В высшей степени интересный отрывок из статьи Сухотры Махараджа:
"Рагануга-бхакти и ИСККОН".
==========================================================================

Сутью проповеди Шри Чайтаньи Махапрабху является рага-марга (преданное
служение на основе спонтанной привязанности к Кришне).
Однако в ИСККОНе избегают говорить на эти темы. Прежде всего здесь
практикуется и проповедуется вайдхи-бхакти. Как сочетается это с миссией Шри
Чайтаньи Махапрабху?

Практикуя панчаратрика-видхи (храмовое поклонение), ИСККОН преследует иные
цели, чем достижение материальных благословений или пяти видов освобождения,
которые обычно приносит такое поклонение. В ИСККОНе следуют пути чистого
преданного служения, который указан "Шримад-Бхагаватам" и шестью Госвами.

Шрила Джива Госвами в "Бхакти-сандарбхе" говорит, что мадхьяма-адхикари
(преданные второго класса, которые общаются с вайшнавами, избегают демонов и
проповедуют невинным) принимают вайдхи-бхакти с желанием достичь чистого
бхакти, где деятельность (карма) состоит из исполнения предписанных
обязанностей в поклонении божеству,
а знание (гьяна) - в изучении писаний. И то и другое преследуют цель
обрести чистый вкус к Кришна-катхе (слушание и повторение историй о Кришне),
что является рага-бхакти.

Такой же метод вайдхи-бхакти рекомендуется Господом Капилой в
"Бхагаватам (3.29.15-19)": "Преданный исполняет предписанные шастрами
священные обязанности, не рассчитывая на вознаграждение и постоянно
занимается преданным служением Господу, стараясь избегать ненужного насилия.
Он регулярно посещает храм, созерцает Мое божество, касается Моих лотосных
стоп, предлагает Мне атрибуты поклонения и возносит молитвы. Он смотрит на
мир с отрешенностью, порожденной гуной благости, и видит единую духовную
природу всех живых существ.
Занимаясь преданным служением, чистый преданный с великим почтением
относится к духовнолму учителю и ачарьям. Он сострадает нищим и поддерживает
дружеские отношения с людьми, равными ему. Все его поступки соответствуют
правилам священных писаний, он контролирует чувства.
Преданный должен стараться слушать только разговоры на духовные темы и все
время повторять святое имя Господа. В отношениях с людьми он должен быть
честным, прямым и держаться просто. Хотя преданный ни к кому не питает
вражды и ко всем относится дружелюбно, ему следует избегать общества тех,
кто находится на низком уровне духовного развития.
Тот, кто развил эти трансцендентные качества и очистил свое сознание,
услышав Мое имя и речи, прославляющие Мои трансцендентные деяния, ощущает их
прилекательность".

На основе этих стихов "Шримад-Бхагаватам" Шрила Джива Госвами рассматривает
вайдхи-бхакти как аспект рагануга-бхакти. Но при этом нельзя сказать, что
метод преданного служения, принятый в ИСККОНе - только рагануга-бхакти. В
"Бхакти-сандарбхе" Джива Госвами объясняет: "Преданный, заинтересованный в
практике рагануга-бхакти, но еще не развивший вкуса к слушанию и повторению,
должен соединять принципы вайдхи-бхакти с практикой рагануга-бхакти". В
целом, согласно Дживе Госвами, есть два вида рагануга-бхакт:

1. Те, кто обладают вкусом (джата-ручи)
2. и те, кто еще не обладают им (аджата-ручи).

На этом основании всех преданных ИСККОНа можно назвать рагануга-бхактами.
"Чайтанья-чаритамрита" (Мад., 22.156-157) также подтверждает, что
"последователи Господа Чайтаньи принимают вайдхи-бхакти-садхану как внешний
аспект рагануга-садханы, а не как нечто отдельное от практики рагануги".

Шрила Прабхупада дал ИСККОНу формулу "Проповедь - это сущность". Она
разъясняет, что проповедь - это деятельность бхагавата-вайдхи, рага-марга.
Обучая проповеди, Шрила Прабхупада много раз говорил, что падших душ этого
века не привлекут лишь правила и предписания в служении Кришне. Прежде они
должны почувствовать вкус.

Этот вкус становится доступен только благодаря бхагавата-вайдхи, которая,
согласно "Таттва-сутре", предполагает три момента: 1 - непосредственное
общение с Бхагаваном через слушание и повторение святого имени; 2 - общение
с бхагаватой (чистым преданным); 3 - слушание философии "Шримад-Бхагаватам".
Шрила Прабхупада собрал своих первых последователей в Нью-Йорке в 1965-1966
годах благодаря рага (спонтанной привязанности), вызванной слушанием и
повторением бхагавата-вайдхи. Это осталось сутью проповеднического успеха
ИСККОН до сих пор. Поэтому те, кто идут по стопам Шрилы Прахупады, являются
одновременно прабхупаданугами и рагануга-бхактами.

Развеивая сомнения своих начинающих учеников, Шрила Прабхупада в письме от
17.02.68 объясняет: "Я могу сказать, что эта практическая преданность
является сокровенным пониманием шастр. Мой Гуру Махараджа говорил, что
человек, который читает все книги, но не занимается преданным служением,
просто облизывает банку с медом снаружи". Поэтому все эти духовные термины
(анартха-нивритти, ручи и т.д.) нужно понимать именно в практическом
смысле".