Седьмого декабря я был на праздновании Дня рождения Радханатхи Махараджа по
солнечному календарю. Собралась небольшая группа преданных, самых первых его
соратников, с которыми он начинал строить тот храм. Сейчас в Бомбее
собрались вместе две тысячи человек, чтобы его чествовать. Но седьмого числа
он встретился с небольшой группой и, следуя по стопам Шрилы Прабхупады,
сказал: "Основная цель этого собрания в том, чтобы мне вас поблагодарить.
Одиннадцатого декабря все будут благодарить меня, я буду как-то это терпеть.
Но сегодня я специально вас собрал, чтобы вы меня послушали, и чтобы я вам
сказал "спасибо". Шрила Прабхупада в своей знаменитой лекции в Лос-Анжелесе,
которую он дал на уход своего духовного учителя Бхактисиддханты Сарасвати,
начал плакать, он сказал: "Мой духовный учитель, мой Гуру Махарадж послал
всех вас ко мне. Вы - его представители, вы мне помогаете исполнить его
миссию". Радханатх Махарадж стал делать то же самое.

Потом спонтанно начался вечер воспоминаний. Преданные рассказывали о своих
первых ятрах, о своих поездках. В этом году, когда Радханатх Махарадж
отправился во Вриндаван, с ним было две тысячи человек. На первой парикраме,
которую они вместе совершили во Вриндаван, с ним было двадцать два человека.
Это было в восемьдесят шестом году.

Одна матаджи (Радханатх Махарадж сказал: "Она наш историк. У нее отличная
память, она может часами вспоминать") рассказала интересный случай. Когда
они приехали во Вриндаван в первый раз, Радханатх Махарадж повел их вокруг
Говардхана. Кто обходил вокруг Говардхана знает, что это нелегко. Нужно идти
как минимум семь-восемь часов. Если еще ведущий будет рассказывать
какие-нибудь лилы, тогда эта парикрама может затянуться часов на двадцать.
Потому что там произошло много лил. Преданные были голодные, целый день они
ничего не ели, только лилы слушали. Эта матаджи рассказывает: "Мы ездили
туда три раза. Я очень хорошо помню, как менялось наше сознание. В первый
раз, когда мы туда приехали, мы все норовили всучить кому-нибудь свой
рюкзак. Но Махарадж начал нам говорить, что самое главное - служить другим,
а не заставлять других служить нам. Его слова настолько проникли в наше
сердце, что в следующий раз, когда мы поехали, мы уже не пытались кому-то
всучить свой рюкзак, а несли сами. А на третьей парикраме мы уже пытались
сами взять чужой рюкзак".

Это то, каким образом постепенно меняется наше сердце, когда приходит гуру и
говорит, что счастье заключается ни в дхарме, ни в артхе, ни в каме, ни в
мокше. Счастье заключается в том, чтобы исполнять свою естественную функцию.
Человек не может быть счастлив, пока он не делает то, для чего он создан,
для чего он рожден. Мы рождены для того, чтобы служить. Вначале мы не можем
этого делать просто потому, что слишком привыкли ощущать себя господами. Мы
думаем, что счастье заключается в том, чтобы быть господином. Поэтому нам
нужен человек, который не просто служит, а который осознал то, что "это моя
природа, и поэтому мне не нужно расстраиваться оттого, что я служу. Мне
нужно только радоваться, что я служу".

( Из лекции Б.В.Госвами Махараджа)