Мадхурья Кадамбини
Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур


Глава 1
Первый поток нектара
Милость Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, воплощения высшей сладости, подобна непрерывному потоку дождя, который орошает росток преданного служения, посаженный в сердце преданного и, уничтожает палящий зной вожделения, наполняя восторгом реку живых существ вселенной. Отныне, пусть эти облака милости Господа принесут удовлетворение и покой этой некчемной душе, подобной засохшему в пустыне дереву. Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Шрилой Рупой Госвами, возлюбленным Господа, по чьей милости мой разум постиг бхакти во всем многообразии его рас.
В Тайтирья? Упанишад (шрути), после описания различных уровней сознания (анна майа и проч.) говорится, "брахма пуччхам пратиштха" (верховным, основой всего сущего является Брахман). Это указывает на то, что Брахман, прибежище всего сущего, превосходит даже анандамайа пурушу. И далее в том же писании говорится "расо ваи сах расам хй евайам лабдхвананди бхавати" (Господь есть олицетворение расы. Достигнув этой расы, джива познает блаженство) Это утверждает верховное положение Господа в его форме расы.
В этой связи, Шримад-Бхагаватам, сливки Веданты и царь всех летописей, описывает Господа как воплощение расы, или наслаждения
малланани асинир , , , ,
(Для борцов Кришна предстает в облике молнии, для обычных людей он представляется лучшим из людей, а для женщин-обворожительным купидоном)
В Бхагавад-гите Господь Сам говорит о Себе: брахмано хи пратиштхам (Я - основа безличного брахмана)
Таким образом Абсолютная Истина, эта блаженная, трансцендентная Верховная Личность есть никто иной как Шри Кришна, сын Царя Враджа, обладающий совершенным телом, и трансцендентными (шуддха-саттва) именем, формами, качествами и развлечениями. Этот блаженный Господь становиться доступен восприятию человеческого уха, глаз, ума и разума не по какой-либо материальной причине, но лишь по Своему собственному желанию, также как по Своему желанию он нисходит в материальный мир в образе Кришны, потомка династии Йаду или Рамы, потомка династии Рагху.
Также как явление Господа не имеет под собой никакой материальной причины, так и Его внутренняя энергия, преданное служение (бхакти), не зависит ни от какой материальной причины.
В этой связи в Первой Песни Шримад-Бхагаватам говорится:
са вай пумсо паро дхармо йато бхактир адхокшадже, ахайтукй апратихата йайатма супрасидати (Высшей дхармой для всех людей является та, что порождает немотивированную и постоянную преданность Вишну, и приносит полное удовлетворение душе)
Слова ахайтуки (немотивированная) указывает на то, что преданное служение не имеет под собой никакой материальной причины (хету).
Далее, в таких высказываниях как "йадриччхайа мат катхадау", "мад бхактим йадриччхайа" и "йадриччхайаивапачита", слово йадриччхайа следует понимать, как "по своему собственному желанию". Словарное значение слова йаддричхайа-полная независимость. Иногда это слово толкуют как "нечаянная удача", однако это значение неуместно в данном случае, поскольку если речь идет о случайной удаче, то возникает вопрос об изначальной причине этой удачи: является ли ее причиной материальная благочестивая деятельность (шубха карма) или нет? Если принять, что счастливая возможность дается человеку в результате его благочестивой деятельности, то значит, что бхакти в конечном счете порождено материальной кармой. Таким образом бхакти ставится в зависимость от материальной кармы, что в свою очередь противоречит независимой и самопроявленной природе бхакти. И даже если принять тот факт, что счастливая возможность преданного служения выпадает человеку в результате благочестивой деятельности, то окажется невозможным описать это словами или понять с помощью разума. В конечном счете подобное утверждение безосновательно и не может быть принято за истину.
Можно также допустить, что причиной бхакти является милость Господа, то какова причина этой милости? Таким образом и это предположение, дающее повод к дальнейшим поискам, не может быть окончательным.
Если мы предположим, что причиной бхакти является абсолютная, необоснованная и беспричинная милость Господа, то придем к выводу, что Господь проявляет пристрастие, поскольку эта беспричинная милость, несмотря на всю ее беспричинность, не достается всем в равной степени. Господь действительно отдает предпочтение Своим преданным, но эта привязанность, проявляющаяся в том, что Он оберегает Своих преданных от всех бед, не указывает на недостаток в Господе, но наоборот является украшением Его характера. Эта главное из всех качеств Господа - Его любовная признательность к преданным - словно могущественный царь, подчиняет себе все противоречия, о которых пойдет речь в восьмой главе.
На предположение о том, что причиной бхакти является беспричинная милость преданного Господа, можно возразить, что, раздавая эту милость, преданный, как и Господь не должен делать различий. Но, по поведению мадхьяма-бхакты, видно, что он далеко не беспрестрастен: он испытывает прему по отношению к Господу, дружит с преданными, являет свою милость невинным и избегает тех, кто враждебны бхакти. К тому же, Господь, который подчиняется Своему преданному, ставит Свою милость в зависимость от его милости. Таким образом последнее предположение не содержит в себе противоречий.
И все же... причиной милости преданного является бхакти в его сердце. Не имея бхакти, преданный не мог бы раздавать свою милость другим. Так мы снова возвращаемся к самопроявленной и независимой природе бхакти.
Таким образом, в высказывании "йах кенапй атибхагхена джата шраддхо сй севане" (тот, кто обрел веру в Господа в результате ни с чем не сравнимой удачи), слово атибхагхена (необычайная удача) следует понимать как обретение милости преданного, которая превоскодит (атикрама) результаты материального благочестия (шубха карма).
Мнение о том, что преданный, который во всем зависит от Господа, сам не может быть источником милости, ошибочно. Господь Сам ставит себя в подчиненное положение по отношению к Своему преданному и наделяет его могуществом по своему желанию раздавать милость Бога. Хотя Господь, в форме Параматмы, может видеть, что джива действует своими внешними чувствами, полученными ею в результате ее прошлой деятельности (и в этом отношении не дает полной независимости даже Своим преданным), тем не менее Он оказывает им особую милость, наделяя их могуществом одаривать милостью других. В Бхагавад-гите Сам Кришна говорит о своей милости, как о единственном способе достичь Его вечного духовного царства. Эта милость проявляется в форме крипа шакти, то есть через преданных Господа. 
Скачать полный документ тут