[Text 511014 from CIS]

> Харе Кришна!
> Вся слава Шриле Прабхупаде!
> Дорогой Бхактивигьяна Госвами Махарадж, примите мои поклоны и простите за
> беспокойство!
> Вопрос интересующий меня заключается в следующем: в Гоудия Матхе и в
> частности в Шри Гоудия Веданта Самити существует запрет на употребление в
> пищу(помимо мяса, яиц, лука, чеснока и грибов) масур дала (красной
> чичевицы) и моркови. Утверждается также, что эти продукты произошли в
> Сатья-югу из мяса коровы во время жертвоприношения древних риши!
> Утверждается также, что Шрила Вьясадев подтверждает, что масур дал и
> морковь приравниваются к мясу коровы!!!
> Возникает вопрос, почему Шрила Прабхупада дав ясные и четкие правила
> относительно лука и чеснока ничего(?) не говорил о красной чичевице и
> моркови? Отмечу, что сами Гуру Шри Гоудия Веданта Самити для своих
> западных учеников тоже не вводят жесткого правила относительно этих
> продуктов, хотя говорят об этом как о желаемом и необходимом.
> Заранее благодарю Вас,
> ваш недостойный слуга, Денис.


Единственная известная мне прамана на такой запрет содержится в
Хари-бхакти-виласе (8.158-159) в цитате из "Курма-пураны":

VRNTAKAM JALISAKAM KUSUMBHA SMANTAKAM TATHA
PALANDU LASUNAM SUKLAM NIRYASAN CAIVA VARJAYET
GRJANAM KINSUKAN CAIVA KUKUNDANCA TATHAIVA CA
UDUMBARAM ALAVUN CA JAGDHVA PATATI VAI DVIJAH

Обычно этот стих переводят следующим образом:

"Нельзя есть баклажаны, листья бананов, листья подсолнуха, листья ашмантаки,
лук и чеснок. Нельзя также употреблять в пищу жидкую кашу и сок деревьев.
Запрещены к употреблению в пищу турнепс, свекла, МОРКОВЬ, киншука, дикий
инжир и белая тыква. Если дваждырожденный употребляет в пищу эти овощи и
фрукты, то это является падением для него".

В 162 стихе из той же главы говорится о красной чечевице:

VARTANKUM URHATIN CAIVA DAGDHAM ANNAM MASURAKAM
YASYA UDARE PRAVARTETA SASYA DURATARO HARIH

"Господь Хари препочитает держаться как можно дальше от человека, у которого
в желудке находятся свекла, баклажаны, подгорелый рис и масура-дал (красная
чечевица)".

История про жертвенную корову и жену брахмана, в которой морковь якобы
приравнивается к мясу коровы, обычно приводится без ссылки на источник.
Прежде чем принять ее, мне хотелось бы получить точные указания относительно
того, в какой из Пуран она приводится.

Что же касается приведенной цитаты из Хари-бхакти-виласы, то и тут не все
так просто. В процитированном стихе употребляется санскритское слово
г.рн_джана, которое переводят как "морковь", однако самый авторитетный
санскритско-английский словарь Монье-Вильямса этого значения не дает.
Монье-Вильямс переводит это слово как "разновидность небольшого красного
лука, запрещенного к употреблению в пищу". Словарь Капеллера (Capeller)
переводит то же слово как "чеснок". В словаре Монье-Вильямса "морковь"
переводится как гаджа_н.д.а (буквально, "слоновьи яйца"), откуда происходит
современное слово морковь на хинди (гаджа). Харидаса Шастри, один из самых
больших из ныне живущих знатоков "Хари-бхакти-виласы", оставляет это слово
без перевода в своем переводе ХБВ на хинди.

Действительно, обычно морковь не употребляют в Гоудия-матхах, хотя,
например, в матхе Бон Махараджа во Вриндаване этот запрет не действует, так
же как и в храме Йога-питха в Майяпуре. Мне также известно, что Шрила Бхакти
Промод Пури Махараджа воздерживался от употребления моркови, но, когда врачи
прописали ему морковный сок, он стал его пить.

Таким образом, очевидно, что даже если этот запрет и существует, то он не
является строгим. Трудно представить себе, чтобы он по своей строгости
находился на уровне запрета на мясо коровы. Если уж на то пошло, то про
свеклу и баклажаны в "Хари-бхакти-виласе" говорится гораздо более
определенно, и тем не менее мы едим их. В то же время, запрет на лук и
чеснок универсален - никакой уважающий себя садху, к какой бы традиции он ни
принадлежал, их есть не будет. Это очень строгая нишедха.

Чтобы объяснить, почему Шрила Прабхупада не запрещал своим последователям
есть морковь (насколько мне известно, он упоминал, что красную чечевицу есть
не следует. Cм. например, комментарий к Мадхья, 4.169), последователи Гоудия
Веданта Самити приводят такую цитату: "Если бы я рассказал вам обо всех
правилах и ограничениях, вы бы упали в обморок. Поэтому просто следуейте тем
правилам, которые я вам дал, а недостаток следования остальным возмещайте
повторением Харе Кришна". (1969 год, Бостон) .

Но на мой взгляд, это очень смешное, если не оскорбительное, объяснение.
Мол, Шрила Прабхупада дал своим последователям запрет на сексуальные
отношения в браке, если они не связаны с зачатием детей, но, якобы, побоялся
раскрыть им истину о запрете на морковь и боялся так сильно, что, чтобы
никто не заподозрил его в утаивании столь важного правила, собственноручно
готовил морковную халву для своих последователей на Экадаши! (Интересно при
этом, что при этом в Гоудия Веданта Самити ничего не говорится об
органичении сексуальных отношений в браке, хотя, например в "Ману-самхите"
сексуальные отношения в те дни месячного цикла, когда зачатие ребенка
невозможно, так же как и употребление противозачаточных средств, называются
"грехом убийства зародыша").

Гораздо проще объяснить это тем, что Шрила Прабхупада не придавал этому
запрету слишком большого значения и, пользуясь своей прерогативой ачарьи,
опустил это правило как второстепенное.

Вот что он сам пишет и говорит по поводу "Хари-бхакти-виласы" и всех
запретов, содержащихся в ней:

"Эта Хри-бхакти-виласа, вайшнава-смрити, является подражанием смартаизму.
Она так и называется "смрити". (Room Conversation -- July 16, 1973,
London)]

"Санатана Госвами написал свою Вайшнава-смрити, Хари-бхакти-виласу, которая
предназначена специально для Индии. В то время вся Индия в большей или
меньшей степени следовала принципам смарта-видхи. Шрила Санатана Госвами
должен был придерживаться того же духа, и именно эту цель он преследовал,
когда составлял Хари-бхакти-виласу" (Чч, Мадхья, 23.105)

"Он (Бхактисиддханта Сарасвати Госвами) утверждает, что смарта-самаджа,
которым строго следуют кастовые брахманы, оказали свое влияние на то, что
Гопала Бхатта Госвами процитировал в своей книги из изначальной
Хари-бхакти-виласы. Поэтому, просто опираясь на книгу Гопалы Бхатты Госвами,
очень трудно понять, чему же на самом деле должны следовать вайшнавы". (Чч,
Мадхья, 1.35, комм.)