Духовный путь обучения заключается в принятии духовного учителя. Мы сможем
получить духовное знание только в том случае, если будем смиренными. Есть
духовные учителя, которые не принимают гордых учеников, так как видят, что
те не могут воспринять духовное знание. На эту тему есть даже вриндаванская
история, которая рассказывает об очень талантливом бенгальце, которому
удалось стать учеником одного из таких гуру. Этот бенгалец очень хотел,
чтобы гуру принял его в ученики. Гуру много раз отказывал ему, но этот
человек приходил снова и снова. Наконец гуру не выдержал и сказал ему: " Я
приму тебя в ученики только в том случае, если ты приведешь ко мне кого-то,
кто будет хуже тебя во всех отношениях. Это будет мой тест."
Человек подумал, что это очень легкое задание - ему нужно просто выйти на
улицу, схватить первую попавшуюся личность, притащить этого человека к гуру
и все. Ведь никто может сравниться с ним ни в силе, ни образованности, ни в
богатстве, ни в аристократизме.

janmaicvarya-cruta-crebhir
edhamana-madau puman
naivarhaty abhidhatua vai
tvam akiicana-gocaram

О мой Господь, достичь Тебя легко лишь тому, у кого нет ничего
материального. Тот же, кто стоит на пути материального прогресса, пытаясь
улучшить свою жизнь знатным происхождением, огромным богатством, хорошим
образовнием и телесной красотой, не может искренне обратиться к Тебе.
1.8.26.

na janma nunaa mahato na saubhagaa
na vai na buddhir nakatis tona-hetuu
tair yad visanoan api no vanaukasac
cakara sakhye bata laknmaeagrajau

Невозможно стать другом Верховного Господа, Рамачандры, просто благодаря
своим мирским достоинствам, таким, как знатное происхождение, красивая
внешность, красноречие, проницательный ум или принадлежность к
высокоразвитой расе. Ни одно из этих достоинств не привлекает Господа. А
иначе, как объяснить, что Шри Рамачандра признал Своими друзьями нас -
простых лесных жителей, которые не отличаются ни красотой, ни знатным
происхождением, ни умением изящно говорить? 5.19.7.

Итак, он вышел на улицу и схватил первого попавшегося ему человека. Но тут
он подумал: "Может быть этот человек не так образован и аристократичен, как
я, но что если он умеет прыгать выше, чем я? В конце концов каждый человек
наделен какими-то особенными качествами, которые отличают его от других.
Поэтому я никогда не смогу найти человека, который во всем был бы хуже
меня." Тогда человек решил остановить свой выбор на животных. Он увидел
осла, но подумал, что, хотя это животное и глупое, оно все же гораздо
сильнее человека. Тогда он начал икать среди птиц и деревьев, но, как
оказалось, все они обладали мистическими способностями (умение есть корнями
Прабхупада также называл мистичесой способностью). В конце-концов,
совершенно отчаявшись, человек отправился в поле, чтобы справить свою
естественную нужду. И как только он закончил свое дело, то вдруг увидел
маленького червячка, который со счастливой улыбкой направлялся к его
испражнениям. Человек обрадовался : "Наконец-то я нашел. Человеческие
испражнения - самое гадкое, что только может быть, но для этого червя эта
омерзительная куча представляется настоящим шоколадным дворцом". Он уже
собрался было подобрать червячка, как вдруг что-то его остановило. Он
подумал: "Стоп. Червяк берет эту отвратительную субстанцию и затем
превращает ее в полезное удобрение, которое просто необходимо земле... Таким
образом, даже этот червяк в каком-то смысле лучше меня, ведь я не могу
сделать даже этого."
Проведя еще несколько месяцев в бесплодных поисках, этот человек вернулся к
своему гуру махараджу и сознался, что ему так и не удалось найти существо,
которое было бы хуже его во всем. Сказав это, он развернулся, чтобы уйти
прочь, но тут гуру остановил его. Он сказал ему: "Не уходи, подойди ко мне,
я принимаю тебя в ученики".
(Было бы неплохо, если бы каждый из нас перед получением пранама-мантры в
ИСККОН проходил такой тест).