Пратьякша – познание посредством чувст.
Парокша- познание посредством чужих чувств.
Апарокша- непосредственное познание.
Адхокшаджа- познание через откровение.
Апракрита- абсолютное духовное знание.

Шри Кришна, Бог, известен как Аван-Манаса-Гоачара, тот кого не
возможно постичь с помощью материальных чувств и ума. В обусловленном
состоянии непосредственное познание Бога практически не возможно.

Дживе сакшаат нахи тата гуру чайтья рупа
Шикша гуру хойа Кришна маханта сварупаа.

Так как человек не может непосредственно осознать Сверхдушу, Бога
присутствующего в нашем сердце как Параматма, Он является нам в форме
освобожденного преданного. Такой духовный учитель неотличен от самого
Господа›

Этот стих из Чаитаньи Чаритамриты (ади-лила 1.58) начинается со слов
дживе-сакшаат. Слово сакшат означает (непосредственное восприятие›. Это
означает тоже самое что и слово пратьякша- ( прати означает ќрядом› или
ќпосредством› а слово ќакша› означает ќчувства›. Идея в том, что
восприятие бытия живого существа ограниченно чувствами поэтому ќнахи
тата› оно не может увидеть Верховного Господа даже в своем сердце.

Но оно может увидеть Шри Гуру который появляется внешне в форме
великого преданного чтобы давать шикшу- духовное знание. Поэтому джива
вовлекает свои чувства в служении Шри Гуру и
посредством этих же чувств воспринимает Ведическое знание, которое
начинается с Ачара, одухотворенного поведения.

Духовный учитель известен как Ачарья, тот кто учит своим примером
тому как нужно практиковать Ведическое учение так чтобы получить откровение
Бога. С помощью пратьякши, видения, слушания и следованию практическому
примеру духовного учителя джива утверждается в Бхати-Йоге.

Это будет знаменовать собой первую стадию познания Бога которую Веды
назавают пратьякша- познание посредствм своих чувств. (Чувственный уровень)

Следуя святому примеру своего учителя, ученик возвышается то второй
ступени познания, которая называется парокша. Парокша означает косвенное
знание, видение глазами вышестоящего.

Например, ночью мы можем позвонить своему другу, который живет тысячу
километров от нас в другой стране мира, и можем спросить у него видит ли он
солнце. Услышав его ответ: ќДа, сегодня у нас солнечный день› мы *видим*
солнце посредством чужого опыта- парокша. На этом уровне мы сами может и не
видим Бога но мы пользуемся откровением тех кто Его познал.
(Ментальный уровень)

По мере того как мы продолжаем слушать и повторять находясь под
прибежищем осознавших себя и Бога душ мы со временем сами обретаем
философское понимание которое называется апарокша- осознание всего того что
было услышано от авторитетов. На этом уровне мы пользуемся чувственным
восприятием и логикой но в рамках ведического знания. Логика будет
использоваться не для измышлений а для вичары- филосовского осмысления
разумом примера и учения своего духовного учителя. (Уровень разума).

С уровня апарокши ученик возвысится до уровня адхокшаджи, четвертой
стадии познания Бога. На уровне адхокшаджа человек больше не делает ставки
на знании проверенном чувствами и умом.. В
Шримад Бхагаватам 7.7.37, Прахлада Махараджа обьясняет адхокшаджа- аламбанам
( постоянное соприкосновение с знанием адхокшаджа) является результатом
медитации и поклонения хрит-ишваре, Господу в сердце. На этом уровне
преданный осознает пять истин описанных в Бхагавад Гите: ишвару, дживу,
пракрити, калу, и карму. (Духовный уровень)

Далее следует уровень апракрита ( вне пределов пракрити, или
материальной энергии). На уровне апракрита посредством откровения преданный
воспринимает трансцендентные игры и времяпровождение Господа со Своими
освобожденными преданными.

Шрила Прабхупада говорил что апракрита означает духовная деятельность. На
этом уровне преданному открывается его вечное духовное положение спутника
Шри Кришны в духовном мире Вайкунтхи и его духовное тело (Сварупа).
(Трансцендентный уровень)

(Из лекции Шрилы Сухотры Свами)