(Сначала, думал переслать небольшой отрывок, но решил, что если кому-то
тема интересна, то он дочитает весь отрывок из семинара по НП Бхакти Вигьяна
Госвами) Предупреждаю, :-))) очень интересно и полезно.
=========================================================================

Бхактивинода Тхакур утверждает, что только слабая вера зависит от шастр.
Если вера слаба, и при этом человек не изучает шастры, он обречен на
падение, причина которого - дурное общение. Человек не в силах сам
справиться с обилием различных мнений и аргументов, но, опираясь на шастры,
он сохраняет устойчивое положение на лестнице ваидхи-садхана-бхакти. Поэтому
очень важно в самом начале духовного пути принять авторитет человека,
который знает шастры.

Знать шастры значит знать семь аспектов истины, таттвы: 1) кто такой Кришна;
2) что представляют собой и как действуют энергии Кришны; 3) какие отношения
связывают Кришну с другими живыми существами; 4) кто эти дживы, с которыми
Кришна связан вечными взаимоотношениями; 5) каким образом живое существо
попадает в материальный мир; 6) как может освободиться из уз самсары; 7) в
чем суть философии ачинтья бхеда-абхеда таттвы.

В зависимости от того, насколько человек хорошо знает семь составляющих
истины, его называют: уттама, мадхйама или каништха-адхикари. Слово уттама
переводится как самый высший, мадхйама - находящийся посередине, каништха -
мизинец.

Вера уттама-адхикари непоколебима, а знание священных писаний - совершенно,
шастра-йукти-нипунау. Уттама-адхикари не просто знает шастры, он владеет
логикой шастр (использует знание шастр в любых обстоятельствах). Важно
отметить, что вера уттама-адхикари это вера в таттва-вичар - в семь
вышеперечисленных аспектов истины, в абхидейа-вичар - в процесс преданного
служения, и в ценности, определяемые шастрами - пурушартха-вичар.

Шрила Прабхупада утверждает, что уровень уттама-адхикари это уровень гуру:
"Уттама-адхикари глубоко убежден, что конечной целью жизни является
достижение трансцендентного любовного служения Кришне и что Кришна -
единственный объект поклонения и любви". Знание самбандхи, абхидеи и
прайоджаны определяет качества духовного учителя.

О мадхьяма-адхикари говорят - шраддхаван, обладающий верой. Вера
мадхьяма-адхикари - это вера в гуру. И хотя он не обладает совершенным
знанием священных писаний, вера его достаточно сильна.

Вера каништха-адхикари - камала-шраддха, пластичная или гибкая. На такую
веру очень легко влияют внешние обстоятельства. Тем не менее, несмотря на
то, что вера каништха-адхикари слаба, он понимает: "Я не хочу ничего, кроме
Кришны". И этого достаточно для начала занятий ваидхи-садхана-бхакти.

Согласно Бхактивиноде Тхакуру, на лестнице бхакти адхикари располагаются
следующим образом: каништха - с уровня шраддхи до уровня анартха-нивритти,
включительною. До тех пор, пока в сердце человека присутствуют анартхи, его
одолевают сомнения, и вера его слаба. Уровень мадхьяма-адхикари начинается с
ништхи; уровень уттама-адхикари - с ручи.

Следует также отметить, что адхикар - относительное понятие. Человек может
быть в высшей степени квалифицированным для занятия одним видом
деятельности, при этом оставаясь каништхой в другом. Как, например, есть два
пути - бхагавата-марг и панчаратрика-марг. Человек может быть в высшей
степени квалифицированным, чтобы идти по пути панчаратрика-марга, и
оставаться каништхой для бхагавата-марга. В случае с рагануга-садханой
уровень мадхьяма-адхикари начинается уже с ручи, а уровень уттама-адхикари -
с асакти. В "Шримад-Бхагаватам" и "Чайтанье-Чаритамрите" приводятся другие
определения уттама, мадхьяма и каништха-адхикари. Но эти определения также
весьма условны.

Бхактивинода Тхакур говорит, что, если не оградить нашу шраддху в самом
начале духовного пути от влияния бхукти и мукти, она превратится в анартху.
Он сравнивает шраддху с ребенком, едва появившимся на свет, который
нуждается в уходе родителей. Подобно новорожденному, наша шраддха нуждается
в опеке до тех пор, пока мы не достигли квалификации уттамы и не избавились
от телесных представлений. В противном случае внешние соблазны материального
мира уничтожат ее. Человек должен ставить перед собой цель - достичь уровня
уттамы, изучая священные писания, тогда бхукти и мукти не будут
представлять для него опасности.

Вывод, который можно сделать из всего сказанного следующий: бхакти не имеет
иной причины, кроме самой бхакти, бхакти - беспричинна.

Бхактивинода Тхакур говорит, что в случае отсутствия в обществе принципов
варнашрамы (это наш случай), человек должен полностью принять прибежище
садхана-бхакти, при этом, хорошо понимая, что кама все еще живет в его
сердце и придется много поработать, прежде чем он обретет устойчивый вкус в
преданном служении Кришне.

Что отличает божественные натуры от демонических? Кришна дает единственный
критерий - готовность следовать священным писаниям. Причем следовать не
механически, не слепо, а понимая дух и цель нашей садханы - всегда помнить о
Кришне и никогда не забывать о Нем.

Если ученик в правильном умонастроении задает вопросы, уже само по себе это
является преданным служением, поскольку свидетельствует о его серьезности и
глубоком размышлении над шастрами. Этот пункт акцентирует внимание на том,
что вопросы должны быть связаны с размышлениями на тему саддхармы, поскольку
именно такие вопросы помогают человеку достичь цели преданного служения. В
нашем случае саддхарма - это садхана, а потому все вопросы к духовному
учителю должны сводиться к одному главному вопросу: как я могу улучшить свое
преданное служение?