Из Нектара преданности Шрилы Прабхупады, гл. 21,22
Несколько качеств Кришны.

Благодарный

Благодарным называют того, кто всегда помнит о добре, которое сделал для
него его друг, и никогда не забывает его услуг. В «Махабхарате» Кришна
говорит: «Когда Я был вдалеке от Драупади, она со слезами на глазах
воскликнула: «Хе Говинда!» Ее зов сделал Меня ее должником, и этот долг все
время растет в Моем сердце!» Эти слова Шри Кришны доказывают, что, для того
чтобы доставить удовольствие Верховному Господу, достаточно просто взывать к
Нему: «Хе Кришна! Хе Говинда!»

Маха-мантра (Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе
Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе) - это тоже обращение к Господу и Его
энергии. Можно представить себе, насколько Верховный Господь обязан тому,
кто постоянно взывает к Господу и Его энергии. Господь никогда не сможет
забыть такого преданного. В приведенном стихе ясно говорится, что тот, кто
взывает к Господу, тотчас обращает на себя Его внимание, делая Господа своим
вечным должником.

Известен другой пример того, как Кришна чувствовал Себя обязанным. Это
касается Его отношений с Джамбаваном. Когда Господь пришел на землю в образе
Господа Рамачандры, Джамбаван, великий царь обезьян, верой и правдой служил
Ему. Поэтому когда Господь вновь явился в образе Господа Кришны, Он взял
Себе в жены дочь Джамбавана и оказывал ему почтение, которое надлежит
оказывать старшим. Любой честный человек чувствует себя в долгу перед своими
друзьями, которые сослужили ему какую-либо службу. А поскольку Кришна -
самый честный из всех честных людей, как Он может забыть Свой долг по
отношению к тем, кто Ему служит?

Руководимый любовью

Кришну обязывает любовь преданного к Нему, а не служение как таковое. Он
настолько совершенен и самодостаточен, что не нуждается ни в чьем служении.
Только любовь преданного и его привязанность к Кришне делают Кришну
обязанным ему. Какой признательностью Кришна может отплатить за любовь
Своего преданного, Он показал, когда к Нему во дворец пришел Судама Випра.
Судама Випра был школьным товарищем Кришны. Он был очень беден, и жена
убедила его отправиться к Кришне и попросить Его о помощи. Когда Судама
Випра добрался до дворца, Кришна принял его со всеми почестями, какие
полагается оказывать брахманам, и вместе со Своей женой омыл его стопы. При
воспоминании о том, как они с Судамой Випрой были привязаны друг к другу в
детстве, у Кришны на глаза навернулись слезы.

Другое проявление признательности Кришны Своим преданным описывается в
Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (9.18), где Шукадева Госвами говорит
Махараджу Парикшиту: «О царь, когда мать Йашода взмокла от пота, безуспешно
пытаясь связать Кришну веревкой, Он позволил Ей связать Себя». Как-то в
детстве Кришна рассердил мать Своими проказами, и она решила Его связать.
Йашода взяла веревку и попыталась связать ребенка, но не смогла завязать
узел, так как веревка оказалась слишком короткой. Тогда она связала вместе
много веревок, но их длины по-прежнему не хватало, чтобы связать Его. Через
какое-то время она почувствовала усталость и вспотела. Тогда Кришна позволил
ей связать Себя. Иначе говоря, Кришну невозможно связать ничем, кроме любви.
Его может связать только чувство признательности Своим преданным за их
экстатическую любовь к Нему.

Питающий пристрастие к Своим преданным

Кришна - Верховная Личность Бога и потому ни к кому не питает пристрастия,
и тем не менее в «Бхагавад-гите» говорится, что преданные, с любовью
поклоняющиеся Его имени, особенно дороги Ему. Когда Кришна находился на этой
планете, один преданный так выразил свои чувства к Нему: «Мой Господь, если
бы Ты не низошел на эту планету, асуры (демоны) и атеисты наверняка положили
бы конец деятельности преданных. Мне трудно даже вообразить масштабы
опустошения, которое было предупреждено Твоим приходом». С момента Своего
явления на этой планете Кришна был заклятым врагом всех демонов, хотя
враждебность к ним Кришны по сути дела мало чем отличается от Его
благосклонности к преданным, так как любой демон, убитый Кришной, тотчас
получает освобождение.

Почитаемый всеми

О том, кто стоит во главе всех, говорят, что он пользуется всеобщим
уважением.

Когда Кришна жил в Двараке, Его посещали такие полубоги, как Господь Шива,
Господь Брахма, царь рая Индра и многие другие. Привратник, впускавший этих
полубогов, в один из очень напряженных дней сказал: «Дорогие Господь Брахма
и Господь Шива, я прошу вас подождать на той скамейке. Дорогой Индра, будь
добр, воздержись от своих молитв, это вносит беспокойство. Прошу тебя,
дожидайся своей очереди молча. Дорогой Варуна, пожалуйста, отправляйся
восвояси. И вообще, дорогие полубоги, не тратьте своего времени даром.
Кришна очень занят, Ему не до вас!»

Кришна окружен любящими преданными

Говоря о Кришне, мы никогда не имеем в виду Его одного. Под «Кришной»
подразумевают Его имя, Его качества, славу, друзей, атрибуты, свиту - все
это заключено в слове «Кришна». Говоря о царе, нужно понимать, что его
всегда окружают министры, секретари, военачальники и многие другие. Кришна
тоже не безличен, особенно в Своих лилах во Вриндаване. Там Его окружают
гопи, мальчики-пастушки, отец, мать и другие жители Вриндавана.

В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (31.15) гопи жалуются: «Дорогой Кришна,
днем, когда Ты уходишь в лес Вриндавана со Своими коровами, каждое мгновение
тянется для нас, как двенадцать лет. Нам невыносимо трудно пережить это
время. А когда в конце дня Ты возвращаешься, то при взгляде на Твое
прекрасное лицо нас охватывает такое влечение, что мы не в силах оторвать от
Тебя глаз. И если в это время мы случайно моргаем, то обрушиваем свои
проклятия на создавшего нас Господа Брахму, называя его тупицей за то, что
он не умеет создавать совершенные глаза!» Иначе говоря, гопи раздражало, что
они вынуждены моргать, так как в то мгновение, когда их глаза закрыты, гопи
не могли видеть Кришну. Иными словами, любовь гопи к Кришне была так велика
и экстатична, что не видя Его даже мгновение, они начинали волноваться. А
когда они видели Кришну, то тоже, как это ни парадоксально, приходили в
волнение.

Одна гопи, описывая свои чувства Кришне, говорит: «Когда мы встречаемся с
Тобой ночью, эта ночь кажется нам очень короткой. Да что говорить о земной
ночи - ночь Брахмы* и та показалась бы нам слишком короткой!» Представить
себе продолжительность дня Брахмы можно из следующего утверждения
«Бхагавад-гиты» (8.17): «По земному исчислению тысяча циклов из четырех йуг
составляет один день Брахмы. Столько же длится и его ночь». Гопи говорили,
что даже если бы их ночь длилась столько же, им все равно не хватило бы ее
для свидания с Кришной.

* Двенадцать часов ночи Брахмы длятся 4 300 000 000 солнечных лет.

Привлекательная флейта Кришны

В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (35.15) гопи говорят Йашоде: «Когда
твой сын играет на Своей флейте, ее звуки приводят в смятение Господа Шиву,
Господа Брахму и Индру, хотя в этой вселенной нет никого мудрее и ученее,
чем они. Стоит им услышать звуки флейты Кришны, как они, забыв о своем
высоком положении, в смирении склоняются перед Ним и, внимая этим звукам,
становятся серьезными».

В своей книге «Видагдха-мадхава» Шри Рупа Госвами так описывает звуки
флейты Кришны: «Звук флейты Кришны чудом заставил Господа Шиву прекратить
стучать в свой барабан диндима; та же флейта прервала медитацию великих
мудрецов, четырех Кумар. Она повергла в изумление Господа Брахму,
восседавшего на лотосе и готового приступить к сотворению вселенной. А
Анантадева, до этого спокойно державший все планеты на Своих капюшонах, стал
раскачиваться из стороны в сторону в такт трансцендентным звукам флейты
Кришны, которые проникли сквозь оболочки этой вселенной и достигли духовного
неба».

Необыкновенная красота Кришны

В Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (2.12) Уддхава говорит Видуре: «Мой
господин, когда Кришна пришел на эту планету и проявил возможности Своей
внутренней энергии, самым чудесным из всего был Его облик. Все время, пока
длились Его игры на этой планете, мы имели возможность созерцать Его
красоту, перед которой никто не мог устоять. С помощью Своей внутренней
энергии Он явил такое великолепие, которое повергло в изумление всех. Он был
так прекрасен, что не нуждался ни в каких украшениях. На самом деле не
украшения придавали красоту Кришне, а Его красота, отражаясь в них, делала
их прекрасными».

О притягательности телесной красоты Кришны и звуков Его флейты говорится в
Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (29.40). Гопи обращаются к Нему с такими
словами: «Хотя наши отношения с Тобой и напоминают любовный роман, мы не
можем не удивляться, что ни одна женщина, услышав звуки Твоей флейты, не в
силах сохранить свое целомудрие. Да что говорить о женщинах, даже суровые
мужчины забывают обо всем на свете при Ее звуках. Более того, мы видели, как
коровы, олени, птицы и деревья Вриндавана - словом, все - были зачарованы
нежными звуками Твоей флейты и Твоей пленительной красотой».

В «Лалита-мадхаве» Рупы Госвами говорится: «Однажды Кришна случайно увидел
отражение Своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу. Увидев это
отражение, Он так выразил свои чувства: «Мне никогда не доводилось видеть
ничего прекраснее! Хотя это Я Сам, все же, вслед за Радхарани, Я пытаюсь
обнять Свое отражение, чтобы насладиться небесным блаженством!»» Эти слова
подтверждают, что Кришна и Его отражение суть одно и то же. Между Кришной и
Его отражением нет никакой разницы, как и между Кришной и Его изображением.
Таково трансцендентное положение Кришны.

В приведенных высказываниях описываются некоторые качества Кришны и
трансцендентные черты Его личности, являющиеся для Его преданных
неисчерпаемыми источниками наслаждения. Трансцендентные качества Кришны
сравнивают с океаном, размеры которого невозможно определить, однако
достаточно попробовать одну каплю океанской воды, чтобы получить
представление о том, из чего он состоит. Так и эти высказывания могут дать
нам некоторое представление о трансцендентном положении Кришны и Его
качествах.

В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (14.7) Господь Брахма говорит: «О мой
Господь, непостижимые качества, красоту и деяния, которые Ты явил, придя на
эту планету, невозможно измерить никакими материальными мерками. Любые
попытки представить себе Кришну тоже ни к чему не приведут. Может быть,
когда-нибудь ученый-материалист после многих-многих жизней и долгих лет
упорного труда определит атомный состав этого мира или даже сосчитает атомы,
из которых состоит эфир. Может быть, какому-нибудь ученому даже удастся
определить число атомов во вселенной. Но даже тогда он не в силах будет
сосчитать все трансцендентные качества в Тебе - источнике трансцендентного
блаженства».