Поклонение Шри Мурти—единственное истинное поклонение Божеству, без которого
вы не сможете в достаточной степени развить свои религиозные чувства.
------------------------------------------------------
ШРИ ЧАИТАНЙА МАХАПРАБХУ
Жизнь и Учение
Шрила Саччидананда
Бхактивинод Тхакур

Махапрабху также отвергает идолопоклонничество, но принимает поклонение Шри
Мурти как единственный и незаменимый путь духовного развития. Бог
описывается как Личность и Абсолютная Красота.

Святые, такие как Вйаса, созерцали Его Красоту глазами своей души. Они
оставили нам описания. Конечно, слово несет в себе косность материи.
Но через эти описания все равно воз- можно почувствовать истину. В
соответствии с этими описаниями человек очерчивает Шри Мурти и с глубокой
радостью видит в Нем великого Бога своего сердца. Братья! Разве это ошибочно
или греховно?

Те, кто говорят, что Бог не имеет ни материального, ни духовного облика, а
затем воображают ложный облик для поклонения,—несомненные идолопоклонцы. Но
те, кто видят духовный облик Божества глазами своей души, насколько только
возможно переносят это впечатление в ум, а затем предают эти очертания
Символу ради удовлетворения материальных глаз в непрерывном постижении
высших переживаний, ни в коем случае не занимаются идолопоклонством.

Глядя на Шри Мурти, не смотрите даже на сам по себе образ, сколько на
духовный прообраз этого образа, и вы чистый теист. Идолопоклонство и
поклонение Шри Мурти—совершенно разные вещи, но братья! по своей
опрометчивости вы просто смешиваете одно с другим. Сказать вам правду,
поклонение Шри Мурти—единственное истинное поклонение Божеству, без которого
вы не сможете в достаточной степени развить свои религиозные чувства.

Мир будет привлекать вас через ваши органы чувств до тех пор, пока вы не
будете видеть Бога в том, что воспринимают ваши чувства; сейчас же вы живете
в неловком положении, которое едва ли способствует вашему духовному
продвижению. Поместите Шри Мурти в свой дом. Думайте, что Всемогущий
Господь—Хранитель вашего дома. Пища, которую вы принимаете—Его Прасад (Его
Милость). Цветы и благовония—тоже Его Прасад. Зрение, слух, обоняние,
осязание, вкус—всё может быть задействовано в духовной жизни. Делайте это со
святыми намерениями, и Бог поймет и будет судить вас по вашей искренности. В
этом деле у вас не будет ничего общего ни с Сатаной, ни с Вельзевулом.

Все виды поклонения основаны на принципе Шри Мурти. Взгляните на историю
религии, и вы сами убедитесь в этой святой правде. Семитическая идея
патриархального Бога как в дохристианский период иудаизма, так в последующую
эпоху христианства и мусульманства есть ничто иное, как ограниченное
представление о Шри Мурти. Монархическая идея Зевса у греков и Индры у ариев
карма-канди является отдаленным взглядом на то же самое начало. Идея Силы и
джйотирмайа Брахмана у приверженцев медитации или идея бесформенной энергии
у Шакт—также расплывчатое представление о Шри Мурти.

Принцип Шри Мурти есть истина, по разному открывающая себя разным людям в
зависимости от уровня их мышления. Даже Джаимини и Конт, неготовые признать
Бога-творца, ввели определенные аспекты Шри Мурти просто потому, что
чувствовали какое-то внутреннее побуждение от души! Затем мы встречаем
людей, принявших Крест, Шалаграм-шилу, Лингам и другие подобные символы как
указание на внутреннюю идею Шри Мурти.

Более того, если Божественные сострадание, любовь и справедливость можно
запечатлеть пером и передать резцом, то почему тогда личную красоту
Божества, объемлющую все остальные качества, невозможно запечатлеть в
поэзии или на картине или передать резцом для блага человека? Если слова
могут выражать мысли, часы—показывать время, а один знак расскажет нам целую
историю, то почему изображение или скульптура не может вызвать высокие
мысли и чувства, связанные с красотой Божественной Личности, выходящей за
пределы материального опыта?

Поклоняющиеся Шри Мурти делятся на две школы: идеальную и физическую. Тех,
кто принадлежат к физической школе, обстоятельства жизни и уровень мышления
обязывают основывать храмовые учреждения. Те, кто по
обстоятельствам своей жизни и по своему положению уполномочены поклоняться
Шри Мурти в уме, склонны, с должным почтением к храмовым учреждениям,
поклоняться Шраваной (слушанием) и Киртаной (громким пением), и их
церковь—вселенская, приемлющая всех невзирая на происхождение или цвет кожи.
Махапрабху предпочитает последнюю школу и показывает поклонение в Своей
Шикшаштаке, напечатанной как приложение к этой книге.

Поэтому служите— служите, не отвлекаясь ни на что иное, с чувством полного
самопредания, и очень скоро вам будет ниспослана Према.