Известны 5 видов материальных страданий, называемых клеши, которые
прекращаются благодаря бхакти: авидйа, асмита, рага, двеша и абхинивеша.
Слово клеша буквальное означает страдания или несчастье, но в данном случае
его следует понимать как "причина страданий". Описание клеш приводится в
Йога Сутрах Патанджали", в третьей "Сутре Садхана Пады", где говорится, что
клеши, по существу, представляют собой пять различных видов или причин
невежества (авидьи).

Клеши обуславливают наш правильный или неправильный выбор, стремление либо к
праведности, либо к безбожию, что влечет за собой соответственно либо
благочестивые, либо греховные поступки, в результате которых мы наслаждаемся
или страдаем.

Клеши бывают пяти видов:

Авидйа: невежество, которое проявляется в том, что мы ошибочно принимаем
преходящее за вечное, страдания за блажество, скверну за чистоту и то, что
не является нашей истинной сущностью за таковую.

Асмита: ложное эго; мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом;
мышление в рамках концепции "я" и "мое". Восприятие реальности на уровне
грубых чувств.

Рага: привязанность; стремление к материальному счастью и средствам его
достижения.

Двеша: ненависть; неприятие страданий и всего, что служит их причиной.
Абхинивеша: подсознательная тяга к удовлетворению чувств; привычки или
пристрастия, сохраняющиеся с прошлых жизней; глубокая привязанность к
материальному телу и страх смерти.

К категории пяти клеш также относятся последствия греховной деятельности:
прарабдха (дающие о себе знать), апрарабдха (непроявленные), рудха (в виде
ростка) и биджа (в виде семени).

Два вышеупомянутых вида бхакти (садхана и ваидхи) не только устраняют клеши,
но и способствуют развитию в преданном всех благоприятных качеств.
"Шримад-Бхагава-там" подтверждает это:

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
маноратхенасати дхавато бахих

Личности всех полубогов со всеми их достоинствами и возвышенными качествами
проявляются в том, кто развил чистую преданность Верховной Личности Бога.
Откуда же этим добродетелям взяться в сердце человека, который лишен
преданности Господу и потому целиком находится во власти временных
материальных желаний своего ума? (Бхаг. 5.18.12)

(Madhurya Kadambini)