Некогда жил землевладелец, у которого ни один работник не задерживался
надолго. Помещик нанимал новых слуг, но те, как правило, уже через несколько
дней увольнялись. Это его очень беспокоило, поскольку поддерживать огромное
хозяйство без слуг просто невозможно.

Однажды он посетовал другу на судьбу: "Надо мной тяготеет какой-то злой рок!
Все слуги просто бегут из моего дома!
Не знаю, что и делать?"

"Я дам тебе совет, - ответил ему друг, - и если ты последуешь ему, никто и
никогда не уйдет от тебя, даже если ты будешь гнать его. Найми нового слугу
и корми его дважды в день отборным рисом Балам, приготовленным на чистом
гхи, а через полгода можешь взвалить на него любую работу, какую пожелаешь".

Землевладелец сделал все так, как посоветовал друг. В течение полугода его
новый слуга наслаждался неповторимым вкусом риса Балам, приготовленного на
гхи, после чего любые другие сорта риса утратили для него всякую
привлекательность. Когда же полгода истекли, землевладелец начал все больше
и больше загружать слугу работой.

Работник жаловался помощникам своего господина: "Если так будет и дальше
продолжаться, я просто уволюсь". И каждый раз, делая какую - нибудь
сверхурочную работу, он ворчал: "Ноги моей не будет в этом доме!" Наконец, в
один прекрасный день, землевладелец сказал: "Я больше тебя не держу. Можешь
идти". Слуга попробовал работать у других людей, но где бы он ни был, ему не
удавалось испытать былого удовольствия от чудного вкуса риса Балам с гхи.

В конце концов, жалкий и беспомощный, он вернулся в дом своего старого
хозяина. Всякий раз, когда ему поручали дополнительную работу, он убегал
куда-нибудь в поисках более легкой жизни. Однако, вспомнив, с каким
наслаждением он ел в доме землевладельца рис Балам с гхи, он тут же
возвращался назад, оправдываясь, что привязанность и теплые чувства
к хозяину неискоренимы, и потому нигде, кроме как у него, он жить не может.
Спустя несколько лет, встретив своего друга, землевладелец вне себя от
радости закричал: "Слава рису Балам и гхи".

Комментарий

Эта история разоблачает влияние женщин, денег и славы, которых мы так
жаждем. Непросто найти в этом мире человека, который бы хотел заниматься
беспричинным преданным служением Господу Шри Хари. Никто не хочет жить в
семье Господа Шри Кришны. Тот, кто стремится к чувственным наслаждениям и
полон материальных желаний, может несколько дней позаниматься неискренним
служением Шри Кришне, но затем, гонимый жаждой чувственных утех, он
снова возвращается к их различным аспектам: поиску материальной выгоды,
положения и славы, религии, деньгам, плодотворной деятельности и
освобождению.

Чтобы привлечь таких людей к Богу и раскрыть их скрытые возможности
великодушные духовные учителя распоряжаются, чтобы их кормили рисом Балам,
приготовленном на гхи. Другими словами, духовные учителя делают все
возможное, чтобы удержать этих лентяев в семье Господа Шри Кришны, наделяя
их различными видами положения и славы. Начинающий преданный может захотеть
уйти из семьи Господа Шри Кришны, но если ему давать рис Балам и гхи, в
форме престижа, общественного положения, почета и т.д., то он вряд ли уйдет,
даже если его попросят.

Некоторые люди проявляют определенную привязанность и теплые чувства к
землевладельцу, или духовному учителю. Поэтому, вся слава
рису Балам и гхи! Искренняя находчивость, с которой землевладелец выполняет
свои обязанности, сродни искреннему желанию духовного учителя или чистого
преданного удовлетворить Господа Гаурангу. Если сравнивать слугу с
учениками, которые притворяются, что служат своему духовному учителю, можно
с твердым убеждением сказать, что рис Балам,
приготовленный на гхи - это стремление ученика к положению, почету и славе.

Упакхьяне Упадеша (поучительные истории)

Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура