ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХОВНОЙ ЭКОНОМИКИ

Таким же образом, как материалистическая экономика основывается на материальных понятиях о жизни, так и Духовная Экономика основывается на духовных концепциях о жизни. Одной из прекрасных характеристик духовной деятельности является то, что для ее реализации нет материальных препятствий. Поэтому она всегда доступна. В Духовной Экономике посему понятие изобилия заменяет понятие недостатка, и, таким образом, никогда не будет существовать проблемы недостатка и дефицита, преобладающие в сегодняшнем мире. В рамках Духовной Экономики экономическая единица не рассматривается как производяще-потребляющая машина. Она является индивидуальным духовным сознательным живым существом, удовлетворение которого приходит от преданного служения Господу, а не от материального удовлетворения чувств. И таким образом сведется до минимума использование природных ресурсов. Ибо покорный человек в Сознании Кришны просто не желает больше, большего ему не требуется, как потребовалось бы материалисту для его удовлетворения. И, ослабив отрицательное воздействие на окружающую среду, будет, таким образом, значительно легче, не прибегая ни к законодательствам, ни к различным политикам. Основной характеристикой Духовной Экономики является тот факт, что все достигается путем *отдачи, а не путем получения и приобретения*. Мы понимаем, что Кришна является Верховным Обладателем. Отсюда - невозможность "приобретения". Как мы можем говорить о нашей способности "приобретения" без Его согласия? Однако же каждый из нас может что-то дать - наши усилия в преданном служении. Способность отдавать достигает совершенства в преданном служении, приводит к возникновению взаимнолюбовных отношений. Это видно на примере того, что Господь Кришна прежде всего дает нам все необходимое для нашего существования: Землю с ее элементами, воздух, солнечный свет, дождь, даже разум, различные способности и т.д. В преданном служении мы воздаем Господу, возвращая Ему те же самые вещи, но преобразованные в продукты питания, в одежду для Божеств, в храмы для служения Ему и в другие предметы, созданные в процессе преданного служения. Кульминацией этого взаимного служения является самое высшее сокровище - чистая Любовь к Богу. В процессе наивысшего развития этого чистого служения Господь Кришна вручает себя Своему преданному, и преданный вручает себя Господу. Этот любовный взаимообмен является вечным занятием духовно совершенных душ, обитающих в духовном мире. В рамках Духовной Экономики эта взаимность имеет место и между ее участниками: каждый посвящает себя избранному им самим виду преданного служения и безвозмездно делится его результатами со всеми, принимая взамен то, что ему необходимо для жизни. Настоящее счастье в жизни - это отдавать, а не получать. Однако, в условиях современной экономической структуры становится настолько нелегким претворять в жизнь эту естественную установку, что мы видим, как сами превращаемся в эгоистов. Если же мы сознательно изменим экономическую систему, создадим экономическую систему, при которой создастся обстановка, способствующая духу и счастью отдавать, то в сердце человека естественным образом пробудятся духовные ценности, которые сразу же найдут свое воплощение в отдаче Кришне и всем окружающим. Так же, как и материалистическая экономика имеет свою валюту, так и Духовная Экономика располагает ею. Но валюта в Духовной Экономике - духовного характера. *Валютой является служение*. Она не является чем-то отдельным от экономической единицы и посему нет необходимости беспокоиться о ее приобретении. Запасы ее безграничны. И чем больше мы используем эту духовную валюту, тем больше у нас ее будет. Это показано самим Господом Чаитаньей и Его Сподвижниками: "Несмотря на то, что члены Панча-Таттвы "расхитили" все закрома любви к Богу и, воспользовались ею, раздали все их содержимое, не было никакой нехватки, т.к. эти закрома настолько прекрасны, что по мере того, как эта любовь дается людям, запасы ее *увеличиваются в сотни раз".*
Ч.ч. Ади 7.24
По мере того, как индивидуальные экономические единицы поднимают уровень своего преданного служения, они становятся наиболее счастливыми и удовлетворенными. И это естественно для людей, свободных от сетей майи. Люди и общество как коллективное целое получат максимальную пользу, если переориентируют экономику в соответствии с этим пониманием. Люди чувствуют себя спокойнее и безопаснее, когда знают, что о них заботятся. Тогда они могут спокойно сосредоточиться на своем служении. Далее, в силу того, что Кришна является Верховным Властителем всего, никто из участвующих в Духовной Экономике не претендует быть владельцем чего-либо. И, следовательно, исчезает напряженная конкуренция за звание наивысшего наслаждающегося, которая искусственным образом увеличивает вожделение и зависть. Каждый участвующий в этой экономической системе сотрудничает с другими в полном отсутствии зависти, раздоров, классовой борьбы и политических переворотов. Принимая во внимание тот факт, что для живущих под одной крышей семей главной отличительной чертой является не торговля добром между собой, а распределение добра по потребностям каждого, и указывая на пути преданного служения, которые включают в себя Духовную Экономику, Шрила Прабхупада сплотил нас в одну семью, способную мирно проживать в одном доме - в доме, в котором весь мир может жить. В следующей части работы мы обсудим практические аспекты претворения в жизнь и использования на практике Духовной Экономики. Как заключение настоящей главы мы предоставляем краткое изложение основных черт и результатов материалистической и Духовной Экономик в следующей таблице.
 * Материалистическая и Духовная экономики в сравнении * 
 ________________________________________________________________ 
Материалистическая экономика | Духовная Экономика
---------------------------------|------------------------------
Личность, денежное обращение и | Личность, денежное обращение
предметы желаний всегда отличны. | и предметы желаний никогда не
| отличимы друг от друга.
|
Фокус на себя | Фокус на окружающих
|
Людей заставляют "приобретать". | Люди дают.
|
Конкуренция, жадность, алчность, | Требует и способствует сотруд-
подкуп, преступление, коррупция | ничеству с другими, уничтожа-
становятся желательными средст- | ет причины для жадности, алч-
вами для достижения успеха. | ности и преступления.
|
Безответственность по отношению | Поощряет ответственность за
к себе, к другим и к продуктам | себя и за других.
Земли. |
|
Поощряется максимальное потреб- | Требуется минимум для потреб-
ление. | ления.
|
Поощряется рабство и эксплуата- | Всех обеспечивает свободой,
ция других. | не стимулирует эксплуатацию
| человека человеком.
|
Развивает ложное чувство собст- | Поощряет позицию заботливого
венности; эксплуатируются земе- | хранителя по отношению к при-
льные ресурсы. | роде, не приводит к эксплу-
| атации.
|
Потеря уважения к себе из-за | Самоотдача приводит к само-
безответственных и греховных | уважению.
поступков. |
|
Люди безгранично тяжело тру- | Труд и борьба сокращаются до
дятся и борются в процессе на- | разумных пределов.
копления богатства. |
|
Утверждается тот факт, что день- | Помогает осознать, что про-
ги разрешают все проблемы, и что | блемы являются благоприятны-
проблемы существуют вне личности.| ми возможностями для духовно-
| го роста и прогресса.
|
Люди изолируются и отчуждаются | Создается дом, в котором весь
друг от друга. | мир может жить.
|
Каждый может манипулировать эко- | Брахманы, будучи представите-
номической системой в своих ин- | лями Вишну,получают и распре-
тересах и ценой других; шудры | деляют материальные ценности,
становятся несоответствующими,| таким образом сводя до мини-
ложными лидерами общества. | мума их несправедливое рас-
| пределение.