Слово самскара ( от санскритского сам-с-кара) означает "совершенное
действие". Это в высшей степени благоприятная, очищающая и освящающая
церемония. Эти обряды являются действиями гармонично согласовывающимися со
всеми метафизическими законами тонкой реальности которую наши чувства не
способны воспринять в материальном мире.

Самскары уничтожают дурную карму, увеличивают благоприятное влияние
материальной природы, и помогают спокойно прогрессировать по пути к высшему
существованию и достижения Абсолюта.

Посредством самскары мы можем освятить взаимоотношения между родителями и
детьми, между супругом и женой, учителем и учеником, между живущими и
умершими, людьми и полубогами, между мудрецами и Богом.

Самскары устраняют демонические влияния видимого и невидимых миров и
призывают благословения мудрецов, полубогов и самого Бога. В отсутствии
самскар жизненная деятельность становится мирской.

( Из ниги " Саскары" Према Расы Прабху.)

------------------------------------------------------------------------

татах сарва-гунодарке санукула-граходайе
джаджне вамша-дхарах пандор бхуйах пандур ивауджаса

Затем, когда один за другим появились все благоприятные знаки
зодиака, родился прямой наследник Панду, который должен был
сравняться с ним в доблести.

КОMMЕНTАРИЙ: Как подтверждается в "Шримад-Бхагаватам",
влияние звезд на живое существо, вычисляемое астрономами, не
предположение, а реальность. Законы материальной природы по-
стоянно управляют живым существом так же, как законы государ-
ства - гражданами. Действие законов государства можно наблю-
дать материальным зрением, но законы природы более тонки, по-
этому они недоступны нашему грубому материальному видению.
Как сказано в "Бхагавад-гите" (3.9), каждое действие, совершаемое
в жизни, имеет последствия, связывающие нас, и только те, кто
действует во имя Йаджны (Вишну), не связаны последствиями сво-
ей деятельности.

Высшие авторитеты, представители Господа, оце-
нивают наши действия и в соответствии с ними наделяют нас те-
лами. Законы природы так тонки, что на каждую часть нашего те-
ла воздействуют определенные звезды, и живое существо получа-
ет действующее тело, в котором оно благодаря таким манипуля-
циям астрономического влияния может отбыть присужденное ему
наказание. Поэтому судьбу человека можно определить по распо-
ложению звезд в момент его рождения, когда опытный астролог
составляет достоверный гороскоп. Это великая наука, и то, что ее
неправильно используют, еще не доказывает ее бесполезность.

Mахараджа Парикшит или даже Личность Бога приходят при опреде-
ленном расположении созвездий, влияние которых распространяет-
ся на тело, рождающееся в такой благоприятный момент. Особен-
но благоприятно звезды располагаются в момент явления Господа
в материальном мире, и для этого сочетания имеется специальное
название джайанти, которое нельзя употреблять в других случа-
ях. Mахараджа Парикшит был не только великим императором-
кшатрием, но и великим преданным Господа, поэтому он не мог
родиться в неблагоприятный момент. Как для встречи уважаемо-
го человека выбирают подходящее место и время, так и для встре-
чи Mахараджи Парикшита, о котором особо заботился Верховный
Господь, был выбран подходящий момент, когда все благоприятные
звезды собрались вместе, чтобы распространить на царя свое вли-
яние.

Tак он появился на свет только для того, чтобы прославиться
как великий герой "Шримад-Бхагаватам". Это особое расположе-
ние звезд не зависит от воли человека - этим процессом управля-
ют представители Верховного Господа. Разумеется, все это делает-
ся в соответствии с добрыми или дурными делами живого сущест-
ва. Именно поэтому живому существу следует совершать благочес-
тивые поступки. Tолько благодаря праведным поступкам человек
может получить право владеть богатством, быть образованным и
иметь красивое тело.

Самскары школы санатана-дхармы (вечной
деятельности человека) способствуют созданию обстановки, в ко-
торой можно воспользоваться благоприятным влиянием звезд, и,
следовательно, гарбхадхана-самскара, первая очистительная цере-
мония вложения семени, предписанная высшим кастам, служит на-
чалом всей благочестивой деятельности, цель которой - создать
в обществе сословие добродетельных, благочестивых и разумных
людей. Tолько благодаря здравомыслящему и добродетельному на-
селению в мире могут воцариться покой и благоденствие. А неже-
лательное безумное население, склонное к сексуальной распущен-
ности, превращает мир в ад.

(Шримад Бхагаватам 1.12.12)