  различные имена одной и той же личности, так же и Нитьянанда, Анантадева и Баларама  различные имена той же самой Верховной Личности. Мой Господь Нитьянанда Прабху проявился в моем сердце и наставил меня рассказать в этой книге о трансцендентных качествах Шри Чайтаньи Махапрабху.
Игры Шри Чайтаньи Махапрабху раскрываются только по милости Нитьянанды, потому что Ананта-Шеша, Его проявление, бережно хранит в Себе знание об играх Господа Чайтаньи и Господа Кришны. Шри Ананта-Шеша  олицетворение Кришна-киртаны, и я могу лишь возносить смиренные молитвы Ему во славу.
Слушая о деяниях и качествах Господа Чайтаньи, можно очиститься от всей материальной скверны. Эти трансцендентные игры раскрываются только по милости Его чистых преданных. Кто еще познал природу и игры Господа Чайтаньи? Это сокровенная тайна даже для Вед. Поэтому все, о чем я расскажу в этой книге, собрано непосредственно с уст близких спутников Господа.
Я не вижу начала и конца играм Господа Чайтаньи. Они вечны и безграничны, и рассказать о них возможно только по милости Господа. Я просто рот Господа Чайтаньи, который раскрывается по Его желанию. Смиренно кланяюсь лотосным стопам всех чистых преданных в надежде очиститься от оскорблений и обрести их благословения.

Шрила Вриндаван дас Тхакур
Шри Чайтанья-Бхагавата, Ади-кханда, 1.
Скачать полный документ тут