К следующей категории относятся вайшнавы, стремящиеся к освобождению. Такое
стремление дает им право давать наставления другим, однако их поступки
иногда едва ли можно считать достойными подражания. Хотя они обязаны
следовать указаниям шастр, поведение таких вайшнавов соответствует их
духовному уровню, который еще не самый высокий. По этой причине преданный
должен научиться видеть различия между садхаками в соответствии с их
положением, чтобы знать, стоит ли брать с них пример или нет.

Согласно наставлениям Рупы Госвами, поведению младших не следует придавать
особого значения, и в то же время пример равных и старших на самом деле
способен принести нам ощутимую духовную пользу. Хотя преданные, находящиеся
на более низком уровне также являются вайшнавами, они совершают ошибки,
которые у возвышенных преданных остались уже в прошлом. Поэтому их пример не
оказывает столь благотворного влияния на духовный прогресс более опытных.
Другие вайшнавы достигли такого же как мы сами или более высокого духовного
уровня, и потому их сад-ачара, соответственно, находится на том же уровне,
что у нас, либо превосходит его. От них можно научиться многому. Так или
иначе, какое бы положение не занимал садхака, его недостатки, препятствующие
безупречному поведению, имеют не большее значение, чем те изъяны, которые
человек может обнаружить в самом себе. Чтобы обучать других, вовсе не
обязательно быть совершенным. Но следует брать пример с тех наставников, чье
поведение находится на равном или на более высоком уровне.

Шрила Прабхупада говорит: "Собственное очищение и обучение других принципам
чистоты должны идти рука об руку. Желания каждого из нас пока еще далеки от
возвышенных идеалов, однако мы пытаемся достичь совершенства и, насколько
возможно, учим этому других. Эти два процесса невозможно отделить друг от
друга и осуществлять их необходимо параллельно. Шикша и дикша. Шикша
означает обучение. Дикша, или посвящение, знаменует начало духовного
понимания. Поэтому каждый ученик обязан неуклонно идти путем совершенства
сам, а также помогать в этом другим" (письмо, 30 апреля 1971 г.).

Ученик может замечать в других недостатки, однако он не должен судить по
ним о вайшнаве. В конце концов, все мы обратились к преданному служению,
чтобы избавиться от них. В этом заключается искренность. Если кто-нибудь
отважится судить о вайшнавах по их недостаткам, он рискует прослыть
критиканом. Поступая так, он может превратиться в апардхи и вообще утратить
способность принимать добрые советы от кого бы то ни было.

"Между преданным и непреданным существует такая же разница, как между пчелой
и мухой: пчелу всегда влечет к себе мед, а мухи садятся на открытые раны.
Подобно этому, преданного всегда привлекают в людях именно хорошие качества,
и он не склонен замечать их недостатки. Он друг всех и каждого и потому
находит свою жизнь возвышенной" (письмо, 18 ноября 1971 г.).

Основой нашей оценки вайшнавов должны служить их положительные качества и
ценные наставления. Такой подход является позитивным, духовным и позволяет
оказывать уважение каждому преданному как Прабху, или своему господину. В
отличие от непреданных, вайшнавы имеют перед собой общие духовные цели. Хотя
понятно, что ошибок на этом пути не избежать, благодаря искренним усилиям
следовать своему идеалу эти их попытки обязательно увенчаются успехом.
Таков в целом ответ на вопрос о поведении шикша-гуру, не достигших
освобождения, или вайшнавов, стремящихся к совершенству.

(Шикша-гуру.Возрождение традиции в ИСККОН
Шиварама Свами)