Дорогой Падаcевана Прабху,

Примите пожалуйста мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!
> Это письмо вызвало у меня смешанные чувства... т.к. я узнал в нем себя...
> Простите. В свое время мне давали возможность служить преданным чтением
>лекций на
> программах. И я пытался делать это служение как мог... Молился Их
>Светлостям Шри Шри Гаура Нитай о помощи...
>
> Как же следует давать лекции? На что ориентироваться, какой должен быть
> результат?

> Поделитесь опытом, пожалуйста, очень Вас прошу, не откажите.
> Простите еще раз за навязчивость. У Вас возможно много служения.
> Слуга преданных, пока не смиренный, к сожалению
> Падасевана д г.Чернигов

Большое Вам спасибо за вопрос. Я считаю что это очень важный вопрос для
обсуждения, потому что часто замечал как непродуманная, "спонтанная" лекция
в которой как Вы говорите нет ориентиров, может вызвать у публики обратный
эффект и разочарование.

На эту тему Шрила Бхакти Вигьян Госвами Махараджа давал прекрасный семинар
который называется "Искусство Проповеди". Я советую Вам и всем остальным
преданным которым идея проповеди не безразлична, обязательно прослушать и
изучить его.

От себя я пожалуй все же добавлю пару слов, и поделюсь своим скромным
пониманием, но из за отсутствия времени сделаю это коротко, хотя есть что
сказать. В этом вопросе, относительно того, как нужно давать лекции, я
всегда ориентировался на комментарий Шрилы Прабхупады из 1.4.1:

"Когда собираются ученые люди, приветствовать рассказчика или обращаться к
нему может тот, кто обладает соответствующими качествами. Это должен быть
пожилой человек, глава дома. Кроме того, он должен отличаться широтой
познаний. Шри Шаунака Рши обладал всеми этими качествами, поэтому он
поднялся, чтобы приветствовать Шри Суту Госвами, выразившего желание
передать "Шримад-Бхагаватам" в точности таким, каким он услышал его от
Шукадевы Госвами и как его понял.

Личное понимание не означает, что человек из тщеславия пытается выставить
напоказ свою ученость, стараясь превзойти предыдущего ачарью. Он должен
полностью доверять предыдущему ачарье, но в то же время сам он должен
настолько хорошо понимать содержание, чтобы уметь преподнести учение
надлежащим образом в соответствии с конкретными обстоятельствами. При этом
изначальный замысел автора должен быть сохранен.

Не следует выискивать в тексте тайный смысл, и все же преподносить его надо
так, чтобы заинтересовать слушателей и дать им возможность понять его. Это
называется пониманием текста. Шаунаке, возглавлявшему собрание, чтобы
оценить рассказчика, достаточно было услышать от Шри Суты Госвами
йатхадхитам и йатха-мати, как, охваченный экстатическим чувством, он
поднялся со словами приветствия, обращенными к нему.

Ученому человеку не следует слушать того, кто не является представителем
истинного ачарьи. Таким образом, на этом собрании, где "Бхагаватам" был
поведан во второй раз, и рассказчик, и слушатели отвечали всем необходимым
требованиям. Чтобы без затруднений достичь цели, которую преследует чтение
"Шримад-Бхагаватам", необходимо всегда соблюдать эти условия. В противном
случае, если чтение "Бхагаватам" преследует какие-то посторонние цели, это
не принесет пользы ни рассказчику, ни слушателям".

В свое время Сухотра Махараджа говорил мне, что лекцию стоит начинать с
интересной истории, которая подтверждает и демонстрирует смысл текста, на
основе которого читается лекция. В шастрах это называется дриштанта.
Дриштанта происходит от слова "драшта" что означает видеть. Другими словами
на примере хорошей истории мы можем "увидеть" сидханту, конечное заключение
Вед, и понять, как на практике применить нашу философию.

Шримад Бхагаватам построен по принципу сидханта, дриштанта, сидханта,
дриштанта и.т.д. В начале делается философское утверждение, а затем Шрила
Шукадева Госвами демонстрирует на практике как это работает на основе какой
ни будь истории. Например история (дриштанта) об Аджамиле из шестой песни
Шримад Бхагаватам, демонстрирует сидханту относительно утверждения Шукадевы
Госвами о том что Святое Имя освобождает даже того кто неосознанно его
повторяет...

Затем говорится, что в своей лекции до того как мы перейдем к обсуждению
комментария Шрилы Прабхупады, мы должны обязательно разобрать сам текст с
точки зрения грамматики, логики и с точки зрения того, как идея данного
текста подтверждается другими писаниями. Шрила Шиварама Махараджа говорит,
что из этих трех вещей, проповедник в первую очередь должен хорошо знать
писания, и также должен использовать немного логики. Вишванатха Чакраварти
Тхакур строил свои комментарии к шастрам именно в соответствии с этими тремя
принципами.

Но пожалуй самое главное мы должны быть искренними, изучать и жить идеями
писаний и применять их в своей жизни. Тогда нам будет о чем говорить на
лекциях, мы выявим для себя определенную индивидуальную форму и тактику
проповеди и наши слова будут трогать сердца людей.

Обсуждать Кришна Катху необходимо в настроении поклонения и
священнодействия, а не для того чтобы "объяснить" или "оценить" сказанное в
писаниях в попытке засветится своей эрудицией, в глазах неискушенной
публики. Поэтому в самом начале своих лекций мы должны молится лотосным
стопам Господа Чайтаньи Махапрабху, своему духовному учителю и всем шикша
гуру о том чтобы они были беспричинно милостивы нам, и чтобы в нашей
скромной попыткеповторить их святые слова говоря Кришна Катху, не было
никакого самолюбования, вожделения, ненависти, гордости, зависти, насилия (
особенно ужасно выглядит когда Президент Храма или лидер, использует лекцию
для того чтобы протолкнуть тот или иной проект, или просто для того чтобы
"вправить всем мозги" подтягивая под это шаструадля этого должны быть
отдельные иштха-гоштхи) и других низменных мотивов, а было только желание
доставить счастье им и тем кому они бесконечно дороги.

Простите за краткость, и еще раз большое спасибо Вам за вопрос.

Ваш слуга
Премаванйа даса.