а) С раннего детства всех индийцев учат никогда не касаться стопами бумаг,
книг и людей. Если кто-то из детей все же дотронется своими стопами до
бумаги, книги, музыкального инструмента или еще какого-либо учебного
предмета, ему говорят немедленно прикоснуться к этому предмету руками, а
затем коснуться руками своих глаз и попросить таким образом прощения.

В наши дни мы разделяем предметы сакрального и обыденного предназначения. Но
в древней Индии все предметы - учебного или духовного предназначения -
считались священными. Этому учил своих учеников гуру. Знание является
духовным и священным, поэтому ему всегда следует оказывать почтение.
Коснуться же стопами другого человека считается почти что преступлением.
Почему?

Потому, что касаясь кого-либо стопами, мы тем самым проявляем неуважение к
Господу, который пребывает в сердце этого человека. Если мы все же коснулись
кого-то своими стопами, нужно немедленно извиниться, пребывая при этом в
почтительном и смиренном умонастроении. Даже если старший случайно коснется
стопами младшего, он должен немедленно попросить прощения.

б) Индийцы кланяются своим родителям, учителям, старшим и почтенным людям,
касаясь при этом их стоп. Старшие даруют нам свои благословения, помещая
свою руку нам на голову. Поклоны предлагаются каждый день тогда, когда мы
втсречаем страших.

Особенно важно выражать подобное почтение перед началом какого-то нового
дела, в день рождения, на фестивалях и т.д. В традиционных кругах
предложение поклонов сопровождается обеими абхиванданами, которые
представлят человека, его семью или социальный статус. Человек остается
стоять на ногах.

Касание стоп во время поклона служит выражением почтения к возрасту,
зрелости, знатности и духовному уровню старших. Оно символизирует нашу
благодарность за их бескорыстную любовь к нам и за все те жертвы, на которые
они пошли ради нашего благополучия. Это - способ смиренного и осознанного
выражения благодарности другим. Эта традиция отражает прочность семейных уз,
которые являются одними из древнейших в Индии.

c) Хорошие пожелания (санкалпа) и благословения (аширвада), полученные от
старших, очень высоко ценятся в Индии. Мы должны кланяться, чтобы заслужить
их. Хорошие мысли создают позитивную вибрацию. Хорошие пожелания, исходящие
из любящего сердца знатного человека или святого, несут в себе огромную
силу.

Когда мы кланяемся со смирением и почтением, тем самым мы просим старших
дать нам свои благословения, которые проявляются и приходят к нам в форме
позитивной энергии. Выражая почтение в таком умонастроении, как стоя, так и
распростершись в поклоне, мы делаем свое тело способным воспринять эту
позитивную энергию.

Существует несколько форм выражения почтения:

Prathuthana - подниматься, приглашая человека войти.

Namaskara - складывать руки в пранама-мудре - намасте.

Upasanghran - прикасаться к стопам старших или учителей.

Shashtanga - предлагать дандават, распростершись перед старшим на полу так,
чтобы стопы, колени, живот, грудь, лоб и руки касались пола.

Pratyabivadana - отвечать на приветствие.

В наших священных писаниях четко указано, кто и перед кем должен склоняться.
Человек, который имеет знатное происхождение, преклонный возраст, богатство
или, что самое главное, обладает духовным знанием, полученным от
авторитетов, достоин того, чтобы ему оказывали почтение.

Именно поэтому царь, который является повелителем земли, должен всегда
оказывать почтение духовному учителю. В эпических произведениях, таких как
Рамаяна и Махабхарата, содержится много историй, иллюстрирующих этот аспект.
Эта традиция создает в обществе атмосферу всеобщей любви и уважения между
людьми, поддерживая гармонию в семье и обществе.